СМР: вычет и восстановление

Федеральным законом № 245-ФЗ1 внесены изменения в главу 21 Налогового кодекса (большая их часть вступит в силу с 01.10.2011). В частности, скорректирован порядок применения вычетов и восстановления сумм налога при проведении строительно-монтажных работ2 .

Новая редакция затронула в том числе и три основных момента, касающих­ся вычета и восстановления НДС со строитель­но-монтажных работ:
вычет налога при ликвидации, разборке и демонтаже недвижимости;
восстановление НДС с использованных в СМР товаров (работ, услуг);
восстановление НДС по проведенной модернизации (реконструкции) объектов недвижимости.
Рассмотрим новые правила подробнее.

Если ликвидируются ОС


Роман Самилло,
старший аудитор аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»


Теперь будет разрешен вычет налога с услуг по ликвидации, разборке и демонтажу основных средств*. Прежней редакцией Налогового кодекса возможность принятия к вычету НДС с услуг по ликвидации (разборке, демонтажу) не была урегулирована. Позиция Минфина России и ФНС России неоднократно выражалась в их письмах и сводилась к тому, что работы по демонтажу основного средства не являются реализацией, не участвуют в деятельности, облагаемой НДС, а следовательно, и налог не подлежит вычету3 .
Судебная практика по данному вопросу на стороне налогоплательщиков, судьи считают, что использование объекта основных средств в хозяйственной деятельности имеет комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости и ликвидацию основного средства4 .
Благодаря поправке в выигрыше останутся налогоплательщики, будет положен конец спорам о возможности вычета НДС, предъявленного подрядными организациями в случае ликвидации, разборки и демонтажа основных средств.

НДС с товаров для СМР восстанавливать?

Восстанавливать придется НДС не только с услуг подрядчика, но и с иных товаров, использованных для СМР. В ситуации, когда основное средство начинает использоваться в не облагаемой НДС деятельности, необходимо восстановить ранее принятый к вычету налог с услуг подрядчика по СМР, а также при приобретении готового объекта недвижимости. В редакции Закона № 245-ФЗ перечень сумм налога, которые необходимо восстановить, дополнен налогом с приобретенных иных товаров (работ, услуг) для осуществления СМР.
Ранее данный вопрос вызывал споры специалистов: обязанность восстановить НДС была прописана только для самих СМР, а вот товары (работы, услуги) в Налоговом кодексе не упоминались. Но Минфин России и ФНС России еще до внесения изменений в статью 171 Кодекса придерживались мнения, что восстанавливать необходимо в том числе НДС, принятый к вычету со стоимости товаров (работ, услуг) для СМР5 .

НДС с модернизации восстанавливать?

Урегулирован еще один спорный вопрос — порядок восстановления НДС со стоимости работ по модернизации (реконструкции) в случае начала использования основных средств в деятельности, не облага­емой НДС6 .
Порядок восстановления НДС с работ по модернизации (реконструкции) объекта аналогичен тому, который используется при восстановлении НДС по построенным или приобретенным объектам недвижимости.
По модернизированному объекту необходимо восстанавливать НДС в течение десяти лет с года, в котором начинает начисляться амортизация с измененной первоначальной стоимости. Сумма налога, восстанавливаемая ежегодно, определяется исходя из 1/10 суммы налога, принятой к вычету по СМР и товарам (работам, услугам), приобретенным для этих СМР, в соответствующей доле. Доля рассчитывается как отношение стоимости отгруженной продукции, не облагаемой НДС, к общей стоимости отгруженной продукции за календарный год. Подробнее рассмотрим это на примере.

