+7 495 134-28-57

Налоги 2024: что нового?

10 января 2024

Налоги 2024: что нового?

Варламова
Виктория Варламова

Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга «Правовест Аудит»

10 января 2024

В 2024 году бухгалтеру важно учитывать множество изменений по налогам. Это поправки в ч. 1 НК РФ, НДС, налог на прибыль, НДФЛ и страховые взносы, налог на имущество. Коллектив экспертов «Правовест Аудит» подготовил обзор самых важных налоговых новшеств.

ТОП-10 ошибок в бухгалтерской отчетности, выявленных аудиторами в 2023 году >>

ТОП-5 ошибок в декларациях по НДС и налогу на прибыль: не совершайте в 2024 году >>

12 критериев ФНС по налоговым проверкам. Профилактика рисков и защита от претензий в 2024 году >>

Изменения-2024 в ч.1 НК РФ

Пени исчисляются по общим правилам

С 09.03.2022 по 31.12.2023 ставка пени для компаний определялась в размере 1/300 действующей в этом периоде ключевой ставки ЦБ РФ, независимо от продолжительности периода наличия долга (п.5 ст.75 НК РФ).

С 2024 года таких «послаблений» уже не будет и пени будут начислять на сумму недоимки по общеустановленным правилам (п. 4 ст. 75 НК РФ), а именно:

  • 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ — в отношении суммы отрицательного сальдо ЕНС, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей до 30 календарных дней (включительно);
  • 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ — в отношении суммы отрицательного сальдо ЕНС, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей сверх 30 календарных дней (с 31 календарного дня).

Новое основание для «блокировки» счетов

С 01.01.2024 года налоговые органы смогут приостанавливать операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогового агента. А именно, в случае непредставления им расчета сумм, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в течение 20 дней по истечении установленного для этого срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Счет налоговый орган «разблокирует» не позднее дня, следующего за днем представления налоговым агентом указанного расчета.

Основание: п. 24 ст. 1, ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.

Новый штраф для налоговых агентов

С 01.01.2024 года налоговых агентов за нарушение срока предоставления расчета сумм доходов, выплаченных иностранным компаниям, и удержанных налогов будут привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ. А это штраф в размере 5 % неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.

Сейчас за указанное нарушение налоговых агентов привлекают к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ — штраф 200 руб.

Основание: п. 43 ст. 1, п. 7 ст. 13 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ.

Уточненный расчет агентов по «иностранцам»

По общему правилу уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные в отношении только тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к искажению суммы налога (п. 6 ст. 81 НК РФ).

С 01.01.2024 года уточненный расчет сумм, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период должен содержать данные в отношении всех налогоплательщиков, указанных в ранее представленном в налоговый орган расчете.

Основание: п. 29 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.

Расширен круг «взаимозависимых лиц»

С 01.01.2024 года появятся дополнительные критерии для признания российских лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Например:

  • контролирующее лицо и контролируемая иностранная компания;
  • контролируемые иностранные компании, у которых одно контролирующее лицо.

Напомним, лицо может признаваться контролирующим, в т.ч., с долей прямого (косвенного) участия в КИК более 10% (при совокупном участии в капитале КИК российских резидентов более чем на 50%), а также и при отсутствии формальных признаков участия, но при наличии фактического контроля над КИК (п. п. 3, 6, 7 ст. 25.13 НК РФ).

Основание: п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.

Соответственно, сделок, подпадающих под налоговый контроль цен, станет больше.

Новое в корректировке цен контролируемых сделок

С 01.01.2024 года для ФНС исключено правило о приоритетности информации о сопоставимых сделках, совершенных самим налогоплательщиком, для определения интервала рыночных цен при проведении налогового контроля. С нового года возможно использование информации о сопоставимых сделках, совершенных самим налогоплательщиком и/или его взаимозависимым лицом, с независимыми лицами.

С 01.01.2024 года водится понятие медианного значения интервала рыночных цен/рентабельности при использовании биржевых котировок (п. 4 ст. 105.9 НК РФ). В случае отклонения у стороны контролируемой сделки цен/рентабельности от рыночного интервала, для доначислений любым методом ФНС будет использовать медианное значение интервала цен/рентабельности вместо минимального или максимального значений (при условии, что использование медианного значения не приведет к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате, или увеличению суммы убытка). Например, медианным значением интервала рыночных цен признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке.

Основание: п. 5-9 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.

