Прокурорский надзор в сфере защиты конституционных прав граждан

22 апреля в 11 часов в конференц-зале прокуратуры области состоялась интернет-конференция с руководством прокуратуры Липецкой области.

Тема интернет-конференции "Прокурорский надзор в сфере защиты конституционных прав граждан".

Ведущий интернет-конференции Владимир Карачевцев (ООО "Гарант-Сервис")

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить участников интернет-конференции: прокурор Липецкой области Пантюшин Игорь Станиславович, заместители прокурора области Долбнин Андрей Иванович, Коростелев Павел Николаевич и Хлустиков Николай Николаевич.

К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашим участникам.

Уважаемый Игорь Станиславович, в марте текущего года Вы принимали участие в расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России, на котором выступал Президент нашей страны. Какие задачи поставил Путин В.В. перед вашим ведомством?

Пантюшин И.С.: Прежде всего, Президент дал положительную оценку работе органов прокуратуры в 2012 году и обозначил приоритетные задачи на 2013 год не только для прокуратуры, но и для всей правоохранительной системы страны.

Безусловно, в качестве приоритетов в нашей работе остаются безопасность людей, особенно в местах массового пребывания людей, на транспорте, объектах инфраструктуры; защита их прав; подавление криминальных угроз для экономики; борьба с коррупцией; противодействие экстремизму; надзор за исполнением законодательства о предупреждении производственного травматизма. Не остаются без внимания и многочисленные нарушения закона и прав граждан в сфере ЖКХ.

Поскольку прокуратура обладает значительными полномочиями по координации деятельности правоохранительных органов, то Президент поставил задачу самым жестким образом реагировать на нарушения при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, на любые факты фальсификации учетных документов, в том числе в рамках полномочий по ведению правовой статистики.

С 2013 года в уголовном процессе введено апелляционное обжалование судебных приговоров, в связи с этим Президент выразил уверенность, что прокуроры квалифицированно, с полным осознанием ответственности за обеспечение прав участников уголовного судопроизводства, выполнят возложенную на них обязанность по поддержанию государственного обвинения в апелляционных коллегиях судов общей юрисдикции.

Особо Президент остановился на вопросах прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Значительная часть правонарушений, выявляемых прокурорами затрагивает сферу трудовых и социальных гарантий граждан, и особенно болезненно страдают от этого социально уязвимые слои населения: пенсионеры, инвалиды, дети и др. Защита их прав была и остается нашей первейшей задачей.

Наиболее острой проблемой, на решение которой прокуратура должна обратить первоочередное внимание, Президент назвал обеспечение сирот жильем.

Говоря о необходимости наведения порядка в системе ЖКХ, Президент предложил более активно использовать потенциал общественности. В той же мере это относится и к такой сфере, как защита прав предпринимателей.

Кстати, наш регион, благодаря эффективной работе органов прокуратуры, по результатам исследования, проведенного в прошлом году Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", признан субъектом с благоприятными условиями для развития малого и среднего бизнеса.

Более действенной, по мнению главы государства, должна стать работа органов прокуратуры по выявлению нарушений в расходовании государственных средств, в т.ч. при строительстве инфраструктурных объектов, модернизации социальной сферы.

Задач поставлено много, их успешное решение зависит от каждого прокурорского работника, поэтому в настоящее время мы так много внимания уделяем кадровой работе.

Ведущий: Если права гражданина нарушены, сможет ли он оперативно и эффективно получить квалифицированную и, что не менее важно, бесплатную правовую помощь и поддержку, в частности в вашем ведомстве?

Коростелев П.Н.: Основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи закреплены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Однако необходимость учитывать особенности социально-экономической жизни региона, стали основанием для участия прокуратуры области в разработке регионального Закона, направленного на создание правовых условий для свободного доступа малоимущих слоев населения к получению квалифицированной бесплатной правовой помощи.

21 февраля 2013 года на очередной сессии Липецкого областного Совета депутатов единодушно был принят Закон Липецкой области от 1 марта 2013 г. № 132-ОЗ "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области".

По инициативе прокуратуры области был значительно расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в который вошли лица, освобожденные из мест лишения свободы в течение трех месяцев со дня освобождения, одинокие родители, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, аварии 1957 года в ПО "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, многодетные граждане, имеющие в том числе детей в возрасте до 24 лет, являющихся учащимися очной формы обучения в образовательных учреждениях и в возрасте до 21 года, проходящих службу по призыву. Кроме того, к категории граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в экстренных случаях, отнесены граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На официальном сайте прокуратуры области в разделе "Интернет-приемная" размещена вся необходимая для граждан информация об организациях и адвокатах, оказывающих бесплатную юридическую помощь, а также порядок ее оказания. Кстати, Интернет-приемная, а также рубрика нашего сайта "Прокуратура разъясняет" успешно решают задачу по максимальному облегчению доступа населения к получению квалифицированной бесплатной правовой помощи. В прокуратуре области по адресу г. Липецк, ул. Зегеля, 25 ежедневно осуществляется прием граждан дежурным прокурором. Также руководители прокуратуры регулярно выезжают непосредственно в районы, где проводят встречи с населением.

Ведущий: Уважаемые руководители прокуратуры, бытует мнение, что те, кто в силу своей профессии обязан помогать и защищать, чаще думают только о положительной статистике. Приведите, пожалуйста, наиболее яркие примеры, когда прокуратура смогла защитить права конкретного гражданина.

Коростелев П.Н.: Тот факт, что люди все чаще и охотнее идут за помощью именно в прокуратуру, уже сам по себе опровергает это мнение. Практика прокурорского надзора настолько обширна, что в ней можно найти множество самых разнообразных примеров нашей эффективной помощи людям.

Например, одинокая пенсионерка весьма преклонного возраста заключила с недобросовестным гражданином договор пожизненного содержания с иждивением, передав ему безвозмездно принадлежащее ей жилое помещение. Указанный гражданин обязался пожизненно содержать старушку, обеспечивая ее питанием, одеждой, уходом, и сохраняя за ней право пожизненного пользования жильем. Однако, как подтвердили ее соседи, пожилая женщина фактически осталась и без помощи, и без жилья. Случай, к сожалению, не столь уж редкий. В силу своего преклонного возраста, состояния здоровья и материального положения, она не смогла защитить себя и обратилась за помощью к прокурору Хлевенского района. В настоящее время прокурор обратился в районный суд с требованием расторгнуть договор пожизненного содержания с иждивением, возвратив жилое помещение в собственность заявительницы.

Прокуратурой Долгоруковского района пресечен факт незаконного предоставления гражданину муниципального жилья. Как установлено в ходе прокурорской проверки, администрация сельского поселения заключила с жителем д. Ильинка договор доверительного управления квартирой, находящейся в муниципальной собственности. Фактически договор подменял договор социального найма жилого помещения и предоставлял гражданину право использовать муниципальное жилье по своему усмотрению. Между тем, он на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял и, следовательно, не имел право на безвозмездное и внеочередное получение жилого помещения. Такая ситуация грубо нарушала права и законные интересы других лиц, законно претендующих на получение социального жилья. В результате вмешательства прокурора договор доверительного управления квартирой расторгнут, виновное должностное лицо администрации сельского поселения привлечено к дисциплинарной ответственности.

