НДС: что учесть при подготовке деклараций 2025 участникам ВЭД
НДС: что учесть при подготовке деклараций 2025 участникам ВЭД
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор
Содержание
Давайте рассмотрим, нюансы подтверждения нулевой ставки НДС и особенности уплаты налога при ввозе товаров из ЕАЭС, которые обсуждали участники конференции, организованной «Правовест Аудит» в ТПП в Москве 24.09.2025 г «Риски и возможности ВЭД-2025: налоги, расчеты, логистика, таможня, валютный и налоговый контроль». Предлагаем конспект выступления по этой теме.
Видеозаписи выступлений и презентации спикеров здесь >>
Нюансы подтверждения ставки НДС 0% по международным перевозкам
1. «Пакет документов
С декларации за 2-й квартал 2025 года вместо ж/д накладных налогоплательщики ОБЯЗАНЫ представить электронные Реестры (пп.2 и пп.3 п.3.1 ст.165 НК РФ, п. 3 ст. 2 Закона № 92-ФЗ) при подтверждении ставки 0%, применяемой в соответствии с пп.2.1 и пп.2.7 п.1 ст.164 НК РФ, т.е.:
- при оказании транспортно-экспедиционных услуг (ТЭУ) по международной перевозке за пределы ЕАЭС или в обратном направлении, когда границу с РФ пересекает ж/д транспорт,
- при предоставлении ж/д составов и контейнеров для международной перевозки за пределы ЕАЭС или в обратном направлении,
- при оказании ТЭУ или предоставлении ж/д составов и контейнеров для ж/д перевозки по территории РФ импортируемых или экспортируемых товаров в соответствии с абз.10 пп.2.1 и пп.2.7 п.1 ст.164 НК РФ.
Для подтверждения ставки 0% в вышеприведенных случаях в налоговый орган одновременно с декларацией по НДС представляется новый «ж/д» Реестр (КНД 1155112), утвержденный «отдельным» приказом ФНС — Приказ ФНС от 15.11.2024 г. N ЕД-7-15/1036@ «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления реестра, предусмотренного подпунктом 3 пункта 3.1 и подпунктом 2 пункта 3.7 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме» (вступил в силу с 01.04.2025).
При любых международных перевозках из/в ЕАЭС, в т.ч. ж/д перевозках, а также при авто-, авиа-, морских «международных перевозках», ставка 0% подтверждается по выбору налогоплательщика:
- «бумажным» пакетом документов ИЛИ
- электронным Реестром и копией контракта (п.3.1 ст.165 НК РФ).
Если экспедитор организует международную перевозку несколькими видами транспорта и хочет или обязан вместо транспортных документов, подтверждающих ввоз/вывоз товаров в/из РФ представить электронный реестр для подтверждения нулевой ставки НДС по международной перевозке, то ему следует заполнить Реестр на тот вид транспорта, который пересек границу с РФ, указав в нем общую стоимость экспедиторских услуг за весь маршрут пути.
При международной перевозке товаров следует заполнить форму Реестра, утв. Приказом ФНС России от 14.03.2024 г. N ЕД-7-15/202@ (в ред. с 01.04.2025) согласно Приложению к данному приказу:
- N 7 (авто — КНД 1155113), если границу с РФ пересек автотранспорт;
- N 8 (воздушные — КНД 1155114), если границу с РФ пересек авиатранспорт;
- N 9 (морские, речные — КНД 1155115), если границу с РФ пересек морской или речной транспорт.
ФНС разъясняет (Письмо ФНС России от 07.04.2025 N ЕА-4-15/3650@), что при железнодорожных перевозках товаров в/из ЕАЭС для подтверждения 0% ставки НДС в налоговые органы представляются копии транспортных документов с указанием места разгрузки/погрузки на территории другого государства ЕАЭС (абз. 13 подп. 2 п. 3.1 ст. 165 НК РФ) или налогоплательщик вправе представить электронный реестр транспортных документов вместо копий (абз. 6 п. 15 ст. 165 НК РФ). ФНС рекомендует использовать в этих случаях Реестр по форме КНД 1155112, утвержденной Приказом ФНС России от 15.11.2024 N ЕД-7-15/1036@.
2. Отметки на транспортных документах
С декларации за 2-й квартал 2025 года не требуются отметки на транспортных документах для подтверждения ставки 0% по «международным перевозкам» в соответствии с пп.2.1 и пп.2.7 п.1 ст.164 НК РФ ж/д и автотранспортом:
- в новой редакции п. 3.1 и п.3.7 ст. 165 НК РФ НЕ говорится о том, что транспортный, товаросопроводительный и (или) иной документ должен содержать отметку таможенного органа, в т.ч. российского подтверждающего ввоз/вывоз товаров (пп.2 п.3.1 и п.3.7 ст.165 НК РФ);
- при реализации услуг, предусмотренных абз. 4, 5, 10 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, т.е. по ТЭУ и предоставлению ж/д состава и контейнеров при международных перевозках или перевозке импортируемых товаров ж/д транспортом только по РФ (от места прибытия товаров в РФ до станции назначения), копии истребуемых документов, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры, могут представляться в налоговый орган без соответствующих отметок российских таможенных органов (абз.19 п.15 ст.165 НК РФ).
Но при истребовании документов по международным АВТОперевозкам нет оговорки об отсутствии необходимости «соответствующих отметок российских таможенных органов». Что это означает для АВТОперевозок? Официальных разъяснений пока нет.
По нашему мнению, транспортные документы должны подтверждать ввоз/вывоз товаров за пределы РФ, и это в т.ч. может подтверждать пункт отправления (погрузки) и пункт назначения (разгрузки), а также отметки в декларации на товары. Т.е. при сборе «пакета документов» иметь CMR с отметками «Товар ввезен» или «Товар вывезен» необязательно. Но если соответствующая информация не подтвердится сведениями из ФТС, отметки таможни о ввозе/вывозе будут доказательством ввоза/вывоза.
3. Подсчет 180 дней для сбора документов
С декларации за 2-й квартал 2025 г. 180 дней для представления «пакета документов», подтверждающего ставку 0% по международным перевозкам, когда границу с РФ пересекает АВТОтранспорт (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ) считают с даты составления/оформления транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа, на основании которого товар был ввезен на территорию РФ/вывезен из РФ (абз. 6 — 10 п. 9 ст. 165 НК РФ).
До 01.04.2025 — с даты отметки, подтверждающей ввоз/вывоз товаров, проставленной таможенными органами на документах.
180 дней для представления электронного Реестра и контракта при организации ж/д перевозок (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ) также считают с даты оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов (абз. 7 — 10 п. 9 ст. 165 (в ред. ФЗ от 22.04.2024 N 92-ФЗ)):
- при организации ВЫВОЗА ж/д транспортом в «дальнее зарубежье» — с даты оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, на основании которых товары были вывезены за пределы ЕАЭС;
- при организации ж/д перевозки от порта — с даты оформления перевозочного документа, на основании которого товары были перевезены от порта, расположенного на территории Российской Федерации, до станции назначения, расположенной на территории Российской Федерации;
- при организации ж/д перевозки от пограничной станции — с даты оформления перевозочного документа, на основании которого товары были перевезены от места прибытия на территорию Российской Федерации до станции назначения, расположенной на территории Российской Федерации.
Исключения из общего правила составляют 2 случая:
А.) При организации ввоза товаров ж/д транспортом из «дальнего зарубежья» 180 дней для сбора документов, подтверждающих ставку 0%, применяемую в соответствии с пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ, отсчитывают с даты помещения товаров под таможенную процедуру при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС;
Б.) При организации ж/д перевозки экспортируемых товаров по территории РФ (пп.2.7 п.1 ст.164 НК РФ) 180 дней для представления Реестра и контракта считают (абз. 16 п. 9 ст. 165 НК РФ) с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта или реэкспорта (абз. 16 п. 9 ст. 165 НК РФ).
Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 204 ТК ЕАЭС (п. 3 ст. 128 ТК ЕАЭС). День выпуска товара определяется по отметке «Выпуск разрешен» на таможенной декларации или транспортном документе.
По нашему мнению, этот день может быть определен по отметке (информации об отметке) на ж/д накладной, в т.ч. в электронном виде (в электронной системе) или на основании копии ДТ с такой отметкой.
Но при нестыковках с информацией из ФТС налогоплательщикам могут понадобится отметки таможни о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или таможенного транзита.
Рекомендуем записи круглых столов по теме:
- НДС по международным перевозкам-2025 Заказать >>
- НДС: летние изменения и декларация за II квартал 2025 г. — подробно разобрали, в т.ч. нюансы «проставления отметок» на перевозочных документах Заказать >>
4. Что меняется в подтверждении ставки НДС 0% с декларации за III квартал 2025?
