Что такое сертификат соответствия?

2 мая 2024
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7
Что такое сертификат соответствия?
Автор Дарья Полякова

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

2 мая 2024
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Что нужно для выхода на маркетплейсы?

Для того, чтобы выйти на российский маркетплейс с продажами, необходимо сформировать пакет документов, который зависит от организационно-правовой формы продавца и вида продукции. Ряд обязательных документов включает в себя: удостоверение личности (паспорт или иной документ), выписку из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) или ЕГРЮЛ (для ООО), а также правоустанавливающую документацию на продукцию. Для определенных товаров может потребоваться сертификат соответствия (если товар подлежит обязательной сертификации), декларация о соответствии (если товар подлежит декларированию) или отказное письмо (когда продукция не подлежит обязательной сертификации и декларированию). Если продукция реализуется под собственным брендом, то необходимо заранее подготовиться и подать заявку на регистрацию товарного знака.

Маркетплейсы серьезно относятся к наличию у продавца прав на реализацию товаров под конкретным брендом. Если вы хотите продавать чужую продукцию под чужим брендом, то необходимо будет представить договор на дистрибуцию или лицензионный договор. Если товар зарубежный, то не забудьте добавить в папку таможенную декларацию и договор с иностранным поставщиком (изготовителем). После сбора пакета документов вы можете заключить договор с маркетплейсом и для вас откроют личный кабинет продавца. В момент открытия магазина не забудьте подготовить документы, обеспечивающие комфорт потребителя – инструкции по использованию товара или руководство пользователя (руководство по эксплуатации).

Зарегистрировать товарный знак для маркетплейса →

Важно: Надо понимать, что нет единой инструкции по документам. Каждый маркетплейс вправе устанавливать свои требования к продавцам и документам. Для этого формируются правила, которые размещены на сайтах агрегаторов. Но общие требования мы постарались доступно изложить. Маркетплейс может иметь свои специфические требования к документам, поэтому перед началом регистрации необходимо внимательно изучить правила конкретной площадки.

А сейчас давайте более подробно рассмотрим одно из важнейших требований для открытия магазина на маркетплейсе – сертификацию продукции.

Что такое сертификат соответствия?

Сертификат соответствия — документ, подтверждающий безопасность и соответствие продукта или услуги определенным стандартам и техническим условиям. Такой сертификат является гарантией качества для потребителей.

Виды сертификатов качества на продукцию

Выделяют несколько основных видов сертификации:

  • Сертификат соответствия ГОСТ Р — это документ, подтверждающий, что товар соответствует стандартам и нормативам, принятым в Российской Федерации, и имеет юридическую силу только в пределах этой страны.

Сертификт соответствия ГОСТ Р
  • Сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного Союза (ТР ТС) — документ, который гарантирует, что продукт удовлетворяет установленным нормам стран ТС (включая Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию). Этот документ дает право на беспрепятственную торговлю продукцией в пределах указанных государств.

Сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного Союза (ТР ТС)
  • Добровольная сертификация — относится к товарам, для которых государственные требования не так строги, а производитель сам желает подтвердить высокое качество и безопасность продукции.

Документ добровольной сертификации

На какие товары нужен сертификат?

Для того чтобы продукт мог быть допущен к продаже, он должен пройти процесс сертификации. Этот процесс подтверждает, что товар отвечает установленным нормам качества и безопасности.

Среди широкого спектра товаров, подлежащих сертификации, — продукция для детей, медицинские изделия, строительные материалы, бытовая химия, игрушки, косметика, средства индивидуальной защиты электроника, пищевые продукты и многие другие категории. Все они должны иметь необходимые документы перед тем, как попадут на прилавки магазинов или в каталоги маркетплейсов.

Полный список товаров, которые необходимо сертифицировать, внесен в единый перечень. Он периодически меняется и дополняется новыми категориями. Для сертификатов ГОСТ Р актуально постановление Правительства РФ №2425. Для сертификации по ТР ТС подробная информация содержится в Едином перечне продукции, утвержденном решением КТС №526.

Пример: Максим продает на маркетплейсе бритвы собственного производства. Их нет в перечне ГОСТ Р — но по ТР ТС их нужно сертифицировать. Поэтому Максим должен будет оформить сертификат ТР ТС, даже если в будущем не планирует реализовывать свой товар на международном рынке.

