+7 495 134-28-57

Учетная политика организации на 2025 год

3 марта 2025

Учетная политика организации на 2025 год

Филипенкова
Татьяна Филипенкова

Руководитель практики аудита, ACCA Advanced Diploma in Accounting and Business

3 марта 2025

Ежегодно организации должны проанализировать применяемую учетную политику и при необходимости внести в нее изменения или дополнения. Рассмотрим нововведения в бухгалтерском и налоговом законодательстве на 2025 год, которые нужно или можно отразить в учетной политике.

Общие правила изменения учетной политики

Напомним основные правила формирования и внесения изменений в учетную политику Организации.

В общем случае, учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), а изменение учетной политики может происходить только если:

  • меняются требования законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  • разрабатывается или выбирается новый способ ведения бухгалтерского учета, который приведет к повышению качества информации, отражаемой в учете;
  • существенно меняются условия деятельности организации.

Измененная учетная политика применяется с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). При этом дата приказа о внесении изменений должна быть не позднее 31 декабря 2024 года, чтобы она начала действовать с 1 января 2025 года.

Исключением являются случаи существенного изменения условий деятельности экономического субъекта (например, реорганизация, создание обособленных подразделений, филиалов, представительств или изменение видов деятельности) или если в нормативно-правовом акте установлены другие сроки начала его действия. В этих случаях учетную политику можно дополнить в течение года (ч. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 12 ПБУ 1/2008).

Общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:

  • если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
  • если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
  • если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из пп. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Указанная иерархия предполагает, что если, например, какая-то ситуация по-разному отражена в международных стандартах финансовой отчетности и в рекомендациях в области бухучета, то подлежат применению положения МСФО.

Изменения и дополнения учетной политики, связанные с изменениями законодательства РФ по налогам либо введением новых видов деятельности предприятия, подлежащих особому порядку налогообложения, или реорганизацией предприятия, допускаются с момента вступления в силу соответствующих документов, в том числе и в течение отчетного (налогового) периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756).

Новое в учетной политике 2025 в целях бухгалтерского учета

Порядок формирования бухгалтерской отчетности

В 2025 году изменений в бухгалтерском учете, которые нужно отразить в учетной политике, немного.

Основное и самое существенное изменение, что теперь в учетной политике организация должна подробно отразить порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности организации с учетом специфики своей деятельности. Этого требует новый стандарт ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Он вступил в силу с 1 января 2025 года и применяется с отчетности за 2025 год, в том числе при формировании промежуточной бухгалтерской отчетности. Данный стандарт полностью заменяет положения ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н о формах бухгалтерской отчетности, которые утрачивают силу с 2025 года.

В отличие от ранее действующих положений ФСБУ 4/2023 не содержит обязательных форм бухгалтерской отчетности. В Приложениях N N 3 — 9 к Стандарту представлены только образцы форм отчетности и приведены основные требования к оформлению заголовочной части, минимальному наличию показателей. На их основе организации необходимо разработать свои формы, которые она будет применять с учетом специфики деятельности и закрепить их в учетной политике (п. 62 ФСБУ 4/2023).

То есть в учетной политике необходимо:

  1. Исключить все положения о формировании бухгалтерской отчетности, основанные на ПБУ 4/99 и Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
  2. Утвердить применяемые организацией формы бухгалтерской отчетности организации за 2025 год, в том числе промежуточной отчетности и особенности формирования показателей отчетности с учетом специфики деятельности.

Разберем основные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике.

В новом ФСБУ важное значение придается критерию существенности информации при раскрытии показателей отчетности. Основными факторами признания информации существенной являются: величина (как правило, относительная стоимостная характеристика информации) и характер информации, потенциальное влияние ее на экономические решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенной является информация, которая может оказать влияние на экономические решения пользователей отчётности. Организация в учетной политике должна самостоятельно определить, какая информация является важной для мнения пользователей и какими будут критерии существенности. (п.10 ФСБУ 4/2023, Информационное сообщение Минфина России от 26.03.2024 N ИС-учет-50).

В учетной политике необходимо отразить, где будет раскрываться существенная информация: в расшифровке к строке бухгалтерской отчетности или в пояснениях к ней.

Если информация несущественна, даже если обязанность раскрывать ее установлена федеральными и (или) отраслевыми стандартами, то, учитывая требование рациональности, организация может не формировать ее в бухгалтерском учете по обязательной статье или не обособлять от других статей. В таком случае организация не приводит соответствующую строку в бухгалтерской отчетности. Если технически невозможно исключить строку из формы, в ней проставляют прочерк или ноль (п. п. 2, 4 Рекомендации БМЦ № Р-168/2025-КпР).