К сожалению, случаи незаконного увольнения не относятся к разряду чрезвычайных. А вот та же прокуратура Долгоруковского района, напротив, помогла гражданину уволиться. Так, в марте текущего года на прием к прокурору пришел гражданин, работающий механизатором сельхозпроизводства в ЗАО "Верный путь", пояснивший, что еще в сентябре 2012г. он обратился в администрацию акционерного общества с заявлением об увольнении по собственному желанию. Однако некоторые должностные лица немотивированно отказались подписать ему обходной лист, в связи с чем до настоящего времени трудовой договор с ним не был расторгнут, трудовая книжка не выдана, материальный расчет не произведен. Такая позиция работодателя препятствовала реализации гражданином своего конституционного права на труд и свободный выбор места работы. По результатам проверки прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию ЗАО "Верный путь" расторгнуть трудовой договор с заявителем с внесением записи об увольнении в трудовую книжку от 03.10.2012 г., выдать ему трудовую книжку и произвести полный материальный расчет. Решением Тербунского районного суда от 9 апреля 2013 года требования прокурора признаны обоснованными и удовлетворены в полном объеме.

По поручению прокуратуры области Грязинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по публикации в газете "Житье – Бытье", посвященной вопросу нарушения жилищных прав жителей общежития № 4 по ул. Чайковского г. Грязи. В результате принятых мер ОАО "Грязинский пищевой комбинат", в ведении которого находится указанное здание, запланировало капитальный ремонт здания на II-III квартал текущего года. Исполнение требований прокурора взято на контроль.

Прокуратурой Задонского района проведена проверка по жалобе 71-летнего жителя с. Камышевка, уроженца Таджикистана, Баладжона Одилова на отказ территориального отдела социальной защиты населения выплатить ему пособие на погребение погибшего сына. Установлено, что в сентябре 2012г. года в результате дорожно-транспортного происшествия погиб сын Одилова. Похороны погибшего были организованы и проведены за счет денежных средств заявителя. Впоследствии с целью получения социального пособия на погребение он обратился в отдел социальной защиты населения. Однако в связи с престарелым возрастом, будучи в стрессовом состоянии после гибели единственного сына, он потерял справку о его смерти и представил уполномоченным должностным лицам дубликат указанного документа, выданный ему в установленном порядке органами ЗАГСа. По результатам рассмотрения заявления в назначении и выплате социального пособия Одилову Б. было отказано, так как, по мнению должностных лиц отдела социальной защиты населения, возможность предоставления дубликатов документов не предусмотрена Федеральным законом от 12 января 1996 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". Между тем, действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений права гражданина предоставить в соответствующие органы дубликат правоустанавливающего документа, в том числе справки о смерти. В связи с тем, что заявителю было необоснованно отказано в выплате социального пособия на погребение сына, прокурор района обратился в защиту его прав в суд с заявлением о взыскании с отдела социальной защиты населения социального пособия на погребение.

Это только примеры последних двух месяцев. Мне, кажется, они – лучшая иллюстрация, нашему труду, в основе которого защита человека, его прав и законных интересов в самом широком смысле слова.

Ведущий: Кстати, вопрос в тему. К Вам обращается жительница г. Липецка с вопросом, сможет ли она в случае заключения договора пожизненного содержания в дальнейшем его расторгнуть?

Коростелев П.Н.: Во-первых, что из себя представляет такой договор?

По договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты – гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).

Обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним. Договором пожизненного содержания с иждивением может быть также предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг.

В законе закреплено, что в договоре пожизненного содержания с иждивением должна быть определена стоимость всего объема содержания с иждивением. При этом стоимость общего объема содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением, предусматривающему отчуждение имущества бесплатно, не может быть менее двух, установленных в соответствии с законом, величин прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора пожизненного содержания с иждивением, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины, не менее двух установленных в соответствии с законом величин прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Как Вы уже, наверное, поняли из вышеприведенного мною примера, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда. Но, особо обращаю внимание, только при существенном нарушении договора другой стороной. При таком нарушении условий договора получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены. При этом плательщик ренты не вправе требовать компенсацию расходов, понесенных в связи с содержанием получателя ренты. Спор между сторонами договора разрешается в судебном порядке. И уже от сторон судебного процесса зависит, кто из них выиграет дело, чьи доказательства и доводы суд сочтет верными и законными.

Вместе с тем, в рамках полномочий, предоставленных прокурору ст. 45 ГПК РФ, он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов гражданина, если тот по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Ведущий: К Вам обращается житель Усманского района: "Я – сирота. Долгое время не могу решить свой жилищный вопрос. Посоветуйте, какие шаги мне надо предпринять, чтобы изменить ситуацию в свою пользу? Что делается прокуратурой для защиты таких же как я, сирот?"

Коростелев П.Н.: Во-первых, если Вы состоите на жилищном учете и до сих пор не обеспечены социальным жильем, то в качестве первого шага Вам необходимо написать заявление в прокуратуру Усманского района, либо воспользоваться услугами Интернет–приемной прокуратуры области. Ваше заявление станет поводом для прокурорской проверки. По ее результатам, если ваши права действительно нарушены, прокурор примет все необходимые меры прокурорского реагирования для их восстановления.

В Липецкой области на учете на получение жилья состоят свыше 2 тыс. граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводимый прокуратурой мониторинг регионального законодательства показал, что в области создана необходимая нормативная правовая база, регулирующая вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно этому Закону государство должно обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями в виде благоустроенных жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма однократно по достижении ими 18 лет. На основании Федерального закона претерпело изменение и законодательство Липецкой области. Нормативные правовые документы области предусматривают формирование специализированного жилищного фонда для названной категории лиц, порядок установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых помещениях, порядок формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В указанный выше список включаются лица в возрасте от 14 до 23 лет.

Органы местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства в обозначенной сфере, исходя из даты и времени подачи заявления поименованных категорий граждан, формируют списки лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и ежегодно, до 1 апреля, направляют его в управление образования и науки области. Установлена норма площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая определена депутатами в размере от 32 до 40 квадратных метров без учета членов семьи.

Наша задача – обеспечить эффективную реализацию этих законов. В 2012 году с целью устранения прав и законных интересов указанной категории граждан горрайпрокурорами было внесено 36 представлений, по результатам рассмотрения которых 24 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, было опротестовано 50 незаконных нормативных правовых актов.

Возвращаясь к заданному Вами вопросу, приведу следующий пример. Прокуратурой Октябрьского района г. Липецка в интересах липчанина из категории детей-сирот, стоящего в очереди на получение жилья с 2003 года, было предъявлено в суд исковое заявление. Решением районного суда на администрацию города были возложены обязанности по внеочередному предоставлению указанному лицу муниципального жилья.

В прошедшем году прокуроры обращались в суды с требованиями об обеспечении жилыми помещениями в интересах почти 200 сирот и лиц из их числа. В этом году такая работа успешно продолжается. При этом на контроле горрайпрокуроров и последующее исполнение судебных решений по таким делам. Мало добиться вынесения судебного решения, важно, чтобы человек реально смог обрести благоустроенное жилье.

К сожалению, в рамках прокурорского надзора вскрывались факты ненадлежащего исполнения должностными лицами Управления ФССП по Липецкой области требований законодательства при исполнении судебных решений по предоставлению жилья детям-сиротам.