Как выглядит оригинальный сертификат

Сертификат соответствия печатается на защищенном бланке с водяными знаками. В начале документа приводятся сведения о стандартах, согласно которым осуществлялась сертификация, а чуть ниже находится уникальный номер сертификата. Следующий блок подробно описывает организацию, выдавшую документ, где указываются ее контакты и полные данные.

В середине сертификата размещается детальное описание продукции, подлежащей сертификации. Этот раздел включает в себя такие детали, как название товара, его модель, марка, а также код по ТН ВЭД и ОКПД 2 и другие значимые характеристики, отражающие технические аспекты изделия.

Документация о сертификации включает в себя подробные сведения, начиная с оснований, по которым была проведена сертификация, согласно определенным стандартам и требованиям. Отдельно выделяется информация о производителе, включая его реквизиты.

Далее в документе уточняются данные об аккредитованном центре, ответственном за выдачу сертификата, в том числе его адрес и ИНН, а также сведения о лаборатории, где проводились испытания, с указанием номеров соответствующих протоколов исследований.

В заключительной части документа указывается дополнительная информация, например, о маркировке товара или о схеме сертификации, используемой при оценке. На оригинальном сертификате всегда стоит печать и подписи ответственных лиц: руководителя центра сертификации и эксперта, который провел оценку.

Как получить сертификат

Первый шаг — необходимо выяснить, нужно ли вообще подтверждать соответствие конкретного товара. Для этого нужно изучить данные в едином перечне обязательной сертификации.

Второй шаг — подготовить сопроводительную документацию на продукцию.

Третий шаг — найти центр сертификации или лабораторию для проведения исследований. Список аккредитованных компаний размещен на сайте Росаккредитации.

Сайт Росаккредитации

Четвертый шаг — подготовить образцы для испытаний. Если сертификацию проходит производство, то сотрудники центра приезжают на предприятие.

Пятый шаг — получить протокол исследования с результатами и подать заявку на регистрацию сертификата.

Шестой шаг — загрузить сертификат в личный кабинет продавца на маркетплейсе. Без этого документа невозможно реализовывать многие товары на онлайн-площадке.

Важно: сроки оформления сертификата зависят от типа продукции. В среднем весь процесс оформления занимает 20-25 рабочих дней, а иногда и меньше.

Сроки действия и стоимость сертификата

Сроки действия и стоимость получения сертификата могут значительно отличаться на основе категории товара, области его применения и специфических нормативных требований.

  • Получение сертификата для партий товаров является быстрым процессом, занимающим всего 2-3 дня, благодаря отсутствию необходимости в проведении лабораторных испытаний и получении экспертных заключений. Однако такой сертификат обладает ограниченным сроком действия - от года до пяти лет.

  • В случае серийного производства или выполнения контрактов на поставку отечественной или иностранной продукции требуется проведение лабораторных исследований образцов. Это позволяет, после подтверждения соответствия стандартам, выдать сертификат ГОСТ Р с действием на период от одного до трех лет или на весь срок службы товара.

Важно: для поддержания актуальности сертификата, иногда требуется периодически проводить проверки или аудиты, подтверждающие соответствие продукции установленным стандартам.

Стоимость сертификации бывает разной и зависит от множества факторов: сложности процедур, объема проверяемой продукции, необходимости проведения дополнительных испытаний и экспертиз. Цены могут начинаться от нескольких десятков тысяч рублей и достигать нескольких сотен тысяч для сложной техники или оборудования.

Например: стоимость сертификации футболок начинается от 45 000 рублей, а сертификат на бытовую технику обойдется дороже — от 80 000 рублей.

Некоторые органы по сертификации предлагают пакетные предложения, включающие в себя все этапы оценки соответствия. Конечная цена формируется на основе индивидуальных требований заказчика.

Преимущества наличия сертификата соответствия

  1. Наличие сертификата соответствия открывает массу преимуществ для производителей или продавцов. Сертификаты ГОСТ Р и ТР ТС нужны для легальной реализации на территории России и стран Таможенного союза.

  2. Документ позволяет реализовывать продукцию на маркетплейсах. Из-за отсутствия сертификата карточку товара заблокирует администрация торговой онлайн-площадки.

  3. Товары, прошедшие проверку, вызывают большее доверие у клиентов и партнеров, облегчая им выбор среди аналогичных изделий на рынке.

