Previous Page  7 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

7

ПО СТРАНИЦАМ «АКТУАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРИИ»

В течение 2016 года Вер-

ховный Суд РФ принял ряд

судебных актов, затрагива-

ющих вопрос о самой воз-

можности пересмотра для

целей

налогообложения

цен по так называемым не-

контролируемым сделкам.

Однако можно ли считать

проблему доначислений по

таким сделкам решенной?

Когда в силу вступала новая

версия налоговых ограни-

чений трансфертного цено-

образования, буквальный

текст закона позволял ду-

мать, будто ограничиваться

будут только цены сделок,

в которых превышены уста-

новленные законом суммо-

вые пороги. НоМинфин Рос-

сии давал консервативные

разъяснения, и недавно они

были по существу поддержа-

ны судебной практикой.

Какие суммовые пороги

устанавливает закон?

Суммовые пороги, при пре-

вышении которых сделки с

взаимозависимыми лицами

и некоторые другие при-

равниваемые к ним сделки

признаются

контролиру-

емыми, указаны в законе

отдельно для нескольких

оснований контроля. Для

внутрироссийских

сделок

общий порог довольно вы-

сок – 1 миллиард рублей,

сниженные пороги (от 60 до

100 млн руб.) установлены

для сделок с контрагентами,

применяющими

льготное

налогообложение, и для оф-

шорных контрагентов.

Одним из наиболее дис-

куссионных решений зако-

на, определившего новые

правила, стало отсутствие

порога для сделок с ино-

странными лицами, кото-

рые к офшорам отношения

не имеют. Долгое ожидание

поправки,

устанавливаю-

щей порог для таких сделок

на уровне 60 миллионов

рублей, пока новостей не

принесло, поправка увяз-

ла в согласованиях между

ведомствами и бизнес-со-

обществом.

Важно, что при расчете сум-

мового порога суммируют-

ся все сделки, а не сделки с

каким-либо одним видом

товаров или работ (услуг).

На практике это означает,

что если внутри группы со-

вершается, например, мно-

жество однотипных сделок

с произведенной продук-

цией на 990 миллионов ру-

блей, а заодно заключен до-

говор займа, проценты по

которому составили 11 мил-

лионов рублей, обоснова-

ние цены придется готовить

и на продажу продукции, и

на заем. Предлагавшееся

бизнесом послабление –

возможность не обосновы-

вать цены специфических

сделок с долей меньше 5

процентов – тоже увязло в

согласованиях.

Суммовые пороги не защи-

щают от доначислений

Отдельные бизнесмены вос-

приняли суммовые пороги

как разрешение совершать

сделки внутри группы ниже

порогов по любым, даже

явно смехотворным ценам.

Такой подход изначально

вызывал сомнения: по ка-

кой причине крупному биз-

несу запрещено намеренно

занижать налоговые обяза-

тельства, исчисляемые в со-

ответствии с ценами сделок,

а остальным это становится

позволено?

С точки зрения общих пра-

вовых принципов вряд ли

можно считать допустимым,

чтобы намеренное, умыш-

ленное противоправное по-

ведение не влекло никаких

санкций. Так, Гражданский

кодекс разрешает ограни-

чивать договором ответ-

ственность за нарушение

обязательств, но запрещает

соглашения, исключающие

или уменьшающие ответ-

ственность за умышленные

нарушения, когда такие со-

глашения заключены зара-

нее, то есть до нарушения.

Хотя налоговые отношения

отличаются от договорных,

подход закона к умышлен-

ным нарушениям должен

быть единым.

Сознательное

занижение

цен сделок при понимании,

что цена сделок – это осно-

ва для исчисления налогов,

можно считать противо-

правным. Тем более это так,

если учесть общее правило

«вытянутой руки», соглас-

но которому в налоговых

целях цены и иные условия

сделок между взаимозави-

симыми лицами должны со-

ответствовать условиям, из

которых исходят самостоя-

тельные стороны в сопоста-

вимых сделках. Это правило

действует для любых сделок,

в нем нет деления сделок на

«контролируемые» и иные.

Значит, подобное деление

сделок имеет значение толь-

ко для целей процедур на-

логового контроля – сдачи

уведомлений о контролиру-

емых сделках, проведения

проверок и заключения со-

глашений о ценообразова-

нии.

Еще в 2012 году Минфин

России давал разъяснения,

согласно которым суммовые

пороги не лишают террито-

риальные налоговые орга-

ны возможности доказывать

сознательное

занижение

налогов и проводить их до-

начисление исходя из от-

клонения цен. Хотя это разъ-

яснение и «пробюджетное»

по своей направленности,

а конкретные основания и

порядок предъявления на-

логовых претензий Минфин

России не прописал, нужно

признать, что эти разъяс-

нения по существу верны и

иной правовой подход не-

возможен.

Недавно такая позиция по-

лучила оценку в практике

Верховного Суда РФ.

Первой высказалась Су-

дебная коллегия ВС РФ по

административным делам,

куда один из налогоплатель-

щиков оспорил упомянутое

разъяснение Минфина Рос-

сии.

Апелляционная

коллегия

Верховного Суда РФ скор-

ректировала подход к пра-

вовой природе письма Мин-

фина России, явившегося

предметом спора, признав,

в отличие от первой инстан-

ции Верховного Суда РФ, что

такие разъяснения влияют

на административную прак-

тику. Однако не была до-

полнена позиция по сути во-

просов о порядке проверки

ценообразования для «не-

контролируемых» сделок.

Что же делать, если сделка

неконтролируемая?

Подход, более ориентиро-

ванный на практику, просле-

живается в оценке вопроса

Судебной коллегией ВС РФ

по экономическим спорам.

В первом из дел (опреде-

ление ВС РФ от 11.04.2016

№ 308-КГ15-16651) было

признано

недействитель-

ным решение налогового

органа, где положения о

налоговых

ограничениях

трансфертного ценообра-

зования были напрямую

применены к сделкам, не

признаваемым контролиру-

емыми.

При этом Судебная коллегия

указала, что принципиаль-

но параметры сделок, не

признаваемых

контроли-

руемыми, могут проверять-

ся налоговыми органами,

хотя и не в процедуре, уста-

новленной для контроли-

руемых сделок. Налоговый

орган может доказывать,

что взаимозависимые лица

совершили согласованные

действия, не обусловленные

разумными экономически-

ми или иными причинами,

которые повлекли искус-

ственное создание условий

для получения налоговой

выгоды и занижение налогов

(п. 14 письма ФНС России от

07.07.2016 № СА-4-7/12211@).

В конкретном деле это не

было доказано.

Петр Попов,

ведущийюрист

юридической компании

«Пепеляев Групп»

АВТОР СТАТЬИ:

ЕСЛИ СДЕЛКА «НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ»,

РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕ СЛЕДУЕТ