Работа с налогоплательщиками: региональные аспекты, формы и современные тенденции

2 декабря состоялось интервью с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области Любовью Ивановной Круговой.

Тема интервью: "Работа с налогоплательщиками: региональные аспекты, формы и современные тенденции"

Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ - компания "Плюс Гарантия"  

Ведущая: Добрый день, Любовь Ивановна! Тема нашего сегодняшнего разговора касается той части деятельности налоговой службы, работа по которой в Тамбовской области, без преувеличения, масштабна и наглядна. Расскажите, пожалуйста, об ее отдельном и очень важном направлении - информационно-разъяснительной работе c налогоплательщиками. 

Л. И. Кругова: Информационная работа строится в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы №99н, которым предусмотрено оказание государственных услуг по индивидуальному и публичному информированию налогоплательщиков.

Основанием для индивидуального информирования является обращение заявителя. Что касается публичного информирования, то оно осуществляется по инициативе налоговых органов и включает размещение информации на официальном сайте ФНС России и на информационных стендах, направление информации налогоплательщикам по телекоммуникационным каналам связи, проведение семинаров, "круглых столов" и других информационно-просветительских и обучающих мероприятий.

Налоговыми Тамбовской области для информирования налогоплательщиков успешно используют прогрессивные формы и современные технические средства.

Одним из эффективных способов информирования является проведение информационных кампаний. Для информирования широкого круга налогоплательщиков активно привлекаются средства массовой информации, интернет - ресурсы информационных агентств, а также средства наружной рекламы. Кроме того, активно используется информационная поддержка со стороны региональных и местных органов исполнительной власти.

В рамках информационных проектов наряду с уже ставшими традиционными кампаниями (декларационной кампании и кампании по имущественным налогам физических лиц), проводятся мероприятия, направленные на освещение других актуальных вопросов, например, представления отчетности по налогу на добавленную стоимость по телекоммуникационным каналам связи, а также на популяризацию электронных сервисов Федеральной налоговой службы.

Ведущая: На сегодняшний день гражданам доступны всевозможные форматы обращений, но все же, самый простой и доступный – это электронный. Какие формы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками используется в настоящее время и в чем их преимущество?

Л. И. Кругова: Активное внедрение новых информационных технологий способствует расширению рамок электронного взаимодействия с налогоплательщиками. Для налогоплательщиков уже стали привычными получение услуг через Интернет и обмен документами в электронной форме. Большинство из них высоко оценивают удобство и продуманность процедур электронного взаимодействия с налоговыми органами.

В текущем году в Тамбовской области налогоплательщиками получено более 50 тысяч информационных услуг в электронном виде. Это справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, акты сверок расчетов и другие. По сравнению с предыдущим годом количество налогоплательщиков, обратившихся с запросами по телекоммуникационным каналам связи, увеличилось на 32 процента.

По состоянию на 01.10.2014 в Тамбовской области 97 процентов юридических лиц, ведущих финансово хозяйственную деятельность, представили налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи. У индивидуальных предпринимателей данный показатель превысил 93 процента.

Нашу жизнь сегодня трудно уже представить без Интернета, который существенно помогает экономить время и силы. Многие плательщики на практике убедились в преимуществах сдачи отчетности в электронном виде.

Во-первых, экономится рабочее время, обеспечивается оперативность и исключается необходимость личного контакта налогоплательщика с налоговыми органами.

Во-вторых, при сдаче отчетности в электронном виде процесс приема и ввода налоговых деклараций максимально автоматизирован, что исключает арифметические ошибки и описки. Кроме того, гарантируется оперативное обновление форматов представления информации в электронном виде.

В-третьих, за счет применения специальных средств шифрования достигается максимальный уровень защиты и конфиденциальности.

Еще одним важным преимуществом электронной технологии является возможность налогоплательщика оперативно получать от налоговых органов информационные услуги по телекоммуникационным каналам связи, чтобы координировать свою дальнейшую работу в дальнейшем.

Что касается работы самих налоговиков, то внедрение и использование электронного документооборота освобождает их от малоэффективной работы и способствует повышению качества налогового администрирования.

Ведущая: ФНС предлагает налогоплательщикам и пользователям своего официального сайта огромное количество электронных сервисов. Расскажите о них и получении с их помощью налогоплательщиками государственных услуг. 

Л. И. Кругова: Сегодня мир стремительно меняется под воздействием информационных технологий. Федеральная налоговая служба является пионером в сфере развития и предоставления электронных услуг. Стать одним из самых динамично развивающихся органов государственной власти в сфере применения информационных технологий ей, в частности, помогают электронные сервисы. Они существенно упрощают взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Повышению эффективности и качества обслуживания налогоплательщиков способствует внедрение новых электронных инструментов.

В настоящее время на сайте Федеральной налоговой службы функционирует 38 Интернет-сервисов. Общее количество обращений пользователей к ресурсам электронных сервисов ФНС России в год составило свыше 580 миллионов.

Функциональные возможности электронных сервисов ФНС России позволяют налогоплательщикам общаться с налоговыми органами, не выходя из дома или не покидая служебного офиса.

Используя функциональные возможности сервисов, налогоплательщики, в частности, могут легко узнать часы работы своей инспекции и ее адрес, необходимую информацию для исчисления имущественных налогов, проверить, например, не входят ли в состав руководства их контрагентов дисквалифицированные лица, а также узнать, не является ли адрес юридического лица адресом массовой регистрации и так далее.

Начинающим предпринимателям адресован сервис "Создай свой бизнес". Пошаговая инструкция иллюстрирует полный цикл взаимодействия налогоплательщика - индивидуального предпринимателя или юридического лица с налоговой инспекцией на всем протяжении построения и развития бизнеса: от выбора режима налогообложения и осуществления процедуры государственной регистрации до процедуры ликвидации или реорганизации.

Работа с налогоплательщиками: региональные аспекты, формы и современные тенденцииОдним из самых масштабных проектов и очередным шагом навстречу налогоплательщикам, призванным повысить качество предоставления государственных услуг, стал "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Выступая на заседании правительственной комиссии по использованию информационных технологий, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Владимирович Мишустин, поставил высокую оценку данному сервису, отметив, что он является кульминацией взаимоотношений с налогоплательщиками.

С его помощью граждане могут просматривать информацию об объектах, принадлежащих им на праве собственности, оперативно получать уведомления на уплату имущественных налогов, контролировать состояние расчетов с бюджетом, чтобы оплачивать текущие платежи и налоговую задолженность, в том числе используя мобильную связь и интернет-банкинг.

Сегодня в России широкими возможностями Личного кабинета пользуется уже свыше 10 миллионов граждан. У нас в области к данному сервису подключились более 100 тысяч жителей, что составляет чуть более семи процентов от общего количества стоящих на учете физических лиц.

Аналогичный сервис уже работает и для юридических лиц. Здесь учтены все особенности их взаимодействия с налоговыми органами. Его основная цель – повышение качества обслуживания налогоплательщиков и развитие принципа экстерриториальности. В Тамбовской области его функционал используют около 200 организаций, и этот показатель постоянно увеличивается.

Таким образом, чтобы решить значительную часть вопросов по налогам, сегодня уже не нужно идти в инспекцию. Достаточно обратиться к специальному сервису на сайте Федеральной налоговой службы.

Ведущая:Любовь Ивановна, озвучьте, пожалуйста, в нескольких словах о проекте "Электронные брошюры ФНС России". Что полезного и содержательного найдет в них налогоплательщик? 

Л. И. Кругова: Целью данного проекта стало предоставление налогоплательщикам максимально доступной информации по актуальным вопросам налогового администрирования. Раздел "Электронные брошюры ФНС России" содержит информационные материалы по налоговым вычетам, декларированию доходов физическими лицами, досудебному урегулированию налоговых споров и интерактивным сервисам ФНС России. Здесь также размещены налоговые путеводители с пошаговой инструкцией для индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Все брошюры составлены таким образом, что разобраться в обозначенных вопросах сможет каждый пользователь. Оформленные в яркой и красочной форме, они адаптированы для читателей, не имеющих специальных знаний в области налогообложения, и написаны простым и доступным языком.

Например, с помощью брошюры "Декларирование доходов физическими лицами" можно подробно узнать в каком случае у граждан появляется обязанность подавать декларацию о доходах, как правильно ее заполнить и в какой срок должен быть уплачен налог на доходы физических лиц.

На страницах брошюры "Досудебное урегулирование налоговых споров" читатели, смогут найти ответ на вопрос о том, что в обязательном порядке обжалуется в налоговый орган перед обращением в суд.

Ведущая: Какие мероприятия, организованные налоговиками, нашли у налогоплательщиков положительные отзывы и были максимально им полезны? 

Л. И. Кругова: В налоговых органах Тамбовской области ежегодно традиционно проводятся Всероссийские дни открытых дверей. Третий год подряд они сопровождают Декларационную кампанию по налогу на доходы физических лиц, а также кампанию по информированию граждан о законодательстве по имущественным налогам граждан.

Сотрудники налоговых органов помогают посетителям оперативно сориентироваться в вопросах налогообложения имущества и доходов физических лиц, а также информируют о наиболее востребованных сервисах Федеральной налоговой службы. По отзывам налогоплательщиков, проведение таких информационных акций делает процедуру уплаты налогов физическими лицами более открытой и понятной.

Недавно тамбовские налоговики в целях повышения налоговой грамотности подрастающего поколения будущих налогоплательщиков в преддверии своего профессионального праздника повсеместно провели уроки налоговой грамотности и рассказали учащимся о том, кому необходимо уплачивать налоги и на какие цели они идут. Как отметили сами школьники, подобные уроки помогают им осознать свою будущую роль в построении благополучного государства.

Ведущая: Любовь Ивановна, с какими вопросами налогоплательщики обращаются в налоговые органы именно в традиционной письменной форме, и какова статистика таких обращений? 

Л. И. Кругова: В третьем квартале текущего года налоговыми органами области подготовлено и направлено в адрес налогоплательщиков более 800 ответов на письменные запросы.

Большая часть обращений, поступивших от юридических лиц, касалась порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, а также земельного налога. Большинство индивидуальных предпринимателей интересовались вопросами применения специальных режимов налогообложения. Учитывая, что на третий квартал приходится срок уплаты имущественных налогов физических лиц, большая часть вопросов от граждан была связана именно с налогом на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам.

Ведущая: Имеется ли у налогоплательщиков возможность получить консультацию по телефону?

Л. И. Кругова: Да, такая возможность имеется. Предоставление налогоплательщикам государственной услуги при индивидуальном информировании по телефону предусмотрено Административным регламентом Федеральной налоговой службы №99н.

Номера телефонов справочной службы налоговых органов области, используя которые граждане могут получить ответы на интересующие вопросы, касающиеся исчисления и уплаты налогов, размещены на региональном разделе сайта ФНС России "Контакты, обращения, адреса" и в территориальных налоговых органах области.

В период массовой уплаты налога на доходы физических лиц, а также имущественных во всех налоговых инспекциях области работают телефоны "Горячей линии", информация о которых, как правило, размещается в средствах массовой информации.

Несмотря на внушительные информационные массивы, размещенные на сайте ФНС России, часть налогоплательщиков предпочитают лично обращаться за необходимой информацией, связанной с исчислением и уплатой налогов, по телефону.

Только в 3 квартале текущего года по телефону и непосредственно в инспекции области за устными консультациями по вопросам применения налогового законодательства обратились свыше двадцати тысяч налогоплательщиков.

Одним из эффективных способ информирования является работа телефонов – автоинформаторов. С их помощью налогоплательщики круглосуточно имеют возможность получать информацию о режиме работы инспекции, порядке получения ИНН, о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также о налоговых ставках и сроках уплаты имущественных налогов и перечне документов, необходимых для получения имущественного и социального налоговых вычетов.

Ведущая: Могут ли налогоплательщики поставить свою оценку работе налоговых органов? 

Л. И. Кругова: Инструментом социологического исследования обслуживания налогоплательщиков является размещенный на сайте Федеральной налоговой службы электронный сервис "Анкетирование". С его помощью налогоплательщики, в частности, могут оценить комфортность места оказания услуг, срок их предоставления, а также качество услуг, оказываемых в электронном виде.

Кроме того, у пользователей Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц имеется возможность выразить свое мнение о качестве полученных ответов на вопросы, которые были направлены в налоговые органы через данный информационный ресурс.

Ведущая: Любовь Ивановна, благодарим Вас за интересную беседу и желаем успешно завершить год!