  4. Наличие сертификата может значительно увеличить коммерческие перспективы для тех, кто занимается производством и торговлей. Однако, если производитель или продавец не предоставит необходимые сертификационные документы, предусмотренные статьей 1445 Кодекса об административных правонарушениях, это может привести к серьезным финансовым санкциям.

Что будет за отсутствие сертификата

За отсутствие сертификата от 20 тысяч до 40 тысяч рублей возможен штраф для индивидуальных предпринимателей и от 100 тысяч до 300 тысяч рублей для организаций.

Согласно законодательным нормам, а именно статье 14.44 Кодекса об административных правонарушениях, за недостоверное декларирование соответствия товаров, сумма штрафа для должностных лиц варьируется от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, а для юридических – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.За предоставление неверных сведений о соответствии товаров в отношении продукции, которая впервые поступает на рынок и подлежит обязательной сертификации, штрафы для должностных лиц начинаются от 25 тысяч рублей и могут достигать 35 тысяч рублей.

Для организаций же размер взыскания значительно выше - от 300 тысяч до полумиллиона рублей. За предоставление недостоверных данных о соответствии товаров, сумма штрафа для должностных лиц варьируется от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, а для юридических – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

В том случае, когда недостоверное декларирование привело к причинению ущерба здоровью людей, животных и растений (либо к угрозе причинения такого вреда), повреждению имущества как частных лиц, так и организаций, предусмотрено наказание в виде штрафов. Размеры штрафов отличаются: для индивидуальных должностных лиц они составляют от 35 000 до 50 000 рублей, тогда как для юридических лиц штрафы могут достигать от 700 000 до 1 000 000 рублей. Это подчеркивает серьезность ответственности в сфере сертификации продукции.

Кроме того, законодательство выделяет отдельные виды ответственности, прописанные в статьях 14.43, 14.43.1, и 14.46 Кодекса об административных правонарушениях. В них отмечается, что индивидуальные предприниматели также подпадают под категорию должностных лиц и несут аналогичные санкции. Следовательно, размер штрафов варьируется и зависит от характера и серьезности нарушения.

Какие еще юридические риски есть при работе на маркетплейсах?

Отсутствие необходимых сертификатов на продукцию, реализуемую на маркетплейсах, влечет не только административную ответственность, установленную законом, но и приведет к последствиям по инициативе маркетплейса. Маркетплейс может оштрафовать продавца на сумму от 100 000 рублей за отсутствие сертификатов, а также привлечь к ответственности за каждый день просрочки предоставления документов. Кроме того, площадка может снизить индекс качества магазина и даже заблокировать продавца за отсутствие или просрочку предоставления сертификатов.

Маркетплейсы также могут привлекать к ответственности продавцов за несоблюдение требований к маркировке товаров, неправильное указание кодов маркировки, использование чужого контента. Кроме того, если вы используете чужой товарный знак без разрешения, это является нарушением исключительных прав и влечет за собой ответственность в форме компенсации, размер которой может достигать 5 миллионов рублей, а также требования выплаты в двукратном размере стоимости контрафактного товара. В случае, если действия привели к возникновению крупного ущерба, то возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.

Важно: Если вы планируете выход на маркетплейс, то постарайтесь до продаж разрешить все потенциальные проблемы с правообладателями и маркетплейсами – зарегистрируйте товарный знак, получите сертификат, изучите внимательно правила маркетплейсов и т.д. От Вашей юридической подкованности зависит ваша финансовая стабильность.

Консультация юриста по интеллектуальной собственности →

Почему сертификат важен для ведения бизнеса на маркетплейсах

Наличие сертификата соответствия не только обязательно с точки зрения закона, но и является важным фактором поддержания доверия и лояльности потребителей. На реализуемые через маркетплейсы товары продавцы обязаны предоставить один из трех документов: сертификат соответствия; декларацию соответствия; отказное письмо. Более подробная информация о типе документа содержится в тексте техрегламента.