Так, прокурором Советского района г. Липецка было установлено, что судебным приставом-исполнителем с августа 2011 года по февраль 2012 года не производились какие-либо действия по исполнению судебного решения по обеспечению сироты во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением. К ответчику не применялись штрафные санкции, которые в свою очередь являются мерами воздействия для скорейшего исполнения требований исполнительного документа. По данным фактам прокурором Советского района г. Липецка внесены представления об устранении нарушений законности, которые в настоящее время удовлетворены, а нарушения устранены.

Обращаюсь ко всем жителям региона. Если Вы полагаете, что Ваши права нарушены, обращайтесь в прокуратуру. Без такого обращения мы не сможем провести проверку и, следовательно, защитить Ваши интересы.

Ведущий: Игорь Станиславович, липчан особенно волнует состояние законности в сфере ЖКХ. Какие меры принимает на данном направлении прокуратура? Вот ряд наиболее типичных вопросов: Нарушение моих гражданских прав состоит в том, что меня как и других жителей города управляющая компания обязывает оплачивать дополнительные коммунальные услуги, которые разворовываются и не оплачиваются жителями, проживающими в квартирах без регистрации. Почему такие огромные платежи? Кто будет с этим разбираться? (Ц. , 57 лет, г. Липецк,)

Пантюшин И.С.: Очень хорошо понимаю возмущение наших жителей. Разбираться с этим будем и мы, и полиция, и органы власти. Но многое зависит и от активной позиции самих липчан. Ведь недостаточно возмутиться, что в соседней квартире проживают незарегистрированные граждане, необходимо сообщить об этом в компетентные органы, как минимум участковому уполномоченному либо в свою управляющую компанию. Если ни те, ни другие не принимают адекватных мер, обращайтесь в прокуратуру. По каждому обращению к нам проводится проверка, в случае подтверждения фактов нарушения законности, нами принимаются исчерпывающие меры прокурорского реагирования. Необходимо более ответственно подходить к выбору способа управления общим имуществом дома, выбору управляющей компании.

Одно могу сказать со всей ответственностью, наша работа по наведению порядка в этой сфере не носит компанейского характера. Уже сегодня в отношении должностных лиц управляющих компаний расследуется свыше 20 уголовных дел. На постоянном контроле прокуратуры вопрос законности принимаемых в ходе их расследования процессуальных решений.

Усилия органов прокуратуры сконцентрированы на обеспечение защиты жилищных прав граждан в части своевременного предоставления качественных коммунальных услуг, содержания и ремонта жилых помещений, обоснованности установления размера платы за жилое помещение, законности расходования денежных средств организациями коммунального комплекса и управляющими организациями, в том числе выделенных в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-комму­нального хозяйства". Особое значение придается осуществлению надзора за деятельностью предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, органов местного самоуправления, контролирующих органов.

Необходимо признать, что работа на данном направлении еще далека от совершенства и требует дальнейшей активизации. Вместе с тем, только за прошедший месяц по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 19 должностных лиц управляющих компаний. С начала года по материалам прокурорских проверок возбуждено 12 уголовных дел.

В качестве примера могу привести уголовное дело, возбужденное по факту грубейших злоупотреблений, допущенных должностными лицами жилищной управляющей компании ООО "ЛСК-Рембыттехника" г. Ельца. Поводом заинтересоваться этой компанией послужила ее задолженность по оплате поставленной тепловой энергии в размере более 23 млн руб. При этом жители исправно оплачивали выставляемые им счета за коммунальную услугу. Однако полученные от жильцов деньги директор компании тратил по своему усмотрению. Более того, начисленная собственникам жилых помещений плата за отопление значительно превышала сумму, предъявленную к оплате ресурсоснабжающей организацией. Зато руководство компании приобретало дорогостоящую технику, которую перепродавала "своим людям" по цене почти в 4 раза дешевле ее стоимости, либо вообще на безвозмездной основе. Так, приобретенный за 930 тыс. рублей мусоровоз, был сразу же перепродан за 646 тыс. рублей. Однако фактически деньги в кассу вообще не поступили. В настоящее время эти и другие факты расследуются, и им будет дана соответствующая правовая оценка.

Наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе прокурорских проверок, и вызывают наибольшее недовольство населения, являются несоблюдение порядка содержания и текущего ремонта общедомового имущества, необоснованное взимание платы за коммунальные услуги в повышенном размере, недостатки при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, ненадлежащее качество предоставляемых коммунальных услуг.

Вот один из типичных примеров. 8 марта 2011 года в одном из подъездов дома № 25/5 по ул. Космонавтов г. Липецка произошел пожар, причиной которого явился аварийный режим работы электрооборудования. При этом до настоящего времени на стенах подъезда не устранены видимые следы копоти, не восстановлены входные двери в тамбуре и освещение, поврежденный штукатурный слой. Шкаф с отключающими приборами и общедомовым прибором учета электроэнергии не обеспечен запирающим устройством. Сложившаяся ситуация стала поводом для прокурорской проверки, по результатам которой ООО "ГУК "Центральная" была оштрафована в размере 40 тыс. рублей.

Нами уделяется должное внимание вопросам бесперебойного обеспечения населения коммунальными ресурсами надлежащего качества. Вопиющий случай был выявлен прокуратурой Становлянского района. Гражданину, погасившему 14 сентября 2012 года небольшую задолженность по оплате потребленной электроэнергии, подача энергоресурса была возобновлена лишь 4 марта 2013 года. В связи с допущенным нарушением в адрес начальника Становлянского участка сбыта электроэнергии ОАО "ЛЭСК" прокурор внес представление, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности. Прокурором Октябрьского района г. Липецка при проверке обращения жильцов дома № 19 по ул. Кривенкова было установлено, что ТСЖ "ЛипецкМеталлургСтрой-1" общедомовой прибор учета тепловой энергии своевременно не был введен в эксплуатацию. В связи с этим показания прибора учета в 2011-2012 годах для осуществления расчетов с гражданами не использовались. До февраля 2013 года, до постановки прибора на коммерческий учет, расчеты за коммунальную услугу производилось по нормативу. Кроме того, при расчетах платы за потребленную электроэнергию была необоснованно завышена площадь мест общего пользования. В рамках своих полномочий прокурор потребовал произвести соответствующий перерасчет и наказать виновных.

Не всегда управляющими организациями надлежащим образом исполнялись обязанности по содержанию общедомового имущества, а также иные обязательства, вытекающие из договора управления. Так, проверка, проведенная прокурором Советского района г. Липецка, показала, что на лестничных площадках и кровле дома № 18 по ул. Юношеская на основании договоров с управляющей организацией ООО "ГУК "Сырская" размещено оборудование ряда интернет-провайдеров. При этом мнение собственников помещений по данному вопросу не выяснялось.

Более того, в результате размещения оборудования были нарушены требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и сооружениям. В целях устранения нарушений прокуратурой района в адрес директора ООО "ГУК "Сырская" было внесено представление. Кроме этого, по постановлению прокурора директор управляющей компании привлечен к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Приходится отметить, что количество жалоб в органы прокуратуры по вопросам жилищно-коммунального хозяйства из года в год не уменьшается, что свидетельствует о недостаточности мер, принимаемых в данной сфере. Поэтому проверки соблюдения законности в жилищно-коммунальной сфере продолжаются и находятся на постоянном контроле в прокуратуре области.

Ведущий: Игорь Станиславович, как Вы полагаете, чем вызвана такая распространенность нарушений?