Пример:

В мае 2007 г. нанятый организа­цией подрядчик закончил строительство торгового здания. В этом же месяце организация ввела здание в эксплуатацию. С июня 2007 г. бухгалтер начал начислять амортизацию. Стоимость строительства комп­лекса (строительно-монтажные работы и материалы) составила 53 100 тыс. руб. (в т. ч. НДС — 8 100 тыс. руб.). Во II квартале 2007 г. вся сумма НДС была пра­вомерно принята к вычету.
С февраля по апрель 2011 г. была проведена модернизация объекта недвижимости. Стоимость строительно-монтажных работ по модернизации составила 23 600 тыс. руб. (в т. ч. НДС — 3 600 тыс. руб.). Во II квартале 2011 г. эта сумма НДС была правомерно принята к вычету.
В ноябре 2011 г. часть здания стала использоваться в деятельности, не облагаемой НДС.
Общая стоимость отгруженных за 2011 г. товаров (работ, услуг) составила 320 000 тыс. руб., из них 70 000 тыс. руб., не облага­емых НДС.
Действия компании будут таковы.
Шаг 1
Определяются периоды, в течение которых должно производиться восстановление НДС.
Для налога, принятого к вычету со стоимости здания, это период с 2007 г. (год начала начисления амортизации (п. 4 ст. 259 НК РФ)) по 2016 г.
Для налога, принятого к вычету со стоимости модернизации, — с 2011 г. (год начала начисления амортизации с измененной первоначальной стоимости (п. 4 ст. 259 НК РФ)) по 2020 г.
Шаг 2
Рассчитывается 1/10 суммы налога, ранее правомерно принятой к вычету.
Со стоимости здания:
810 тыс. руб. (8 100 тыс. руб. : 10);
со стоимости модернизации:
360 тыс. руб. (3 600 тыс. руб. : 10).
Шаг 3
Определяется доля стоимости отгруженной продукции, не обла­гаемой НДС, в общей стоимости отгруженной продукции за календарный год:
70 000 тыс. руб. : 320 000 тыс. руб. x x 100% = 22%.
Шаг 4
Определяется сумма НДС, подлежащая восстановлению по итогам 2011 г., ранее принятая к вычету.
Со стоимости здания:
810 тыс. руб. x 22% = 178,2 тыс. руб.;
со стоимости модернизации:
360 тыс. руб. x 22% = 79,2 тыс. руб.
Шаг 5
Отражаем восстановленный в 2011 г. НДС в налоговых регистрах.
Сумма восстановленного НДС:
178,2 + 79,2 = 257,4 тыс. руб.
В декабре 2011 г. об этом делается запись в книге продаж.
Восстановленная сумма налога при расчете налога на прибыль в стоимость здания не включается, а учитывается в составе прочих расходов.
Шаг 6
Отражаем восстановление НДС в налоговой декларации за IV квартал 2011 г.
Необходимо заполнить два приложения № 1 к разделу 3 декларации: в первом листе отразить информацию о восстановлении налога со стоимости здания, а во втором — со стоимости модернизации.
Фрагменты приложения № 1 первого листа (здание) и второго листа (модернизация) см. ниже.

В несколько ином порядке восстанавливается НДС с модернизируемого основного средства, не используемого в деятельности (исключаемого из состава амортизируемого имущества) налогоплательщика один и более полный календарный год7 . Данный порядок распространяется только на основные средства, с момента ввода в эксплуатацию которых прошло не более 15 лет и амортизация по которым начислена не полностью.
По новым правилам если в это время объект не использовался в деятельности, не облагаемой НДС, то и налог с СМР за эти годы не восстанавливается. Но начиная с года, в котором производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости до истечения 10-летнего срока, налогоплательщик обязан будет восстанавливать суммы налога в следующем порядке.
1. Определяется количество лет, прошедших с года начала начисления амортизации по объекту до полного календарного года, в котором по модернизируемому основному средству амортизация не начисляется.
2. Рассчитывается величина подлежащего восстановлению налога до приостановления начисления амортизации как произведение 1/10 суммы налога, принятого к вычету, и количества лет до приостановления начисления амортизации (пункт 1);
3. Определяется общая оставшаяся сумма налога, подлежащая восстановлению, как разница между общей суммой налога, принятой к вычету, и величиной подлежащего восстановлению налога до приостановления амортизации (пункт 2);
4. Рассчитывается оставшаяся сумма налога, подлежащая восстановлению в текущем году, как общая оставшаяся сумма налога к восстановлению (пункт 3), деленная на количество лет, оставшихся до истечения 10-летнего срока, в соответствующей доле. Доля определяется в порядке, аналогичном тому, когда начисление амортизации не приостанавливалось.
Кратко проиллюстрируем это на примере.