Нововведения будут касаться контролируемых сделок, проведенных после 01.01.2024 года. Большинство внесенных в НК РФ поправок по ТЦО направлены на явное усиление контроля в этой сфере с целью предотвращений «ухода» от налогов по внешнеторговым сделкам.

Увеличены штрафы в сфере ТЦО

СС 01.01.2024 года многократно увеличены штрафы за нарушения в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО). Отметим некоторые из них:

  • увеличены штрафы при осуществлении контролируемых сделок на нерыночных условиях. Так, сейчас штраф составляет 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб., будет — в размере неуплаченной суммы налога, но не менее 500 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ);
  • вырастут штрафы за непредставление в установленный срок уведомления об участии в международной группе компаний или представление такого уведомления с недостоверными сведениями (ст. 129.9 НК РФ). Сейчас штраф 50 000 руб., будет — 500 000 руб. за каждый факт такого нарушения;
  • увеличены штрафы за непредставление в установленный срок странового отчета и представление этого отчета с недостоверными сведениями (ст. 129.10 НК РФ). Сейчас штраф 100 000 руб., будет — 1 000 000 руб.;
  • значительно увеличены штрафы за непредставление документации по международной группе компаний (МГК) (ст. 129.11 НК РФ). Например, сейчас за непредставление в установленный срок национальной документации штраф — 100 000 руб., будет — 1 000 000 руб. Сейчас непредставление в установленный срок глобальной документации влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб., будет — 1 000 000 руб.

Основание: п. 19-23 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.

Еще важные изменения в ч. 1 НК РФ в 2024

  • Введена ответственность из-за «соцвычетов».
  • Обновлено понятие «международные группы компаний».
  • У электронной доверенности будет новый формат.
  • Скорректирована постановка на учет иностранных поставщиков «электронных услуг».
  • Станет возможной частичная замена обеспечительных мер.
  • Банковскую гарантию можно будет предоставлять в налоговые органы в электронной форме.
  • В налоговом мониторинге появится новая возможность.

Подробнее об этих изменениях читайте в статье >>

Мы отметили лишь некоторые основные изменения в части 1 НК РФ, которые начнут действовать в 2024 году. При этом важно понимать, что НК РФ регулярно обновляется и очень важно быть в курсе всех изменений, знать позиции контролирующих и судебных органов чтобы не допускать налоговых ошибок и не давать ни малейшего шанса налоговым доначислениям.

Чтобы было проще отслеживать законодательные новеллы и правоприменительную практику, а также иметь возможность посоветоваться с экспертами по интересующему вопросу — рекомендуем оформить подписку на выгодных условиях >>

НДС: важные изменения с 2024 года

Большинство поправок по НДС с 1 января 2024 года можно назвать «отраслевыми». Они касаются экспортеров, организаций общественного питания, застройщиков и налогоплательщиков, реализующих детские товары. Остановимся подробнее на изменениях у «экспортеров» и «перевозчиков» по ставке 0%.

Упрощен порядок подтверждения ставки 0%

С 1 января 2024 года упрощаются правила подтверждения нулевой ставки НДС у экспортеров товаров и налогоплательщиков, применяющих ставку 0% по услугам, связанным с перевозками речным и морским транспортом. Обновленный порядок будет применяться за налоговые периоды начиная с 1 января 2024 года (пп.3 ст.2 549-ФЗ), т.е., начиная с деклараций за 1-й квартал 2024 года.

Что меняется?

1) Экспортерам товаров НЕ нужно будет представлять бумажные документы одновременно с декларацией.

Подтверждать нулевую ставку НДС экспортеры будут электронным Реестром, куда включат информацию не только о декларациях на товары, но и информацию из контракта на поставку товаров (пп.1 п.1 ст.165 НК РФ в ред. с 01.01.2024). А в случае экспорта товаров через посредников в электронный Реестр будет необходимо включить сведения из договора комиссии, договора поручения либо агентского договора налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом и сведения из контракта на поставку товаров по поручению налогоплательщика (п.2 ст.165 НК РФ в ред. с 01.01.2024).

Представление электронных Реестров для подтверждения ставки 0% при экспорте товаров обязательно!!! (см. в т.ч. информацию ФНС).

2) При экспорте товаров в ЕАЭС можно не представлять не только документы на перевозку товаров в ЕАЭС, но и контракты на поставку товаров, если налогоплательщик представляет электронный перечень Заявлений о ввозе (п.1.3 ст.165 НК РФ в ред. с 01.01.2024).

