Прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан

Прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан14 апреля в 10 часов в конференц-зале прокуратуры области состоялась интернет-конференция с руководителями прокуратуры области.

Тема интернет-конференции: "Прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан".

Ведущий – Владимир Карачевцев (ООО "Гарант-Сервис")

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить участников интернет-конференции: прокурор Липецкой области Кожевников Константин Михайлович, заместители прокурора области: Долбнин Андрей Иванович, Коростелев Павел Николаевич.

К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы хотим предложить нашим собеседникам.

Уважаемый Константин Михайлович, для начала давайте напомним нашей интернет-аудитории, какими вопросами занимается ваше ведомство.

Прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав гражданКожевников К.М.: Основная задача прокуратуры – надзор за точным и единообразным исполнением законов. Все равны перед законом. Это основополагающий принцип любого правового государства. Что же касается приоритетов, то прокуратура наделена широчайшими полномочиями. Как в рамках надзора за законностью уголовного преследования, так и вне уголовно-правовой сферы. В первую очередь, мы исходим из интересов человека, защищая реализацию его конституционных прав.

В 2013 году, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ, Президент России обязал прокуроров активизировать работу по обеспечению безопасности людей, защите их социальных прав, подавлению криминальных угроз для экономики, очищению власти от коррупции. Эти направления и стали для нас приоритетными.

В этой связи прокуратура и Общественная палата области заключили Соглашение о взаимодействии, взяв на себя обязательства по оперативному обмену информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в социально-значимых областях общественных отношений и совместной работе по их восстановлению. Это очень важный момент, который свидетельствует о том, что карательная функция прокуратуры постепенно вытесняется правозащитной.

Ведущий: Константин Михайлович, переходя непосредственно к теме нашей конференции, я просил бы Вас обозначить результаты работы прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан.

Кожевников К.М.: Чтобы оценить масштаб нашей работы по восстановлению и защите социальных прав граждан, достаточно сказать, что в 2013 году принятыми мерами прокурорского реагирования было пресечено свыше 24 тыс. нарушений в данной сфере. В адрес руководителей различных рангов внесено почти 4 тыс. представлений, к административной и дисциплинарной ответственности в общей сложности привлечено 6248 должностных лиц, опротестовано 2366 незаконных нормативных актов, в той или иной степени ущемляющих права граждан, в суд направлено 5742 заявления. Объявлено 324 предостережения о недопустимости нарушения законов. По материалам прокурорских проверок возбуждено 97 уголовных дел.

При этом прокуроры ориентированы на реальное устранение нарушений прав граждан, поэтому рассмотрение каждого акта прокурорского реагирования берется на контроль. Там, где это необходимо, оперативные работники лично участвуют в их рассмотрении, добиваясь удовлетворения заявленных требований.

Ведущий: Не могу не задать вопрос, живо волнующий каждого человека. Как складывается обстановка с задолженностью по заработной плате?

Прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав гражданДолбнин А.И.: Защита права граждан на своевременную оплату труда – наша первоочередная задача.

На сегодняшний день задолженность по заработной плате в регионе снизилась с 6988 тыс. руб. до 2653 тыс. руб.

Должниками остаются "Липецкий аэроклуб" ДОСААФ России" и ФГУП "Сенцовское" Россельхозакадемии. В связи с этим прокуратура Липецкого района возбудила в отношении ФГУП "Сенцовское" дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, санкция которой предусматривает штрафы для юридических лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, прокурор встретился с коллективом предприятия, разъяснив право обратиться в прокуратуру с заявлением об оказании содействия по погашению долгов по заработной плате. После встречи поступило заявление от одного из работников, в интересах которого прокурор обратился в суд о взыскании денежных средств.

Всего с начала года прокурорами уже проведено 199 проверок соблюдения трудового законодательства в части своевременности выплаты зарплаты. По их результатам в дисциплинарном порядке наказано 22 должностных лица, возбуждено 39 дел об административном правонарушении в сфере оплаты труда, 22 должностных лица оштрафованы, 11-предостережены о недопустимости нарушения права граждан на своевременную и в полном объеме оплату труда, 2 руководителя дисквалифицированы. В суд предъявлено 663 заявления на сумму 14813 тыс. руб., из которых 556 уже рассмотрены и удовлетворены.

В прошлом году по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности было привлечено 230 должностных лиц, ответственных за несвоевременную выплату работникам заработной платы. На основании заявлений прокуроров с работодателей в принудительном порядке взыскано свыше 53 млн. руб., 3 руководителя были дисквалифицированы, в следственные органы направлено 5 материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, в связи с задержкой на срок свыше 3 месяцев выплаты заработной платы.