 

Пример:

Здание введено в эксплуатацию в 2007 г. Стоимость строительства комплекса (строительно-монтажные работы и материалы) составила 53 100 тыс. руб. (в т. ч. НДС — 8 100 тыс. руб.). С декабря 2009 г. по январь 2012 г. проводилась модернизация основного средства: в течение этого периода объект исключался из состава амортизируемого имущества. В 2012 г. часть здания стала использоваться в деятельности, не облагаемой НДС.
Время, в течение которого должно производиться восстановление НДС, — 2007—2016 гг. (2010—2011 гг. исключаются, так как в этот период амортизация не начислялась).
С 2012 г. по 2016 г. сумма налога, подлежащего восстановлению, составит:
8 100 тыс. руб. — 3 x 1/10 x x 8 100 тыс. руб. = 5 670 тыс. руб.
В конце каждого года сумма, подлежащая восстановлению (без учета доли), будет составлять:
5 670 тыс. руб. : 5 = 1 134 тыс. руб.

В заключение отметим, что остался нерешенным вопрос о порядке восстановления НДС, ранее принятого к вычету, в случае, когда объект недвижимости начинает использоваться только в деятельности, не облагаемой НДС.
В новой редакции Налогового кодекса8 не уточняется, применяется ли порядок восстановления НДС в течение 10 лет, если объект больше не используется в облага­емой налогом деятельности.
Налоговые органы считают, что в таком случае весь оставшийся НДС (пропорционально остаточной стоимости) необходимо восстановить единовременно9 .
По-нашему мнению, в данной ситуации восстанавливать НДС можно в порядке, установленном пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса — в течение 10 лет с момента начала начисления амортизации.

Как раньше от налогов уходили

В начале девяностых большинству российских предприятий не приходило в голову оптимизировать налогообложение как законными, так и не очень способами. Однако после повышения с 1 января 1994 года ставок налогов бухгалтерам пришлось отказаться от налоговой законопослушности. Вот некоторые способы платить меньше:
оформить на работу мертвые души (зарплату им начислять как штатным работникам все равно надо, а налог на прибыль при увеличении фонда зарплаты будет меньше);
часть денег работникам выплачивать под видом страховой помощи (так же снижали налоги на оплату труда);
зарегистрироваться как малое предприятие, а значит, не платить налоги первые два года своей деятельности;
проводить операции через церковные орга­низации, «спортсменов» и др., так как все эти категории компаний имели привилегии и налогов платили меньше остальных;
использовать взаимозачет или бартер, при этом намеренно занижая стоимость товаров;
открыть подконтрольную фирму за рубежом (это давало возможность продавать ей товары по сниженным ценам, затем перепродавать их за границей гораздо дороже).
С одной стороны, уменьшение налогового бремени позволяло компаниям сохранять деньги на собственное развитие. Также в связи с уменьшением налоговой составляющей в стоимости товара его можно было продавать дешевле. С другой стороны, беспорядок в налоговом админист­рировании не помогал сделать финансово-бюд­жетную систему страны стабильнее.
В 2000-е годы были приняты законы, которые внесли поправки в налоговое законодательство России. Были отменены оборотные налоги и налог с продаж. Общее количество налогов было снижено в три раза (с 54 до 15).


Экспертиза статьи:
Вячеслав Горностаев,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

____________________________________________

1 Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ (далее — Закон № 245-ФЗ)
2 п. 6 ст. 171 НК РФ
3 письма Минфина России от 02.11.2010 № 03-03-06/1/682, от 22.10.2010 № 03-07-11/420
4 пост. Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 17969/09 по делу № А56-41978/2008
5 письмо ФНС России от 23.03.2009 № ШС-22-3/216@, согласовано с Минфином России (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-07-15/24)
6 п. 2 ст. 170 НК РФ
7 абз. 8 п. 6 ст. 171 НК РФ
8 п. 6 ст. 171 НК РФ
9 письмо ФНС России от 23.03.2009 № ШС-22-3/216@