В случае выявления несоответствия сведений из электронных Реестров сведениям, представленным Таможенной службой в ФНС, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие «несоответствующие» сведения. Копии таких документов нужно будет представить в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО АУДИТ!

Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.

Рассчитать стоимость аудита
Наталья Игуш
Генеральный директор
Игуш

Если не представить документы по требованию — обоснованность применения ставки 0 процентов в соответствующей части будет считаться неподтвержденной (п.15 ст.165 НК РФ в ред. с 01.01.2024 г.).

Также, как и прежде, налоговый орган вправе истребовать транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы ЕАЭС, если информация налогоплательщика противоречит информации, имеющейся у налогового органа (п.1.2 ст.165 НК РФ в ред. с 01.01.2024 г.).

Таким образом, налогоплательщикам-экспортерам по-прежнему необходимо иметь документы, сведения из которых включаются в электронные Реестры, а также транспортные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы ЕАЭС.

3) Упрощен порядок подтверждения нулевой ставки НДС в случаях, связанных с морским и речным транспортом.

Для подтверждения нулевой ставки НДС:

  • Не нужно проставлять отметки таможенных органов на поручении на отгрузку товаров (п.3.1, 3.5, 3.8,3.11 ст.165 НК РФ в ред. с 01.01.2024) в случаях, установленных пп.2.1, пп.2.5, пп.2.8 , 2.12 п.1 ст.164 НК РФ при международной перевозке морским и речным транспортом, внутренним речным транспортом экспортируемых товаров, при оказании услуг в морских и речных портах, ледокольной проводке.
  • 180 дней для сбора документов считают с даты оформления поручения на отгрузку товаров или коносамента (п.9 ст. 165 НК РФ в ред. с 01.01.2024).

Если налоговый орган обнаружит несоответствие (отсутствие) сведений, указанных в поручении на отгрузку товаров в сведениях, предоставленных Таможенной службой, он отправит запрос в ФТС. И если ФТС не подтвердит разрешение на погрузку товаров и (или) вывоз товаров морским или речным судном, судном смешанного (река — море) плавания за пределы территории ЕАЭС, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по реализации работ (услуг) в соответствующей части будет считаться неподтвержденной (п.9.2 ст.165 НК РФ в ред. с 01.01.2024 г.).

Новый порядок определения налоговой базы при неподтверждении ставки 0%

Изменения НДС в 2024 году касаются налогоплательщиков, применяющих ставку НДС 0%, у которых в соответствии с п.9 ст.165 НК РФ есть 180 дней для сбора пакета документов.

При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1, 2.1 — 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 п. 1 ст.164 НК РФ, в частности, при реализации товаров в таможенной процедуре экспорта, по международным перевозкам и др. моментом определения налоговой базы, как и прежде, является последнее число квартала, в котором собраны документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.

Но, если документы (их копии), предусмотренные статьей 165 НК РФ, не собраны в течение сроков, указанных в п. 9 ст.165 НК РФ, с 1 января 2024 года моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, на который приходится истечение соответствующего срока, указанного в п. 9 ст. 165 НК РФ.

Т.е. если в течение 180 дней налогоплательщику не удастся собрать пакет документов, подтверждающих ставку 0%, налоговая база, облагаемая по ставке 20% или 10%, будет определена в текущем квартале. Соответственно, Раздел 6 будет включен в декларацию по НДС за квартал, в котором истекли 180 дней и не собраны документы. А значит, не придется вносить изменения в декларацию по НДС и представлять «уточненку» за период отгрузки товаров (работ, услуг), уплачивать недоимку и пени (сроки уплаты НДС в 2024 году не меняются).

По нашему мнению, изменения следует применять к «отгрузкам», по которым 180 дней для подтверждения ставки 0% истечет 1 января 2024 года и позднее. Но официальных разъяснений пока нет.

Распространяется ли новый порядок определения налоговой базы на экспорт товаров в ЕАЭС?

Официальных разъяснений по данному вопросу пока нет. А из норм НК РФ и Приложения 18 к договору о ЕАЭС (далее — Протокол), определяющего порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в ЕАЭС однозначные выводы сделать трудно.

Дело в том, что нулевая ставка НДС при экспорте товаров в ЕАЭС (реализации и вывозе товаров) в НК РФ выделена в отдельный пп.1.1 п.1 ст.164 НК РФ и он не указан в п.9 ст.167 НК РФ, устанавливающем порядок определения налоговой базы при подтверждении или неподтверждении ставки 0%. Т.е. формально «новый» и «старый» порядок определения налоговой базы, приведенный в НК РФ, не распространяется на экспорт товаров в ЕАЭС.

