ВЕСТИ
ГАРАНТА
10
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
К чему спешить с осво-
бождением
служебного
жилья?
Распространенным реше-
нием жилищного вопроса
в случае переезда на новое
место работы или службы
является служебное жилье –
для многих удачная альтер-
натива съемным квартирам
или комнатам, в основном
исходя из соотношения
цены и качества прожива-
ния, позволяющая без осо-
бых хлопот обосноваться
целыми семьями. Однако
здесь есть нюанс, о котором
редко вспоминают, пока ра-
ботник исправно выполня-
ет свои обязанности. Ключи
от служебного помещения
в случае увольнения пола-
гается сдать и освободить
его. Вот только как долго
уволенный может собирать
чемоданы?
Несколько месяцев назад
Судебная коллегия по граж-
данским делам Верховного
Суда РФ, рассмотрев не-
сколько споров о выселе-
нии уволенных сотрудни-
ков из служебного жилья,
дала разъяснения по этому
вопросу (определения от
16.08.2016 № 56-КГ16-8, от
9.08.2016 № 56-КГ16-13, от
2.08.2016 № 56-КГ16-10). Об-
щей темой разногласий ста-
ло то, что выезжать из пре-
доставленных по договорам
найма квартир бывшие
работники с семьями, соб-
ственно, не торопились, од-
нако и о том, что требования
к ним предъявлены опера-
тивно, едва ли можно было
говорить – речь шла уже о
возможности применения
сроков исковой давности, в
связи с чем принципиально
важным было определить
момент, с которого права
собственников жилья сто-
ило считать нарушенными.
Позиции истцов сводились
к тому, что таковым надо
признать день увольнения,
с которого договор найма
служебного жилья считается
прекращенным.
Однако Верховный Суд, от-
правив все дела на новое
рассмотрение, решил ина-
че. Действительно, как по-
яснили судьи, ч. 3 ст. 104 ЖК
РФ определено, что такие
договоры заключаются на
период трудовых отноше-
ний (службы), увольнение
является основанием для
их прекращения и, в свою
очередь, влечет обязан-
ность освободить занимае-
мые помещения (ч. 1 ст. 103
ЖК РФ), а отказ в этом дает
основания для выселения в
судебном порядке. Но вме-
сте с тем из данных поло-
жений ЖК РФ следует, что
прекращение трудовых от-
ношений с работодателем,
предоставившим эти поме-
щения, служит лишь осно-
ванием для прекращения
договора найма служебно-
го жилого помещения. И в
момент увольнения сотруд-
ника договор не прекра-
щается автоматически, а,
напротив, сохраняет дей-
ствие вплоть до доброволь-
ного освобождения жилья
нанимателем. А вот если
последний
добровольно
освободить его отказался,
такого домоседа можно
выселить принудительно,
через суд, с прекращением
прав и обязанностей в от-
ношении занимаемой им
жилплощади.
Таким образом, само по
себе увольнение работни-
ка не означает, что договор
найма
предоставленного
ему служебного жилья тут
же прекращается, заклю-
чил ВС РФ, но также не дает
оснований
игнорировать
законные требования уже
бывшего работодателя.
Системе ОСАГО предстоит
перенастройка
Предложения
Минфина
России относительно ре-
формирования
системы
ОСАГО стали одной из наи-
более обсуждаемых тем
этой осени. Законопроект,
еще в сентябре размещен-
ный на портале regulation.
gov.ru(«О внесении изме-
нений в отдельные законо-
дательные акты Российской
Федерации»), был подго-
товлен, по утверждению
разработчиков в поясни-
тельной записке, в целях
устранения
негативных
тенденций в этой сфере,
обусловленных в том числе
систематически
возника-
ющими судебными спора-
ми потерпевших в ДТП со
страховщиками по поводу
размеров страхового воз-
мещения. По результатам
таких споров зачастую не
ясно, кого считать, так ска-
зать, пострадавшей сто-
роной: со страховщиков
регулярно
взыскивают
компенсации морального
вреда, штрафы, судебные
издержки, что уже стало
разновидностью профес-
сиональной деятельности,
указывали авторы. Хотя
возникла она и не на пу-
стом месте (страховые ком-
пании не упрекнуть в из-
лишней щедрости), такое
положение дел вызывает,
учитывая расхождения в
оценках ущерба сторона-
ми, вопросы к механизму
его возмещения.
В законопроекте заплани-
рованные в этой связи из-
менения касаются главным
образом закона об ОСАГО
(Федеральный закон от
25.04.2002 № 40-ФЗ). По-
правками
предлагается
пересмотреть приоритеты
в части форм страхового
возмещения в случае ДТП,
определив не выплату де-
нежных средств – камень
преткновения в вышеупо-
мянутых спорах, – а прове-
дение восстановительного
ремонта за счет страхов-
щика основным способом
нейтрализовать вред, при-
чиненный пострадавшему
страхователю. В обеспече-
ние указанной возможно-
сти в законе появится ряд
требований к страховым
компаниям,
затрагиваю-
щих вопросы взаимодей-
ствия с СТО и информиро-
вания потребителей об их
деятельности (вплоть до пу-
бликации сведений о том,
какие марки автомобилей
обслуживаются на той или
иной станции и каковы пре-
дельные сроки ремонта).
Вместе с тем у автовладель-
цев остается возможность
получения страховой вы-
платы и в денежной форме,
но лишь в определенных
случаях – например, когда
после ДТП чинить уже фак-
тически нечего.
Однако предложения Мин-
фина, изложенные в тексте
документа, не ограничива-
ются только актуализаци-
ей роли «автосервисного»
страхового
возмещения.
Так, например, лимит стра-
ховой выплаты при оформ-
лении ДТП без вызова
сотрудников полиции (ев-
ропротокола) предлагает-
ся удвоить, возможность
предъявления регрессных
требований
относитель-
но возмещения вреда к
виновнику-пешеходу,
его
родственникам или наслед-
никам, если тот был ранен
или погиб в инциденте, ис-
ключить – законопроект
охватывает широкий круг
проблемОСАГО, затрагивая
всех участников этой сферы.
Вот только какие из упоми-
наемых в нем мер успешно
пройдут испытание парла-
ментом, пока что остается
догадываться.
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ
Кирилл Кухмарь/ТАСС