О перспективах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области

29 августа 2013 г. в компании ООО «Гарант-Инфо» состоялась интернет-конференция с участием Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области Татьяны Петровны Океанской.

Тема интернет-конференции:«Новый учебный год – на новом посту. О перспективах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области»

Ведущая — Екатерина Крохина, специалист по связям с общественностью компании ООО «Гарант-Инфо».

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на интернет-конференции, которая называется «Новый учебный год – на новом посту. О перспективах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области». Разрешите представить участника нашей интернет-конференции — Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Петровна Океанская. Уважаемая Татьяна Петровна, благодарю Вас за то, что Вы нашли возможность прийти к нам сегодня для того, чтобы обсудить актуальные вопросы, связанные с защитой и реализацией прав и законных интересов несовершеннолетних в нашем регионе. И мы начинаем нашу интернет-конференцию.

Татьяна Петровна, прошло уже около 2 месяцев с момента Вашего вступления в новую должность. Можете ли Вы рассказать об основных отличиях работы Уполномоченного по правам ребенка от той сферы, где Вы работали ранее?

Океанская Т.П.: 24 года я служила педагогом в образовательных учреждениях города, с 2004 года была заместителем директора лицея №67 по научно-методической работе, но не прекращала свою педагогическую деятельность. 2 года я была уполномоченным по правам ребенка в нашем образовательном учреждении, поэтому часть функционала уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области я могла наблюдать со стороны и реализовывать в рамках образовательного учреждения. Вы правы, отличия, безусловно, есть. Жизнь ребёнка не ограничена рамками образовательного учреждения, в школе проходит только часть его жизни. Все, что связано с его здоровьем, жизнью в семье – это отдельный пласт работы. Проблемы детей-сирот, семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, дети с ограниченными возможностями здоровья - эти темы были для меня закрыты, потому что мне не приходилось сталкиваться с проблемами подобного рода. Поэтому сейчас я активно погружаюсь в новые для меня области.

Например, вчера я участвовала в конференции, которая проходила на базе коррекционной общеобразовательной школы-интерната в г. Тейково. Общалась с руководителями, педагогами и, надеюсь, в сентябре встречусь еще и с детьми, как только они пойдут в школы. Стараюсь погружаться в проблемы не только, изучая документы и сообщения в СМИ, но и непосредственно в контакте с людьми. Есть еще одна особенность, которая отличает мою нынешнюю работу от предыдущей. Если раньше я решала проблемы педагогического характера, то теперь не только эти проблемы, поэтому мне приходится активно изучать различные законодательные акты, погружаться в юридические особенности решения проблем. Раньше мне необходимы были для работы - Закон об образовании, всевозможные акты, касающиеся образования, а теперь нормативные документы, регулирующие различные сферы жизни ребенка.

Ведущая: Поделитесь, пожалуйста, самыми яркими впечатлениями от новой должности.

Океанская Т.П.: Самые яркие — это те впечатления, связанные с началом работы. На первой неделе произошли очень важные знакомства, я встретилась с лидерами движения многодетных семей и общественной организации «Солнечный круг». Что особенно впечатлило? То, что эти женщины, которые сами испытывают сложности (потому что это многодетные семьи и семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, требующие много усилий, усердия, заботы, времени), они не только справляются со своими проблемами, но и хотят помочь другим, оказавшимся в такой же ситуации. Запомнился наш визит в город Заволжск, куда мы поехали вместе с представителями общественной организации «Солнечный круг», вместе с движением многодетных семей и представителями семей, где есть приемные дети. Поехали для того, чтобы завязать контакты, поддержать тех, кто живет не в областном центре (Иванове), поддержать тех, кто живет на периферии. Я точно знаю, что сейчас (после нашего визита) они завязали плотные контакты, уже не только приняли в свои объединения тех, кто живет в Заволжске, но и планируют поехать в Приволжск, чтобы и их подключить к работе. Вот это самое яркое впечатление, оно связано с людьми, с энергией, которую излучают эти люди, готовые помочь окружающим. Впечатляет еще и то, что к нам обращаются люди и сами предлагают свою помощь тем, кто нуждается в ней.