Пантюшин И.С.: Распространенность нарушений прав граждан в соци­альной сфере во многом обусловлена отсутствием наступа­тельной работы по их защите со стороны контролирующих органов. Оценка их дея­тельности дана в представлениях прокуроров, внесенных в адрес ряда ведомств с постановкой во­проса о привлечении к ответственности должностных лиц. Надзор за деятельностью контролирующих органов должен быть усилен.

Ведущий: Уважаемые руководители прокуратуры, к Вам обращается житель г. Липецка, инвалид II-й группы. Что делается прокуратурой области в сфере социальной адаптации инвалидов?

Долбнин А.И.: Вопросы соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов всегда находились в центре внимания прокуроров, поскольку это та часть населения, которая особо нуждается в поддержке общества и государства. На протяжении нескольких лет в нашей области реализуется региональная целевая программа "Доступная среда на 2011-2015 годы". На ее финансирование выделено более 4 млн руб. Задача органов прокуратуры – не допустить нецелевого расходования этих средств.

Кроме того, прокуроры в судебном порядке добиваются оборудования объектов социальной инфраструктуры пандусами с поручнями, обеспечения инвалидов местами для парковки специального автотранспорта, установки соответствующих дорожных знаков и нанесения разметки, оборудования светофорных объектов дублирующими звуковыми сигналами, что имеет существенное значение для слабовидящих людей, чтобы объекты капитального строительства проектировались в соответствии с интересами маломобильных групп населения, своевременного обеспечения инвалидов средствами реабилитации.

Горрайпрокуроры озабочены и тем, чтобы на предприятиях всех форм собственности создавались условия для труда инвалидов, что способствует их интеграции в общество.

Нами обращается внимание и на то, чтобы те же пандусы действительно облегчали жизнь инвалидов, а не были бы только формальным исполнением судебного решения. К примеру, как показала проверка, проведенная прокурором Елецкого района, пандусы в зданиях филиала Сбербанка, магазина Елецкого райпо и ряда иных организаций имели уклон, в несколько раз превышающий норматив, а офис врача общей практики в с. Талица, помимо этого был оборудован поручнями только с одной стороны. Эти нарушения стали основанием для принятия мер прокурорского реагирования.

Прокурор Тербунского района обратился в суд с требованием возложить на ОАО "Тербунское АТП" обязанность оборудовать подвижной состав, используемый для перевозки пассажиров по пригородным и междугородним маршрутам, специальными приспособлениями для лиц с ограниченными возможностями.

На основании актов реагирования, принятых прокурорами, виновные должностные лица организаций, не направлявшие в установленном порядке информацию, необхо­димую для организации занятости инвалидов, привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Прокуратурой Добровского района пресечена незаконная практика взимания платы с родителей детей-инвалидов за посещение дошкольных образовательных учреждений.

Интересный случай имел место в Долгоруковском района. На личный прием к прокурору обратился инвалид с жалобой на нарушение его права пользоваться услугами социального такси. Было установлено, что он обратился к руководителю территориального отдела социальной защиты по вопросу предоставления ему услуги такси для поездки в областной онкологический центр. Однако заявка не была зарегистрирована, и, поскольку отложить визит в медицинское учреждение было невозможно, ему пришлось оплатить коммерческое такси за счет своей и без того небольшой пенсии. По результатам прокурорской проверки все виновные должностные лица были наказаны в дисциплинарном порядке.

Хочется отметить, что в области создана прочная законодательная база для поддержки инвалидов, необходимо только обеспечить ее безоговорочное исполнение всеми без исключения.

Так, Законом Липецкой области от 30 декабря 2004 г. № 166-ОЗ "О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области" предусмотрена социальная выплата на питание в виде денежной выплаты, которая перечисляется ежемесячно в срок до 15 числа каждого месяца на лицевой счет получателя, открытый в кредитном учреждении. Однако прокуратурой Елецкого района выявлялись факты несвоевременного ее перечисления законным представителям детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Прокурором Усманского района принесены протесты на локальные акты ряда общеобразовательных учреждений в связи с их несоответствием действующему законодательству о социальной защите инвалидов. В частности, в них не было закреплено право на получение денежных выплат на питание для детей, по состоянию здоровья обучающихся на дому, хотя это право оговорено в Законе области, о котором я уже упомянул.

Работа проделана большая, но это не повод для самоуспокоения. Все горрайпрокуроры ориентированы на самое жесткое реагирование на все случаи нарушения законности в данной сфере.

Ведущий: Спасибо за обстоятельный ответ. Следующий вопрос. Как следует из информации в прессе, заявления и сообщения о преступлениях, адресованные гражданами в правоохранительные органы, к сожалению, не всегда влекут адекватную реакцию в виде принятия обоснованных процессуальных решений. Принимает ли прокуратура какие-либо меры на данном направлении? (г. Елец, домохозяйка, 48 лет)

Хлустиков Н.Н.: Обеспечение надлежащего порядка регистрации, учета и разрешения заявлений и иных сообщений о преступлениях является основополагающей задачей всего правоохранительного блока.

Сегодня тема укрытия преступлений от учета крайне остра. Президент Российской Федерации Путин В.В. в своем выступлении на расширенном заседании коллегии в Генеральной прокуратуре РФ поставил задачу самым жестким образом реагировать на нарушения при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, на любые факты фальсификации учетных документов.

Ежегодно в правоохранительных органах области регистрируется десятки тысяч заявлений граждан, в которых, по их мнению, сообщается о фактах, являющихся преступлением. Каждое такое заявление обязательно должно быть проверено надлежащим образом.

Проблема, о которой вы упомянули, действительно, чрезвычайно острая и состоит в том, что организация приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, главным образом, возложена на подразделения и должностных лиц правоохранительных органов, которые непосредственно заинтересованы в исходе дела. Как не трудно догадаться, больше "везет" с регистрацией очевидным преступлениям, значительно меньше – неочевидным.

В основе – создание видимости успешной работы, попытка искусственно улучшить показатели результатов следственной работы и оперативно-розыскной деятельности, не допустить фактов, когда преступление остается нераскрытым или лицо, его совершившее, неизобличенным.

О том, что статистика преступности не отражает подлинной картины ее состояния, полагаем, знают если не все, то многие. В связи с этим борьба с укрытием преступлений от учета всегда была приоритетным направлением деятельности прокуратуры. При этом особое внимание прокуроры уделяют фактам изменения заявителями, иными лицами своих первоначальных заявлений, объяснений. Прокурорами в каждом таком случае проверяется не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия. Данная мера носит далеко не случайный характер, поскольку некоторые представители правоохранительных органов, обнаружив "бесперспективность" расследования, зачастую различными способами заставляют заявителей менять объяснения. В 2012 году проведено 373 встречи с заявителями, изменившими свою первоначальную позицию, по сообщениям о криминальном характере возбуждено 31 уголовное дело.

До настоящего времени все еще имеют место факты неправомерного отказа в принятии сообщений о преступлениях. В 2012 году прокурорами выявлено 20 таких фактов.

В ходе проводимых прокурорами проверок исполнения закона о регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях выявлено и восставлено на учете 641 ранее известное, но по различным причинам не учтенное правоохранительными органами области преступление. По результатам расследования, выявленных прокурорами укрытых от учета преступлений, 116 уголовных дел направлено в суд, из которых 51 – рассмотрено с вынесением обвинительного приговора.

Вместе с тем, существует и другая сторона медали. В последнее время увеличился поток обращений граждан, желающих решить свои проблемы, возникшие в сфере гражданских правоотношений, методами уголовно-правового характера. В 2012 году из порядка 61 500 поступивших в правоохранительные органы сообщений о преступлениях свое объективное подтверждение нашли лишь около 12 500 сообщений.