ФСБУ 4/2023 дает возможность группировать показатели, близкие по характеру (п. 11 ФСБУ 4/2023). Например, информацию об основных средствах можно представить, как отдельным показателем (непосредственно основные средства), так и группой показателей: основные средства, капитальные вложения в объекты основных средств, права пользования активами.

Информация об отдельных объектах бухгалтерского учета, обладающих сходными признаками, может объединяться и приводиться в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах, отчете о целевом использовании средств общей суммой с детализацией в пояснениях, если информация о каждом из этих объектов в отдельности несущественна, но существенна их общая сумма, либо представление общей суммы необходимо в связи с раскрытием другой информации в бухгалтерской отчетности. В данном случае в наименование общей суммы включается слово «прочие» (например, прочие внеоборотные активы, прочие доходы).

Помимо минимального состава показателей, предусмотренного в пункте 9 ФСБУ 6/2023, в бухгалтерском балансе должны раскрывается иные показатели (с учетом существенности) в следующих случаях:

  • когда такие показатели предусмотрены другими федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • по собственному решению экономического субъекта исходя из особенностей его деятельности и (или) с целью детализации показателей, предусмотренных в пункте 9 настоящего Стандарта.

В частности, в бухгалтерский баланс могут быть включены показатели: нематериальных поисковых активов; материальных поисковых активов; капитальных вложений в объекты нематериальных активов; капитальных вложений в объекты основных средств; прав пользования активами; инвестиций в аренду; не предъявленной к оплате начисленной выручки; обязательств по аренде.

Некоммерческая организация должна отразить решение о составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

Если организация принимает решение о составлении промежуточной бухгалтерской отчетности, этот факт также нужно указать в учетной политике. При этом, в промежуточной бухгалтерской отчетности (пп. 56 ФСБУ 4/2023):

  • либо полностью раскрывается информация, аналогичная по составу и содержанию годовой отчетности;
  • либо по решению экономического субъекта раскрывается информация только об имевших место в промежуточный отчетный период существенных фактах хозяйственной жизни, актуализирующая информацию, раскрытую в годовой бухгалтерской отчетности за год, предшествовавший промежуточному отчетному периоду;
  • могут быть объединены показатели, приведенные в годовой бухгалтерской отчетности за год, предшествовавший промежуточному отчетному периоду, по которым отсутствовали существенные изменения в промежуточном отчетном периоде;
  • либо могут быть приведены обособленно показатели, значения которых существенно изменились в промежуточном отчетном периоде.

При этом, в промежуточной отчетности в обязательном порядке приводятся наименования и значения всех итоговых показателей, которые были приведены в годовой бухгалтерской отчетности за год, предшествовавший промежуточному отчетному периоду. При этом так как организация может объединять показатели, по которым отсутствовали существенные изменения, то сами формы отчетности могут содержать меньшее количество показателей.

Если организация имеет право на применение упрощенных способов бухгалтерского учета, то организации вправе формировать бухгалтерскую отчетность в общеустановленном или упрощенном порядке. Соответствующее решение также отражается в учетной политике. При составлении бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут объединять показатели в группы и приводить только их итоговые показатели (без детализации по входящим в них показателям) (п. 53 ФСБУ 4/2023). При этом в отчетности как минимум должны быть приведены пояснения, указанные в п. 54 ФСБУ 4/2023.

Новые правила инвентаризации

Согласно п.2 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» стандарт применяется с 1 апреля 2025 года. Но организация может принять решение о применении настоящего Стандарта до указанного срока.

В случае принятия решения о досрочном применении, в учетной политике необходимо отразить, что новое ФСБУ применяется с 1 января 2025 года.

Существенных изменений по сравнению с ранее действующими положениями, которые требовали бы внесения корректировок в учетную политику, в Стандарте нет.

В основном нужно внести технические правки, исключив ссылки на методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, и на Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и заменить их ссылками на ФСБУ 28/2023.

Внесены уточнения и изменения по порядку признания и срокам отражения результатов инвентаризации.

Результаты инвентаризации необходимо принять к бухгалтерскому учету в оценке, определенной на дату, по состоянию на которую проводится инвентаризация:

  • излишки активов — по справедливой стоимости, либо по их балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов;
  • недостачи активов — по балансовой стоимости;
  • пересортица активов — по балансовой стоимости;
  • расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств — в суммах, вытекающих из документов, подтверждающих эти задолженности, обязательства и признаваемых правильными организацией;
  • расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств — в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами.

Стандартом не установлен состав документов инвентаризации, следовательно, этот вопрос отнесен к компетенции самой организации и должен быть отражен в учетной политике и графике документооборота.

Если в 2025 году у организации появятся новые виды деятельности, операций или сделок, потребуется дополнить учётную политику с отражением особенностей их отражения.




