ВЕСТИ
ГАРАНТА
9
НОВОСТИ ГАРАНТА
Вряд ли можно найти в
правовом поле тему, где
«градус проблемности»
был бы так же высок, как
в сфере проверок орга-
низаций и предприни-
мателей. Даже хорошая
подготовка и наличие
обширных знаний не га-
рантируют
счастливого
исхода ревизии. Олдос
Хаксли говорил, что зна-
ние так же отличается от
понимания, как рецепт
на пенициллин от само-
го пенициллина. Поэтому
знать, как проходят про-
верки контролирующих
органов, и понимать этот
процесс – совсем разные
вещи. Понимание при-
ходит только с опытом, а
в данной сфере, к сожа-
лению, стоимость опыта
может быть непомерно
высока как для организа-
ции, так и для ответствен-
ного специалиста.
Однако это не означает,
что выхода нет и придет-
ся набить все возможные
«шишки», прежде чем
проверкиперестанут быть
«черным ящиком» (если
такое вообще возмож-
но). Наши пользователи
всегда могут рассчиты-
вать на экспертную под-
держку ГАРАНТа. В скором
времени станет доступен
новый продукт – «Со-
ветник по проверкам».
С его помощью вы смо-
жете
обращаться
к
экспертам
компании
«Гарант» с вопросами
по проверкам. Коман-
да квалифицированных
специалистов
подгото-
вит ответ и максимально
быстро сообщит возмож-
ные варианты решения
проблемы. Подробнее о
новинке читайте в сле-
дующем номере «Вестей
Гаранта».
Налоговая инспекция
Мероприятия налогового
контроля – то, с чем чаще
всего ассоциируются про-
верки как таковые, поря-
док их проведения опи-
сан в главе 14 НК РФ.
Камеральная
проверка
проводится на основе на-
логовых деклараций и
документов, представлен-
ных фирмой, и не может
длиться больше трех меся-
цев с момента сдачи отчет-
ности. На практике воз-
никают ситуации, когда
при отсутствии налоговых
деклараций камеральная
проверка проводится на
основании
имеющейся
информации (например,
на основании анализа
документов, предъявлен-
ных
налогоплательщи-
ком на встречную про-
верку). Суды признают
такие действия незакон-
ными. Статья 88 НК РФ
не предусматривает про-
верку документов, не
служащих
основанием
для исчисления и пере-
числения налога. И если
организация не подава-
ла декларацию за соот-
ветствующий налоговый
период, у налогового ор-
гана нет оснований для
проведения
подобной
налоговой проверки. Уз-
нать, что в отношении
организации началась ка-
меральная проверка, не
получится до тех пор, пока
налоговая не затребует
необходимые пояснения
к сданной отчетности, так
как инспекция не обязана
информировать
компа-
нию о старте проверки.
Если компания не пред-
ставила в установленный
срок документы, которые
потребовались налоговой
инспекции в ходе каме-
ральной проверки, фир-
ма будет оштрафована
на 200 рублей за каждый
непредставленный
до-
кумент. Причем размер
штрафа может увеличить-
сядо400рублейзакаждый
документ, если в течение
года организация совер-
шит повторное наруше-
ние.
Акт камеральной нало-
говой проверки оформ-
ляется по ее окончании
только в случае, если на-
логовый орган установил
факт нарушения законо-
дательства.
Отправить
акт налогоплательщику
проверяющие
обязаны
в течение пяти рабочих
дней с момента его со-
ставления. Представить
возражения по акту мож-
но в течение одного меся-
ца со дня его получения.
Выездная проверка –
углубленная
форма
налогового
контроля.
Выездные проверки про-
исходят в соответствии
с годовым планом, ко-
торый является закры-
той информацией для
налогоплательщиков,
поэтому заранее под-
готовиться к приходу
проверяющих не полу-
чится. По общему прави-
лу выездная налоговая
проверка не может про-
должаться более двух
месяцев, но при наличии
достаточных оснований
(необходимость встреч-
ной проверки и пр.) срок
может быть продлен до
четырех месяцев, в ис-
ключительных
случа-
ях – до шести. Бывают
и такие ситуации, когда
проверка приостанавли-
вается на определенное
время для выяснения
всей информации, необ-
ходимой налоговикам. В
итоге проведение выезд-
ной налоговой проверки
(с учетом продления и
периодов приостановле-
ния) может продолжать-
ся более года.
Чтобы понять, насколько
велика вероятность, что
к вам придет инспекция,
можно воспользоваться
общедоступными крите-
риями самостоятельной
оценки рисков (утверж-
дены приказом ФНС Рос-
сии от 30.05.07 № ММ-
3-06/333@). Чаще всего
внимание
контролеров
привлекает информация
об убытках на протяжении
ряда лет, низкий уровень
зарплаты работников в
сравнении со средним
значением по отрасли и
региону,
опережающий
темп роста расходов над
темпом роста доходов от
реализации товаров, свя-
зи с фирмами-одноднев-
ками и др.
В отличие от камераль-
ной проверки результаты
выездных мероприятий
всегда оформляются от-
дельнымактом, даже если
проверка не выявила на-
рушений. На возражения
по акту отводится один
месяц, а по истечению
этого срока акт проверки
передается
начальнику
налогового органа, кото-
рый принимает решение
о привлечении либо об
отказе в привлечении к
ответственности за выяв-
ленное налоговое нару-
шение.
Чтобы избежать штра-
фов,
которые
могут
составлять до 40% от
суммы
неуплаченного
налога, лучше не ждать
приезда
проверки,
а
вносить правки в расче-
ты и подавать уточнен-
ные декларации. Пени за
просрочку платежа все
равно будут начислены,
но они не идут ни в какое
сравнение с суммой воз-
можного штрафа.