Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

9

НОВОСТИ ГАРАНТА

Вряд ли можно найти в

правовом поле тему, где

«градус проблемности»

был бы так же высок, как

в сфере проверок орга-

низаций и предприни-

мателей. Даже хорошая

подготовка и наличие

обширных знаний не га-

рантируют

счастливого

исхода ревизии. Олдос

Хаксли говорил, что зна-

ние так же отличается от

понимания, как рецепт

на пенициллин от само-

го пенициллина. Поэтому

знать, как проходят про-

верки контролирующих

органов, и понимать этот

процесс – совсем разные

вещи. Понимание при-

ходит только с опытом, а

в данной сфере, к сожа-

лению, стоимость опыта

может быть непомерно

высока как для организа-

ции, так и для ответствен-

ного специалиста.

Однако это не означает,

что выхода нет и придет-

ся набить все возможные

«шишки», прежде чем

проверкиперестанут быть

«черным ящиком» (если

такое вообще возмож-

но). Наши пользователи

всегда могут рассчиты-

вать на экспертную под-

держку ГАРАНТа. В скором

времени станет доступен

новый продукт – «Со-

ветник по проверкам».

С его помощью вы смо-

жете

обращаться

к

экспертам

компании

«Гарант» с вопросами

по проверкам. Коман-

да квалифицированных

специалистов

подгото-

вит ответ и максимально

быстро сообщит возмож-

ные варианты решения

проблемы. Подробнее о

новинке читайте в сле-

дующем номере «Вестей

Гаранта».

Налоговая инспекция

Мероприятия налогового

контроля – то, с чем чаще

всего ассоциируются про-

верки как таковые, поря-

док их проведения опи-

сан в главе 14 НК РФ.

Камеральная

проверка

проводится на основе на-

логовых деклараций и

документов, представлен-

ных фирмой, и не может

длиться больше трех меся-

цев с момента сдачи отчет-

ности. На практике воз-

никают ситуации, когда

при отсутствии налоговых

деклараций камеральная

проверка проводится на

основании

имеющейся

информации (например,

на основании анализа

документов, предъявлен-

ных

налогоплательщи-

ком на встречную про-

верку). Суды признают

такие действия незакон-

ными. Статья 88 НК РФ

не предусматривает про-

верку документов, не

служащих

основанием

для исчисления и пере-

числения налога. И если

организация не подава-

ла декларацию за соот-

ветствующий налоговый

период, у налогового ор-

гана нет оснований для

проведения

подобной

налоговой проверки. Уз-

нать, что в отношении

организации началась ка-

меральная проверка, не

получится до тех пор, пока

налоговая не затребует

необходимые пояснения

к сданной отчетности, так

как инспекция не обязана

информировать

компа-

нию о старте проверки.

Если компания не пред-

ставила в установленный

срок документы, которые

потребовались налоговой

инспекции в ходе каме-

ральной проверки, фир-

ма будет оштрафована

на 200 рублей за каждый

непредставленный

до-

кумент. Причем размер

штрафа может увеличить-

сядо400рублейзакаждый

документ, если в течение

года организация совер-

шит повторное наруше-

ние.

Акт камеральной нало-

говой проверки оформ-

ляется по ее окончании

только в случае, если на-

логовый орган установил

факт нарушения законо-

дательства.

Отправить

акт налогоплательщику

проверяющие

обязаны

в течение пяти рабочих

дней с момента его со-

ставления. Представить

возражения по акту мож-

но в течение одного меся-

ца со дня его получения.

Выездная проверка –

углубленная

форма

налогового

контроля.

Выездные проверки про-

исходят в соответствии

с годовым планом, ко-

торый является закры-

той информацией для

налогоплательщиков,

поэтому заранее под-

готовиться к приходу

проверяющих не полу-

чится. По общему прави-

лу выездная налоговая

проверка не может про-

должаться более двух

месяцев, но при наличии

достаточных оснований

(необходимость встреч-

ной проверки и пр.) срок

может быть продлен до

четырех месяцев, в ис-

ключительных

случа-

ях – до шести. Бывают

и такие ситуации, когда

проверка приостанавли-

вается на определенное

время для выяснения

всей информации, необ-

ходимой налоговикам. В

итоге проведение выезд-

ной налоговой проверки

(с учетом продления и

периодов приостановле-

ния) может продолжать-

ся более года.

Чтобы понять, насколько

велика вероятность, что

к вам придет инспекция,

можно воспользоваться

общедоступными крите-

риями самостоятельной

оценки рисков (утверж-

дены приказом ФНС Рос-

сии от 30.05.07 № ММ-

3-06/333@). Чаще всего

внимание

контролеров

привлекает информация

об убытках на протяжении

ряда лет, низкий уровень

зарплаты работников в

сравнении со средним

значением по отрасли и

региону,

опережающий

темп роста расходов над

темпом роста доходов от

реализации товаров, свя-

зи с фирмами-одноднев-

ками и др.

В отличие от камераль-

ной проверки результаты

выездных мероприятий

всегда оформляются от-

дельнымактом, даже если

проверка не выявила на-

рушений. На возражения

по акту отводится один

месяц, а по истечению

этого срока акт проверки

передается

начальнику

налогового органа, кото-

рый принимает решение

о привлечении либо об

отказе в привлечении к

ответственности за выяв-

ленное налоговое нару-

шение.

Чтобы избежать штра-

фов,

которые

могут

составлять до 40% от

суммы

неуплаченного

налога, лучше не ждать

приезда

проверки,

а

вносить правки в расче-

ты и подавать уточнен-

ные декларации. Пени за

просрочку платежа все

равно будут начислены,

но они не идут ни в какое

сравнение с суммой воз-

можного штрафа.