С декларации за 3-й квартал применяется новый электронный формат документов для представления копии контрактов в виде скан-образа в электронном виде и др.
Напомним, что электронный Реестр контрактов не упомянут в п. 15 ст. 165 НК РФ (в списке электронных реестров, которые можно представить вместо документов), а также в п.3.1 ст.165 НК РФ и иных положениях НК РФ при подтверждении ставки 0% при перевозках.
Поэтому договоры (контракты) представляются в обычном порядке (в бумажном виде или в виде скан-образа по формату, утвержденному приказом ФНС России.
Приказом ФНС России от 18.06.2025 г. N ЕД-7-26/535@ представлен новый формат документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Версия — 5.03 (часть 886). Приказ вступил в силу 22.09.2025 года. С этой же даты ранее утвержденные форматы (с учетом изменений), в т.ч. Приказ ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ признаны утратившими силу.
Особенности НДС при ввозе товаров из ЕАЭС
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при импорте товаров из ЕАЭС осуществляются согласно Приложению N 18 к Договору о ЕАЭС (далее Протокол).
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, и уплатить косвенные налоги не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п.19 и п.20 Протокола).
Какую дату считать датой принятия товаров к учету? Протокол и НК РФ это не уточняют.
По мнению налоговых органов, дата принятия на учет товаров, ввозимых на территорию РФ, определяется как дата отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов (Письма Минфина России от 20.05.2021 N 03-07-13/1/38536, от 24.05.2019 г. N 03-07-13/1/37667, от 07.12.2018 г. N 03-07-13/1/88915).
Порядок бухгалтерского учета приобретаемых товаров определен ФСБУ 5/2019 «Запасы». Но он четко не определяют момент оприходования приобретенных товаров в бухгалтерском учете. В связи с этим следует подчеркнуть, что каких-либо особенностей определения такого момента в отношении импортируемых товаров законодательство не устанавливает, в том числе не связывает его с датой пересечения государственной границы РФ. Поэтому при определении даты принятия к учету товара, ввезенного на территорию России, организация-покупатель должна руководствоваться положениями своей учетной политики (п. 2, 4, 6, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)).
Если товары отражены в учете, но еще не ввезены, когда представить декларацию и уплатить НДС? Ответ — в Письме Минфина России от 20.05.2021 N 03-07-13/1/38536:
«Вопрос: 2. Если товар не был ввезен на территорию Российской Федерации на дату его принятия к учету, означает ли это, что уплата ввозного НДС осуществляется за тот месяц, в котором он фактически был импортирован на территорию Российской Федерации (например, товар принят к учету в январе, ввезен в феврале, оплата ввозного НДС до 20 марта).
Ответ: ....Поэтому по товарам, принятым на учет в январе соответствующего года, налог на добавленную стоимость подлежит уплате не позднее 20 февраля соответствующего года».
Т.е. финансовое ведомство формально подходит к решению вопроса, если товары приняты к учету в одном месяце, а ввезены в РФ в следующем месяце. Но данная позиция не бесспорна.
Подробнее:
В силу п. 1 ст. 38 НК РФ обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения. Объектом налогообложения НДС признается, в частности, ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подп. 4 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 38 НК РФ). Т.е. пока товар не ввезен в РФ, объекта обложения НДС не возникает. Но как видим, у финансового ведомства иное мнение по данному вопросу.
Мы рассмотрели лишь некоторые актуальные вопросы НДС для участников ВЭД. Но законодательство постоянно меняется, что создает дополнительные налоговые риски. При этом налоговый контроль усиливается. Ошибки в налогах и даже в бухгалтерской отчетности могут обойтись дорого как компаниям, так и их руководителям. Для постоянного контроля рисков рекомендуем проводить аудит с углубленной проверкой налогового учета и страховкой от налоговых претензий. Посмотрите чек-лист, как выбрать аудиторов, кто поможет и защитит от растущих угроз.
Мнение редакции
Аудит не стоит воспринимать исключительно как навязанную государством «обязаловку». Это действительно важная и полезная процедура, которая поможет вовремя обнаружить не только проблемы и серьезные налоговые риски, но и законные финансовые резервы, которые до поры были скрыты. Главное — доверить проведение полезного аудита надежным и профессиональным аудиторам.