Поэтому задача перед нами по наведению порядка в учетно-регистрационной дисциплине стоит масштабная. Но у нас достаточно квалифицированных кадров, способных ее успешно решить.

Ведущий: Кстати, о работе с кадрами: приходит ли молодежь в прокуратуру, как происходит отбор претендентов на службу в органах прокуратуры?

Хлустиков Н.Н.: В современных условиях работа с кадрами является одним из главных инструментов в повышении результативности деятельности всей прокурорской системы.

В связи с этим вопросам эффективной кадровой политики, способствующей последовательному профессиональному становлению прокурорских работников, развитию у них инициативы, творческого начала, чувства ответственности за порученное дело, нами уделяется повышенное внимание. Решению этой задачи подчинены все звенья кадровой работы, связанные с подбором и расстановкой кадров, аттестацией прокурорских работников, повышением их профессионального мастерства, дисциплинарной практикой.

В настоящее время в прокуратуре области подобран достаточно сбалансированный кадровый состав, обеспечивающий необходимое сочетание молодых и опытных работников. Так, стаж работы в органах прокуратуры до 5 лет имеют около 28% оперативных сотрудников, свыше 15 лет – 26% сотрудников. Резерв кадров на замещение первичных вакантных должностей помощников прокуроров районов в настоящее время составляет 35 человек. В состав резерва, в основном, входят выпускники Института прокуратуры СГЮА, юридических факультетов Воронежского и Елецкого государственных университетов и других высших учебных заведений. С указанными лицами комиссией, состоящей из руководителей структурных подразделений прокуратуры области, проводится собеседование для проверки уровня полученных в высшем учебном заведении знаний, результаты которого имеют решающее значение при принятии решения о приеме на работу в органы прокуратуры. Молодые специалисты проходят первоначальное обучение в двух базовых прокуратурах: Советского района г. Липецка и г. Ельца, в которых сконцентрированы наиболее подготовленные сотрудники, способные передать опыт практической деятельности по основным направлениям прокурорского надзора. Важную роль в обеспечении преемственности поколений и воспитании молодых работников в лучших традициях прокуратуры играет взаимодействие с региональной организацией ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры.

Ведущий: А как сейчас обстоят дела с выплатой задолженности по заработной плате?

Долбнин А.И.: По сведениям территориального органа статистики на 01.04.2013г. размер задолженности по заработной плате в регионе составил 1 426 тыс. руб. перед работниками ООО "Агрофирма "Настюша Липецк". В целях ее взыскания прокуратурой Липецкого района предъявлены в суд заявления о вынесении судебного приказа о принудительном взыскании с работодателя начисленной, но своевременно не выплаченной заработной платы. Кроме того, следственным отделом по Левобережному округу г. Липецка СУ СК РФ по Липецкой области по факту невыплаты зарплаты на данном предприятии возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ. В результате принятых мер администрация предприятия приступила к погашению задолженности по заработной плате, сократив имеющийся долг до 1 319 тыс. руб.

Только после вмешательства прокуратуры Левобережного района г. Липецка с работником МУП "Липецкий пассажирский транспорт", уволенным еще 2 апреля 2013 года, был произведен полный материальный расчет. За допущенное нарушение трудовых прав гражданина в отношении руководителя автотранспортного предприятия прокурор возбудил дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и охране труда).

Есть пример, как непосредственно после начала проверки прокуратурой Советского района была в полном объеме погашена задолжен­ность по зарплате перед работниками общества с ограниченной от­ветствен­ностью "Фитофарм".

Выплата работнику заработной платы ниже установленного минимума стала основанием для прокурорской проверки, проведенной Грязинским межрайонным прокурором. Было установлено, что индивидуальный предприниматель установил своей работнице оклад в размере 5200 руб. Между тем, в Липецкой области согласно трехстороннему соглашению "О минимальной заработной плате в Липецкой области на 2012-2014 годы", заключенному между администрацией области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей области, вступившим в законную силу с 1 января 2012 года, размер минимальной заработной платы для работников предприятий и учреждений внебюджетного сектора экономики не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого за I-й квартал каждого года Постановлением администрации области. Величина прожиточного минимума в целом по области составляет 6152 рубля. Таким образом, начисление и выплата заработной платы заявительнице из установленного трудовым договором оклада 5200 рублей, являлось незаконным. Вследствие незаконного начисления и выплаты заработной платы в меньшем размере, чем установлено действующим законодательством в Липецкой области, соответственно был занижен и неправильно удержан налог на доходы физических лиц, что в свою очередь, повлекло грубое нарушение налогового законодательства. По результатам проверки было внесено представление в адрес работодателя с требованием произвести перерасчет заработной платы заявительницы. Произвести начисление и выплату денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, из расчета не менее одной трехсотой действующей на тот момент ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки выплаты сумм по день выплаты включительно. Доначислить, с учетом перерасчета заработной платы, налог на доходы физических лиц. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в допущении указанных в представлении нарушений, привлечь к дисциплинарной ответственности бухгалтера предприятия. Исполнение указанных требований взято прокуратурой на контроль.

Благодаря совместным действиям заинтересованных ве­домств в сфере занятости населения удалось добиться снижения уровня безработицы. По требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 60 должност­ных лиц, как центров за­нятости, так и других структур, выде­лены дополнительно специ­альные рабочие места для инва­лидов.

Немало сделано в сфере защиты прав работников на безопас­ные условия труда. По искам прокуроров приняты меры к проведе­нию аттестации рабочих мест 650 ра­ботодателями. К администра­тивной и дисциплинарной ответственности привле­чено 470 виновных лиц.

Всего с начала года только по одному направлению, связанному с обеспечением конституционного права граждан на своевременную и в полном объеме оплату труда, прокурорами области было проведено более 200 проверок. В суды общей юрисдикции предъявлено свыше 2 тысяч заявлений о взыскании с работодателей своевременно не выплаченных работникам денежных сумм.

На сегодняшний день судами области уже удовлетворено таких заявлений на общую сумму 32 605 тыс. руб.

За нарушения трудовых прав граждан к административной ответственности привлечено 50 должностных лиц, при этом 3 руководителя, допустившие повторно в течение года такие нарушения, дисквалифицированы.

В результате принятых на данном направлении мер количество поступающих в прокуратуру жалоб по вопросам нарушения трудового законодательства значительно сократилось. Тем не менее, надзор за соблюдением законности в сфере трудовых правоотношений продолжает оставаться для нас приоритетным.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос. К Вам обращается студентка одного из Вузов г. Липецка: "Расскажите, а какими интересными проверками сегодня заняты прокурорские работники?"

Пантюшин И.С.: Жизнь ежедневно подбрасывает нам задачи, которые необходимо срочно решать, чтобы защитить как права граждан, так и общества и государства.

В настоящее время нами проводятся проверки соблюдения законности в деятельности НКО. Эта тема уже некоторое время будоражит общественное мнение. Хотя для нас – это рядовая плановая проверка.

В преддверии 68-ой годовщины Победы прокуратура области организовала проверку соблюдения Закона Российской Федерации 14 января 1993 г. № 4292-I "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Приведу такой пример. Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. 22 ноября 2010 года на Н.Косыревском кладбище в торжественной обстановке с отданием воинских почестей были захоронены останки погибшего в апреле 1942 года рядового Леонова Павла Федоровича, обнаруженные поисковым отрядом в Смоленской области. Между тем, администрацией города до настоящего времени на указанное захоронение не установлен мемориальный знак, а также не составлен паспорт, захоронение не поставлено на государственный учет. По требованию прокурора из бюджета города будут выделены денежные средства на проведение мероприятий по установлению мемориального знака на могиле Леонова П.Ф. и выполнение последующей процедуры увековечивания его памяти. Проведение мероприятий по увековечению памяти погибшего фронтовика запланировано выполнить к празднованию 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Большой общественной резонанс в Липецкой области вызвал трагический случай в с. Куриловка Усманского района, где в результате пожара в частном доме погибли двое малолетних детей 2010 и 2011 годов рождения. Причиной пожара явилась непотушенная свеча, использовавшаяся для освещения жилого помещения. По данному факту прокуратурой области была организована проверка, в ходе которой были выявлены существенные нарушения Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" при работе с неблагополучными семьями. Установлено, что семья Коробкиных является неблагополучной. Так, в сентябре 2008 года мать детей, Коробкина Ю.Х., за причинение телесных повреждений своему старшему сыну, которому на тот момент едва исполнился 1 год, была осуждена по ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) к штрафу в доход государства в размере 5 тыс. руб. Кроме того, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей она неоднократно привлекалась к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ. Согласно акту обследования материально-бытовых условий, проведенного комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с территориальным органом полиции, выяснилось, что родители не обеспечивают за детьми надлежащий уход. Дом требовал капитального ремонта, жилые помещения находились в антисанитарном состоянии, в связи с имеющейся задолженностью был отключен газ и свет, у детей отсутствовали постельные принадлежности и чистая одежда. В медицинской документации на малолетних детей в сельском фельдшерско-акушерском пункте были также зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что условия, в которых они проживают, представляют угрозу для их здоровья и нормального развития. Основным источником дохода родителей являлись социальные пособия на детей. Указанные обстоятельства явились основанием для постановки семьи на профилактический учет как неблагополучной. Однако, в феврале 2010 года после рождения второго ребенка, без учета реальной ситуации, Коробкины были сняты с профилактического учета по исправлению. Несмотря на то, что семья продолжала оставаться в зоне риска, вновь она была поставлена на профилактический учет только в 2013 года, незадолго до гибели детей. Таким образом, о сложившейся ситуации длительное время было известно всем субъектам профилактики семейного неблагополучия, однако в силу низкого уровня взаимодействия между ними профилактическая работа по оздоровлению обстановке в семье фактически не проводилась.

По результатам проверки прокурор области внес представление в адрес руководства Управления МВД России по Липецкой области с требованием о привлечении к дисциплинарной ответственности 4 должностных лиц, а также направил информацию в адрес председателя областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кроме того, прокурором Усманского района были внесены представления в адрес глав администрации района и сельского поселения по месту проживания неблагополучной семьи, главному врачу ГУЗ "Усманская центральная районная больница". По результатам их рассмотрения 4 виновных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Одновременно с этим по факту гибели детей возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам), надзор за соблюдением законности на всех этапах которого осуществляет прокуратура.

А вообще, для нас нет "неинтересных" проверок, важно, насколько они эффективны с точки зрения восстановления законности и защиты прав людей.

Ведущий: Следующий вопрос. "Игорь Станиславович, я пытаюсь наладить свой бизнес. Могу ли я обратиться в Ваше ведомство, если мне потребуется защита от чиновничьего произвола? Что делается в области по защите прав предпринимателей?" (Р., начинающий предприниматель, 28 лет, Добринский район)

Пантюшин И.С.: Обращаться можно, и даже нужно. Надеюсь, конкретные примеры из практики прокурорского надзора рассеют Ваши сомнения в эффективности работы прокуратуры по защите прав предпринимателей, составляющих наиболее активную часть населения области.

Прежде всего, Президентом РФ поставлены задачи по созданию в стране благоприятных условий для ведения бизнеса. В связи с этим в Генеральной прокуратуре РФ состоялось Всероссийское совещание прокуроров субъектов Российской Федерации на котором обсуждалась система мер, обеспечивающих действенный надзор за неукоснительным соблюдением предпринимателями, должностными лицами органов государственной и муниципальной власти требований федерального законодательства, законностью издаваемых правовых актов в данной сфере.

На сегодняшний день проделанная органами прокуратуры работа уже способствовала снижению административного давления на бизнес, повышению уровня ответственности должностных лиц контролирующих органов. В Липецкой области, несмотря в целом на благоприятную ситуацию, горрайпрокурорами выявлены неединичные нарушения законности при издании органами местного самоуправления нормативно-правовых актов. К примеру, вопреки положениям федерального земельного законодательства решениями ряда представительных органов муниципальных образований области за сельскими администрациями было закреплено право увеличения арендной платы за государственные и муниципальные земельные участки. В правовых актах содержались нормы о необходимости возмещения расходов органов муниципального земельного контроля на проведение геодезических измерений, почвенных и иных обследований, а также экспертиз за счет лиц, в отношении которых проводилась проверка. Незаконные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права хозяйствующих субъектов, выявлялись и в иных сферах, не связанных с осуществлением государственного и муниципального контроля. Так, в соответствии с Правилами благоустройства территории населенных пунктов сельского поселения Карамышевский сельсовет, землепользователи были обязаны обеспечивать ежедневную санитарную очистку и уборку не только принадлежащего им участка, но и прилегающей к его границам зоны на расстоянии до 50 метров по периметру. Кроме того, без достаточных правовых оснований было запрещено осуществлять любую торговую деятельность без согласования с администрацией сельсовета и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Положением о торговой деятельности в Хлевенском районе предусматривалась обязанность продавца во всех случаях выдавать покупателю вместе с покупкой кассовый чек. Однако Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" допускают при определенных условиях наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассового аппарата. В связи с этим прокурор Хлевенского района обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного нормативного акта. Решением суда требования прокурора удовлетворены.

После вмешательства прокурора Долгоруковского района в правовой акт органа местного самоуправления были внесены нормы, согласно которым при принятии заявления на установку рекламной конструкции сведения о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя запрашиваются органом местного самоуправления самостоятельно, а не истребуются от заявителя.

По требованию горрайпрокуроров из административных регламентов оказания различных муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, были исключены положения о рассмотрении жалоб в сроки, превышающие 15 дней.

Вскрыты факты создания необоснованных преференций для отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Так, установлено, что в преддверии новогодних праздников учреждениями культуры, а также отдельными администрациями сельских поселений Хлевенского района елочные игрушки закупались у единственного поставщика, находящегося в родстве с начальником районного отдела культуры.

В рамках прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей прокуратурой области были проанализированы нормативные акты, принятые органами местного самоуправления г. Липецка в области рекламы, и практика их применения. Так, Положением "О наружной рекламе и информации в городе Липецке", вопреки Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" в качестве обязательного условия для установки наружной рекламной конструкции было предусмотрено оформление платного технического паспорта на нее и получение заключения технической экспертизы объекта наружной рекламы. Таким образом, муниципалитет превысил свои полномочия и создал незаконные административные барьеры для предпринимательской деятельности в сфере рекламы.

Прокурорами Измалковского района и г. Ельца принимались меры реагирования по исключению из муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок оказания муниципальных услуг в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, требований о представлении документов, в отношении которых имелась возможность получить их в рамках межведомственного взаимодействия.
По всем выявленным нарушениям горрайпрокуррами приняты меры, способствующие их своевременному устранению и наказанию виновных. Деятельность уполномоченных органов при исполнении контрольно-надзорных функций также находится в центре постоянного внимания органов прокуратуры. Прокурорами выявлялись грубые нарушения требований законодательства в работе последних, в том числе проведение внеплановых выездных проверок органами контроля в отношении субъектов предпринимательства без согласования с органами прокуратуры, а также в отсутствие законных оснований. Так, Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой по жалобе ОАО "Агрофирма "Липецк" установлено, что 18 октября 2012 года в областное Управление Росприроднадзора поступило обращение гражданина о неприятном запахе от птицефабрики в районе села Кузьминские Отвержки. По обращению государственным инспектором Управления была фактически проведена документарная проверка предприятия, однако вопреки требованиям закона распоряжение о ее проведении не издавалось. За допущенное нарушение законности по требованию прокуратуры руководитель управления привлечен к ответственности и оштрафован.

С учетом высокой социально-экономической опасности проблемы рейдерства прокуратурой в тесном взаимодействии с правоохранительными органами региона принимаются меры противодействия таким преступным явлениям.

В рамках надзора за соблюдением Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного кон­троля (надзора) и муниципального контроля", прокуратурой Октябрьского района г. Липецка выявлены нарушения в деятельности городского департамента градостроительства и архитектуры. Так, в соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год департаментом было проверено 4 субъекта малого бизнеса, в том числе ООО ФПК "Альфа-Инвест-Капитал", ООО "Капрун", ООО "Мемориал", ООО "Компания Жако". При этом в нарушение федерального законодательства руководители организаций, ставших объектом проверок, своевременно не уведомлялись о проведения мероприятия по контролю, при проведении проверок отсутствовали представители проверяемых. Кроме того, проверка в отношении ООО ФПК "Альфа-Инвест-Капитал" проводилась по вопросу использования земельного участка под здание многоэтажной автостоянки закрытого типа, что не соответствовало содержанию ежегодного плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год (объект проверки по плану – магазин "Цветы" на пл. Театральная). Фактически проверка в отношении ООО ФПК "Альфа-Инвест-Капитал" проведена дважды. С целью устранения выявленных нарушений в адрес руководителя департамента прокурор внес представление, по результатам рассмотрения которого главному специалисту-эксперту отдела муниципального земельного контроля объявлен выговор.

На сегодняшний день сведений о создании административных барьеров для предпринимательской деятельности, выявленных признаках проявления коррупции, рейдерстве к нам не поступало, что в немалой степени свидетельствует об эффективности нашей работы.

Ведущий: Уважаемые руководители прокуратуры, жители области задали ряд вопросов по конкретным жизненным ситуациям. Прошу дать ответы.

"Может ли руководство УФСИН по Липецкой области уволить по сокращению штатов аттестованного сотрудника (офицера), который является одинокой матерью?" (Г., г. Липецк,)

Хлустиков Н.Н.: Нет, не могут. В соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76, беременные женщины и матери из числа сотрудников, а также отцы – сотрудники, воспитывающие детей без матери, пользуются всеми правами и льготами, установленными действующим законодательством.

Увольнение со службы беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), только в случае сокращения штатов – при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.

Увольнение одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет), в связи с сокращением численности штата, прямо запрещено ч. 4 ст. 261 ТК РФ.

Ведущий: Следующий вопрос. "Мы живем с мужем в доме на 2-х хозяев в частном секторе. Сосед является душевнобольным. Муж тяжело болен. Сосед по ночам стучит в стену. У мужа начинаются приступы удушья и приходится вызывать "скорую помощь". На все наши заявления на соседа участковый никаких мер к нему не предпринял. Что делать?" (Г., г.Липецк,)

Н.Н. Хлустиков: К сожалению, наше законодательство в сфере психиатрической помощи мало учитывает интересы граждан, волею судьбы, оказавшихся соседями больных психическими заболеваниями людей.

Тем не менее, согласно ст. 29 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", п. 1.6 Инструкции об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно
опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, утвержденной приказом Минздрава РФ, МВД РФ № 133/269 от 30 апреля 1997 г. "О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами" лицо, страдающее психическим расстройством и представляющее по своему психическому состоянию непосредственную опасность для себя или окружающих, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя по решению врача – психиатра до постановления судьи, с немедленным уведомлением об этом его родственников или законного представителя.

Таким образом, в случае если Вы заметили ухудшение психического состояния Вашего соседа и его действия могут повлечь за собой непосредственную опасность для окружающих или его самого, то Вы вправе вызвать сотрудников скорой психиатрической помощи для применения к нему меры физического стеснения – госпитализации в недобровольном порядке.

На действия сотрудников полиции, не оказавших Вам помощь, Вы можете написать жалобу в УМВД России по г. Липецку.

Ведущий: Еще один вопрос от жителя Долгоруковского района: "Игорь Станиславович! Я 46 лет проработал в школе, многое в жизни видел, но с мошенниками встретился впервые. Мы с супругой заказали в январе 2012 года пластиковые окна. Так как конструкции по договору не были предоставлены, я подал заявление в Советский районный суд, решением которого с ООО "Альянс-Л" в нашу пользу взыскан материальный и моральный ущерб. Однако до настоящего времени судебное решение не исполнено. Так как же закон защищает простых людей от мошенников? Когда завершится уголовное дело в отношении ООО "Альянс-Л", которое было возбуждено 29 июня 2012 года?" (А., Долгоруковский р-н)

Пантюшин И.С.: Уважаемый Владимир Алексеевич! Ваш вопрос я рассматриваю как официальное обращение в органы прокуратуры. По нему будет проведена полная и объективная проверка, о результатах которой мы сообщим Вам в письменном виде.

Ведущий: К Вам обращаются ветераны труда из г. Липецка. "Уважаемые прокуроры, как прокуратура области оценивает состояние исполнения конституционных прав граждан органами власти и управления, в том числе и самой прокуратурой, при рас­смотрении обращений граждан? Анализируется ли и обобщается опыт работы по данному вопросу? Каков процент удовлетворения просьб? Процент привлечения заявителей, при рассмотрении их обращений? Какие меры законодательного и организационно-контрольного плана необходи­мо принять, по мнению прокуратуры, на федеральном и региональном уровнях, чтобы повысить эффективность и результативность этой работы?" (Ветераны труда В., П. г. Липецк,)

Пантюшин И.С.: Безусловно, нами систематически анализируется практика разреше­ния обращений граждан. Это важно для того, чтобы иметь полное и объективное представление о состоянии законности, своевременно выявлять наиболее острые моменты и эффективно планировать свою последующую работу. Хотелось бы еще раз отметить, что с каждым го­дом количество обращений к нам возрастает, что свидетельст­вует о высоком уровне доверия к органам прокуратуры.

В прошедшем году к нам обратилось более 20 тыс. граждан. При этом, мы не подменяем работу других органов, и направляем им обращения, если затронутые в них вопросы входят в их компетенцию. И все же 77% от общего количества поступивших жалоб, что, согласитесь, тоже немало, рассмотрено непосредственно в органах прокуратуры. От общего числа рассмотренных нами обращений удовлетворено 2718 обращение или 21%. Более 40% всех разрешенных обращений касалось социально-эко­номических вопросов. Если говорить о волнующих нас негативных тенденциях, то обращает внимание увеличение жалоб по вопросам надзора за соблю­дением законов об исполнительном производстве. Данная ситуация указывает на неудовлетворительную работу подразде­лений Управления ФССП РоссииОРосси по Липецкой области по своевременному и надлежащему исполнению судебных постановлений. Жалобы на нарушения жилищного законодательства составляют четвертую часть всех об­ращений. Они касались вопросов законности действий управляющих компаний при содержании общедомового имущества, ремонта жилых помеще­ний, качества оказания ком­мунальных услуг и начисле­ния платы за них, а также деятельности органов местного самоуправления, кон­тролирующих орга­нов.

Практически на треть снизилось количество обращений по трудовым вопросам. В 15 раз сократилось количество разрешенных жалоб на нару­шения разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного про­изводства по уголовным делам. Тем не менее, мы по– прежнему уделяем значительное внимание этим вопросам. Такие обращения зачастую становятся поводом для проведения всесторонних проверок.

Пристальное внимание прокуратурой области уделяется выявлению и устранению нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции. В прошедшем году разрешено практически вдвое больше обращений данной ка­тегории.

На длительное разрешение и небрежность за весь 2012 год в прокуратуру области поступило всего четыре жалобы, с доводами которых мы не согласились, так как они не были основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Что требуется сделать, чтобы повысить эффективность работы на данном участке? Прежде всего, повысить уровень личной ответствен­ности каждого сотрудника за соблюдение установленного порядка рассмотре­ния обращений.

Ведущий: Спасибо! Вопрос от жительницы Задонского района: "Я хотела завещать дом родной дочери, но при оформлении сделки дочь сделала дарственную на свое имя без моего разрешения. Обманным путем добилась подписи и оформила документы у юриста. Я в нотариальную контору не ходила, вышли люди, сели ко мне в машину, сказали где подписать, я и подписала. На данный момент дочь продала дом, а мне негде жить! Был суд, дочь на суд не являлась, я дом не освобождаю. Как признать сделки недействительными?" (Задонский р-н, п. Калинка, пенсионерка, 83 года)

Коростелев П.Н.: Уважаемая Мария Тихоновна! Основанием для признания договора дарения квартиры недействительным может являться его совершение под влиянием заблуждения, обмана, угрозы. Следует признать, что обширная судебная практика свидетельствует о том, что суды редко удовлетворяют такие иски. Исходя из Вашего обращения, сделка, действительно, была совершена под влиянием обмана, т.к. Вы хотели оформить завещание, а не договор дарения. Поэтому в судебном порядке может быть поставлен вопрос о признании договора дарения недействительным. Вы должны доказать, что были обмануты дочерью, не могли прочитать договор, представить иные доказательства. Учитывая, Ваш возраст и состояние здоровья, препятствующие эффективной защите своих прав, Вы можете направить жалобу в прокуратуру Задонского района. По ней будет проведена полная и объективная проверка и приняты меры по защите Ваших интересов.

Ведущий: К вам обращается липчанка, 1938 года рождения: "Я не могу получить статус "ветерана труда" и "дети войны". Как разрешить мой вопрос?"

Долбнин А.И.: В соответствии с Законом Липецкой области от 2 декабря 2004 г. № 141-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липец­кой области" для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо обратиться в учреждение социальной защиты населения по месту жительства с заявлением в письменной форме.

При подаче заявления предъявляют документ, удостоверяющий лич­ность, а также прилагают:

  • документы о награждении либо о присвоении почетных званий или ар­хивные справки, подтверждающие факт награждения либо присвоения по­четных званий;
  • трудовые книжки или архивные справки, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
  • фотографию размером 30х40 мм.

Соответствующие документы предоставляются в учреждение социальной защиты населения по месту жительства заявителя непосредственно, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электрон­ного документа. При направлении заявления заказным почтовым отправлением с уведом­лением о вручении прилагаемые копии документов должны быть заверены нотариально или органами, выдавшими данные документы в установленном порядке.

Решение о присвоении гражданам звания "Ветеран труда" принимает управление социальной защиты населения области, оформляет удостовере­ние "Ветеран труда" и направляет его в учреждение социальной защиты на­селения по месту жительства гражданина для последующего вручения. При обнаружении не­достоверных сведений, содержащихся в представленных гражданином доку­ментах, управлением выносится решение об отказе в удовлетворении заявле­ния гражданина.

Удостоверение о праве на льготы в связи с тем, что гражданин является бывшим несовершеннолетним узником мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, выдается органами социальной защиты населения по месту жительства гражданина на основании любых документов военного времени, подтверждающих факт нахождения в период второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их со­юзниками, а также справок и других документов архивных и иных учрежде­ний, содержащих необходимые сведения. При невозможности получения вышеперечисленных документов факт нахождения граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй миро­вой войны, может быть установлен судом на основании показаний свидете­лей.

Если Вы не согласны с решением органов социальной защиты, либо полагаете, что они каким– либо иным образом нарушили Ваши права, Вы можете обжаловать эти действия либо в суд, либо обратиться в территориальные органы прокуратуры по месту жительства.

Ведущий: Спасибо! Эта же липчанка задает Вам еще один вопрос: "Оплата за ОДН не соответствует принципу "разумности". Когда отменят ОДН или примут меры к его корректировке?"

Коростелев П.Н.: Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные ему в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Определение объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды и предъявляемого к оплате гражданам, осуществляется исходя из показаний общедомовых приборов учета, суммарного потребления соответствующего вида ресурса в помещениях, оборудованных и необорудованных индивидуальными счетчиками, а также общей площади всех помещений в доме и площади конкретного помещения, принадлежащего потребителю. Таким образом, в настоящее время законодателем обязанность по оплате коммунальных услуг, поставленных на общедомовые нужды, возложена на всех потребителей, проживающих в многоквартирных домах.

Вопрос об изменении формулы расчета этой платы либо ее отмене относится к компетенции Правительства РФ, а не органов прокуратуры. Тем не менее, если гражданин полагает, что суммы, выставленные к оплате, чрезмерно завышены, он вправе обратиться с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области, либо органы прокуратуры.

Ведущий: О своей непростой ситуации Вам рассказывает 65-летняя пенсионерка, проживающая в г. Липецке в доме по ул. Пришвина: "На протяжении длительного времени в ночное время неизвестный звонит на мой городской и сотовый телефоны. Я сделала в Ростелекоме распечатку звонков, написала заявление нашему участковому. Однако ответа до сих пор нет. Когда наша полиция будет защищать наши права в соответствии с действующим законодательством?"

Хлустиков Н.Н.: В соответствии с УПК РФ действия (бездействие) должностных лиц следственных органов, органов дознания могут быть обжалованы путем подачи жалобы в прокуратуру или в суд. Если Ваш участковый, в силу своей недобросовестности либо по иным причинам не отреагировал на Вашу жалобу, Вы можете обратиться как к его начальнику территориального отдела полиции, так и в прокуратуру по месту жительства. В вашем случае – это прокуратура Правобережного района г. Липецка, которая находится по адресу: ул. Октябрьская, д.71.

Ведущий: Игорь Станиславович, Андрей Иванович, Николай Николаевич, Павел Николаевич, спасибо Вам за столь содержательные, исчерпывающие ответы на вопросы нашей интернет-аудитории! Желаем успехов в Вашей деятельности!

Читать ГАРАНТ.РУ в и