21 октября 2025
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Доменные споры: как зарегистрировать название сайта, чтобы никто его не отобрал

Доменные споры: как зарегистрировать название сайта, чтобы никто его не отобрал
Автор Ирина Резникова

Управляющий партнер «Гардиума», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.

Выбирая имя сайта, фирменный хэштег или название для группы в соцсетях, важно помнить, что на эту информацию распространяются требования Гражданского Кодекса РФ. Если предприниматель назовет группу ВКонтакте «Ромашка», а это название кто-то из конкурентов уже зарегистрировал как товарный знак — можно получить штраф до 5 млн. руб.

Это же касается сайтов и интернет-магазинов. С ними даже еще сложнее.

Большинство «красивых» адресов в зоне .ru уже зарегистрированы и заняты. Например, самый дорогой в России домен «vodka.ru» стоил 3 млн. долларов. Если вы не готовы тратить крупную сумму, чтобы купить себе красивый адрес сайта, давайте разбираться, что сделать, чтобы правильно выбрать себе свободное доменное имя.

Проверьте домен на возможность регистрации в виде товарного знака:

У меня только страничка в Инстаграме — зачем товарный знак?

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг. Когда компания регистрирует товарный знак, она закрепляет за собой право единоличного пользования этим названием в своем виде деятельности на всей территории РФ. Конкуренты, даже из другого региона страны, не имеют право использовать такое же или похожее название нигде: ни на вывеске у входа, ни в имени аккаунта в Инстаграме.

Компания «Эшли-Групп» — правообладатель товарного знака «Эшли» по всем видам деятельности, которые относятся к ремонту помещений и дизайну интерьера. «Эшли-Групп» увидели, что появился «Эшли Декор» — интернет-магазин, который занимается продажей обоев, настенных покрытий и дизайном интерьеров. У них страница в инстаграме с одноименным названием и сайт, где тоже фигурировало название «Эшли».

Правообладатель написал претензию в «Эшли Декор», чтобы те прекратили использовать зарегистрированное название. Ответа не последовало, поэтому «Эшли-Групп» подали исковое заявление с требованием, чтобы «Эшли Декор» прекратили использовать их товарный знак и возместили 2 млн. руб. компенсации.

Суд запретил «Эшли Декору» пользоваться товарным знаком «Эшли» в отношении некоторых видов деятельности. Чтобы дальше работать без штрафов, им придется менять название. Сумму компенсации суд снизил до 100 тыс. руб.

У «Эшли Декор» была возможность избежать штрафа, но они не отреагировали на претензию и не изменили название. Сейчас компания изменила свое название на сайте. Страница в инстаграме осталась под прежним именем, но не ведется. Если бы «Эшли Декор» сразу проверила, можно ли пользоваться этим именем, и зарегистрировала товарный знак — проблем бы не было.

Как защититься от незаконного использования товарного знака

Кто настроит рекламу на ваше имя — заплатит миллион

Если вы зарегистрировали название сайта и одноименный товарный знак,конкуренты не вправе настраивать рекламные кампании в поисковых системах по вашему брендовому запросу. То есть, если кто-то вводит ваше название в поисковую строку Яндекса или Гугла — увидит только вас.

А если товарный знак не зарегистрирован — люди будут вводить в строку поиска ваше название, а в самом верху видеть рекламу конкурентов. Клиенты уйдут. Если ваш сайт зарегистрирован, но конкуренты всё равно запускают рекламу по вашим брендовым запросам, можно требовать большую компенсацию.

ООО «Автодруг парковки штрафы эвакуация» — правообладатели товарного знака «Ремонтиста». У них сайт «remontista.ru» и одноименное приложение. Конкуренты — ООО «Мигас» настроили рекламу в «Яндексе», «Гугле», на «Рамблере» и «Мэил.ру» так, чтобы по запросу «ремонтиста» первой строкой выходил их сайт «uremont.com».

ООО «Автодруг парковки штрафы эвакуация» обратились в суд с требованием взыскать с конкурентов 550 тыс. руб. компенсации за использование товарного знака «ремонтиста». Конкуренты нигде на своих ресурсах название не использовали, только настраивали рекламу, поэтому суд постановил взыскать с ответчика 200 тыс. руб.

Истец с решением не согласился, целый год пытался обжаловать в разных инстанциях. В итоге суд по интеллектуальным правам постановил отменить предыдущие решения, направил дело на пересмотр. ООО «Автодруг парковки штрафы эвакуация» при пересмотре увеличил сумму исковых требований в 2 раза и с ООО «Мигас» взыскали больше миллиона руб. компенсации.

Если бы товарный знак «ремонтиста» не был зарегистрирован, ООО «Автодруг парковки штрафы эвакуация» ничего бы не смогли доказать и просто продолжили терять клиентов. Но с зарегистрированным знаком они взыскали с конкурентов больше 1 млн. руб.