Выставляя на маркетплейсе товар на продажу, продавец гарантирует, что товар правомерно выпущен в гражданский оборот и его дальнейшее распространение не будет нарушать прав и законных интересов других лиц, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности. Представляя сертификаты соответствия, подтверждающие добросовестность действий продавца по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации, продавец не только исключает правовые основания считать себя нарушителем исключительных прав на товарный знак, но и нарабатывает репутацию, которая имеет принципиально важное значение в сфере продаж. Кроме того, отсутствие необходимых документов может привести к штрафам и блокировке аккаунта на маркетплейсе. Помимо правовых основание, есть еще и морально-этические. Вы не можете продавать детские игрушки или товары для подростков не убедившись в их безопасности.

Коротко о главном

  1. На многие категории товаров для свободной продажи требуется сертификат соответствия.

  2. Сертификация бывает добровольной и обязательной. Ее формат зависит от категории товаров.

  3. Срок действия у сертификатов соответствия разный. В России документ оформляют на срок до трех лет, а за рубежом — до пяти лет.

Вопрос — ответ

Могу ли я продавать товар на маркетплейсе, если являюсь самозанятым? Нужна ли для этого сертификация товара?

Самозанятый может реализовывать товар на торговых онлайн-площадках только, если производит его самостоятельно. И только ту продукцию, которая не подлежит обязательной сертификации или декларированию. К примеру, Дима — самозанятый. Он делает деревянные разделочные доски. На такой товар не нужен обязательный сертификат, поэтому продажа на маркетплейсе разрешена.

У меня есть сертификат соответствия на товар от производителя. Этого достаточно, чтобы реализовывать продукцию?

Товар можно продавать по сертификату от производителя только в том случае, если в последующем никак не меняются его бренд, состав и упаковка.

Продаю вязаный комплект: шапки и перчатки для взрослых. Для такого товара нужен сертификат соответствия. Мне нужно предоставить один документ на целый комплект или на каждый товар отдельно?

Шапки и перчатки — это разная категория товара, хоть и оба выполнены из шерсти. В данном случае необходимо оформлять два сертификата соответствия. Отдельно на перчатки и отдельно на шапки.

Когда начинает действовать сертификат соответствия?

Сертификат соответствия начинает действовать сразу после того, как аккредитованный орган регистрирует его в реестре.

На мой товар не нужен сертификат и декларация. Какой документ дает мне право свободно продавать товар?

Для товаров, которые не подлежат обязательной декларации или сертификации, оформляют отказное письмо. Этот документ — ответ поставщика или производителя о том, что данные процедуры проводить не нужно.

01

Регистрация бренда «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем бренд под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Регистрация с гарантией

от 89 000 ₽

заказать
MDN

Дарья Полякова

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

Задать вопрос эксперту
более 20 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 октября 2025

Как запатентовать название и логотип

2 октября 2025

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 октября 2025

Регистрация софта в Роспатенте

1 июля 2023

Домен как товарный знак

21 октября 2025

Регистрация товарного знака

6 октября 2025

Защита товарного знака от незаконного использования

1 июля 2023

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

1 июля 2023

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

1 июля 2023

Патентование – защита разработки от конкурентов

01 июля 2023

Как выбрать патентное бюро

10 октября 2025

Юристы по интеллектуальному праву

10 октября 2025

Патентные поверенные

10 октября 2025

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 октября 2025

Патентование промышленных образцов

30 октября 2025

Главное про патентование идей

30 октября 2025

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

21 октября 2025

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

1 июля 2023

Патентование IT-решений в России и мире

1 июля 2023

Что такое товарный знак?

21 октября 2025

Патентование изобртения в Роспатенте

1 июля 2023

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 октября 2025

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

1 июля 2023

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

1 июля 2023

Вывеска на иностранном языке

1 июля 2023

Передача интеллектуальных прав

1 июля 2023

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

1 июля 2023

Патентная экспертиза

1 июля 2023

Обзор основных трендов в LegalTech

1 июля 2023

Как составляется описание к патенту

1 июля 2023

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

1 июля 2023

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

1 июля 2023

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

1 июля 2023

Реестр отечественного ПО

1 июля 2023

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

1 июля 2023

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

1 июля 2023

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

1 июля 2023

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

1 июля 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 октября 2025

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

1 июля 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 октября 2025

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Как запатентовать ПАК: преимущества патентования, документы

30 сентября 2024

Внесение ПАК в реестр Минцифры: требования к ПО, документы и пошлины

25 сентября 2024

Евразийский патент: срок действия, преимущества, порядок получения

30 октября 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных