Новации в деятельности органов Федерального казначейства

25 февраля 2013 года в 10:00 часов в Информационном агентстве ЗАО "ГАРАНТ-Центрпрогаммсистем" состоялась интернет-конференция с руководителем Управления Федерального казначейства по Тверской области Подтиховой Марины Ивановны.

Тема интернет – конференции: "Новации в деятельности органов Федерального казначейства".

Ведущий интернет – конференции: Филиппова Алла (помощник руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области).

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте уважаемая интернет – аудитория. Мы приветствуем вас на очередной интернет – конференции в компании "ГАРАНТ – Центрпрограммсистем".

Тема сегодняшней интернет – конференции: "Новации в деятельности органов Федерального казначейства".

Позвольте представить Вам участников: генеральный директор компании

"ГАРАНТ – Центрпрограммсистем" Кодряну-Руссу Виталий Викторович и Руководитель Управления Федерального казначейства по Тверской области Подтихова Марина Ивановна.

К моменту начала проведения нашей конференции поступило значительное число интересных вопросов, которые мы сегодня обсудим.

А сейчас для открытия конференции предоставляется слово генеральному директору компании "ГАРАНТ – ЦПС" Кодряну-Руссу Виталию Викторовичу.

Генеральный директор компании "ГАРАНТ – ЦПС" Кодряну-Руссу В. В.: Здравствуйте, уважаемые представители прессы и гости. Знаете, в нашей компании уже не первый раз происходят такого рода мероприятия. Мы регулярно стараемся приглашать в судьбоносные моменты меняющегося законодательства наших гостей из региональных органов власти, для того чтобы жители Твери и области, наши пользователи из первых уст, могли получить ответ на важные для них вопросы. Соответственно сегодня мы очень рады видеть у нас руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области Марину Ивановну Подтихову. Так пробежался глазами по вопросам, которые наши пользователи задавали, надеюсь, будет интересная конференция, и пользователи смогут получить ответы на самые волнующие их вопросы. Поскольку законодательство меняется, наше государство сейчас очередной раз меняет правила игры, и руководитель Управления Федерального казначейства по Тверской области подробно расскажет об этом.

Ведущий: Спасибо, Виталий Викторович. И прежде чем начать конференцию и рассмотрение вопросов, слово предоставляется руководителю Управления Федерального казначейства по Тверской области Подтиховой Марине Ивановне.

Подтихова М.И.: Спасибо! Уважаемые коллеги, я обращаюсь к вам именно так, потому что все кому оказались интересны данные вопросы – это однозначно наши коллеги.

Федеральное казначейство за последние годы кроме выполнения своих изначальных функций по кассовому обслуживанию бюджета, составлению отчетности и осуществлению контроля, стало оператором большого количества информационных систем, кроме того владельцем автоматизированной системы Федерального казначейства и системы ключевых показателей эффективности.

Оператором является следующих информационных систем:

  • официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о заказах на поставки товаров и выполнение работ;
  • портал государственных и муниципальных учреждений;
  • система "Электронный бюджет";
  • государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах;
  • государственная автоматизированная система "Управление".

Наша деятельность, наши новации связаны, в первую очередь, с информатизацией, которая сегодня произошла.

Алла Филиппова: Итак, перейду к первому вопросу. Уважаемая, Марина Ивановна, расскажите, пожалуйста, для чего предназначен Официальный сайт РФ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru)?

Подтихова М.И.: Если говорить об этом сайте, то это реализация Федеральным Казначейством своих полномочий в рамках Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который внес изменения в правовое положение государственных и муниципальных учреждений.

Цель – предоставление свободного доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений, обеспечение контроля за их деятельностью – в том числе и общественного.

Размещая данную информацию на сайте, учреждения реализуют открытость и доступность ряда своих документов, таких как учредительные, финансовые, сведения об оказываемых услугах, работах. На сайте можно увидеть контактные данные учреждений, информацию об их имуществе, сравнить учреждения и услуги и многое другое

Ведущий: Следующий вопрос. Где найти ознакомительную документацию по работе на Официальном сайте РФ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях?

Подтихова М.И.: На Официальном сайте есть такой раздел "Документы" – "Руководство пользователя и инструкции". Кроме того, необходимо посмотреть ряд других документов, таких как Требования к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет.

Ведущий: Для чего нужна система мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетной системы?

Подтихова М.И.: Если говорить об этой системе, то в первую очередь, она нужна для получения оперативной информации о ходе исполнения и о финансовом состоянии бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Конечно, это делается с целью повышения контроля и повышения оперативности и эффективности принятия управленческих решений.

В такой системе осуществляется ежедневное формирование и сбор контрольных показателей, необходимых для оценки исполнения бюджетов. То есть источником данных для аналитики помимо учетных систем Федерального казначейства являются и другие открытые данные из внешних источников. Например, данные предоставляемые Росстатом, Министерство Финансов РФ.

Контрольные показатели системы КПЭ сгруппированы по следующим функциональным признакам:

  • кассовая позиция бюджета;
  • исполнение расходной части бюджета;
  • исполнение доходной части бюджета;
  • межбюджетное регулирование;
  • источники финансирования дефицита бюджета;
  • статистические показатели;
  • общие показатели эффективности.

Отмечу, что КПЭ является одним из компонентов системы "Электронный бюджет", к которой мы придем к 2015 году.

Еще одно направление использования показателей системы КПЭ это интеграция с ГИАС "Управление". Это та система, которая собирает в себе информацию о социально-экономическом развитии Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. То есть, из системы КПЭ там появляются данные о бюджетах.

Ведущий: Марина Ивановна, в продолжение вопроса, какую пользу может принести данная система для граждан?

Подтихова М.И.: Да, сегодня наверное в первую очередь надо говорить о системе как системе для органов власти. К ней подключены органы государственной власти субъектов, финансовые органы, контрольные органы. В том числе предусматривается развитие этой системы для широкого круга пользователей.

В октябре 2012 года был открыт доступ к витринам данных информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов по адресу http://datamarts.roskazna.ru/.
В настоящее время на сайте представлена информация за 2011 год. Она представлена очень хорошо визуально: в графиках, картинках.

Я думаю, эта система будет интересна, и рекомендую ее посмотреть.

Ведущий: Какие задачи можно решить на основе системы КПЭ на уровне субъектов и федеральных округов?

Подтихова М.И.: Учитывая, что данная система охватывает все уровни бюджетов, и информация представлена вплоть до бюджета поселений, у тех пользователей, которые ее используют, есть возможность осуществлять оперативный мониторинг ситуации по каждому бюджету, формирование различной оперативной отчетности

В системе существует возможность сравнения местных и региональных бюджетов (в том числе, в сопоставимом виде).

Новацией в развитии системы КПЭ является информатизация процесса анализа эффективности бюджетных расходов при размещении и выполнении государственного (муниципального) заказа. Это позволяет выявлять нарушения, допущенные участниками закупочного процесса.

В системе осуществляется:

  • сбор, обработка данных о заказах, контрактах, заказчиках и поставщиках, и интеграция их с бюджетными данными в оперативном ежедневном режиме за счет интеграции с данными Официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов;
  • сопоставление и сравнительный анализ данных о государственных закупках с данными об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ведущий: Большое спасибо! Перейдем к следующей тематике. Интересна тема, связанная с развитием ГИС ГМП в соответствии с 210-ФЗ. Какова цель создания системы, какие задачи ГИС ГМП существуют?

Подтихова М.И.: ГИС ГМП – государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах, созданная в рамках 210-ФЗ с целью обеспечения и доведения информации до юридических и физических лиц об их обязательствах перед государством по принципу "одного окна". В первую очередь, это необходимо для своевременного и полного сбора платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Через решение этой задачи обеспечивается реализация прав граждан, на получение государственных и муниципальных услуг без предоставления документов, подтверждающих факт их оплаты.

Ведущий: Кто должен являться участником ГИС ГМП?

Подтихова М.И.: Участников системы ГИС ГМП можно условно разделить на четыре группы:

  • поставщики информации о начислении – администраторы доходов, бюджетные и автономные учреждения, оказывающие государственные муниципальные услуги;
  • поставщики информации о платеже – банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, территориальный орган Федерального казначейства, кроме того финансовый орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, а также иные платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • многофункциональные центры;
  • порталы государственных и муниципальных услуг.


Ведущий: Марина Ивановна, как может осуществлять механизм функционирования ГИС ГМП?

Подтихова М.И.: Для более полного понимания процесса взаимодействия участников ГИС ГМП рассмотрим конкретный пример – уплата физическим лицом сбора за государственную или муниципальную услугу. При этом администратор доходов формирует документ о начислении платежа и передает его в данную систему через систему межведомственного электронного взаимодействия. Этот документ помещается в хранилище данных Федерального казначейства.

При этом любое физическое лицо может обратиться в свой "личный кабинет" и с помощью персонального идентификатора получить информацию о предусмотренных ему начислениях.

Кроме того, кредитная организация точно также может обратиться в эту систему и получить информацию для конкретного гражданина о тех выплатах, которые ему необходимо произвести для получения определенной услуги. При этом придет информация уже полностью заполненная, с идентификатором платежа, идентификатором плательщика, что способствует снижению количества ошибок при заполнении данных документов.

Оплатив этот сбор, физическое лицо может обратиться к органу власти или учреждению, оказывающие эту услугу и получить ее без подтверждения факта оплаты.

Администратор доходов или тот, кто оказывает эту услугу также может обратиться в систему ГИС ГМП, где на его начисление, уже сквитованное, придет документ о совершении оплаты. Таким образом должна работать эта система.

Ведущий: Где можно получить квалифицированную помощь по вопросу оформления Заявок на регистрацию и просто справочную информацию?

Подтихова М.И.: Если говорить в целом о системе, то в первую очередь стоит обратиться к сайту Федерального казначейства www.roskazna.ru. Кроме того, Управлению Федерального казначейства по Тверской области как субъекту переданы полномочия Федеральным казначейством по регистрации участников в этой системе, поэтому можно получить консультации специалистов отдела доходов Управления и актуальную информацию на сайте Управления www.tver.roskazna.ru в разделе "ГИС ГМП".

Ведущий: В связи с введением в действие закона 210-ФЗ и ГИС ГМП сохраняется ли необходимость предоставления в арбитражный суд документа об уплате госпошлины при подаче искового заявления?

Подтихова М.И.: С 1 января 2013 года вступили в силу положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и статья 7 этого закона говорит, что органы, предоставляющие государственные услуги или муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг. То есть для получения информации эти организации должны обратиться в ГИС ГМП. Но сегодня вы столкнетесь с другой практикой. К сожалению, еще не в полной мере исполняется законодательство.

Ведущий: В каких удостоверяющих центрах на территории Тверской области можно получить электронную цифровую подпись для доступа в ГИС ГМП?

Подтихова М.И.: В первую очередь хотелось бы сказать, что тем, кто является клиентами Федерального казначейства и имеет электронную подпись, выданную Федеральным казначейством, нет необходимости получать еще дополнительную подпись.

Для других организаций это требование существует, ее необходимо получать в аккредитованных Минкомсвязью центрах. Информация присутствует на сайте Минкомсвязи. Озвучу несколько организаций, с которыми мы работали, реализуя 223-ФЗ. Это ЗАО Ирбис, ОАО "Сеть делового обслуживания", ООО "Тверские КРИПТО-графические системы", Тверской филиал ООО "Компания "Тензор", ЗАО "Гарант-Центрпрограммсистем".

Ведущий: Вправе ли автономное учреждение иметь одновременно два счета: и в казначействе, и в коммерческом банке?

Подтихова М.И.: Да, вправе в отдельных случаях. Если говорить о Федеральном законе от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", то в рамках него предусмотрено, что автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.

Но есть ряд исключений из этого, когда средства могут использоваться только через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства и финансовых органах, осуществляющих открытие единых лицевых счетов.

Это в первую очередь касается бюджетных инвестиций (предусмотрено п. 5 ст. 79 БК РФ). Эти средства учитываются на отдельных лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах.

Во-вторых, это целевые субсидии, которые предусматриваются автономным учреждением в соответствии с абз. 2 п.1. ст. 78.1 БК РФ, то есть это субсидии на иные цели, которые также учитываются только на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах.

В-третьих, это средства обязательного медицинского страхования, использование которых предусматривается только через счета, открываемые органами Федерального казначейства или финансовыми органами.

Ведущий: Обязано ли федеральное бюджетное учреждение, являющиеся получателем бюджетных средств, открыть обособленному подразделению, находящемуся за пределами места расположения головной организации, отдельный лицевой счет в органе Федерального казначейства?

Подтихова М.И.: Если мы будем говорить об обособленном подразделении, осуществляющим бюджетный учет, то да, обязаны. На него распространяется Приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. №" 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами". Следовательно, данное обособленное подразделение, аналогично как и бюджетное учреждение, обязано обратиться в территориальный орган казначейства по месту своего нахождения для открытия лицевых счетов.

Ведущий: В связи с тем, что кассовое обслуживание учреждения осуществляется через органы казначейства, учреждение не может выдать сумму перерасхода денежных средств подотчетному лицу в течение трех дней. Является ли это нарушением? Как поступать в данной ситуации?

Подтихова М.И.: Хотелось бы уточнить, про какой трехдневный срок все-таки идет речь в данном вопросе. Если говорить о законодательстве, трехдневный срок установлен Указом Президента РФ от 18 июля 2005 г. № 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих". Он применим к подотчетным лицам, где указано, что по возвращении из служебной командировки гражданский служащий обязан в течение трех служебных дней:

а) представить в государственный орган авансовый отчет об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах по установленной форме;
б) представить в государственный орган отчет о выполненной работе за период пребывания в служебной командировке.

Если мы говорим о возмещении расходов, то следует обратиться к ТК РФ.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Если говорить о положении по ведению кассовых операций (Положение Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации"), то по нему подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

Добавлю, каким образом можно ускорить эти процедуры. Во-первых, нет запрета перечислять командировочные расходы на банковские карты работников. Во-вторых, Приказ Минфина от 31 декабря 2010 г. № 199н "Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства" предусматривает возможность открытия организациями дебетовых карт, которые используются бюджетными учреждениями. Эта карта аналогична чеку, получаемому в банке.

Ведущий: На основании исполнительного листа, предъявленного в орган казначейства, в котором у учреждения открыт лицевой счет, перечислены средний заработок на период вынужденного прогула бывшему сотруднику и компенсация морального вреда в связи с незаконным увольнением. НДФЛ при этом удержан не был. Подлежали ли обложению НДФЛ и страховыми взносами суммы выплаченных в данном случае среднего заработка на период вынужденного прогула и компенсации морального вреда?

Подтихова М.И.: Федеральное казначейство контролирует только исполнение исполнительного документа в пользу взыскателя. Данный вопрос относится к налоговому законодательству.

Поскольку в соответствии с БК РФ и Положением об Управлении Федерального казначейства по Тверской области выдача разъяснений в части налогового законодательства не относится к компетенции органов Федерального казначейства, то в соответствии со статьями 32 и 111 НК РФ, я бы предложила обратиться с настоящим запросом в налоговый орган.

Ведущий: В решении арбитражного суда указано: "взыскать в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины". Имеет ли право государственно

бюджетное учреждение оплатить эту государственную пошлину наличными через кассу банка?

Подтихова М.И.: Если говорить о Налоговом Кодексе, то напрямую в нем не прописано, каким образом можно оплатить государственную пошлину. Согласно п. 3 статьи 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении или соответствующего территориального органа Федерального казначейства. Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле "Списано со счета плательщика" – дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате – дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" – штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

При оплате государственной пошлины в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Но при этом еще в 2002 году было совместное письмо от Центрального банка РФ № 151-Т и Министерства налогов и сборов России № ФС-18-10/2 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов", где прописано, что организации уплачивают сборы в безналичной форме со своих банковских счетов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Ведущий: Лицевой счет бюджетного учреждения открыт в территориальном органе Федерального казначейства. Каков порядок получения наличных денег через банковскую карту и как это отражается в учете учреждения?

Подтихова М.И.: Дебетовая (банковская) карта организации по сути заменяет денежный чек. Сегодня в соответствии с Приказом Минфина РФ от 31 декабря 2010 г. № 199н "Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства" все средства, которые поступают на эту дебетовую карту точно также снимают учреждения в любое время, без привязки к операционному времени как в банке и в кассу учреждения. Поэтому все проводки остаются прежними. В учете учреждения отражается получение наличных средств в соответствии с утвержденным Планом счетов.

Ведущий: Марина Ивановна, спасибо Вам большое за ответы! На этом наша конференция заканчивается. Будем рады новым встречам и взаимному сотрудничеству. Всем спасибо!

Читать ГАРАНТ.РУ в и