Как проверить, не использую ли я чей-то товарный знак в доменном имени?

Использование своего товарного знака в доменном имени — гарантия безопасности для вашего сайта. Знаки в России регистрирует Роспатент. Любая компания может зарегистрировать на себя название группы в соцсетях, сайта, хэштег. Все зарегистрированные названия есть в открытом доступе — можно бесплатно посмотреть, свободно ли имя, под которым вы собираетесь работать.

Если бесплатная проверка показала, что название свободно — это еще не победа. Может быть, кто-то уже подал заявку на регистрацию. В базе зарегистрированных знаков бренда еще нет, но как только регистрация закончится, названием пользоваться запретят. Проверить доменное имя и товарный знак по базе поданных заявок можно, платно на сайте ФИПС. Проверка длится 20 дней и стоит около 4 тыс. руб.

Товарные знаки регистрируют по видам деятельности. Есть международная классификация товаров и услуг (МКТУ), в ней 45 классов. Если компании не конкуренты, они могут работать под одним названием. Например, обувная фирма и мебельная фабрика могут называться «Фикус», у каждой будет свидетельство о регистрации этого товарного знака, но в разных классах, и по закону претензий друг к другу не будет.

Но красивый домен «фикус.ру» или «фикус.рф» только один. Поэтому кто раньше его займет, тот и прав. Причем, если одна компания зарегистрировала знак «фикус», а вторая — «fikus», претендовать на домен, написанный латиницей будет тот, у кого товарный знак на латинице.

Если компания проверила, что название «fikus» свободно, и начала пользоваться доменным именем, не оформив его как товарный знак — любая другая фирма может зарегистрировать товарный знак на себя. Теоретически владелец домена может побороться за свою правоту в суде. На практике суды длятся несколько лет, результат непредсказуем.

Даже если удастся выиграть дело — для владельцев интернет-магазинов и других онлайн-бизнесов такой долгий срок станет критическим. Скорее всего, придется быстро проводить ребрендинг и раскручивать новое имя с нуля.

Ещё один риск связан с так называемыми «патентными троллями». Это люди, которые специально регистрируют на себя чужие бренды, а потом требуют с компаний деньги за пользование своими названиями. Чтобы не попасть в лапы к троллям и недобросовестным конкурентам, лучше сразу регистрировать на себя не только доменное имя, но и товарный знак.

Как зарегистрировать название сайта

Регистрация товарного знака длится около года. Приоритетное право пользования брендом вы получаете со дня подачи заявки в Роспатент. Чтобы знак зарегистрировали, нужно оплатить госпошлину, около 35 тыс. руб. Точная сумма зависит от количества классов МКТУ и наименований внутри них, на которые вы претендуете.

Госпошлина платится двумя частями: около 20 тыс. руб. нужно заплатить при подаче заявки, остальное — в конце. После оплаты первой части Роспатент начнет проверку: свободно ли название и соответствует ли оно требованиям закона. Если всё хорошо — Роспатент вас уведомит и после оплаты второй части госпошлины знак зарегистрируют. Если найдут противоречия — заявку отклонят, а госпошлину не вернут. Поэтому так важно перед подачей заявки провести тщательную проверку.

Почему Роспатент может отказать в регистрации названия сайта

Товарный знак, который вы используете для доменного имени, должен быть уникален. Вы не имеете права пользоваться брендом, который зарегистрировали конкуренты в любом другом регионе РФ. С этим уже разобрались выше. Но в ГК РФ есть еще ряд ограничений:

  • нельзя регистрировать слова, которые напрямую относятся к вашему виду деятельности. То есть, цветочному магазину нельзя зарегистрировать слово «цветы» — оно может быть только неохраняемым элементов в составе названия. Например, «Цветы от тети Иры»;
  • нельзя регистрировать недостоверную информацию. Вплоть до того, что вам не дадут зарегистрировать бренд «Дары Самары», если юридически вы находитесь в Москве;
  • нельзя регистрировать качества товара: «хороший», «надежный» и подобное;
  • нельзя регистрировать общеупотребляемые слова. Например, в России нельзя зарегистрировать слово «дихлофос» как бренд отравы для насекомых.

Оснований для отказа очень много. Чтобы пройти процедуру регистрации с минимальными рисками, можно обратиться к патентному поверенному. Патентные поверенные — это специалисты, которые проработали минимум 4 года в сфере интеллектуальной собственности, потом сдали сложный экзамен в Роспатенте и подтвердили, что знают все тонкости регистрации.

Патентные поверенные сперва проводят проверку вашего знака, находят и распознают угрозы, которые могут возникнуть при регистрации. Составляют стратегию защиты. Если нужно — изменяют название так, чтобы оно осталось похожим на то, что вы хотите получить, но Роспатент одобрил заявку. Если обратиться к патентному поверенному, шансы потерять госпошлину и время практически нулевые.

