Previous Page  10 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

10

ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ

К чему спешить с осво-

бождением

служебного

жилья?

Распространенным реше-

нием жилищного вопроса

в случае переезда на новое

место работы или службы

является служебное жилье –

для многих удачная альтер-

натива съемным квартирам

или комнатам, в основном

исходя из соотношения

цены и качества прожива-

ния, позволяющая без осо-

бых хлопот обосноваться

целыми семьями. Однако

здесь есть нюанс, о котором

редко вспоминают, пока ра-

ботник исправно выполня-

ет свои обязанности. Ключи

от служебного помещения

в случае увольнения пола-

гается сдать и освободить

его. Вот только как долго

уволенный может собирать

чемоданы?

Несколько месяцев назад

Судебная коллегия по граж-

данским делам Верховного

Суда РФ, рассмотрев не-

сколько споров о выселе-

нии уволенных сотрудни-

ков из служебного жилья,

дала разъяснения по этому

вопросу (определения от

16.08.2016 № 56-КГ16-8, от

9.08.2016 № 56-КГ16-13, от

2.08.2016 № 56-КГ16-10). Об-

щей темой разногласий ста-

ло то, что выезжать из пре-

доставленных по договорам

найма квартир бывшие

работники с семьями, соб-

ственно, не торопились, од-

нако и о том, что требования

к ним предъявлены опера-

тивно, едва ли можно было

говорить – речь шла уже о

возможности применения

сроков исковой давности, в

связи с чем принципиально

важным было определить

момент, с которого права

собственников жилья сто-

ило считать нарушенными.

Позиции истцов сводились

к тому, что таковым надо

признать день увольнения,

с которого договор найма

служебного жилья считается

прекращенным.

Однако Верховный Суд, от-

правив все дела на новое

рассмотрение, решил ина-

че. Действительно, как по-

яснили судьи, ч. 3 ст. 104 ЖК

РФ определено, что такие

договоры заключаются на

период трудовых отноше-

ний (службы), увольнение

является основанием для

их прекращения и, в свою

очередь, влечет обязан-

ность освободить занимае-

мые помещения (ч. 1 ст. 103

ЖК РФ), а отказ в этом дает

основания для выселения в

судебном порядке. Но вме-

сте с тем из данных поло-

жений ЖК РФ следует, что

прекращение трудовых от-

ношений с работодателем,

предоставившим эти поме-

щения, служит лишь осно-

ванием для прекращения

договора найма служебно-

го жилого помещения. И в

момент увольнения сотруд-

ника договор не прекра-

щается автоматически, а,

напротив, сохраняет дей-

ствие вплоть до доброволь-

ного освобождения жилья

нанимателем. А вот если

последний

добровольно

освободить его отказался,

такого домоседа можно

выселить принудительно,

через суд, с прекращением

прав и обязанностей в от-

ношении занимаемой им

жилплощади.

Таким образом, само по

себе увольнение работни-

ка не означает, что договор

найма

предоставленного

ему служебного жилья тут

же прекращается, заклю-

чил ВС РФ, но также не дает

оснований

игнорировать

законные требования уже

бывшего работодателя.

Системе ОСАГО предстоит

перенастройка

Предложения

Минфина

России относительно ре-

формирования

системы

ОСАГО стали одной из наи-

более обсуждаемых тем

этой осени. Законопроект,

еще в сентябре размещен-

ный на портале regulation.

gov.ru

(«О внесении изме-

нений в отдельные законо-

дательные акты Российской

Федерации»), был подго-

товлен, по утверждению

разработчиков в поясни-

тельной записке, в целях

устранения

негативных

тенденций в этой сфере,

обусловленных в том числе

систематически

возника-

ющими судебными спора-

ми потерпевших в ДТП со

страховщиками по поводу

размеров страхового воз-

мещения. По результатам

таких споров зачастую не

ясно, кого считать, так ска-

зать, пострадавшей сто-

роной: со страховщиков

регулярно

взыскивают

компенсации морального

вреда, штрафы, судебные

издержки, что уже стало

разновидностью профес-

сиональной деятельности,

указывали авторы. Хотя

возникла она и не на пу-

стом месте (страховые ком-

пании не упрекнуть в из-

лишней щедрости), такое

положение дел вызывает,

учитывая расхождения в

оценках ущерба сторона-

ми, вопросы к механизму

его возмещения.

В законопроекте заплани-

рованные в этой связи из-

менения касаются главным

образом закона об ОСАГО

(Федеральный закон от

25.04.2002 № 40-ФЗ). По-

правками

предлагается

пересмотреть приоритеты

в части форм страхового

возмещения в случае ДТП,

определив не выплату де-

нежных средств – камень

преткновения в вышеупо-

мянутых спорах, – а прове-

дение восстановительного

ремонта за счет страхов-

щика основным способом

нейтрализовать вред, при-

чиненный пострадавшему

страхователю. В обеспече-

ние указанной возможно-

сти в законе появится ряд

требований к страховым

компаниям,

затрагиваю-

щих вопросы взаимодей-

ствия с СТО и информиро-

вания потребителей об их

деятельности (вплоть до пу-

бликации сведений о том,

какие марки автомобилей

обслуживаются на той или

иной станции и каковы пре-

дельные сроки ремонта).

Вместе с тем у автовладель-

цев остается возможность

получения страховой вы-

платы и в денежной форме,

но лишь в определенных

случаях – например, когда

после ДТП чинить уже фак-

тически нечего.

Однако предложения Мин-

фина, изложенные в тексте

документа, не ограничива-

ются только актуализаци-

ей роли «автосервисного»

страхового

возмещения.

Так, например, лимит стра-

ховой выплаты при оформ-

лении ДТП без вызова

сотрудников полиции (ев-

ропротокола) предлагает-

ся удвоить, возможность

предъявления регрессных

требований

относитель-

но возмещения вреда к

виновнику-пешеходу,

его

родственникам или наслед-

никам, если тот был ранен

или погиб в инциденте, ис-

ключить – законопроект

охватывает широкий круг

проблемОСАГО, затрагивая

всех участников этой сферы.

Вот только какие из упоми-

наемых в нем мер успешно

пройдут испытание парла-

ментом, пока что остается

догадываться.

ПРЕЦЕДЕНТ

ЗАКОНОПРОЕКТ

Кирилл Кухмарь/ТАСС