Изменения, которые могут повлиять на учетную политику для целей налогообложения на 2025 год

О самых важных изменениях по налогу на прибыль мы рассказывали в статье. Рассмотрим, какие из них могут быть отражены в учетной политике на 2025 год.

  1. Возможность применения федерального инвестиционного налогового вычета

    С 2025 года в дополнение (в качестве альтернативы) к существующему региональному инвестиционному налоговому вычету введен федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ). Федеральный инвестиционный налоговый вычет предусматривает право налогоплательщика уменьшать сумму налога на прибыль, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на расходы на создание, приобретение, модернизацию основных средств и нематериальных активов. Правила применения ФИНВ установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 г. N 1638. Право на применение ФИНВ имеют налогоплательщики налога на прибыль, исчисляющие налог в федеральный бюджет по ставке 8% в 2025 — 2030 гг. (п.1 ст.286.2 НК РФ). Но есть и некоторые другие ограничения. Размер вычета составляет 3% от суммы указанных расходов.

    Решение о его применении должно быть отражено в учетной политике.

  2. Применение повышающих коэффициентов к расходам

    С 2025 года затраты на формирование первоначальной стоимости некоторых основных средств и нематериальных активов, а также расходы на приобретение ПО и выполнение НИОКР разрешено учитывать с повышающим коэффициентом 2 вместо прежнего 1,5.

    Применение коэффициента 2 предусмотрено в отношении (п. п. 1, 3 ст. 257, п. п. 7, 8 ст. 262 НК РФ в ред. Федерального закона от 12.07.2024 №) первоначальной стоимости следующих категорий основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ):

    • относящихся к сфере искусственного интеллекта, которые включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
    • включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
    • российского высокотехнологичного оборудования, включенного на дату ввода в эксплуатацию в специальный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства от 20.07.2023 № 1937-р.

    Также коэффициент 2 может применяться при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 3 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).

    С 01.01.2025 коэффициент учета в расходах затрат на НИОКР также увеличен с 1,5 до 2 (ст. 262 НК РФ).

    Повышающий коэффициент 2 можно применить и при учете затрат на приобретение прав на использование программ для ЭВМ, баз данных и программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, учитываемых в составе прочих расходов (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Применение коэффициента 2 к расходам позволит учесть их в двойном размере (в том числе посредством амортизации основных средств и нематериальных). При этом, следует учесть, что с 2025 года упростили их применение: исключено требование об отнесении нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также приобретенных прав на использование ПО и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных к сфере искусственного интеллекта для применения повышающего коэффициента.

    Если организация применяла коэффициенты 1,5 до 2025 года и принято решение продолжить их применение, то необходимо внести соответствующие корректировки в положения учетной политики по применению коэффициентов, изменив с 2025 года коэффициент 1,5 на коэффициент 2.

    Если организация ранее не применяла такие повышающие коэффициенты и хочет «сэкономить» на налоге на прибыль, следует включить применение повышающих коэффициентов 2 в учетную политику.

    Также рекомендуем оценить возможность «отложить» уплату налога на прибыль за счет создания резервов в налоговом учете: резерв на оплату отпусков, резерв по сомнительным долгам и др. Создание резервов, предусмотренных НК РФ в целях налога на прибыль должно быть отражено в учетной политике.

    Если планируется 1 января 2025 года смена режима налогообложения, необходимо скорректировать учётную политику по правилам для этого режима.

При проведении комплексного аудита эксперты анализируют возможность применения компанией налоговых преференций и выявляют суммы налоговых резервов (переплат по налогам, непринятых к вычету сумм НДС и т.п.).

Причем рекомендации экспертов застрахованы в «Ингосстрах», т.е. в случае, если компания воспользовалась преференциями, рекомендованными экспертами, но налоговый орган посчитал такие действия неправомерными и доначислил налоги по проверенному периоду, налоговые юристы будут оспаривать доначисления, а если это не удастся, «Ингосстрах» компенсирует начисленные штрафы и пени.




Занимаем 13 место среди аудиторско-консалтинговых компаний России
Система менеджмента качества соответствует стандарту ISO 9001:2008
Членство в Институте профессиональных бухгалтеров
На основе оценок и отзывов пользователей Яндекса

Мнение редакции

Собственник и руководитель компании не могут быть в полной мере экспертами в бухгалтерии, у них другой фокус деятельности.


Выгоднее использовать аудит в свою пользу: поддерживать контроль порядка в учете и страховать риски — свои и бизнеса. Тем более, что средний чек на качественный аудит — несколько сотен тысяч рублей, вместо рисков доначисления налогов на десятки миллионов рублей.

Помощь аудиторов для порядка в учете

Узнать цену
Реклама/www.pravovest-audit.ru
Многоканальный
+7 495 134-28-57