Оказание медицинской помощи на территории Республики Адыгея

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-конференции.

16 февраля 2015 года в г. Майкопе при участии ООО "КОМПАНИЯ АПИ "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с Савенковой Галиной Николаевной, I заместителем Министра здравоохранения Республики Адыгея, Кабатовой Ольгой Михайловной, начальником отдела ОМС и защиты прав застрахованных Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея и Парваткиным Василием Петровичем, заместителем директора Филиала АО ВТБ Медицинское страхование в Республике Адыгея на тему: "Оказание медицинской помощи на территории Республики Адыгея".

Ведущая конференции: Красильникова Татьяна.

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория и пользователи справочно-правовой Системы ГАРАНТ. Мы рады приветствовать всех в конференц-зале Компании АПИ "ГАРАНТ". И тема нашей интернет-конференции сегодня - это "Оказание медицинской помощи на территории Республики Адыгея".

Я рада приветствовать наших участников:

Савенкову Галину Николаевну, I заместителя Министра здравоохранения Республики Адыгея,

Кабатову Ольгу Михайловну, начальника отдела ОМС и защиты прав застрахованных Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея,

Парваткина Василия Петровича, заместителя директора Филиала АО ВТБ Медицинское страхование в Республике Адыгея.

Я передаю слово I заместителю Министра здравоохранения Республики Адыгея Савенковой Галине Николаевне.

Г. Н. Савенкова: В республике Адыгея, как и в целом в Российской Федерации, в настоящее время идет работа по выстраиванию трехуровневой системы здравоохранения Российской Федерации. Эта система включает в себя медицинскую помощь, как на республиканском, так и межрайонном и муниципальном уровнях.

Особое значение в развитии медицинской помощи принадлежит развитию амбулаторно-поликлинической сети, так как это первая структура, которая встречается с населением республики. Данная помощь населению республики Адыгея оказывается в 19 поликлинических подразделениях лечебно-профилактических учреждений, 7 самостоятельных поликлиниках, 20 врачебных амбулаториях, 4 офисах врача общей практики и 122 фельдшерско-акушерских пунктах. В целях развития данного направления вводится принцип обязательного прикрепления населения. Оказание медицинской помощи осуществляется по территориально-участковому принципу. Поэтому необходимо каждому жителю республики определиться к какому амбулаторно-поликлиническому учреждению он прикреплен, и где он будет получать медицинскую помощь. Это важно для организации приема участкового врача-терапевта (врача-педиатра), вызова врача на дом, помощи в дневном стационаре в поликлинике, стационарной помощи на дому. Учреждения уделяют особое внимание и профилактической работе. Кабинеты профилактики, смотровые кабинеты, школы здоровья – все это развивается также на уровне амбулаторно-поликлинического звена.

Надо отметить, что большое внимание уделяется развитию медицины на селе. В настоящее время для улучшения условий оказания медицинской помощи идет постепенная замена старых зданий фельдшерско-акушерских пунктов на новые современные. За последние пять лет уже выстроено 28 новых зданий фельдшерско-акушерских пунктов, в том числе 6 в 2014 году. Сельскими учреждениями здравоохранения также являются врачебная лаборатория и офис врача общей практики. Это уже уровень оказания врачебной помощи, осуществляется и развивается общеврачебная практика.

Следующий этап развития медицины на селе – центральные районные больницы. В ЦРБ в рамках программы модернизации здравоохранения были проведены определенные ремонтные работы, приобретено медицинское оборудование. Также в рамках программы "Земский доктор" пришло достаточно много узких специалистов. Специализированную стационарную помощь оказывают и межмуниципальные центры. В настоящее время такие центры есть в городе Адыгейске и в Кошехабльской ЦРБ. Это учреждения, обеспечены кадрами, медицинским оборудованием, которые могут оказывать специализированную помощь. Это был первый уровень оказания медицинской помощи.

Второй уровень – стационарная медицинская помощь развивается по принципу транспортировки больных в соответствии с профилем их заболевания. Например, помощь при дорожно-транспортном происшествии оказывается вначале на уровне скорой медицинской помощи специализированной бригадой (реанимобилями класса "С"), далее в межмуниципальных центрах, а затем уже в региональном травмоцентре – Адыгейской республиканской клинической больнице. По определенным состояниям и заболеваниям также составлена маршрутизация больных, которые в зависимости от тяжести заболевания и состояния получают специализированную помощь на уровне центральных районных больниц или на уровне республиканских специализированных отделений. Кроме этого в Адыгее развивается высокотехнологичная медицинская помощь на уровне республиканских учреждений, например, в Адыгейской республиканской клинической больнице развивается такое приоритетное направление как сердечно-сосудистая хирургия. Республиканский сосудистый центр внедряет определенные виды операций, производит операции на сердце, т.е. обеспечивает оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению республики Адыгея. Для развития такой медицинской помощи в республике приобретено достаточно крупное медицинское оборудование – это магнитно-резонансный томограф, цифровые рентгеновские комплексы, наркозно-дыхательная аппаратура и следящая аппаратура для реанимации.

Развиваются и выездные формы работы. Для приближения специализированных методов исследования приобретены два мобильных комплекса, которые обеспечивают обследование граждан на селе и в отдаленных населенных пунктах. Эти мобильные комплексы обеспечены кабинетом УЗИ, есть рентген, флюорография, маммография и другие виды исследований. Это увеличивает масштаб охвата людей обследованиями и на раннем этапе своевременное начало лечения в случае необходимости.

3 уровень – реабилитация. К сожалению, не все больные имеют возможность 100% вылечиться, поэтому необходимо развивать реабилитационные мероприятия. Реабилитационные мероприятия проводятся на уровне всех лечебно-профилактических учреждений, начиная со стационарного этапа лечения, любой этап после лечения предполагает начало реабилитации. В республике работает ГБУЗ РА "Адыгейский республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации", в котором население проходит необходимое физиотерапевтическое, бальнеологическое лечение и консультационно-диагностические исследования. Исследования необходимы для дальнейшей реабилитации после заболевания. Применяется долечивание и реабилитация в санаториях. Для детей в городе Майкоп имеется детский санаторий "Росинка".

Такова структура оказания медицинской помощи населению.

Ведущая: Слово предоставляется Кабатовой Ольге Михайловне, начальнику отдела ОМС и защиты прав застрахованных Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея.

О.М. Кабатова: Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения по охране здоровья. Обязательное медицинское страхование – это вид обязательного социального страхования, который представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу за счет средств обязательного медицинского страхования. Система ОМС создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, которая закреплена в статье 41 Конституции РФ, и все отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

В РФ деятельность системы ОМС осуществляет федеральный фонд, 84 территориальных фонда, 67 страховых медицинских организаций, 212 филиалов и 2 250 медицинских организаций. В республике Адыгея координирует работу Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 1 страховая компания – филиал АО ВТБ Медицинское страхование в Республике Адыгея, 33 медицинских организации, из них 24 в системе ОМС государственные бюджетные, 6 частных, 2 казенных федеральных учреждения – поликлиника МВД и военный госпиталь.

Застрахованных на территории РА 418 тысяч населения, однако, поменяли полисы на полис единого образца всего 377 тысяч. Страховой полис – это документ, который удостоверяет право на получение медицинской помощи на всей территории РФ в объеме не ниже базовой программы ОМС. С 1 мая 2011 года застрахованным лицам выдаются полисы единого образца, которые действуют на всей территории РФ. Гражданам РФ, иностранным гражданам, проживающим постоянно на территории России, лицам без гражданства полисы выдаются без ограничения срока действия. Лицам, имеющим право на получение медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" полис выдается на срок, установленный для пребывания данных лиц. Временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис выдается на срок действия разрешения на временное проживание.

Каждый человек – застрахованное лицо – имеет право только на один полис. Полис выдается страховой медицинской организацией, в данном случае филиалом ВТБ Медицинское страхование РА, бесплатно для всех жителей и находится у застрахованного гражданина. Замена полиса производится, когда происходит изменение фамилии, имени, отчества, пола, адреса застрахованного, в случае потери полиса, а также в том случае, если полис пришел в непригодность или стал ветхим. Если обнаруживаются какие-то ошибки в записях полиса, он тоже подлежит замене. Следует помнить, что военнослужащие и приравненные к ним категории граждан РФ полисами не обеспечиваются, они не входят в систему ОМС.

Законодательство в значительной степени упростило жизнь людям, и теперь выбрать страховую организацию можно как по регистрации, так и по месту постоянного места жительства человека. Ничего сложного нет: каждый гражданин при обращении в страховую организацию заполняет заявление о выборе или замене страховой компании. На территории республики Адыгея работает одна страховая компания, поэтому фактически выбора нет. Хотя каждый житель может выбрать компанию в близлежайшем Краснодаре, это допустимо, но выбирается одна страховая компания. Только один раз в год можно сменить страховую медицинскую организацию. В то время как застрахованное лицо написало заявление о выборе страховой компании, ему выдается временное свидетельство сроком 30 рабочих дней.