Ведущая: А есть ли что-то, о чем Вы жалеете, покинув прежнее место работы?

Океанская Т.П.: Я бы сказала, не жалею, а скучаю. Я все равно буду скучать по детям, мне будет не хватать того момента, когда входишь в класс для того, чтобы разговаривать с детьми о литературе. Я очень скучаю о своих пятиклассниках, которых мне пришлось оставить, уйдя служить Уполномоченным по правам ребенка. Я очень люблю коллектив педагогов, который пришлось оставить, потому что, будучи завучем, мне приходилось работать и с детьми, и с преподавателями (теми людьми, которые преданы лицею, работоспособными, отзывчивыми). Мне будет не хватать тех проектов, которые мне пришлось оставить — «Электронная школа», «Электронная столовая», «Электронный учебник», «День погружения». Хотя есть надежда, что некоторые проекты придется реализовывать совместными усилиями. Например, такой проект, как «Открытый региональный форум школьных печатных изданий «МедиаШкола», может быть поддержан нами; мы уже составили план мероприятий в рамках форума и будем работать вместе с лицеем, Департаментом образования, Управлением образования. Я таким образом свое присутствие в лицее сохраняю.

Ведущая: Татьяна Петровна, люди на должностях меняются, однако потребность граждан в помощи Уполномоченного осталась прежней. В настоящее время с какими наиболее острыми вопросами к Вам обращаются граждане?

Океанская Т.П.: У нас очень активно ведётся приём граждан. За последние 2 месяца поступило 198 обращений. Обращения — это не только жалобы, но и просьбы оказать содействие, получить консультацию. Это примерно 22 обращения в неделю. Какого рода вопросы беспокоят? Прежде всего это вопросы, связанные с жильем, - предоставление жилья детям-сиротам, потому что очередь на получение жилья еще существует, несмотря на предпринимаемые всеми компетентными органами совместные усилия. Очень много приходит многодетных семей. С надеждой на то, что мы как-то поможем улучшить их жилищные условия. Очень горько говорить, что не предусмотрены никакие льготы, никаких особых условий для многодетных семей в улучшении жилищных условий или получении нового жилья. Единственное, что мы можем посоветовать, — включиться в какие-то специальные программы. Следующая категория вопросов — это устройство в школу, в дошкольные образовательные учреждения (сейчас лето: кто-то определяется с детским садом, кто-то — с образовательным учреждением), здесь тоже есть обращения с просьбой оказать содействие. Часть вопросов связана со школьной формой. Поступило несколько обращений от многодетных мам с просьбой о помощи приобрести форму. Позже были приняты решения на уровне муниципальных образований о поддержке многодетных семей. Еще несколько обращений были связаны с детскими площадками. Вы помните, в июле в Верхнем Ландехе произошел несчастный случай на новой детской площадке - погиб малыш, подобные случаи в стране происходят с чудовищной частотой - 1 ребенок в неделю. В связи с этими событиями увеличилось количество обращений бдительных граждан, которые не могли пройти мимо, если видели какие-то неполадки на спортивной или дворовой площадке. Мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что проблема возникает не только на вновь построенных площадках, а на тех, которые требуют демонтажа (они уже отслужили свой век). Мы выезжали и смотрели площадки не только в черте города, но и в районах. Например, в Кохме за 1 день обследовали 15 площадок, выявили те, которые требуют скорейшего демонтажа. Было несколько обращений, связанных с обустройством территории вокруг школы. Странно, что родителям приходится обращаться к Уполномоченному с просьбой убрать спонтанно возникшую мусорную кучу. Около школ образуются подобного рода мусорные свалки, и детям приходится ходить мимо них. Устраивают их жители частного сектора. Приходится выезжать на место, разбираться, разговаривать и убеждать жителей.

Ведущая: Лето заканчивается, и с ним заканчиваются каникулы у школьников. Насколько мне известно, Вы успели объехать загородные и санаторно-оздоровительные базы отдыха Ивановской области. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от этих поездок.

Океанская Т.П.: Сразу хочу сказать, что в детских лагерях я не была с тех пор, как сама отдыхала. И у меня было такое ощущение, что у нас длятся 90-е годы, и собственно нет никаких лагерей. Оказывается, это не так. Безусловно, часть лагерей канула в лету. Мы посетили 18 летних оздоровительных и санаторно-оздоровительных лагерей, они не только существуют, но и функционируют на хорошем уровне. Общались с детьми, общались с педагогами — воспитателями, вожатыми, общались с заведующими и начальниками лагерей и можем сказать, что все стараются сделать как можно больше, чтобы детям в лагере было хорошо и комфортно. Каждый из руководителей лагеря старается, чтобы летом появился какой-то новый объект, чаще — это объекты спортивные (например, устанавливаются бассейны в лагерях, где не оборудованы пляжи или просто нет реки), создаются новые площадки. В каждом лагере есть столы для настольного тенниса, баскетбольные, волейбольные и футбольные площадки, есть даже лагеря (например, «Радуга» в Кинешме), где есть гандбольная площадка. Кстати, в «Радуге» 5 волейбольных полей для детей разного возраста. Создают соляные комнаты. Также в «Радуге» при поддержке общественной организации «Женская инициатива» создали кабинет фитоароматерапии. Спортивные объекты просто растут как грибы после дождя. Очень радует, что педагоги заинтересованы в том, чтобы детям было интересно, поэтому каждый день, утром и вечером проходят мероприятия. Сейчас очень активно проводятся мероприятия межлагерного характера — интеллектуальные игры, спартакиады, КВН, удивительный фестиваль песни «Полосатый кот». Лагеря стараются между собой не только состязаться, но и создавать межлагерные программы. У детей отзывы позитивные. В текущем году 38,8 тысяч детей получили возможность отдыхать на базе лагерей и около 20 тысяч из них — это дети, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Важна социальная поддержка детей-инвалидов. Поэтому в лагере «Ломы» была организованна специализированная смена для детей-«колясочников», где они могли отдыхать вместе с мамами. Практически в каждом лагере были смены профильные. Очень много отдыхало детей из сиротских (детских) домов.

Ведущая: Татьяна Петровна, на протяжении ряда лет актуален вопрос устройства детей в дошкольные учреждения. Как обстоят дела в этом направлении, решается ли данная проблема?

Океанская Т.П.: Я думаю, мы все смотрим телевизор... У меня создается впечатление, что не обходится и недели без репортажа об открытии нового садика, о том, что увеличилось количество групп или здание передается или возвращается в пользование под детский сад. Недаром один из майских указов Президента был посвящен проблеме очередей в детские дошкольные образовательные учреждения. Проблема возникла не «сейчас», мы к ней подходили несколько лет. Помните, как в 90-е годы активно отдавались помещения дошкольных образовательных учреждений другим структурам, потому что они не использовались на полную мощность, был демографический спад в стране. С другой стороны, повысился уровень рождаемости. Понятно, что решить эту проблему с местами в детских садах одномоментно, за один год, конечно, невозможно. Возвращают детские сады, строят новые (мы помним, что в 30 микрорайоне на 160 мест выстроено здание, которое ждет приёмки), открывают новые группы в садах, которые уже ведут свою деятельность. Могу сказать следующее: в планах к 2016 году — полностью ликвидировать очередь в детские сады в возрастной категории от 3 до 7 лет. К 2018 году не будет очередников среди детишек от 1,5 до 3 лет.

Ведущая: А предусмотрена ли в Ивановской области компенсация тем родителям, которые не смогли получить для детей направления в дошкольные учреждения?

Океанская Т.П.: В 2012 году в Государственной Думе появился проект, суть которого заключалась в том, чтобы компенсировать родителям затраты, если ребенок не посещает дошкольное образовательное учреждение. Там указывались 3 позиции (условия): если в населенном пункте нет образовательного учреждения, поэтому ребенок не получил место, если по медицинским показаниям он не может посещать детский садик или просто нет места в дошкольном образовательном учреждении. Но проект этого документа не был принят. По всей видимости, он предусматривал большую финансовую нагрузку. Некоторые регионы, не испытывающие финансового дефицита, выплачивают подобного рода компенсации. В центральном федеральном округе регионы чаще всего дотационные, поэтому у нас и в соседних областях (Владимирской, Костромской) такие компенсации региональные власти не предусматривают. Но скажу, что у нас существуют такие виды социальной поддержки, которых нет в других регионах.

Ведущая: Давайте затронем вопрос об оплате содержания детей в дошкольных учреждениях. Какие изменения может повлечь для родителей новый закон об образовании?

Океанская Т.П.: Да, беспокойство ощущалось в СМИ уже где-то в начале июня. Если в старом законе «Об образовании» было установлено, что размер родительской платы за содержание ребенка не может превышать 20% от общей суммы, которую государство тратит на содержание, присмотр и уход за ребенком, в новом законе этого норматива нет. Понятно, что родители и средства массовой информации начали беспокоиться о том, что родителям придется полностью оплачивать ту часть содержания детей, которая связана с присмотром и уходом. Тут не трудно посчитать, если сейчас в городе оплата в детских садах составляет 1,2 тысячи рублей (в разных муниципалитетах по-разному, это зависит от тарифов на коммунальные услуги, тепло-энергоснабжение и т.д.), то родителям содержание ребенка в детских садах может обходиться в районе 5-6 тысяч. Конечно, все забили тревогу. На августовском педагогическом совете начальник областного Департамента финансов Александр Павлович Грузнов всех успокоил, сказав, что никакого повышения, доходящего до сумм в 5-6 тысяч, не будет. Поэтому просим успокоиться родителей, резкого повышения этой суммы не будет.

Ведущая: Некоторые жители нашей области интересуются, можно ли оплатить материнским капиталом содержание ребенка в детском саду?

Океанская Т.П.: Начнем с того, что при рождении второго ребенка существует такая поддержка, как материнский капитал, и в законе зафиксировано, как он может быть использован. Прежде всего, на улучшение жилищных условий, на пополнение накопительной части пенсии мамы и на содержание ребенка в образовательном учреждении. Поскольку дошкольные учреждения — образовательные, то ответ однозначный: да, родители могут использовать эти средства на оплату за содержание ребенка. Но здесь есть нюанс. В законе сказано, что материнский капитал не может быть обналичен. Поэтому в договоре Пенсионный Фонд просит указывать обязательно сумму расчета на содержание ребенка и ту сумму, которую компенсируют родителю (1 ребенок — 20%, второй ребенок — 50%, третий ребенок — 70%).

Ведущая: Очень много споров и обсуждений вызвал новый закон «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу 1 сентября. Татьяна Петровна, поделитесь Вашим мнением о том, какие еще изменения, о которых мы сегодня не говорили, он может повлечь?