В тоже время, в п.5 Протокола указано, что:

«Документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.».

Приоритет имеет международный договор, т.е. Протокол. Протокол определяет за какой период нужно уплатить НДС в случае отсутствия пакета документов в установленный срок и в течение какого периода документы нужно представить в налоговую. Но Протокол не определяет сам момент возникновения налоговой базы при сборе документов или их отсутствии.

Минфин РФ разъясняет, что Протокол не устанавливает момент определения налоговой базы по НДС при экспорте товаров в ЕАЭС. В связи с этим при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию ЕАЭС следует руководствоваться нормами ст. 167 НК РФ (Письма Минфина России от 06.09.2018 г. N 03-07-14/63738, от 04.09.2017 г. N 03-07-08/56529, от 04.05.2016 г. N 03-07-13/1/25625).

Следуя этим разъяснениям, можно сделать вывод, что при экспорте товаров в ЕАЭС в 2024 году следует применять новую редакцию п.9 ст.167 НК РФ, несмотря на то что пп.1.1 п.1 ст.164 НК РФ в нем не назван.

Ждем разъяснения Минфина РФ.

Другие значимые изменения по НДС

  • Продлили возможность возмещать НДС в «упрощенном» заявительном порядке.
  • Обновлены правила освобождения от НДС услуг общепита.
  • Уточнен порядок применения освобождения от НДС услуг застройщиков.
  • Расширен перечень товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10%.

Комментарии эксперта по этим изменениям читайте в статье >>

Для того, чтобы своевременно решать «горячие» вопросы (в т.ч. по налогам) и быть уверенным, что все нововведения учтены, проводите комплексный аудит — аудит с углубленной проверкой налогового учета в несколько этапов. Он позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, которые могут привести к доначислениям налогов. Результативность комплексного аудита выше, чем «стандартного» — финансового — когда основной упор делается на бухучет и отчетность, а налоги «очень ограниченно». Эффективен комплексный аудит и для поиска налоговых резервов.



Налог на прибыль: основные изменения с 2024 года

С 1 января 2024 года, начиная с отчетности за 2023 год применяется новая форма Расчета и порядок его заполнения, утв. Приказом ФНС от 26.09.2023 г. N ЕД-7-3/675@

Налог на выплаты взаимозависимым иностранным компаниям

Изменение уплаты налога на прибыль касается выплат иностранным взаимозависимым компаниям.

С 01.01.2024 г. доходы взаимозависимых иностранных компаний от выполнения работ или оказания услуг облагаются у источника выплаты по ставке 15% (пп. 94 п. 1 ст. 309 и новый пп.4 п.2 ст.284 НК РФ, п.2 ст.6 Закона 539-ФЗ).

Так, в соответствии с новым пп. 94 п. 1 ст. 309 НК РФ облагаются у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 1051 НК РФ.

В целях этой новой нормы работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации (месту нахождения постоянного представительства, если работы выполнены (услуги оказаны) постоянному представительству).

Отметим, что под налогообложение попадут доходы резидентов тех государств, с которыми у РФ нет или приостановлены соглашения об избежании двойного налогообложения (далее — СОИДН). Дело в том, что действующие СОИДН как правило предусматривают, что доходы от предпринимательской деятельности облагаются в государстве, в котором зарегистрирован налогоплательщик. Но для освобождения от налогообложения такого дохода иностранной компании придется представить документы, установленные ст.312 НК РФ (пп.4 п.2 ст.310 НК РФ).

При применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом иностранного государства (Письмо Минфина России от 05.12.2012 N 03-08-05). В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров РФ подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода (п.1 ст.312 НК РФ).

Например, компания, зарегистрированная в Республике Беларусь, является учредителем российской компании (доля участия 80%) и получает доход от этой российской компании за оказанные консультационные услуги.

В соответствии со ст.7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 21 апреля 1995 г.) доходы от предпринимательской деятельности могут облагаться в другом государстве только, если они получены через находящееся там постоянное представительство. Поскольку у белорусской компании нет представительства на территории РФ (и ее деятельность не приводит к образованию представительства) доходы от оказания услуг не будут облагаться у источника выплаты, если белорусская взаимозависимая компания до выплаты ей дохода представит документы, указанные в ст.312 НК РФ.

Не дайте повода для выездной проверки

Получите максимум пользы от аудита: проверьте отчетность, устраните риски и найдите финансовые резервы

Узнать стоимость аудита
Сергей Худяков
Старший юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам
Худяков

Новые интервалы процентов по контролируемым сделкам

С 1 января 2024 года изменяются интервалы процентов по контролируемым сделкам (п.1.2 ст.269 НК РФ в ред. Закона 539-ФЗ).

Напомним, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе учитывать в доходах сумму процентов по фактической ставке, если фактическая ставка больше минимального значения интервала, указанного в п.1.2 ст.269 НК РФ. По полученным займам, кредитам и иным долговым обязательствам в расходах признаются проценты по фактической ставке, если она менее максимального значения интервала, указанного в п.1.2 ст.269 НК РФ. А если фактические проценты не укладываются в интервал, фактические проценты учитываются с учетом «рыночных цен» на проценты по долговым обязательствам (п.1.1 ст.269 НК РФ).

С 1 января 2024 года установлены следующие интервалы процентов по контролируемым сделкам по долговому обязательству, оформленному:

  • в рублях, — от 10 до 150 % ключевой ставки ЦБ РФ. При этом минимальное значение интервала предельных значений процентных ставок, определенного в соответствии с настоящим подпунктом, не может быть менее 2 % (т.е., например, при ставке ЦБ РФ 16%-не менее 2% годовых);
  • в евро, — от 1 % до ставки €STR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • в китайских юанях, — от 1 % до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • в фунтах стерлингов, — от 1 % до ставки SONIA в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • в швейцарских франках или японских иенах, — от 1 % до ставки SARON в швейцарских франках или TONAR в японских иенах, увеличенной на 5 процентных пунктов;
  • в иных валютах — от 1 % до ставки SOFR в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

Расширен перечень необлагаемых доходов в виде РИД по госконтрактам

Расширен перечень доходов в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении госконтрактов. В доходах не учитываются не только полученные безвозмездно исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного контракта, но и права использования таких результатов. Причем и в тех случаях, когда результаты интеллектуальной деятельности получены в результате выполнения муниципального контракта.

Так, не учитываются в целях налогообложения доходы:

  • в виде исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта, или в виде права использования такого результата интеллектуальной деятельности, которые переданы налогоплательщику государственным или муниципальным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права или о безвозмездном предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности (пп.51 п.1 ст.251 НК РФ в ред. с 01.01.2024 г.);
  • в виде права использования результата интеллектуальной деятельности, созданного при выполнении государственного или муниципального контракта, которое предоставлено по требованию государственного или муниципального заказчика обладателем исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности налогоплательщику для государственных или муниципальных нужд (новый пп. 51.1 п.1 ст.251 НК РФ);
  • в виде исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение или секрет производства (ноу-хау), созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, которое получено налогоплательщиком по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права в случае невыполнения предшествующим обладателем исключительного права на данный результат интеллектуальной деятельности обязанности по использованию результата интеллектуальной деятельности, созданного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (новый пп. 51.2 п.1 ст.251 НК РФ).

Что еще важно по налогу на прибыль?

  • Обязанность сообщать о выплатах иностранным компаниям.
  • Ставка 0% по дивидендам «реинвестированным» материнской компании.
  • Изменение ставок налога на прибыль для правообладателей РИД.

Разъяснения эксперта по этим вопросам вы найдете в статье >>

Наша аудиторская практика показывает, что в налоговом учете компании важно не только следить за изменениями законодательства. Нередко риски доначисления налогов могут возникнуть из-за отсутствия документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов, которые в напряженном ритме «текучки» забыли или не захотели составить сотрудники компании. Посмотреть на компанию со стороны и поддержать финансовую службу компании поможет аудит с углубленной проверкой налогового учета (комплексный аудит), проводимый в несколько этапов. Он позволяет сразу исправлять ошибки и минимизировать налоговые риски. Кроме того, зачастую в ходе аудиторских проверок обнаруживаются и налоговые резервы.



НДФЛ и страховые взносы: изменения с 2024 года

Новые сроки уплаты НДФЛ в 2024 году

С 1 января 2024 года удержанный НДФЛ нужно перечислять 2 раза в месяц в составе ЕНП (п.6 ст.226 НК РФ):

  • с дохода налогоплательщика, выплаченного с 1 по 22 число каждого месяца — не позднее 28 числа текущего месяца;
  • с дохода, выплаченного с 23 по последний день месяца — не позднее 5 числа следующего месяца.

Если сроки совпадут с выходным или праздничным днем, то рассчитаться нужно по общим правилам, установленным п. 7 ст. 6.1 НК РФ, т.е. в следующий рабочий день.

Для НДФЛ, исчисленного и удержанного с 23 по 31 декабря, изменений нет. Эти суммы нужно перечислить не позднее последнего рабочего дня текущего года.

Обязанность подачи уведомления по НДФЛ 2 раза в месяц

В связи с тем, что НДФЛ уплачивается 2 раза в месяц, внесли поправки в ст.58 НК РФ. С 1 января 2024 года налоговые агенты обязаны уведомлять налоговый орган о сумме удержанного НДФЛ, подлежащего уплате, 2 раза в месяц.

  1. Первое уведомление о НДФЛ удержанном с дохода, выплаченного с 1 по 22 число месяца, необходимо подать не позднее 25 числа текущего месяца.
  2. Второе уведомление об удержанном НДФЛ с дохода, выплаченного с 23 по последнее число месяца — не позднее 3 числа следующего месяца.

Обратите внимание! Во втором уведомлении указывается только НДФЛ, удержанный с 23 числа по последний день месяца.

Для НДФЛ, исчисленного и удержанного с 23 по 31 декабря, изменений нет. Уведомление по этим суммам нужно подать не позднее последнего рабочего дня календарного года.

НДФЛ с доходов дистанционных работников

С 2024 года доходы «удаленщиков», которые работают по трудовым договорам с российской организацией или подразделением иностранной компании, зарегистрированным в РФ, признаются доходами от источников в РФ (пп.6.2 п.1 ст.208 НК РФ). Т.е. такие доходы облагаются в РФ как у налоговых резидентов РФ, так и у налогоплательщиков, не имеющих такого статуса (ст.209 НК РФ). При этом не зависимо от налогового статуса ставка НДФЛ для таких работников установлена в размере 13% (15% с доходов свыше 5 млн руб. в год), то сеть у нерезидентов ставка тоже 13 (15) %.

Однако работодателю все равно придется отслеживать статус дистанционных работников, работающих за рубежом. Это нужно для правильного расчета налога. Ведь нерезидентам не положены вычеты на детей, лечение, обучение, приобретение жилья (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Если у российской организации есть зарегистрированные обособленные подразделения за пределами РФ, то для работников, которые в них трудятся, полученные «трудовые» доходы относятся к доходам от источников за пределами РФ. Поэтому российская организация по-прежнему не выступает в качестве налогового агента. Такие работники, если являются налоговыми резидентами РФ, должны сами исчислять и уплачивать налог по законодательству РФ (подп. 3 п. 1 и п. 3 ст. 228 НК РФ).

В 2024 новая норма не распространяется на вознаграждения в рамках договоров ГПХ за выполненные работы или оказанные услуги за рубежом. Такие доходы в 2024 году по-прежнему считаются доходами от источников за пределами РФ и российские заказчики не должны выступать в качестве налогового агента, то есть с вознаграждения не нужно удерживать НДФЛ. Но с 2025 года все доходы по договорам ГПХ будут считаться доходами от источников в РФ и заказчикам придется удерживать НДФЛ и с доходов «ГПДшников», в т.ч. работающих за рубежом (абз. 3 — 6 подп. «а» п. 21 ст. 2, ч. 10 ст. 13 Закона N 389-ФЗ).

Кроме того, установлен необлагаемый норматив компенсации для дистанционных работников. Подробнее о налогообложении компенсации «дистанционщикам» читайте в статье >>

Новые правила налогообложения вахтовой надбавки и суточных при разъездном характере работы

С 2024 года установили необлагаемый норматив НДФЛ и страховых взносов сумм вахтовой надбавки и суточных при разъездном характере работы (п.1 ст.217 НК РФ, п.2 ст.422 НК РФ). За каждый день работы вахтовым методом на территории РФ от налога и страховых взносов освобождается установленная локальным нормативным актом или трудовым договором вахтовая надбавка в размере 700 рублей, за пределами территории РФ 2 500 руб. Такие же нормы установлены для освобождения от НДФЛ и страховых взносов для суточных при разъездном характере работы.

Таким образом, если локальным нормативным актом у работодателя предусмотрена вахтовая надбавка и (или) суточные работникам с разъездным характером работы свыше данных лимитов, в доходы работников (и базу по страховым взносам) необходимо будет включать разницу, на которую выплаченные суточные/вахтовая надбавка превышает норматив.

Предельная величина базы по страховым взносам

Как известно, плательщики страховых взносов, не применяющие льготные тарифы, уплачивают взносы по единому тарифу (п.3 ст.425 НК РФ):

  • 30% — в рамках единой предельной величины базы;
  • 15,1% — сверх нее.

«Льготники» (п.2.2, 2.3, 2.4 ст.427 НК РФ) при применении пониженных тарифов также учитывают единую предельную величину базы.

Предельная база страховых взносов на 2024 год установлена в размере 2 225 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 10.11.2023 N 1883).

Получите Аудиторское Заключение

Получите максимум пользы от аудита: вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением получите консультации аудиторов и налоговых экспертов по волнующим и спорным вопросам

Узнать стоимость аудита
Анна Козлова
Руководитель отдела аудита
Козлова

Другие изменения по НДФЛ и страховым взносам

  • Социальные вычеты по НДФЛ в 2024 году увеличены.
  • Новая форма 6-НДФЛ с 2024 года.

Подробнее об этих изменениях читайте в статье >>

Наши аудиторы помогут разобраться со спорными ситуациями и сформировать достоверную отчетность по НДФЛ и страховым взносам по итогам 2023 года, подскажут как применять нововведения. Кроме того, комплексный аудит помогает предотвратить налоговые риски и дает страховку от налоговых претензий.

Что такое страховка от налоговых претензий


Налог на имущество организаций: изменения с 2024 года

Новые «кадастровые» объекты обложения

С 1 января 2024 года объектом обложения, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости, будут многоквартирные дома и наемные дома (пп.4 п.1 ст.378.2 НК РФ в ред. с 01.01.2024). Для налогообложения новых объектов по кадастровой стоимости в соответствующем субъекте РФ должен быть принять закон.

К сведению!

В Москве и Московской области с 1 января 2024 года расширили перечень «кадастровых» объектов, включив в него многоквартирные и наемные дома (Закон г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 и Закон Московской области от 21.11.2003 г. N 150/2003-ОЗ в ред. с 01.01.2024).

Гибель или уничтожение объекта налогообложения

В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения на основании соответствующего заявления, представленного в налоговый орган.

С 1 января 2024 года такое заявление можно не представлять. В этом случае исчисление налога будет прекращено с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании сведений, полученных налоговым органом в рамках межведомственного получения информации (п.4.1 ст.382 НК РФ в ред. с 01.01.2024).

Ставки налога на имущество организаций 2024

С 1 января 2024 года установлено, что в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, которые принадлежат личному фонду на праве собственности и налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 0,3% (п. 1.2 ст. 380 НК РФ в ред. с 01.01.2024).

Кроме того, до 2026 года включительно продлено ограничение на размер ставки налогообложения железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень, утвержденный Правительством РФ. Ставка, установленная субъектом РФ, не может превышать 1,6% (п.3.2 ст.380 НК РФ).

Новые сроки представления декларации

С 1 января 2024 года предельный срок для представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций перенесен с 25 марта на 25 февраля года, следующего за истекшим годом. Т.е. декларацию за 2023 год (если у налогоплательщика есть объекты, облагаемые по среднегодовой стоимости) нужно будет представить не позднее 26 февраля 2024 года (25 февраля 2024 года — воскресенье).

Это сделано для того, что налогоплательщикам не пришлось представлять уведомления о начисленных суммах налога за год. Теперь к наступлению срока уплаты налога на имущество организаций — не позднее 28 февраля, налог будет начислен в декларации и дополнительно подавать уведомление об исчисленной сумме налога, указанного в декларации, не потребуется (Письмо ФНС от 08.12.2023 г. N БС-4-21/15408@).

К сведению!

Налогоплательщики не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п.3 ст.386 НК РФ). Если у налогоплательщика — российской организации нет «среднегодовых» объектов налогообложения, налоговая декларация не представляется (Письмо ФНС от 17.10.2023 г. N БС-4-21/13243@).

Но по «кадастровым» объектам российская организация должна представить Уведомления по налогу за истекший налоговый период (Письмо ФНС от 17.10.2023 г. N БС-4-21/13243@).

Также с 1 марта на 1 февраля перенесен предельный срок для возможного направления в налоговый орган по субъекту РФ уведомления о порядке представления налоговой декларации. При этом сокращен предельный срок рассмотрения налоговым органом такого уведомления с 30 дней до 10 рабочих дней (п. 1.1. ст. 386 НК РФ в ред. с 01.01.2024 г.).

Поэтому до представления налоговой декларации по налогу организация сможет выбрать налоговую инспекцию в пределах субъекта РФ, в которую будет направлять декларацию в отношении всех объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, расположенных в муниципальных образованиях, обслуживаемых разными инспекциями.

Новые форма и формат пояснений по «кадастровым» объектам

С 1 января 2024 года вступает в силу приказ ФНС России от 28.08.2023 N ЕД-7-21/577@. Он устанавливает новые форму и формат представления пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) на сообщение налогового органа об исчисленных суммах налогов на имущество.

Организация вправе в течение 20 дней со дня получения сообщения об исчисленных налоговым органом транспортном и земельном налогах, а также налоге на имущество в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, представить такие пояснения. Сделать это можно, если сумма уплаченного налога за истекший период не соответствует указанной в сообщении, в том числе если есть основания для освобождения от уплаты налога, применения пониженных налоговых ставок и льгот.

Пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца со дня их получения. О результатах налоговый орган информирует организацию. Если сумма налога изменилась, то он проводит перерасчет и направляет налогоплательщику уточненное сообщение об исчисленной сумме налога с указанием оснований для перерасчета.

Со дня, следующего за днем информирования налоговым органом организации о результатах рассмотрения её пояснений, либо со дня, следующего за днем истечения одного месяца, в случае их непредставления, сумма налогов на имущество, исчисленных в направленном сообщении, учитывается в совокупной обязанности на едином налоговом счете налогоплательщика.

ФНС разъяснила, что с 1 января 2024 года пояснения независимо от способа их представления в налоговый орган — на бумаге или в электронном виде — оформляются по единой утвержденной форме (Информация ФНС от 16.11.2023 г.). «Старая» рекомендованная форма пояснений, направленная письмом ФНС России от 05.03.2022 N БС-4-21/2688@, не применяется (Письмо ФНС от 02.11.2023 г. N БС-4-21/13980@).

***

Мы рассмотрели изменения в НК РФ по налогу на имущество организаций, вступающие в силу с 1 января 2024 года. Но поскольку особенности уплаты этого налога, в т.ч. ставки и льготы устанавливаются законами субъектов РФ необходимо проанализировать и поправки, вносимые в региональное законодательство.

Также отметим, что правильное исчисление налога на имущество по объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости, зависит от правильности ведения бухгалтерского учета основных средств, т.е. правильного применения новых ФСБУ.

Аудит, проводимый в несколько этапов, позволяет сразу исправлять ошибки в учете, в т.ч. сразу сформировать правильную стоимость основных средств и налоговую базу по налогу на имущество организаций. Такой аудит — это гарантия достоверной отчетности, которая дает множество преимуществ компании.



Кстати, аудиторское заключение и персональный сертификат могут пригодиться руководителю или бухгалтеру (при необходимости) для подтверждения важных фактов:

  • Руководитель/бухгалтер предпринял все необходимые действия для минимизации убытков участников (собственников компании). Важно, например, в ситуации с разрешением вопроса о привлечении руководителя к материальной ответственности, в т.ч. по возмещению собственникам убытков в виде штрафов по налогам или ошибок в бухучете, приведшим к убыткам участников;
  • отчетность компании достоверна и это подтверждается аудиторским заключением, т.е. ей не грозило банкротство и права кредиторов не были нарушены. Пригодится, например, при решении вопроса о привлечении руководителя/бухгалтера к субсидиарной ответственности.


Аудит все победит

Мы проверим отчетность, покажем риски и найдем финансовые резервы, а так же вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года

Узнать стоимость аудита
Наталья Наталюк
Советник налоговой службы РФ II ранга, зам. руководителя отдела консалтинга
Наталюк
Занимаем 15 место среди аудиторско-консалтинговых компаний России
Система менеджмента качества соответствует стандарту ISO 9001:2008
Членство в Институте профессиональных бухгалтеров
На основе оценок и отзывов пользователей Яндекса

Мнение редакции

На волне бухгалтерской рутины и корпоративной суеты налоговые ошибки могут стать тем скользким местом, которое не только «съест» вашу прибыль, но и привлечет внимание налоговых органов. Избежать неприятностей с законом хочет каждый, но как это сделать, если засады встречаются на каждом шагу? Рекомендуем своевременно проводить качественный независимый аудит, который от налоговых рисков и проблем защитит.

Помощь аудиторов для порядка в учете

Узнать цену
Реклама/www.pravovest-audit.ru
Многоканальный
+7 495 134-28-57