Многих в республике волнует вопрос по поводу старого полиса, могу успокоить, знайте, что полис, выданный до 1 мая 2011 года, действителен до замены на полис единого образца. 377 тысяч человек уже заменили полисы, однако осталась часть жителей со старыми полисами, мы призываем обменять обязательно. Не надо это делать завтра и бежать создавать очереди, но предполагается, что все население Российской Федерации обязано поменять полиса на полис единого образца. В некоторых случаях необходимо срочно получить полис ОМС. Чаще всего для новорожденных, для граждан, у которых полис по каким-либо причинам вообще отсутствует. Если вышли на пенсию, устроились на работу, поменяли место работы или студентами стали молодые люди, то полис менять не нужно.

Когда страховая организация прекращает свою деятельность, то каждый гражданин имеет право выбора другой страховой компании в течение двух месяцев. Я хочу обратиться к жителям республики Адыгея, на сегодня невостребованными в страховой компании остаются 12 тысяч страховых полисов. Это говорит о том, что заявление было написано, полис выпущен. Каждому гражданину необходимо забрать свой полис, который будет действовать на протяжении всей жизни, и с которым он будет свободно обращаться в медицинские учреждения для оказания медицинских услуг. Какая большая работа проводится медицинской страховой организацией: такие люди обзваниваются, к лежачим больным на дом выходят сотрудники страховой компании, но цифра 12 тысяч – это много! Убедительная просьба забрать свои страховые полиса у медицинской страховой компании, которая находится по ул. Советская, 84.

Ведущая: Слово предоставляется Парваткину Василию Петровичу, заместителю директора Филиала АО ВТБ Медицинское страхование в Республике Адыгея.

В.П. Парваткин: Тема выступления посвящена защите прав застрахованных. Я останавлюсь на двух федеральных законах, которые определяют не только деятельность медицины, страховых организаций системы ОМС, но и права пациентов и застрахованных. Итак, это первый акт – это федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан РФ" – о правах пациента.

Пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации, профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в условиях соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям. Получение консультаций врачей специалистов, облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, также получение лечебного питания, в случае нахождения пациента на лечении в стационаре. Имеет право на защиту сведений составляющих врачебную тайну, отказ от медицинского вмешательства, возмещение вреда, причиненного здоровью, при оказании медицинской помощи, допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав, допуск священнослужителя. В случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях имеет право на предоставление условий на проведение религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Не менее важный документ – это федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", в нем говорится о правах застрахованного. Бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на территории субъекта России, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования в том объеме, который установлен территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленными правилами обязательного медицинского страхования. Замена страховой медицинской организации возможна 1 раз в течение календарного года и не позднее 1 ноября. Либо чаще в случае перемены места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке установленном правилами обязательного медицинского страхования путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию. Выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством.

Выбор врача путем подачи заявления на имя руководителя медицинской организации лично или через своего представителя в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Получение от территориального фонда, страховой медицинской организации, медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медпомощи в соответствии с законодательством РФ. Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею организации по оказанию медпомощи, в соответствии с законодательством.

Защиту прав и законных интересов на основании законодательства в сфере обязательного медицинского страхования. Если будут возникать вопросы, можно посмотреть, как работает система непосредственно в нашем филиале, какими методами и средствами мы пользуемся. В настоящий момент об этих правах должен знать каждый.

Мы говорим о правах, но существуют обязанности застрахованных. Что же обязано застрахованное лицо. Первое это предъявить полис обязательного медицинского страхования обратившись за медицинской помощью, подать в страховую медицинскую организацию личное или через своего представителя заявление о выборе медицинской страховой организации, уведомить медицинскую страховую организацию об изменении имени, фамилии, отчества, о чем говорила сейчас представитель территориального фонда ОМС и осуществить выбор страховой медицинской организации в течение одного месяца в случае изменения места жительства или отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин. Такие действуют для всех обязанности. Если есть какие-либо вопросы. Я отвечу с удовольствием. Спасибо.

Ведущая: Завершит нашу конференцию Савенкова Галина Николаевна.

Г.Н. Савенкова: Министерство здравоохранения и все работники медицинских организаций в своей работе стремятся достичь одной цели – это обеспечить комфортное, своевременное и качественное оказание медицинской помощи в условиях своих лечебных учреждений. Нам бы хотелось, чтобы население также ответственно отнеслось к своему здоровью и к правильному оформлению взаимодействия каждого со своей медицинской организацией, которая ему необходима на сегодняшний день. Если человек здоров – это хорошо, мы предложим ему профилактические мероприятия для того, чтобы не развилось заболевание. Есть заболевание, то предложим лечебные мероприятия, которые нужно сделать, чтобы не было хронизации заболевания. Уже развилось хроническое заболевание, мы обеспечим лечение, предотвращение рецидива, обострения заболевания и более комфортную и качественную жизнь для нашего населения.

Читать ГАРАНТ.РУ в и