Океанская Т.П.: Этот закон закрепляет два главных принципа — бесплатность и доступность образования. Когда только начали говорить о принципе бесплатного образования, особенно, когда обсуждали федеральные государственные образовательные стандарты, у родителей возникали вопросы, станет ли в школах образование платным. Все учебные часы, которые ребенок получает в рамках федерального государственного образовательного стандарта, будут оплачены из бюджета. Я бы акцентировала внимание на слове «доступность», потому что здесь закон регламентирует механизмы, которые предполагают вариативность образования. Это образование, которое может получить ребенок в образовательном учреждении, регламентировано и семейное образование, и самообразование. Узаконены все формы дистанционного образования. Школа может обучающемуся предоставить возможность сформировать индивидуальную траекторию обучающегося. Теперь подход в образовании, скорее всего можно назвать обучения. И если ребёнок требует индивидуального к себе отношения с точки зрения образовательной услуги, то школа должна будет эти услуги предоставить. В этом смысле инклюзивное образование — это свидетельство того, что закон закрепляет индивидуальный подход к ребенку; и в наших школах теперь заботятся о создании безбарьерной среды для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог учиться со всеми вместе, а не в специализированных образовательных учреждениях.

Ведущая: Как Вы считаете, закрепление за каждой школой определенного участка обеспечивает равенство или ограничивает права родителей при выборе образовательного учреждения?

Океанская Т.П.: Этот вопрос на первый взгляд может показаться очень каверзным. Часть 2 статьи 43 Конституции РФ предполагает, что ребенок может выбирать, вместе с родителями, конечно, любое образовательное учреждение для получения образовательных услуг. Здесь нужно иметь в виду, что прием в образовательные учреждения регламентируется не только конституционным правом, но еще и некоторыми законодательными актами, включая закон об образовании, где это конституционное право закреплено, а также локальными актами, положениями и санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами. И вот здесь нужно иметь в виду, что органы местного самоуправления в целях обеспечения территориальной доступности образовательного учреждения закрепляют определенную территорию за конкретным образовательным учреждением. Чтобы ребенок мог самостоятельно прийти в школу, учреждение должно находиться в шаговой (пешеходной) доступности. Все нормы, связанные с количеством метров-километров до образовательного учреждения, зафиксированы в СанПиНе. И здесь нет противоречия. Право ребенка на жизнь и безопасность, право на здоровье оказывается более значимым, чем право на образование. Здесь нет конфликта, просто интересы здоровья и безопасности оказываются «выше» интересов образования. Напомню правила зачисления в 1 класс. До 1 августа зачисляются дети, проживающие (зарегистрированные) на закрепленной территории, с 1 августа - те дети, которые имеют льготы, и потом уже все остальные в порядке очереди.

Ведущая: Татьяна Петровна, как Вы относитесь к необходимости введения школьной формы?

Океанская Т.П.: Я работала в образовательном учреждении, где традиция школьной формы никогда не утрачивалась, в определенный момент школьная форма была заменена деловым стилем. С 1 сентября 2013 года в стране традиция возвращается. Часто слышала и от родителей, и от детей, и от педагогов мысль о том, что необходимо вернуть в школу форму. Поэтому я приветствую школьную форму, она введена, чтобы устранить социальные, имущественные, религиозные различия между детьми. Я считаю, что школьная форма, как дресс-код, воспитывает культуру в одежде. Навык ношения одежды делового стиля необходимо воспитывать уже в школе. Я рассматриваю школьную форму как свидетельство внутренней культуры человека.

Ведущая: Обращались ли к Вам жители нашего региона по вопросу обеспечения школьников бесплатными учебниками?

Океанская Т.П.: Обращений по бесплатным учебникам в этом году точно не было. В нашей области как-то быстро сориентировались в ситуации с бесплатными учебниками. А пояснить-то тут нужно. Мы привыкли к тому, что образование у нас бесплатное, но предыдущий закон (в рамках которого мы до 1 сентября продолжали учиться) не регулировал бесплатность предоставления учебников. Поскольку это никак не регламентировалось на уровне закона, многим родителям приходилось самим покупать учебники; кстати, право родителя купить для своего ребенка учебники никто до сих пор не отнимает. В новом законе фиксируется следующее: «… на всем протяжении получения образовательной услуги ребенок должен быть обеспечен бесплатными учебниками и пособиями образовательным учреждением». Государство уже три года обеспечивает детей начальной школы бесплатными учебниками. По федеральным государственным образовательным стандартам дети учатся уже третий год, и третий год подряд государство предоставляет детям бесплатные учебники. Наш регион выделяет дополнительные средства на приобретение учебников. Последние цифры — 3 млн. рублей были направлены на приобретение бесплатных учебников. Я знаю, что если у школы есть внебюджетные средства, то они тратятся не только на развитие инфраструктуры, но и на приобретение учебников и учебной литературы.

Ведущая: В современной школе много технических инноваций - электронные пропуска, электронная столовая, карта школьника. Как Вы полагаете, нужно ли бояться этих нововведений родителям?

Океанская Т.П.: Как раз родителям бояться-то нечего, потому что все подобные проекты (а все эти модули обобщены в программу «Электронная школа») - это та дополнительная услуга, которая предоставляется, прежде всего, родителям. Например, с 2008 года в нашем регионе (одном из первых в стране) стал реализовываться проект «Электронная школа». Проект реализуется поэтапно, включает в себя несколько модулей. С 2008 года — пилотный проект по введению электронного журнала, а потом — электронного дневника. Электронный дневник — ресурс на портале образования, где у каждого родителя есть свой аккаунт, кабинет, куда он может зайти и посмотреть текущую и итоговую успеваемость своего ребенка, домашние задания. Это удобно. Следующий модуль, который введён, - «Электронная проходная». Родители имеют возможность точно знать, в какое время пришел ребенок в школу, в какое время вышел, потому что электронная карта, выполняющая функцию электронного пропуска, снабжена услугой смс-оповещения (на мобильный телефон родителю приходит сообщение о времени прихода и выхода из школы его ребенка). Следующий модуль - «Электронная столовая», он пока введён на базе лицея №21, зарекомендовал себя хорошо. Услуга предполагает безналичный расчет в столовой, ребенку не нужно носить с собой деньги, у него есть электронная карта, и считывающее устройство просто снимает определенную сумму. Пополнить счет можно в терминалах. И еще одна услуга. В кабинете, где есть электронный дневник, есть полный отчет о количестве денег, потраченных ребенком, и на что ребенок их потратил, что он поел. Все эти электронные услуги помогают родителям осуществлять, я бы сказала не контроль, а заботу о ребенке. Если ребенок понимает, что родителю интересно, как он учится, что он кушает, ребенок понимает, что о нём заботятся, думают о нём.

Ведущая: В течение ряда лет в Ивановской области каждое первое сентября имеет свою тематику. Какая тема будет прослеживаться в торжественных мероприятиях 1 сентября текущего года?

Океанская Т.П.: Да, действительно, стало доброй традицией посвящать День знаний определенной тематике. В этом году Павел Алексеевич Астахов предложил посвятить уроки теме «Здоровые дети — в здоровой семье». Свою рекомендацию он отослал в Министерство образования, Министерство поддержало эту инициативу, и в начальной школе и в среднем звене пройдут классные часы, посвященные этой тематике. Мы предлагаем педагогам поговорить и с родителями, и с детьми о здоровой семье в широком смысле слова. В этом названии нашли отражение две фундаментальные ценности— здоровье и семья. Предлагаем поговорить о здоровой семье, как о семье, в которой нет вредных привычек, о семье, которая активно проводит свой досуг и отдых. Тем более детям есть, что рассказать о летнем отдыхе, поделиться, насколько он был активным. Поговорить о здоровом образе жизни, занятиях спортом. Также мы понимаем, что здоровая семья — та, в которой есть гармоничные отношения между родителями, детьми. В этой связи мы уже подготовили небольшую брошюру, в которой рассказываем о принципах позитивного родительства, о том, как нужно общаться с детьми, чтобы было взаимопонимание, гармония. Поэтому со 2 сентября мы будем приходить с брошюрами в школы и рассказывать о принципах позитивного родительства.

Ведущая: Мы помним, что в 2011 году тематические занятия 1 сентября были посвящены медиабезопасности. Получила ли данная тема продолжение или Вы считаете, что проблема медиабезопасности уже решена?

Океанская Т.П.: Она будет решена, если только медийные средства исчезнут. Пока существует медиапространство, говорить о решении проблем нельзя. Какие-то проблемы решаются, но медийные средства развиваются интенсивно, поэтому будут появляться новые проблемы. В этом году, опять же по инициативе Павла Алексеевича Астахова, началась Всероссийская кампания против жестокости и насилия в СМИ. В 2011 году аппаратом Уполномоченного были выпущены брошюры, в которых рассказывалось о том, как осуществлять родительский контроль, какие средства для этого нужно использовать, какие браузеры имеют функции ограниченного выхода в интернет. Если в 2011 году мы разговаривали о том, чтобы устанавливать всевозможные программы родительского контроля на персональных компьютерах домашних (потому что в образовательных учреждениях существуют контент-фильтры). Сейчас я обращаю внимание вот на что: теперь наши дети выходят в интернет не с персонального компьютера, а со смартфонов, и здесь нужно обращать внимание на новые средства, которые предлагают сотовые операторы, я имею в виду, такую услугу, как детский интернет.

Ведущая: Татьяна Петровна, по Вашему мнению кто, в первую очередь, должен решать проблему обеспечения безопасности детей в интернет-пространстве и, в целом, в информационной среде?

Океанская Т.П.: Ответственны все. Во-первых, ответственны те, кто этот контент формирует. Безусловно, родители и все те, кто в интернет-пространстве существует. Я в этом смысле хочу обратить внимание на то, что существует «Горячая линия», где любой может оставить информацию о ресурсе, который несет угрозу для ребенка. О каких угрозах идет речь? Это, конечно, пропаганда национальной розни, наркотических средств, нетрадиционных сексуальных отношений, порнографические сайты, в любом виде — насилие и жестокость. Если вы встретили подобный интернет-ресурс, выходите на сайт Уполномоченного, с правой стороны есть баннер «Горячая линия», смело нажимайте и оставляйте информацию о ресурсе. Только такими общими усилиями, подняв общественность, мы можем частично решить проблему интернет-безопасности. В этом смысле помощь «Гарант-Инфо» неоценима, потому что вы нам помогаете распространять информацию о подобного рода ресурсах, которые «чистят» интернет.

Ведущая: Спасибо, надеемся, что Ваш призыв услышат все люди с активной гражданской позицией. И наконец последний вопрос на сегодня. Татьяна Петровна, поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами профессиональной деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Океанская Т.П.: Я уже обратила ваше внимание на некоторые направления содержания работы. Если говорить о темах, которые сейчас наиболее активны, это здоровая семья, здоровье ребенка, привлечение к спорту и здоровому образу жизни в целом, здоровому и полезному питанию. С другой стороны — безопасность ребенка на дорогах. Недавно участвовала в координационном совещании, которое проходило в Департаменте внутренней политики Ивановской области, посвященном безопасности дорожного движения. Работа общественной приемной Уполномоченного, и активная работа с детьми-сиротами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти традиции уже заложены Татьяной Геннадьевной Степановой, наша задача — эти традиции не утратить, оказывать помощь детям, которые от нас ждут этой помощи.

Ведущая: На этом наша интернет-конференция завершается. Татьяна Петровна, спасибо Вам за подробные и исчерпывающие ответы на самые актуальные вопросы в сфере обеспечения гарантий прав и свобод детей! Разрешите от лица компании «Гарант-Инфо» выразить Вам признательность за участие в нашем мероприятии и пожелать Вам успехов в достижении новых профессиональных вершин!

Океанская Т.П.: Спасибо большое Вам за приглашение, за возможность в очередной раз актуализировать проблемы, связанные с детством.

Читать ГАРАНТ.РУ в и