Однако своевременность выплаты заработной платы – не единственная проблема, которую приходится решать прокурорам. В области имеют место неединичные факты выплаты заработной платы ниже установленного минимального размера оплаты труда либо ниже среднеотраслевого уровня по видам экономической деятельности.

Пользуясь случаем, хочу напомнить, что Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2012-2014 годы, заключенным между администрацией области, Федерацией профсоюзов и объединением работодателей области, размер минимальной заработной платы для работников предприятий внебюджетного сектора экономики не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого на I квартал каждого года исполнительной властью региона.

Ведущий: Сегодня в обществе много говорится о социальной адаптации инвалидов. Но решить эту проблему без создания для них рабочих мест, пожалуй, невозможно. Как прокуратура реагирует на эту ситуацию?

Долбнин А.И.: Актуальность социальной адаптации инвалидов, в первую очередь, через создание им благоприятных условий для трудоустройства, потребовала включения данного вопроса в повестку работы коллегии прокуратуры области, которая состоялась в декабре 2013 года.

В настоящее время в производственной сфере заняты свыше 30 тыс. инвалидов, проживающих на территории области. Вопросы их трудоустройства регламентируются законодательством области, в соответствии с которым организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников.

Вместе с тем, факты нарушения службами занятости населения, хозяйствующими субъектами законодательства, направленного на социальную защиту инвалидов, все еще имеют достаточно распространенный характер. К примеру, в прошлом году в ООО "Сельхозинвест" не было создано ни одного вакантного места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите. В ООО "Новолипецкая металлобаза" при 16 заквотированных рабочих мест для инвалидов, в центр занятости были представлены сведения об отсутствии вакансий для указанной категории граждан.

Продолжают иметь место нарушения работодателями условий труда инвалидов.

К примеру, в ООО "АГРОКОНСАЛТИНГ" работникам предприятия, являющимся инвалидами, предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск в размере менее 30 календарных дней.

Не всегда работодателями исполнялись требования закона о соблюдении условий труда для инвалидов, установленных индивидуальной программой реабилитации.

Все выявленные нарушения незамедлительно становились основанием для принятия мер прокурорского реагирования.

Так, в 2013г. на основании актов прокурорского реагирования к административной и дисциплинарной ответственности было привлечено 12 должностных лиц, возбуждено 1 уголовное дело. В суд направлено 67 исков с требованием обязать работодателей создать рабочие места для инвалидов.

В 2014 году эта работа будет продолжена.

При этом без внимания горрайпрокуроров не остаются и другие аспекты проблемы создания для инвалидов "безбарьерной среды": это и оборудование зданий удобными пандусами, и создание специальных парковочных мест, и обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации.

Состояние законности на данном направлении взято прокуратурой на строгий контроль.

Ведущий:Очень актуальный для автолюбителей вопрос. Насколько правы страховщики требуя при заключении договора ОСАГО страховать еще и жизнь?

Коростелев П.Н.: Понуждение гражданина к заключению любого договора является незаконным, в связи с этим действия по навязыванию дополнительных услуг недопустимы.

Вместе с тем, само по себе предложение заключить договор на оказание дополнительных услуг не может расцениваться как нарушение прав потребителей, поскольку гражданин вправе от них отказаться. В данном случае ключевым словом является именно "навязывание".

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей" гласит: "запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)".

Ответственность за нарушение указанного требования влечет штрафные санкции. Для юридических лиц размер штрафа составляет от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

В 2013-2014 годы в прокуратуру поступило порядка 20 таких жалоб. После вмешательства прокуроров законность была восстановлена.

Кроме того, страховщиками допускались случаи заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при отсутствии документов, подтверждающих прохождение технического осмотра транспортными средствами.

А в Добринском района страховые агенты требовали от автолюбителей заключать договоры технического осмотра с конкретным предпринимателем.

Документы, подтверждающие прохождение технического осмотра у иных аккредитованных в установленном порядке на осуществление такой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не принимались.

По результатам проверки в адрес директора филиала ООО "Росгосстрах" в Липецкой области внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Мы неоднократно призывали и призываем граждан сообщать нам о всех подобных случаях. Это поможет принять оперативные меры по восстановлению законности и наказанию виновных.

Ведущий: Состояние законности в жилищной сфере является одним из самых волнующих вопросов для населения. Как складывается ситуация в данной сфере?

Долбнин А.И.: Прокурорский надзор в данной сфере ориентирован, прежде всего, на защиту прав ветеранов, пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, участников долевого строительства, граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.

В настоящее время в регионе действует областная адресная программа, утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 26 апреля 2013 г. N 210 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 – 2017 годы", которой предусмотрено расселение 272 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Объем финансирования программы составляет более 2 млрд. руб.

Наша задача не только не допустить нецелевого использования этих средств, но и пресечь злоупотребления при предоставлении гражданам муниципального жилья.

На системной основе методами прокурорского реагирования обеспечивается соблюдение прав ветеранов Великой Отечественной войны. К примеру, прокурор Лебедянского района добился восстановления в очереди на улучшение жилищных условий жительницы г. Лебедяни, участницы Великой Отечественной войны, и выплаты ей субсидии на приобретение жилья в размере 1070155 руб.

Если говорить языком статистики, то по итогам работы в 2013 году горрайпрокурорами пресечено 1800 нарушений в сфере ЖКХ. Разрешено 1755 обращений граждан. К дисциплинарной и административной ответственности в общей сложности привлечено около 400 должностных лиц.

Тем не менее, острой проблемой все еще остаются злоупотребления при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставление услуг ненадлежащего качества, отсутствие контроля за техническим состоянием общедомовых приборов учета. Серьёзные нарекания вызывает деятельность органов предварительного следствия при расследовании преступлений в области жилищно-коммунального хозяйства.

Эти вопросы остаются в центре внимания горрайпрокуроров.

Ведущий: К вам обращается жительница г. Липецка: "Сын – военный, погиб в 2006 году при исполнении служебных обязанностей. В экспертизе ВВК указали, что умер из-за болезни. Проверка независимого эксперта показала, что смерть произошла из-за травмы, которая повлекла за собой смерть. Каким образом провести экспертизу качества медицинской помощи в городе Липецке?"

Коростелев П.Н.: В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Экспертиза осуществляется экспертом, которым может быть врач – специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. При этом эксперт должен быть включен в соответствующий реестр экспертов качества медицинской помощи.

В Липецкой области в данном территориальном реестре представлено 55 экспертов по 20-ти специальностям, сведения о которых можно найти на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области (www.ofoms48.ru).

Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в случаях летальных исходов при оказании медицинской помощи, а также при получении жалоб на качество медицинской помощи в медицинской организации.

При этом проведение целевой экспертизы качества медицинской помощи в случае поступления жалоб застрахованных лиц или их представителей не зависит от времени, прошедшего с момента оказания медицинской помощи.

Принимая во внимание, что отмеченная экспертиза осуществляется экспертом, в том числе, по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования, для ее проведения Вам необходимо обратиться в ТФОМС Липецкой области, расположенный по адресу: г. Липецк, ул. М. Горького, д. 2.

Вынесенное военно-врачебной комиссией заключение может быть обжаловано в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.

Ведущий: Константин Михайлович, какие наиболее интересные проекты уже реализованы с начала года?

Кожевников К.М.: Невозможно переоценить значимость борьбы с "серыми" зарплатами, которую мы начали в конце 2013 года.

К сожалению, многие все еще не понимают, какая опасность таится в этом явлении.

Между тем, в результате применения работодателями "серых" зарплатных схем ежегодно Российская Федерация недосчитывается налоговых платежей на сумму, сравнимую с расходной частью бюджета.

Нами была образована межведомственная рабочая группа по вопросу противодействия правонарушениям в данной сфере. В ее состав вошли представители правоохранительного блока, органов исполнительной власти, заинтересованных ведомств и служб.

Мы впервые опробовали в Липецкой области опыт других субъектов Российской Федерации по организации "горячих линий" для населения. С 17.12.2013 года в прокуратуре области была открыта тематическая "горячая линия": "Зарплата в конвертах – старость без пенсии".

Она сразу же доказала свою востребованность, позволила обозначить наиболее острые стороны проблемы.

После окончания работы "горячей линии" граждане имеют возможность направлять такую информацию на постоянно действующий телефон "доверия". Кстати, это тоже новшество в работе прокуратуры области.

С момента организации "горячей линии" и "телефона доверия" по вопросам противодействия правонарушениям, связанным с выплатой "серых зарплат" предметом прокурорских проверок стали более 60 предприятий и организаций области. Информация, поступившая от граждан, позволила выявить 47 нарушений трудового и налогового законодательства, для устранения которых внесено 12 представлений, возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, объявлено 10 предостережений

Благодаря вмешательству прокуратуры, уровень оплаты труда увеличен 581 работнику.

Еще более актуальной стала "горячая линия" по вопросам ЖКХ. Ежедневно на ее телефон поступало до 100 звонков от граждан, недовольных работой управляющих жилищных компаний.

К примеру, к Грязинскому межрайонному прокурору по "телефону доверия" обратился гражданин по вопросу нарушения его права на получение жилья по договору социального найма. Было установлено, что дом заявителя расположен на расстоянии менее 9 м от железнодорожных путей крупного железнодорожного узла, что вызывает постоянную вибрацию здания и его постепенное разрушение, а также превышение предельно допустимого уровня шума. Между тем, попытки заявителя встать на муниципальный жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на протяжении длительного времени оставались безрезультатными. По инициативе прокуратуры было проведено обследование дома независимыми экспертными организациями, и в конечном итоге, прокурор в судебном порядке добился справедливости. За эффективную помощь в решении жизненно важной проблемы гражданин направил в наш адрес благодарственное письмо. Это высшая оценка деятельности прокуратуры.

В этом году мы поставили задачу – поднять организацию работы с обращениями граждан на новый качественный уровень, который позволит более оперативно защищать права и законные интересы граждан.

Именно поэтому мы планируем не только в прокуратуре области, но в каждом районе проводить "горячие линии", организовывать бесплатные телефоны "доверия". Причём в зависимости от специфики района прокуроры сами будут определять, что больше всего волнует население, на что надо акцентировать внимание.

К примеру, прокуратура Октябрьского района г. Липецка организовала "горячую линию" по вопросам зашиты прав несовершеннолетних, в Добринской прокуратуре начала работу "горячая линия" по вопросам оплаты труда, а также организован телефон "доверия" для предпринимателей.

Работа телефона "доверия" в Данковской межрайонной прокуратуре позволила погасить задолженность по заработной плате в размере 1 млн. руб.

Но не имеет смысла оглядываться на достигнутое – необходимо двигаться вперед.

Ведущий: Спасибо за обстоятельный ответ. От жительницы г. Липецка, инвалида 2 группы поступил вполне конкретный вопрос: "Мне полагается получение путевки на юг, до 2011 года ежегодно предоставлялась. На данный момент обратилась в фонд социального страхования, в выдаче путевки отказали. Куда можно обратиться для решения данного вопроса?".

Коростелев П.Н.: Порядок предоставления путевок регламентируется Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2012 № 271н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно".

В соответствии с п. 83 обозначенного Административного регламента заявители вправе обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (на любом этапе), действия (бездействия) должностных лиц территориальных органов Фонда, в том числе в случаях отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в форме электронного документа (заявитель имеет право обратиться с жалобой лично, направить жалобу по почте или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг):

руководителю территориального органа Фонда – на решение (действие, бездействие) должностного лица территориального органа Фонда, ответственного за предоставление государственной услуги;

в Фонд – на решение территориального органа Фонда, действие (бездействие) руководителя территориального органа Фонда, ответственного за предоставление государственной услуги.

Срок рассмотрения жалобы согласно п. 91 Административного регламента не должен превышать 15 рабочих дней со дня ее регистрации в Фонде, территориальном органе Фонда, а в случае обжалования отказа должностного лица, ответственного за выполнение соответствующей административной процедуры при предоставлении государственной услуги, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок – в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Также в порядке внесудебного порядка обжалования действий указанного органа граждане вправе обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением.

Ведущий: Не секрет, что работа судебных приставов-исполнителей вызывает у населения много нареканий. Как прокуратура реагирует на эту ситуацию?

Долбнин А.И.: Нельзя не признать, что нарекания в адрес этой службы имеют неединичный характер. В 2013 году горрайпрокурорами было разрешено 549 жалоб на действия судебных приставов-исполнителей. В ходе проведенных проверок выявлено 985 нарушений законодательства об исполнительном производстве, в целях устранения которых принесено 118 протестов, внесено 163 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 42 должностных лица, объявлено 6 предостережений о недопустимости нарушений закона, в суды направлено 155 заявлений о бездействии судебных приставов, в административном порядке наказано 5 лиц, возбуждено 8 уголовных дел.

Непосредственно прокуратурой области в адрес руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области внесено представление, по которому к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица.

В целях повышения эффективности надзора за исполнением судебными приставами – исполнителями законодательства об исполнительном производстве прокуратурой области были разработаны и направлены всем горрайпрокурорам методические рекомендации, а также соответствующее указание.

Типичными нарушениями, допускаемыми судебными приставами являются несвоевременное возбуждение исполнительного производства, несоблюдение сроков исполнения исполнительных документов и непринятие всех предусмотренных законом мер к установлению доходов и имущества должника.

К примеру, прокуратурой Долгоруковского района в минувшем году было опротестовано 19 постановлений об отказе в возбуждении исполнительных производств о взыскании с граждан штрафов за нарушения правил дорожного движения, вынесенных по надуманным основаниям.

Особую озабоченность вызывает неудовлетворительная работа по исполнительным производствам о взыскании алиментов в пользу домов ребенка, детских домов, школ – интернатов в интересах детей-сирот, детей-инвалидов, а также оставшихся без попечения родителей.

Так, судебным приставом-исполнителем Левобережного РО г. Липецка исполнительные действия, направленные на взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка не осуществлялись почти три года. В результате задолженность составила 298046,06 руб.

По каждому такому вопиющему факту нами проводилась проверка и принимались меры по восстановлению законности и наказанию виновных.

Надзор за соблюдением законодательства об исполнительном производстве находится на постоянном контроле.

Ведущий: К Вам обращается житель с.В.-Казинка: "Как закон защищает простых людей от мошенников? Когда завершится уголовное дело в отношении руководства ООО "Альянс-Л", которое было возбуждено 29.06.2012 года Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции? Почему судебные решения не обязательны для руководства ООО "Альянс-Л?"

Коростелев П.Н.: В ходе следствия по данному делу установлено, что генеральный директор ООО "Альянс-Л", используя свое служебное положение, не намереваясь выполнять обязательства по заключенным с гражданами договорам купли-продажи светопрозрачных конструкций из ПВХ профиля похитила денежные средства, полученные от граждан в качестве оплаты за светопрозрачные конструкции.

Всего жертвами преступных действий стало 72 человека. 14.01.2014 года ей предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ.

В связи с необходимостью проведения ряда следственных действий срок предварительного расследования по делу продлен заместителем начальника Следственного департамента МВД России до 16.04.2014 года.

Исключительность продления процессуального срока обусловлена тяжестью инкриминируемых преступлений, большим объемом материалов уголовного дела, содержащихся в 35 томах, продолжительным временем, необходимым для ознакомления с ними обвиняемой и ее защиты.

По вопросу неисполнения судебных решений, установлено, что 27.06.2012 года на основании исполнительного документа от 27.04.2012 года, выданного Советским районным судом г. Липецка, было возбуждено исполнительное производство № 14150/12/03/48 о взыскании с ООО "Альянс-Л" в пользу Алешиной О.А. денежных средств в сумме 55 500 рублей.

20.08.2012 года вынесено постановление о присоединении данного исполнительного производства к сводному исполнительному производству.

В целях исследования имущественного положения должника-организации ООО "Альянс-Л" судебным приставом-исполнителем направлены запросы в контролирующие и регистрирующие органы, а также кредитные организации.

Согласно представленной информации какого-либо имущества за должником не значится. Счетов в кредитных организациях о движением денежных средств не обнаружено.

Данное исполнительное производство 05.12.2012 года согласно электронной базе АИС в соответствии с п. 4, ч. 1, ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" окончено.

Постановление об окончании исполнительного производства и исполнительный документ направлены в адрес взыскателя. В дальнейшем исполнительный документ в Правобережный РОСП г. Липецка не поступал.

Вместе с тем, разъясняю заявителю право на предъявление требований о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, в рамках уголовного дела.

Ведущий: Уважаемый Константин Михайлович, чтобы человек мог защитить свои права, он должен быть юридически грамотен, по крайней мере, знать в какой орган обратиться? Принимает ли прокуратура какие-нибудь шаги на данном направлении?

Кожевников К.М.: В 2014 году для повышения уровня правовой культуры населения, прокуратурой области заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с высшими учебными заведениями, на базе которых образованы и действуют, так называемые, юридические клиники.

Клиникам рекомендовано охватить вниманием незащищенные слои населения: пожилых людей, инвалидов, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, и не имеющих возможности выходить за пределы своего места пребывания. Инициатива уже воплощается в жизнь.

К примеру, совместное выездное заседание юридической клиники, организованной на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, и прокуратуры г. Ельца состоялось в Елецком доме-интернате для престарелых и инвалидов. На прием обратилось 19 граждан по самым разнообразным вопросам: от пенсионного обеспечения и качества оказания медицинской помощи до соблюдения законодательства о защите прав потребителей и наследственного права.

В Международный день бесплатной юридической помощи, который состоялся 21 марта, в работе юридических клиник приняли участие руководители всех правоохранительных органов области, прокуратуры, региональной власти. 

Ведущий: Константин Михайлович, мы все родители, и, конечно, волнуемся, чтобы наши дети не попали в "плохую компанию", либо сами не стали жертвами преступников. Может ли ваше ведомство помочь нам защитить своих детей?

Кожевников К.М.: Для решения этой задачи очень важна инициатива прокуратуры по созданию в регионе социальных и родительских патрулей, организация работы наставников, уполномоченных по правам учащихся, так называемых "школьных омбудсменов".

Не менее важно, введение в области административной ответственности за создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях. Ведь значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности женщин и детей совершается именно в семье.

Так, в 2013 году из 381 случая причинения тяжкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести 130 были совершены в быту. Из 87 покушений на убийство 34 или почти 40% также совершены на бытовой почве.

Мы использовали свое право законодательной инициативы, чтобы вынести этот вопрос на обсуждение депутатского корпуса. На очередной сессии областного Совета депутаты единогласно проголосовали за наши предложения. 

Ведущий: Константин Михайлович, какие-то еще интересные законодательные инициативы были реализованы в этом году?

Кожевников К.М.: Поддержали депутаты и нашу законодательную инициативу о распространении мер государственной социальной поддержки на Героев Труда Российской Федерации. Обладатели этого звания, учрежденного Указом Президента России от 29.03.2013 № 294 "Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации", будут получать социальные гарантии, а также дополнительные права и льготы за счет бюджета региона, аналогичные званиям Героя Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы.

Кстати, приведу интересный пример инициативы Данковской межрайонной прокуратуры, которая несомненно пошла на пользу всем жителям муниципального района.

В Данковскую межрайонную прокуратуру неоднократно поступали жалобы от жителей г. Данкова на отказ специализированных служб в оказании помощи в экстренных ситуациях.

К примеру, одна из жительниц города, случайно захлопнув дверь квартиры, в которой оставался ее полуторагодовалый ребенок, не смогла добиться оперативного оказания ей помощи в связи с тем, что такая услуга не входит в компетенцию как жилищных органов, так и полиции.

Между тем, после упразднения в начале 2013 года аварийно-спасательной группы из состава МБУ "Управление гражданской защиты по Данковскому району", иная муниципальная структура, способная оказывать помощь гражданам, оказавшимся в затруднительных ситуациях, создана не была.

В рамках своих полномочий прокурор внес на рассмотрение представительного органа власти предложение создать единую городскую аварийно-спасательную службу.

На сессии Совета депутатов г. Данкова инициатива прокурора была единогласно поддержана.

В настоящее время в муниципальном образовании создано муниципальное бюджетное учреждение "Управление гражданской защиты города Данкова", обеспеченное автомобильным транспортом и спецтехникой в объеме, достаточном для успешной реализации поставленных перед ним задач.

Ведущий: Уважаемые руководители прокуратуры, какие, на ваш взгляд, социальные проблемы нуждаются в первоочередном решении?

Коростелев П.Н.: Прежде всего, нельзя ослаблять внимание к вопросам соблюдения социальных прав граждан. Это и право на труд и его справедливую оплату, это и право на качественное медицинское обслуживание, жилищные права, право на образование и многое другое, с чем человек сталкивается в повседневной жизни.

Инвалиды, ветераны войны, дети-сироты – это те категории населения, которые особенно нуждаются в защите Закона.

Ежедневно мы принимаем людей по самым разнообразным вопросам. Если это в нашей компетенции, стараемся помочь, или, как минимум, разъяснить гражданину, как можно решить волнующий его вопрос.

Кстати, в этой работе нам могут очень помочь СМИ. Россияне во многом доверяют им больше, чем властным структурам, рассчитывая на силу печатного слова или телевизионного репортажа, поэтому журналисты иногда первыми узнают о случаях несправедливости, нарушениях законности.

Прокуратура готова к сотрудничеству и открытому диалогу.

Если в журналистском расследовании вскрыты факты нарушения прав и законных интересов граждан, мы проводим самую полную проверку и о принятых мерах обязательно информируем авторов таких критических материалов.

В центре особого внимания – обеспечение законности в сфере ЖКХ.

Достаточно сказать, что четверть всех жалоб на нарушения федерального законодательства касаются именно этих вопросов.

Как видите, круг вопросов широк. Уверен, что в тесном взаимодействии с органами власти, гражданским обществом, всем правоохранительным блоком нам удастся их успешно решить. 

Ведущий: К Вам обращается житель г. Липецка: "В настоящее время управляющая компания "Привокзальная" проводит компанию по заключению договоров по оказанию услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества в многоквартирных домах, не связывая эти услуги с определением способа управления домом. Может ли прокуратура оказать помощь в пресечении неправомерных действий управляющей компании "Привокзальная?"

Коростелев П.Н.: К сожалению, автор вопроса не указал на каком именно способе управления домом настаивают сами собственники жилья. А ведь от этого зависит объем обязанностей у привлеченных организаций для обслуживания дома.

Несомненно, что управляющие компании обязаны выполнять требования жилищного законодательства, в т.ч. установленные в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов.

Однако многие путают два понятия: "Управляющая компания" и "Обслуживающая организация". Между ними есть весьма большая разница. Так, "управляющая компания" – это, чаще всего, общество с ограниченной ответственностью, в обязанности которого, помимо прочего, входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.

У "обслуживающей организации", привлекаемой собственниками на основании договора при непосредственном управлении домом, круг вопросов намного уже. Обслуживающие организации бывают разные. Кто-то проводит уборку мест общего пользования и придомовой территории, мелкий ремонт и т.д. Кто-то специализируется на узких направлениях – чистка крыш, промышленный альпинизм и так далее. Они работают по договору подряда, то есть выполняют вполне конкретную работу. В некоторых случаях эти обязанности принимает на себя "управляющая компания".

Если дом, в котором Вы проживаете, находится в непосредственном управлении, то обязанность, в силу ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации заключить договор на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме лежит на собственниках. Договоры горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Ведущий: Одним из условий реализация права граждан на труд является поступательное развитие малого и среднего бизнеса. Как прокуратура реагирует на нарушения в данной сфере? Как защищаются права предпринимателей?

Прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав гражданДолбнин А.И.: Не стоит отрицать, что от инвестиционной привлекательности региона, от развития предпринимательской инициативы граждан зависит и создание новых рабочих мест, и повышение уровня жизни населения.

В настоящее время в области зарегистрировано свыше 32 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Для того, чтобы эффективно защищать их права, должен быть налажен конструктивный диалог с бизнес-сообществом.

В этих целях при прокуратуре области создан и активно действует Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса, организован "телефон доверия" для предпринимателей, создана межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей. При поддержке Липецкой торгово-промышленной палаты разработана Памятка "Как предпринимателю защитить свои права", которая распространяется на мероприятиях, проводимых прокуратурой области и Липецкой торгово-промышленной палатой. В ней в форме типовых вопросов и ответов изложены основные положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также необходимая адресно-справочная информация. В электронном виде Памятка доступна на сайте прокуратуры области в разделе "Наши проекты".

В феврале текущего года состоялась встреча прокурора области, Кожевникова К.М., с представителями бизнеса, на которой были рассмотрены проблемы развития и правовой защиты предпринимательства.

Как показывает прокурорская практика, предприниматели чаще всего сталкиваются с нарушением контролирующими органами, порядка проведения и сроков проверок, проведением внепроцессуальных проверок органами внутренних дел, включением в муниципальные нормативные правовые акты положений, ограничивающих их права, либо обязывающие представлять не предусмотренные законом документы.

О конкретных результатах нашей работы на данном направлении говорит статистка: при формировании сводного плана проверок субъектов малого и среднего бизнеса на 2014 год нам удалось снизить нагрузку на бизнес со стороны контролирующих органов на 16,5% и пресечь около 100 нарушений прав предпринимателей.

В прошлом году в этих же целях прокурорами были опротестованы 133 незаконных нормативных правовых акта.

К примеру, по требованию прокуратуры было приведено в соответствие с действующим федеральным законодательством Положение "О наружной рекламе и информации в городе Липецке".

Ранее в Положении в качестве обязательного условия для установки наружной рекламной конструкции на предпринимателей незаконно возлагались дополнительные обязанности по оформлению платного технического паспорта и получению заключения технической экспертизы.

При этом изготовление технических паспортов на рекламные конструкции, должно было производится исключительно МУ "Городской центр рекламы".

Тем самым, орган местного самоуправления не только вышел за пределы своих полномочий, но и нарушил принцип добросовестной конкуренции.

На основании представления, внесенного прокуратурой в адрес председателя Липецкого городского Совета депутатов в нормативный акт были внесены необходимые изменения.

С целью снижения необоснованного давления на бизнес горрайпрокуроры отказали контролирующим органам в проведении 87 внеплановых проверок, что составило 61% от общего числа.

Работа на данном направлении нами будет продолжена. 

Ведущий: Для нас, жителей региона с развитым агропромышленным комплексом, вопросы экологии имеют приоритетное значение. Может ли прокуратура мерами прокурорского воздействия повлиять на улучшение ситуации в данной сфере?

Коростелев П.Н.: Надзор за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и природопользования был и остается важнейшим направлением нашей деятельности.

Нами проводится постоянный мониторинг состояния законности в сфере обращения с отходами производства и потребления, пользования природными ресурсами, соблюдения режима использования особо охраняемых природных территорий, при осуществлении государственной экологической экспертизы, исполнения хозяйствующими субъектами требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

На этом направлении активно действуют как территориальные прокуроры, так и Липецкая межрайонная природоохранная прокуратура.

За минувший год было выявлено более полутора тысяч нарушений экологического законодательства. С целью восстановления законности опротестован 91 незаконный правовой акт, внесено 221 представление об устранении нарушений федерального законодательства, предостережено о недопустимости нарушений закона 13 должностных лиц. В суды области направлено 162 исковых заявления. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 400 должностных лиц. По материалам природоохранной прокуратуры, органами предварительного расследования возбуждено 7 уголовных дел.

По инициативе природоохранной прокуратуры на крупнейшее в регионе предприятие по производству цемента, ЗАО "Липецкцемент", суд возложил обязанность провести замену морально устаревшего пылегазоочистного оборудования. Была приостановлена деятельность ООО "Экологическая ассоциация "ИНПРОМ". Это предприятие перерабатывало в районе Сокола металлургические шлаки без соответствующего разрешения на выброс в атмосферу сероводорода и пыли. В тесном взаимодействии с областным Управлением лесного хозяйства осуществляется надзор за соблюдением пожарной безопасности в лесах. Это дало свои результаты: в 2013 году в лесах нашей области с начала пожароопасного периода вред лесным насаждениям не причинен.

Еще один из самых острых экологических вопросов – несанкционированные свалки.

В 2013 году выявлено более 500 нарушений закона в этой сфере, за что к дисциплинарной и административной ответственности на основании актов прокурорского реагирования было привлечено более 150 должностных лиц. В суды общей юрисдикции направлено 81 исковое заявление.

За последние годы в стране было несколько экологических катастроф, связанных с эксплуатацией гидротехнических сооружений.

Чтобы не допустить таких ситуаций в нашей области, во взаимодействии с Управлением экологии и природных ресурсов природоохранной прокуратурой была проведена масштабная работа по возложению на глав сельских администраций обязанности поставить на учет имеющиеся на их территории гидротехнические сооружения.

Следует признать, что, несмотря на принимаемые меры, нарушения природоохранного законодательства еще носят достаточно распространенный характер.

Во многом это объясняется недостаточной эффективностью деятельности органов государственного экологического контроля.

Поэтому одним из направлений деятельности прокуратуры является обеспечение законности в деятельности указанных органов.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ. И за это право граждан мы будет неукоснительно бороться и дальше. Но хочется сказать еще об одном: права и обязанности граждан неразрывно связаны между собой, и в первую очередь, экологическое благополучие региона зависит именно от поведения его жителей, от степени их экологической культуры и глубины осознания важности экологии.

И в этой связи необходимо развивать правовое экологическое просвещение граждан, в чем большую помощь нам могут оказать СМИ, общественность. 

Ведущий: Уважаемый Константин Михайлович, в период подготовки к нашей встрече мы получили коллективную жалобу от жителей одного из домов г. Чаплыгина, который находится на балансе ЗАО "Чаплыгинская швейная фабрика". Материалы жалобы мы направили в Ваш адрес. Напомню, что люди жаловались на бездействие администрации акционерного общества по ремонту и содержанию дома. Не могли бы Вы сказать, какова судьба этой жалобы?

Кожевников К.М.: Эта жалоба зарегистрирована.

В настоящее время доводы заявителей проверяются. В случае их подтверждения будут приняты исчерпывающие меры по устранению нарушений и наказанию виновных. О результатах проверки мы обязательно сообщим обратившимся к нам за помощью людям.

Ведущий: Константин Михайлович, Андрей Иванович, Павел Николаевич, спасибо Вам за столь содержательные, исчерпывающие ответы на вопросы нашей интернет-аудитории! Желаем успехов в Вашей деятельности! 

Читать ГАРАНТ.РУ в и