Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
5 августа 2011
Обзор документа
С 1 января 2007 г. вступил в силу Закон о федеральном бюджете на 2007 г. Согласно ему исковая давность не распространяется на требования Российской Федерации по обязательствам, возникшим, в частности, в связи с предоставлением государственных кредитов (ссуд). С 1 января 2008 г. в Бюджетном кодексе РФ закрепили аналогичное правило в отношении бюджетных кредитов. А с 26 ноября 2008 г. вступил в силу закон, придающий этим поправкам обратную силу (т. е. распространяющий их на отношения, возникшие до 2008 г.). ВАС РФ просил проверить конституционность указанных положений.
По мнению Конституционного Суда РФ, отмена сроков исковой давности по таким требованиям означает, что задолженность может взыскиваться в течение, по существу, не ограниченного периода. Это неоправданно ограничивает имущественные права получателей бюджетных кредитов, нарушает баланс публичных и частных интересов.
Между тем период, в течение которого к соответствующим требованиям не применялся общий срок исковой давности, составляет 4,5 года. Он не может считаться чрезмерно длительным. Поэтому оспоренные взаимосвязанные положения признаны не противоречащими Конституции РФ. Установленное ими специальное правило обусловлено особым характером отношений, предметом которых выступают публичные финансы. Бюджетные кредиты предоставляются на льготных условиях и нацелены на развитие отраслей экономики, нуждающихся в господдержке.
Указанные выше поправки к Бюджетному кодексу РФ применяются лишь в тех случаях, когда срок исковой давности не истек на 1 января 2007 г. (т. е. на момент, когда впервые ввели соответствующее правило).
Федеральному законодателю надлежит установить конкретный временной предел для увеличенного срока исковой давности по таким делам.
Один из судей КС РФ изложил особое мнение по данному делу. В частности, он указал, что оспоренные нормы не устанавливают и не отягчают ответственность. Законодатель, преследуя важный публичный интерес, был вправе придать им обратную силу.