Ежегодно подается больше 90 000 заявок на регистрацию товарных знаков. С первого раза, без доработок, могут быть зарегистрированы примерно 5% из них. Если человек без опыта отправляет заявку в Роспатент самостоятельно, есть огромный риск отказа.

Как заработать на регистрации доменного имени и товарного знака

Если ваш товарный знак зарегистрирован, можно поставить его на баланс фирмы как нематериальный актив по доходному методу. Это позволит увеличить капитализацию и повысить инвестиционную привлекательность.

Если вы решите продать свой бизнес, нематериальные активы помогут обосновать стоимость сделки. Например, стоимость бренда «Сбербанк» оценивается в 840 млрд. руб. Чем больше активов на балансе вашей компании, тем выше ее стоимость.

Без регистрации товарного знака невозможно запустить франшизу. А нематериальные активы — зарегистрированные хэштеги, домены, названия групп в соцсетях, могут повысить стоимость вашей франшизы при запуске.

Пошаговая инструкция, как избежать доменных споров

  1. Найдите название доменного имени и товарного знака, которое вам нравится.
  2. Проверьте в открытых источниках, свободно ли это название для ваших классов МКТУ.
  3. Закажите проверку в ФИПС по базе поданных на регистрацию заявок.
  4. Если название свободно — покупайте домен и подавайте заявку на регистрацию товарного знака через сайт Роспатента или Госуслуги.
  5. Если есть угрозы для регистрации — обратитесь к патентным поверенным, чтобы они оценили, возможно ли зарегистрировать название на себя или нужно его изменить.
  6. Помните, что даже если название свободно — в ГК РФ есть много формальностей, из-за которых могут отказать в регистрации даже свободного названия. Поэтому в любом случае перед подачей заявки лучше обратиться за консультацией к специалистам.
  7. С момента подачи заявки в Роспатент за вами закрепляется приоритетное право на название. Вы уже можете использовать товарный знак в доменном имени, в названии аккаунтов в соцсетях, сделать фирменный хэштег.
  8. Если другие компании пользуются вашим названием — можете написать им претензию или выдвинуть исковые требования до 5 млн. руб.

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Регистрация с гарантией

от 89 000 ₽

заказать
MDN

Ирина Резникова

Управляющий партнер «Гардиума», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.

Задать вопрос эксперту
более 20 лет на рынке

Мнение редакции

Доменные имена не являются объектами интеллектуальных прав. Между тем, их использование может быть квалифицировано как нарушение исключительных прав на схожие товарные знаки. Для того, чтобы обеспечить эксклюзивное использование домена и избежать судебных споров, администраторам доменов следует регистрировать домен в качестве товарного знака. Верно и обратное – правообладатель товарного знака, который рассчитывает вести свою деятельность в том числе в интернете, должен как можно быстрее, приобрести одноименный со своим знаком домен, чтобы не стать жертвой «троллей» и сквоттеров.

Проверка товарного знака онлайн

1 октября 2025

Как запатентовать название и логотип

2 октября 2025

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 октября 2025

Регистрация софта в Роспатенте

1 июля 2023

Домен как товарный знак

21 октября 2025

Регистрация товарного знака

6 октября 2025

Защита товарного знака от незаконного использования

1 июля 2023

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

1 июля 2023

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

1 июля 2023

Патентование – защита разработки от конкурентов

01 июля 2023

Как выбрать патентное бюро

10 октября 2025

Юристы по интеллектуальному праву

10 октября 2025

Патентные поверенные

10 октября 2025

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 октября 2025

Патентование промышленных образцов

30 октября 2025

Главное про патентование идей

30 октября 2025

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

21 октября 2025

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

1 июля 2023

Патентование IT-решений в России и мире

1 июля 2023

Что такое товарный знак?

21 октября 2025

Патентование изобртения в Роспатенте

1 июля 2023

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 октября 2025

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

1 июля 2023

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

1 июля 2023

Вывеска на иностранном языке

1 июля 2023

Передача интеллектуальных прав

1 июля 2023

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

1 июля 2023

Патентная экспертиза

1 июля 2023

Обзор основных трендов в LegalTech

1 июля 2023

Как составляется описание к патенту

1 июля 2023

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

1 июля 2023

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

1 июля 2023

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

1 июля 2023

Реестр отечественного ПО

1 июля 2023

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

1 июля 2023

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

1 июля 2023

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

1 июля 2023

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

1 июля 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 октября 2025

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

1 июля 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 октября 2025

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Как запатентовать ПАК: преимущества патентования, документы

30 сентября 2024

Внесение ПАК в реестр Минцифры: требования к ПО, документы и пошлины

25 сентября 2024

Евразийский патент: срок действия, преимущества, порядок получения

30 октября 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных