Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Горячие документы. Федеральные

Архив

Рубрика "Федеральные горячие документы" поможет быть в курсе текущих изменений в федеральном законодательстве. Новые документы с краткими комментариями к ним (обзорами), подготовленными специалистами "Гаранта", публикуются  здесь ежедневно и в режиме реального времени. А чтобы изучить изменения в интересующей отрасли права за определенный период, можно обратиться к Энциклопедии мониторинга и составить индивидуальный обзор изменений в законодательстве – как федеральном, так и региональном.

И не забудьте подписаться на ежедневную или еженедельную рассылку, а также RSS-ленту.

26 декабря 2025
Рекомендован порядок применения Плана счетов бюджетного учета.
Разработаны рекомендации по применению СГС "План счетов бюджетного учета".
Положения СГС обязательны с 1 января 2026 г. СГС применяется одновременно с СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", СГС "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов" и другими федеральными стандартами бухучета государственных финансов.
КС разъяснил условия привлечения к ответственности депутатов за неуведомление о конфликте интересов.
Конституционный Суд РФ рассмотрел запрос областного законодательного органа о проверке норм в части урегулирования депутатами конфликта интересов при голосовании.
В законе нет прямого запрета на совмещение депутатской деятельности, в том числе на непостоянной основе, с другой оплачиваемой работой. Это может предоставлять необоснованные преимущества и приводить к легализации неправомерных действий и решений.
Взаимосвязанные оспариваемые положения не противоречат Конституции РФ. Они не расцениваются как освобождающие от ответственности при конфликте интересов. При этом непостоянная основа работы, неопределяющее значение голоса или неруководящая должность не исключают конфликта. Это оценочное понятие, которое следует устанавливать по совокупности обстоятельств. Также надо учитывать, что не любое получение выгод следует понимать под личной заинтересованностью.
Публичный самоотвод депутата может создавать формальную видимость принятия мер, значит, не исключает оценку других действий депутата. При существенном конфликте, дискредитирующем деятельность органов власти, одной из мер ответственности депутата является досрочное прекращение его полномочий.
Применяем план счетов бухучета бюджетных и автономных учреждений с учетом рекомендаций Минфина.
Приведены методические указания по применению СГС "План счетов бухучета бюджетных и автономных учреждений".
Установленные стандартом требования к бухучету на счетах плана, а также порядок применения плана применяются при ведении бухучета с 1 января 2026 г.
Заново утверждать рабочие планы счетов необязательно, за исключением дополнения ранее не используемыми счетами бухучета для организации учета с начала финансового года.
ВС разъяснил, чем грозит неуплата штрафов и как привлекать к ответственности.
Пленум Верховного Суда выпустил разъяснения по привлечению к ответственности за неуплату штрафов. В числе санкций - двойной штраф, административный арест на 15 суток.
Сам штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу постановления, решения арбитражного суда. При этом следует учитывать выходные дни, представленную отсрочку.
Дела о неуплате штрафов по общему правилу рассматривают суды общей юрисдикции.
Лицу, которое не уплатило штраф за нарушение в области дорожного движения, зафиксированное камерами, не назначается административный арест. В этом случае дело должно быть рассмотрено в 2-месячный срок. Тот же срок - если нарушитель является юрлицом.
Обозначены уважительные причины неуплаты штрафов. Это, например, длительное нахождение лица на стационарном лечении в состоянии, не позволяющем исполнить соответствующую обязанность; нахождение лица на территории, где объявлен режим ЧС; неверные реквизиты для оплаты штрафа в постановлении, решении арбитражного суда. Еще одна причина - арест счетов. Однако нужно выяснить, принимало ли лицо меры для снятия ареста, изыскания иных средств.
За неуплату штрафа его взыскивают в двойном размере. При этом взыскивают 1 000 руб., если штраф меньше этой суммы.
Если не уплачены штрафы, которые наложены несколькими постановлениями, решениями арбитражных судов, то наказание назначается за каждый факт неуплаты, в т. ч. в случае одновременного выявления таких фактов.
Уточнены некоторые вопросы назначения уголовного наказания.
Пленум Верховного Суда уточнил и дополнил разъяснения по назначению уголовного наказания и исполнению приговора. Затронуты вопросы лишения права заниматься определенной деятельностью, спецзвания, классного чина, госнаград, назначения принудительных работ, установления смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
В качестве лишения права заниматься определенной деятельностью можно установить запрет на выполнение организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных (управленческих) функций в конкретной сфере деятельности (например, в сфере заключения и исполнения госконтрактов).
Если лицо виновно в совершении нескольких преступлений, то лишить его спецзвания, чина, госнаград можно как за одно преступление, так и за каждое или некоторые из них. В таком случае данное дополнительное наказание назначается при определении окончательного наказания по совокупности преступлений.
При назначении принудительных работ судам необходимо выяснять трудоспособность лица и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности отбывания им данного наказания. УК РФ не запрещает назначать их иностранцам и апатридам.
Наличие у виновного малолетних детей суд вправе признать смягчающим наказание обстоятельством (в т. ч. в тех случаях, когда дети родились после совершения преступления). Однако это не является безусловным основанием. Возможность принятия судом такого решения закон связывает с выполнением виновным родительского долга с учетом того, что преступление не совершено в отношении его детей. Если суд установил наличие у осужденного малолетних детей, но не признал данное обстоятельство смягчающим наказание, то в приговоре необходимо привести мотивы такого решения.
Предусмотренный УК РФ перечень отягчающих наказание обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Суд не должен ссылаться на непризнание лицом своей вины, отсутствие раскаяния в содеянном, мнение потерпевшего о назначении подсудимому строгого наказания.
Актуализированы позиции по вопросам заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, определения опасного или особо опасного вида рецидива преступлений, определения штрафа.
Выработан единый подход к расчету размера субсидиарной ответственности при банкротстве.
Пленум Верховного Суда РФ дополнил разъяснения по вопросам привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве.
В частности, сформулирован единый подход к расчету размера субсидиарной ответственности. Включаются требования кредиторов, внесенные в реестр, а также заявленные после его закрытия, текущие платежи, финансовые санкции (кроме штрафов за налоговые правонарушения), начисленные в период банкротства проценты. Также учитывается требование предоставившего компенсационное финансирование мажоритарного акционера, не являвшегося соучастником руководителя в выводе активов юрлица и выгодоприобретателем от таких действий.
Субсидиарная ответственность контролирующего лица - гражданина и обязанность по возмещению вреда наступают в момент совершения им неправомерных действий (бездействия), ставших причиной банкротства должника или причинения вреда его кредиторам. Соответствующая обязанность входит в состав наследственной массы контролирующего лица, не прекращается его смертью. Она исполняется в пределах стоимости наследственного имущества на момент открытия наследства, если в отношении имущества умершего не была введена процедура банкротства.
Ведение юрлицом экономической деятельности с предпринимательским риском не является основанием для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Исключение составляет случай, когда неспособность должника удовлетворить имеющиеся требования обусловлена их недобросовестным и неразумным поведением, а не рыночными факторами.
Разрешая споры о привлечении к субсидиарной ответственности членов коллегиального органа юрлица, следует устанавливать факт участия каждого конкретного ответчика в причинении вреда имущественным интересам кредиторов. То обстоятельство, что они занимали одинаковую должность (например, входили в состав коллегиального исполнительного органа должника) либо обладали статусом контролирующего лица, не свидетельствует об их соучастии в причинении вреда.
В целях защиты публичных интересов прокурор вправе обратиться с заявлением о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, а также вступить в такой процесс на любой его стадии.
ВС призвал отличать критику от экстремизма и допустил использование нацистской атрибутики для осуждения идеологии.
Пленум Верховного Суда РФ внес изменения в постановление о преступлениях экстремистской направленности.
Использование нацистской атрибутики не является экстремистской деятельностью, если это сделано в научных, образовательных, художественных, публицистических целях или в контексте осуждения нацизма и экстремизма.
Критика политиков, общественных деятелей и религиозных объединений сама по себе, без публичных призывов к насилию, не должна рассматриваться как экстремизм.
Критика перестает быть допустимой, если она переходит в утверждения о необходимости насилия, репрессий, депортаций, дискриминации по признакам национальности, расы, религии, происхождения, пола или принадлежности к социальной группе.
Возбуждение ненависти, вражды, унижение достоинства уголовно наказуемы, если совершены публично, через митинги, выступления, СМИ, Интернет, массовые рассылки.
При этом суды должны учитывать контекст, личность автора, охват аудитории и общественную опасность деяния, а не ограничиваться формальным наличием определенных слов или символов.
Уточнены понятия пропаганды, публичности, скорректированы правила соотношения административной и уголовной ответственности, включая обязанность суда проверять законность, исполнение и сроки административного наказания.
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное