Предпринимателям: как запатентовать название и логотип
Управляющий партнер «Гардиума», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
Содержание
- Чтобы защитить бизнес и взыскать с конкурентов до 5 млн. руб.
- Что значит запатентовать название фирмы и логотип
- Проверьте можно ли зарегистрировать ваше название
- Зачем нужно патентование названия и логотипа
- Где и как запатентовать логотип и название
- Какие логотипы и названия нельзя запатентовать
- Как запатентовать логотип и название, несмотря на ограничения
- Чеклист: как запатентовать логотип и защитить бизнес
Чтобы защитить бизнес и взыскать с конкурентов до 5 млн. руб.
Одна компания открыла маникюрный салон: придумала звучное имя, зарегистрировала бренд в Роспатенте. Но через время появился недобросовестный конкурент — другой салон с там же именем. Компания решила, что это нарушает ее исключительные права и подала в суд. В итоге конкуренту запретили использовать название и заставили заплатить компенсацию 600 тыс. руб. (Решение АС Новосибирской области от 01.02.2016 по делу № А45-15826/2015).
Сейчас за свои бренды воюют не только крупные корпорации, как Coca-Cola или NIKE. Защитить можно даже небольшой бизнес, если своевременно «запатентовать» название. Если кто-то использует бренд без разрешения, он заплатит компенсацию до 5 млн руб (после 04.01.2026 сумма максимальной компенсации увеличится до 10 млн руб.). А еще ему запретят использовать обозначение и заставят уничтожить товары с незаконной маркировкой.
В практике «Гардиума» такие случаи — рутина. Рассказываем, как «запатентовать» название и логотип, чтобы защитить бизнес.
Что значит запатентовать название фирмы и логотип
Название — это словесное коммерческое обозначение или шрифтовая композиция. Фирменное наименование компании из ЕГРЮЛ, фантазийное имя, название книги, личный бренд ИП — любое сочетание букв и шрифта. Например, название фирмы NIKE.
Логотип — это изобразительная или комбинированная композиция. Эмблема, принт, дизайн упаковки, этикетка, векторная иллюстрация — любой изобразительный элемент. Например, галочка бренда NIKE. И название, и логотип — это средства индивидуализации.
Запатентовать название и логотип — значит обеспечить им правовую охрану. Когда компания патентует название или логотип, она становится единственным их владельцем. Другие будут использовать эти и сходные с ними средства индивидуализации незаконно. На нарушителей подают в суд: заставляют убрать все упоминания бренда, отбирают доменные имена сайтов, взыскивают крупную компенсацию.
Правовую охрану можно обеспечить двумя способами:
- Получить патент на название фирмы и логотип. Например, если зарегистрировать их в качестве промышленного образца. Но есть проблема: промышленным образцом признается только изобразительный элемент. Это художественно-конструкторские решения, сочетание цветов, линий и контуров изделия (ст. 1352 ГК РФ). Например, дизайн упаковки, эмблема или логотип (воспринимаемое как единое изображение). Название же художественным элементом не является, поэтому в буквальном смысле получить патент на название или имя нельзя. Но можно зарегистрировать как товарный знак.
- Зарегистрировать товарный знак — то есть как обозначение, которое помогает отличать товары и услуги одних компаний от других. Обычно, когда говорят про патентование названия и логотипа, хотят как раз зарегистрировать товарный знак и получить в Роспатенте свидетельство (ст. 1481 ГК РФ).
Название и логотип вносят в госреестр — это значит, товарный знак под охраной (ст. 1482 ГК РФ). Пользоваться им по закону может только владелец (ст. 1484 ГК РФ). Например, он сможет указывать логотип на товарах и этикетке, публиковать название в рекламе, рисовать на документах, размещать в интернете. А всем остальным — запретить использовать зарегистрированных объект в вашей сфере деятельности.
Зарегистрировать можно любые обозначения для индивидуализации бизнеса. Включая словесные, изобразительные, объемные изображения, сочетания цветов, звуки, другие элементы и их комбинации (ст. 1482 ГК РФ). Но чаще всего бизнес использует три формы: название, логотип и их комбинацию.
Проверьте можно ли зарегистрировать ваше название
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООЗачем нужно патентование названия и логотипа
-
Чтобы запретить конкурентам использовать обозначение и потребовать компенсацию до 5 млн руб. Первый, кто запатентовал название и логотип, становится единственным его владельцем в конкретной сфере деятельности (ст. 1484 ГК РФ). Если кто-то другой использует идентичное или сходное обозначение, его незаконную деятельность можно пресечь.
Например, если конкурент использует сходное название на вывеске, можно подать в суд: заставить сменить название и снять вывеску. Если конкурент использует сходный товарный знак на упаковке — заставить изъять все товары из гражданского оборота и уничтожить. А еще требуют компенсацию: от 10 тыс. до 5 млн руб. (ст. 1515 ГК РФ).
Максимальную сумму обычно не назначают. Например, в пользу Фабрики мороженого «Славица» юристы компании «Гардиум» взыскали 1 млн руб. компенсации. Это хороший результат, часто компенсацию назначают в меньшем размере.
Одна компания продавала джинсы и зарегистрировала товарные знаки «Masterjeans» и «Мастерджинс». А потом обнаружила, что есть интернет-магазин с очень похожим наименованием — «Мистер Джинс». Тогда юристы обратились в суд: потребовали запретить ответчику использовать товарные знаки и заплатить компенсацию 1 млн. руб. Требования удовлетворили частично: заставили сменить название и взыскали 100 тыс. руб. компенсации (решение АС г. Москва от 12.04.2017 по делу № А40-3632/16-26-22).
-
Чтобы изъять у нарушителя красивый домен в интернете. Только владелец товарного знака может давать сайту доменное имя со своим названием (пп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ). Если кто-то другой запустит сайт с таким же или сходным доменным именем, через суд его можно отобрать.
-
Чтобы запретить ввоз контрафактных товаров на таможне. Обозначения можно внести в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). После этого ввезти маркированный товар в Россию смогут только импортеры с разрешением от владельца товарного знака. Остальные товары станут контрафактом и таможенное оформление не пройдут.
Например, в сентябре 2020 года Выборгская таможня пресекла ввоз в Россию пневмохлопушек с изображением Микки-Мауса. Это известный герой мультфильмов компании «DISNEY», товарный знак которой внесен в ТРОИС и принадлежит «DISNEY ENTERPRISES, INC».Товары с незаконной маркировкой изъяли, на импортера составили протокол по ст. 14.10 КоАП РФ.
-
Чтобы запустить франшизу. По договору концессии владелец передает в пользование другому лицу свой товарный знак и другие связанные с ним исключительные права (п. 1 ст. 1027 ГК). Например, если пекарня «Семейный хлеб» продает франшизу, она передает право использовать свое название «Семейный хлеб» другому предпринимателю. Если продать франшизу, но не запатентовать название — будут проблемы. Франчайзи может подать в суд и потребовать возмещения убытков.
Один ИП нашел компанию-франчайзера и заключил с ней договор концессии. В договоре было написано, что ИП можно использовать название «Секундочку» в своей работе. Но оказалось, что на момент заключения договора франчайзер владельцем товарного знака не был. Тогда ИП пошел в суд и взыскал с компании 2,5 млн. руб. необоснованного обогащения и еще 660 тыс. руб. процентов за использование денег (решение АС Московской области от 26.04.2017 по делу № А41-4910/16).
-
Чтобы законно продавать товары в маркетплейсах и супермаркетах. Если фирма запатентует название, а кто-то другой будет продавать товары с ее маркировкой на маркетплейсах, этого человека могут привлечь к ответственности. Некоторые торговые площадки стараются противодействовать нарушителям самостоятельно и не разрешают продавать контрафакт.
Например, Lamoda требует от продавцов товаров показать свидетельство на товарный знак. А OZON сразу предупреждает: если магазин привлекут к ответственности за недостоверную маркировку товара, придется возмещать убытки и заплатить штраф 150 тыс. руб. (п. 10.6 Приложения № 1 к Договору оферты для Продавцов на Платформе Ozon). Наверное, их «вдохновил» недавний случай.
Одна компания зарегистрировала товарный знак «ЖДУН». А потом нашла в каталоге на сайте ozon.ru товар с таким наименованием. Она посчитала, что площадка OZON нарушает ее права как правообладателя товарного знака и подготовила иск. Суд поддержал компанию — OZON заставили заплатить компенсацию 2 млн. руб. (решение АС г. Москва от 15.01.2020 по делу № А40-182069/17-105-1266).
-
Чтобы запретить показ контекстной рекламы конкурентов по бренду в Гугле и Яндексе. Условия рекламных площадок Google Ads и Яндекс.Директ запрещают нарушать чужие интеллектуальные права. Например, если в тексте рекламных объявлений рекламодатели используют чужие товарные знаки — это нарушение. Их объявления поисковые системы могут удалить. Для этого нужно написать в Гугл и Яндекс жалобу: приложить патент на наименование (свидетельство на товарный знак) и указать, что средство индивидуализации используется незаконно.
-
Чтобы превратить расходы в нематериальный актив и поставить его на баланс. Товарный знак — это нематериальный актив компании. Его можно поставить на баланс фирмы, и тогда стоимость компании вырастет. Это полезно при капитализации или для привлечения инвесторов. А еще логотип, как и другое имущество, можно заложить. Например, при получении кредита в банке.
Обычно товарный знак и любые другие нематериальные активы для бизнеса оценивают затратным методом. Например, Сбербанк в 2020 году обновил свой логотип, на что потратил 100 млн. руб. Это значит, что он получил нематериальный актив на ту же сумму.
Но есть и другие подходы к оценке товарных знаков. Например:
- рыночный — когда используются цены рыночных сделок в отношении товарных знаков других, смежных правообладателей;
- доходный — когда при оценке товарного знака учитываются будущие денежные потоки и прибыль, которую компания получит в результат запуска логотипа.
Рыночный и доходный подходы позволяют оценить экономический эффект от хозяйственного использования товарного знака. Их применение при оценке помогает увеличить чистые активы и капитализацию компании.
Подробнее об оценке товарного знака по рыночной стоимостиГде и как запатентовать логотип и название
Регистрирует товарные знаки Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) при Роспатенте. Этот орган находится в Москве и не имеет региональных подразделений. Чтобы запатентовать наименование, в ФИПС обращаются лично, направляют заявку по почте или подают в электронной форме.
Помогает с регистрацией патентный поверенный. Это специалист, который в совершенстве знает, как запатентовать название и логотип. Он ведет дела в ФИПС по просьбе заявителей и от их имени: готовит документы, подает заявку, отвечает на запросы экспертов и в целом сопровождает процесс регистрации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О патентных поверенных», далее — закон № 316-ФЗ). Крупные патентные бюро гордятся наличием в штате сразу нескольких патентных поверенных.
Квалификацию специалистов подтверждает Роспатент. Он аттестует поверенных, выдает им аттестационные свидетельства, вносит в специальный реестр (ст. 7 закона № 316-ФЗ). Когда клиенты обращаются к патентному поверенному, они могут проверить его квалификацию через сервис на сайте Роспатента.
Можно запатентовать название фирмы самостоятельно. Например, подать заявку в электронной форме через сервис АРМ «Регистратор» на сайте ФИПС или через Госуслуги. Для этого нужна учетная запись юр. лица или ИП и усиленная квалифицированная электронная подпись. Предприниматель потратит 3–5 часов на настройку рабочего места, оформление заявки и расчеты.
Порядок регистрации включает 5 этапов:
-
Предварительная проверка по базам. Перед тем как запатентовать название продукта или фирмы, его проверяют по базам и решают, есть ли смысл в регистрации. Например, можно использовать бесплатный онлайн-сервис на сайте компании «Гардиум». Или заказать в ФИПС платный поиск по словесным и по изобразительным обозначениям за 47 тыс. руб. каждый. Подать заявку можно и без проверки. Но если в реестре есть сходные изображения, эксперты их найдут — в регистрации откажут.
-
Оплата госпошлины. Чтобы запатентовать логотип, сначала нужно заплатить госпошлину. Мы рекомендуем вносить деньги в два этапа (Постановление Правительства № 941 от 10.12.2008):
До подачи заявки — не менее 17 тыс. руб.:
- за регистрацию заявки — 4 тыс. руб. + 1 тыс. руб. за каждый класс МКТУ больше 1;
- за экспертизу обозначения — 13 тыс. руб. + 2,5 тыс. руб. за каждый класс МКТУ, больше 1, а также +500 руб. за каждое наименование свыше 10 внутри класса.
После вынесения положительного решения — не менее 18 тыс. руб:
- за регистрацию товарного знака — 18 тыс. руб. + 2 тыс. руб. за каждый класс МКТУ больше 5;
- за выдачу свидетельства — 3 тыс. руб.
-
Подготовка и подача заявки. На сайте регистрирующего органа есть бланк заявки и образец заполнения. К заявке прикладывают:
- согласие на обработку персональных данных;
- заявляемое обозначение;
- перечень товаров и услуг, в отношении которых будет применяться знак;
- доверенность, если документы подает представитель.
По желанию прикладывают квитанцию об уплате госпошлины. Заявку подают лично в институт, отправляют по почте заказным письмом или с помощью электронных сервисов. О том, как получить патент на название и логотип и как подать заявку, подробно рассказано на сайте ФИПС.
-
Ответ на запрос эксперта. После принятия заявки регистрирующий орган проводит формальную экспертизу обозначения (ст. 1498 ГК РФ) и экспертизу по существу (ст. 1499 ГК РФ). Бывает, что ходе этих процедур экспертам нужны уточнения — тогда они пишут запрос, на который нужно ответить за 3 месяца. Если находят препятствия для регистрации — присылают уведомление. На ответ есть 6 месяцев. Обычно в нем стараются опровергнуть доводы эксперта, Роспатент будет учитывать это при вынесении решения.
-
Получение свидетельства. Если все в порядке, товарный знак вносят в реестр, а заявителю в течение месяца присылают свидетельство (ст. 1504 ГК РФ). Оно подтверждает, что компания или ИП — единственные, кто может законно использовать обозначение.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООСрок регистрации — обычно 3–12 месяцев. Но при патентовании названия важна не дата выдачи свидетельства, а момент подачи заявки. Как раз в этот момент у правообладателя возникает приоритет — преимущество перед теми, кто подаст заявку позже. После этого никто не сможет зарегистрировать такой же, похожий знак, или запатентовать название сайта (п. 1 ст. 1494 ГК РФ).
Какие логотипы и названия нельзя запатентовать
Перед тем, как запатентовать логотип и название, ФИПС проводит экспертизу и ищет основания для отказа. Эксперты проверяют, обладает ли название и логотип «различительной способностью», не похожи ли они «до степени смешения» с ранее зарегистрированными знаками. Все это — оценочные понятия, у каждого эксперта свой подход и аргументы.
Исчерпывающий список оснований для отказа приведен в ст. 1483 ГК РФ. Разобраться в нем без специальных знаний сложно, поэтому мы указали только очевидные случаи. Например, нельзя зарегистрировать обозначения, которые:
-
Не обладают различительной способностью, а именно:
- общеупотребительные обозначения;
- обозначения с общепринятыми символами и терминами;
- обозначения, которые характеризуют свойства товара;
- обозначения, выполненные в форме товара.
-
Содержат только сочетание букв. Например, аббревиатуру, не имеющую словесного выражения или графического исполнения. Но если буквенные сочетания выражены в графической манере и формируют оригинальную композицию, они смогут претендовать на охрану. Например, логотипы телеканалов ТНТ и СТС.
-
Используют символику, принятую на официальном уровне. Например, флаги или логотипы международных организаций.
-
Являются ложными и вводят в заблуждение. Например, название «Вареный картофель» в отношении чипсов. Или «Прованс» в отношении молочной продукции, произведенной на территории России.
-
Противоречат общественным интересам, нарушают принципы гуманности и морали. Например, название алкогольной продукции «Прохоровское поле» будет оскорблять патриотические чувства граждан и вызывать негативные ассоциации. Такой знак не зарегистрируют.
-
Напоминают объекты культурного наследия. Например, использование в логотипе изображения Моны Лизы, яйца Фаберже или Кремля.
-
Повторяют или очень похожи на ранее зарегистрированные обозначения. Например, комбинированный знак, повторяющий логотип Макдональдс и включающий шрифтовую композицию Mac Donna.
Обычно патентные поверенные заранее проверяют возможность регистрации знака в открытых и закрытых базах. Для предварительной проверки предприниматели могут использовать онлайн-сервис на сайте компании «Гардиум».
Чем больше баз охватывает предварительная проверка, тем больше уверенность, что вы увидите максимум препятствующих знаков, которые найдет и экспертиза Роспатента. И все же результат это не гарантирует.
Заявителям отказывают примерно в половине случаев. Нужно понимать, что отказ не окончательный — он всегда носит оценочный характер и обусловлен позицией эксперта. Обычно юристы по интеллектуальным правам знают, как переубедить Роспатент и преодолеть отказ.
Как запатентовать логотип и название, несмотря на ограничения
-
Подобрать правильные классы МКТУ и наименования. Это Международная классификация, которая делит товары и услуги на 45 условных классов с подробным перечнем наименований внутри каждого. Товарные знаки вносят в реестр с указанием конкретных классов МКТУ и наименований. В отношении других, не указанных в реестре, зарегистрированный товарный знак не действует.
Допустим, обозначение «Конский волос» зарегистрировано только в классе 19 «Строительные материалы». Это значит, что компании-производители товаров и услуг из других классов могут законно использовать обозначение «Конский волос» для маркировки своих товаров. Например, производители фармацевтических препаратов — класс 5. И это не будет нарушать ничьих прав.
Классы МКТУ и наименования выбирают перед подачей заявки (пп. 3 п. 3 ст. 1492 ГК РФ). Если правильно подобрать классы и наименования, можно зарегистрировать товарные знаки, очень похожие на обозначения известных конкурентов.
Допустим, ИП запускает бизнес по доставке продуктов питания. Ему очень нравится название одного конкурента, но тот уже зарегистрировал товарный знак в классе 43 «Общественное питание». Тогда ИП проверил остальные классы и оказалось, что в классах 29 и 30 «Продукты питания» название конкурента не числится. ИП сможет подать заявку в Роспатент, зарегистрировать сходный с конкурентом товарный знак и законно его использовать в работе.
Исключение — случаи, когда Роспатет признал товарный знак конкурента общеизвестным. Защита такого знака распространяется на все классы МКТУ. Скажем, в каком бы классе ни использовали обозначение «УАЗ», это будет нарушением. Благодаря «Гардиуму» товарные знаки Ульяновского автомобильного завода стали общеизвестными.
Обычно предприниматели выбирают только те классы и наименования, к которым реально относится их хозяйственная деятельность. Набросать в заявку побольше классов и наименований, чтобы покрыть все возможные случаи — плохая идея. За каждый дополнительный класс в заявке Роспатент берет дополнительную госпошлину — 3500 руб., а за каждое наименование свыше 10 внутри класса еще 500 руб. Заявка, которая покрывает все классы, стоит 171 тыс. руб. Если ее одобрят, сверху доплачивают еще 98 тыс. руб. Всего — 269 тыс. руб., и это только госпошлины.
-
Доработать логотип. Если подать заявку на обозначение, сходное с уже зарегистрированным, в регистрации откажут. Но по заданию юриста, дизайнер может доработать первоначальный вариант до уникальности, чтобы логотип обладал различительным свойством. Такую услугу предоставляют в патентных бюро. После доработки риск отказ значительно ниже.
-
Получить письмо-согласие от владельца другого обозначения. Если компания сможет договориться с владельцем ранее зарегистрированного знака или знака с более ранним приоритетом, это поможет обойти запрет. По письменному согласию владельца обозначения ФИПС может зарегистрировать сходный товарный знак даже в отношении однородных товаров. Например, предметов одежды.
Но ФИПС примет согласие только при условии, что использование товарного знака не будет обманывать потребителя (абз. 2 п. 6 ст. 1483 ГК РФ). Например, если владелец товарного знака, которым маркируют лекарства, разрешит использовать его для алкогольной продукции, в регистрации откажут.
-
Аннулировать обозначение из-за неиспользования в нужном классе. Бывает, что компании патентуют названия, а потом не используют их в зарегистрированном классе МКТУ. Если доказать, что это происходит в течение 3 лет подряд, правовую охрану обозначения можно прекратить. А взамен зарегистрировать свой товарный знак. В 2018 году в практике «Гардиума» был такой случай.
Одна компания долгое время развивала сеть продуктовых магазинов под названием «Байрам». А когда собралась регистрировать товарный знак, оказалось, что он уже зарегистрирован за другой компанией — пекарней. Юристы пошли в суд и доказали, что пекарня долгое время не использует товарный знак. Суд частично удовлетворил требования компании и прекратил правовую охрану для знака «Байрам» в отношении нескольких классов (решение СИП от 01.06.2018 по делу № СИП-50/2018).
Как забрать себе чужой товарный знак: 6 главных вопросов правоприменительной практики
-
Доказать различительную способность в суде. Мнение эксперта — только мнение. Если в регистрации отказали, такой отказ всегда можно оспорить в Палате по патентным спорам и Суде по интеллектуальным правам (п. 1 ст. 1500 ГК РФ). Юристы изучают вопрос, проводят собственную экспертизу, собирают доказательную базу и оспаривают аргументы эксперта.
Одна компания пыталась зарегистрировать обозначение торгового комплекса «LONDON MALL». Но Роспатент отказал, причина: логотип обманывает клиентов — включение в название столицы Великобритании может вызвать у потребителя ложные ассоциации с местом нахождения компании. Но компании удалось доказать, что включение в название слова «LONDON» носит фантазийный характер и не будет обманывать людей, которые ходят в торговый центр. Суд встал на сторону истца и обязал Роспатент зарегистрировать знак (решение СИП от 05.12.2014 по делу № СИП-837/2014).
Чеклист: как запатентовать логотип и защитить бизнес
-
Придумать оригинальные название и логотип. Можно разработать самостоятельно или заказать дизайнеру. Затем проверить логотип на уникальность в специальном сервисе.
-
Если обозначение не уникально — доработать. Можно пойти к юристам: они проверят классы МКТУ, найдут возможности для доработки, подготовят задание дизайнеру. Еще можно пойти к правообладателю и получить от него согласие.
-
Подать заявку в Роспатент. Можно поручить эту работу патентному поверенному или подать самостоятельно: лично, через Госуслуги или по почте. Если у эксперта будут вопросы — дать разъяснения или подготовить отзыв.
-
Получить свидетельство. Его выдадут в месячный срок после принятия решения.
-
Оценить товарный знак доходным или рыночным методом. Поставить его как нематериальный актив на баланс компании.
-
Провести работу по поиску нарушителей в офлайне и интернете, чтобы найти компании, которые используют зарегистрированный товарный знак. Подготовить им претензию: потребовать убрать все упоминания и выплатить компенсацию. Если ответа нет — подготовить и подать иск в суд.
Ирина Резникова
Управляющий партнер «Гардиума», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.
Мнение редакции
Не любой бренд может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Обозначение может столкнуться, как с абсолютными (например, ложность, «аморальность» обозначения), так и относительными (наличие прав у их лиц) основаниями для отказа в регистрации. Зачастую подобные преграды преодолимы. Так в отношении товарного знака, не обладающего изначальной различительной способностью можно: а) доказать наличие приобретенной различительной способности; б) «дополнить» обозначение иными символами, картинкой; в) включить в обозначение – аббревиатуру расшифровку. Оптимальную стратегию подскажет патентный поверенный
На правах рекламы © 2025 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru