Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Правосудие на распутье

Сергей Хаванский,
кандидат юридических наук,
руководитель Правовой редакции Компании
"ГАРАНТ"

Россия – страна внезапностей. В очередной раз этот тезис подтвердился буквально на днях, когда юридическое сообщество было потрясено громкой законодательной инициативой президента: в Государственную Думу им внесен законопроект об объединении двух из трех высших судебных инстанций страны – Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

Нет, разговоры об этом шли, конечно, уже давно и идея эта имеет немало сторонников. Но одно дело – предполагаемые намерения, и совсем другое – реальный проект закона. Причем даже не «федерального» и не «федерального конституционного»: поскольку Высший Арбитражный Суд РФ упомянут в Конституции, то поправки, прежде всего, вносятся в нее.

В общем-то, здесь и кроется первое недоумение, которое возникает в связи с означенным событием: почему столь важные/радикальные/эпохальные изменения в судебной системе страны происходят без предварительного, продолжительного и максимально широкого обсуждения с теми, чья работа неразрывно связана с судами? И вот уже возмущение ученых из Академии наук, которая подверглась столь же стремительному реформированию – до того казавшееся чужим, непонятным, необъяснимым – становится гораздо объяснимее…

Причем, пожалуй, основную массу нареканий вызывает не столько даже сам факт объединения высших судов (который неизбежно повлечет и реформирование обеих стоящих под ними судебных ветвей и, соответственно, довольно продолжительный период бардака, путаницы и неразберихи). Наибольшую тревогу вызывает то, что «упраздняется» Высший Арбитражный Суд.

За годы своего существования – сначала под руководством Вениамина Яковлева, потом Антона Иванова – система арбитражных судов с ВАС РФ во главе проделала огромный путь. И замечателен он, пожалуй, тем, что НИ ОДНА из всех государственных структур не достигла такого уровня открытости, прозрачности, ясности функционирования и удобства для граждан. Электронный документооборот, видеотрансляции судебных заседаний, выкладывание практически всей возможной документации в Интернете – какое еще госучреждение может похвастаться такой прозрачностью? И разве не об этом все последние годы говорит руководство страны – сделать механизмы управление обществом понятными для граждан и бизнеса, поставить публичную власть под общественный контроль, сделать ее решения и действия понятными и прогнозируемыми?

Зато система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом, пользуется у профессиональных юристов совсем другой репутацией. Эти суды, по мнению многих практикующих коллег, по-прежнему в значительной степени остаются закрытыми, упорно ходят слухи о господстве в них так называемого «телефонного права», дела рассматриваются долго, а выносимые по ним решения часто противоречивы. Конечно, речь не идет о том, что эти суды «насквозь» поражены какой-то проказой и работать в них невозможно — как-никак, но правосудие в них осуществляется. Мы говорим лишь о том, что указанное мнение существует в юридической среде и проводить столь радикальные перемены без его учета — как минимум, поспешно. Слишком многие юристы опасаются, что слияние судов приведет к тому, что значительно большее число судей общей юрисдикции просто поглотит «арбитражников», а вместе с ними — и все завоевания арбитражного правосудия в стране.

В ответ на такие опасения сторонники реформы указывают на специальный порядок формирования нового Верховного Суда — что, мол, не произойдет простого «численного» объединения (судей ВС гораздо больше, чем судей ВАС), а будет проведена процедура отбора, через которую пройдет любой желающий стать судьей нового объединенного органа. И действительно, рассматриваемый законопроект предусматривает создание Специальной квалификационной коллегии (СКК) из 27 человек, а также Специальной экзаменационной комиссии (СЭК) из 11 членов. Именно эти люди будут рассматривать, проверять и рекомендовать кандидатуры будущих судей обновленного Верховного Суда.

Кто же они? Согласно законопроекту, в состав СКК входят по одному представителю президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов (видимо, в первую очередь, речь об Ассоциации юристов России — АЮР). Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов РФ из числа членов этих советов – по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов. В состав СЭК входят три члена комиссии, избираемых общероссийскими общественными объединениями юристов (АЮР?), и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов из числа членов этих советов - по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов РФ.

Таким образом, видно, что определяющую роль в формировании этих ключевых для обновленной судебной системы органов будут играть региональные советы судей, которые согласно действующему законодательству «избираются соответствующими конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами». И беспокоит здесь следующее обстоятельство. Существующий в настоящее время механизм отбора в квалификационные коллегии и экзаменационные комиссии, которые решают судьбу будущих судей, предусматривает довольно жесткую фиксацию представительства разных ветвей судебной системы: столько-то человек от арбитражных судов региона, столько-то от районных, столько-то от мировых и т. д. (либо принцип их равного представительства). Таким образом, даже если в том или ином субъекте РФ численность судей общей юрисдикции существенно превосходит число арбитражных судей (а как правило, именно так и есть), то на их позициях в квалификационных коллегиях и экзаменационных комиссиях это никак не скажется.

Но не выйдет ли так, что в самих советах судей окажется иное распределение? Ведь на уровне закона никакого закрепления пропорциональности представительства нет. И не приведет ли это к тому, что, действительно, судьи общей юрисдикции получат численный перевес и, соответственно, большее представительство в новом Верховном Суде? И если сбудутся опасения критиков современной системы СОЮ, не приведет ли это к откату в развитии судебной системы?..

Безусловно, все это только лишь предположения, и реальное развитие событий может от них сильно отличаться. Но факт их наличия как раз и требовал того пресловутого широкого общественного обсуждения...

Содержит проект новации и в отношении прокуратуры: региональные прокуроры теперь будут назначаться главой государства. По всей видимости, такая мера направлена на укрепление пресловутой «вертикали власти». Но опять-таки критики такого предложения говорят о тенденции к чрезмерному усилению института президента в и без того суперпрезидентской республике...

Все записи автора
Все авторы

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное