Тарифы и цены: часто задаваемые вопросы

14 декабря 2012 г. в Комитете по тарифам и ценам Курской области состоялось интернет-интервью с председателем Комитета Карнаушко Алексеем Владимировичем.

Организатор и информационный партнер мероприятия – ООО "Плюс Гарантия Курск", официальный представитель компании "Гарант" в Курской области.

Тема интервью: "Тарифы и цены: часто задаваемые вопросы".

Ведущий: Алексей Владимирович, как известно, текущий год принес повышение тарифов на коммунальные услуги, но это не все с чем пришлось столкнуться курянам в этом году. Были введены новые акцизы на алкоголь и табак, ГИБДД повысило штрафы. Сегодня мы хотим задать самые популярные вопросы, которые поступили к нам от нашей интернет-аудитории. Практически всех беспокоит рост цен на автомобильное топливо.
Что предпринимает власть, чтобы сдержать рост цен на бензин?

Карнаушко А. В.:   В первую очередь хочу отметить, что федеральным законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на бензин и субъектам Российской Федерации не предоставлено право вводить ограничения цен на горюче смазочные материалы, реализуемые на потребительском рынке области.

Цены на продукты ГСМ формируются хозяйствующими субъектами самостоятельно под воздействием спроса и предложения.

Однако цены на автомобильное топливо находятся на постоянном контроле у Губернатора и Администрации Курской области.

Структурными подразделениями Администрации Курской области проводится ежедневный мониторинг ценовой ситуации на нефтяном рынке региона.

Кроме того, в области создана рабочая группа, в которую входят представители УВД по Курской области, прокуратуры, управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области и соответствующие структурные подразделения Администрации Курской области, с целью изучения и принятия мер в случае дестабилизации цен на автомобильное топливо на потребительском рынке Курской области.

В случаях резкого роста цен на автомобильное топливо, в целях установления их экономической обоснованности Администрация Курской области направляет обращение в адрес Федеральной антимонопольной службы России по Курской области по вопросу проведения анализа ценообразования на рынке нефтепродуктов Курской области и в случаях выявления злоупотребления доминирующим положением или сговором компаний на региональном рынке применяются меры антимонопольного законодательства.

В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей Курской области Губернатором Курской области было достигнуто соглашение с компанией "ТНК-ВР Менеджмент" о взаимном социально-экономическом сотрудничестве на 2011-2013 годы. Соглашение предусматривает продолжение сотрудничества сторон для устойчивого социально-экономического развития Курской области, в том числе за счет стабильного и бесперебойного обеспечения потребителей качественными нефтепродуктами.

Компания "ТНК-ВР" реализует ГСМ сельхозтоваропроизводителям в период посевной и уборочной компаний (с 1 марта по 30 ноября) со скидкой 10% к мелкооптовым ценам.

Ведущий: Можно ли оплачивать хранение задержанного транспортного средства поминутно?

Карнаушко А.В.: Нет, нельзя. Правилами задержания транспортного средства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759 "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" предусмотрено, что плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

Размер платы за хранение задержанных транспортных средств устанавливается исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации на основании экономически обоснованных расчетов, произведенных в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утверждаемыми Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 апреля 2006 г. № 37-а "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств".

Ведущий: В каких случаях органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать тарифы?

Карнаушко А.В.: В соответствии с п. 4.4 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта РФ, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Вместе с тем, ч. 7 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.

Таким образом, установление тарифов органами местного самоуправления возможно только в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ.

Ведущий: Почему у теплоснабжающих организаций нашего города разные тарифы на тепловую энергию?

Карнаушко А.В.: Согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей реализацию тепловой энергии (мощности), соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности) и доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.

Расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, включаемые в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации, обусловлены объемом реализации тепловой энергии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, уровнем энергоемкости установленного оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на размер затрат, необходимых для поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой теплоснабжающей организации.

Кроме того, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на величину тарифов энергоснабжающих организаций, является уровень цен на топливо. При этом если тарифы на природный газ и его транспортировку подлежат государственному регулированию, то в отношении других видов топлива, таких как мазут и каменный уголь, действующим законодательством государственное регулирование цен не предусмотрено.

Подлежащую обязательному раскрытию в средствах массовой информации и в сети "Интернет" информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих проанализировать структуру затрат каждой теплоснабжающей организации, а также дать оценку эффективности работы организаций в сравнении в другими организациями (аналогичными по составу эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры и техническим параметрам используемого оборудования), потребители могут получить в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденными Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140.

Ведущий: Имеют ли право поставщики газа требовать оплату за газ, если в квартире определенное время никто не был прописан и не проживал? Если да, то на основании какого нормативного документа?

Карнаушко А.В. : Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении регулируется разделом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее – заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Вышеуказанные документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

 Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Ведущий: По какому тарифу члены садоводческого товарищества рассчитываются за потребленную электроэнергию?

Карнаушко А.В.: Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан – некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, внесены в Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), утвержденного Приказом ФСТ России от 31 декабря 2010 г. № 655-э. Согласно приложению к Постановлению комитета по тарифам и ценам Курской области от 17 декабря 2012 г. № 146 оплата использованной ими электроэнергии осуществляется по тарифам для городского населения.

Ведущий: Должны ли участники садоводческого товарищества дополнительно оплачивать потери при передаче электроэнергии в сетях этого садоводческого товарищества или это уже включено в тариф?

Карнаушко А.В.: Садоводческие объединения граждан в составе тарифа оплачивают расходы на производство, сбыт электрической энергии, а также услуги по передаче сетевой организации до границы раздела с сетями садоводческого товарищества. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, садоводческие объединения граждан должны обеспечивать содержание и обслуживание принадлежащих им электрических сетей и трансформаторов, а также оплату потерь электроэнергии в них за счет членов садоводческого объединения.

Ведущий: По какому тарифу должна рассчитываться электроэнергия для освещения гаражей?

Карнаушко А.В.: Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и отдельно стоящие гаражи, принадлежащие гражданам, в части приобретаемого объема электрической энергии в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой деятельности, внесены в Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), утвержденного Приказом ФСТ России от 31 декабря 2010 г. № 655-э, и, в соответствии с Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 17 декабря 2012 г. № 146, оплата использованной ими электроэнергии осуществляется по тарифам для городского населения.

Ведущий: Можно ли платить за электроэнергию авансом?

Карнаушко А.В.: В соответствии с п. 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442, граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.

Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

таким образом, действующее законодательство не запрещает потребителям оплачивать электрическую энергию авансом.

Ведущий: Осуществляется ли контроль над установленными ценами и тарифами?

Карнаушко А.В.: Одним из направлений работы комитета по тарифам и ценам Курской области является организация и осуществление государственного контроля.

Предметом государственного контроля (надзора) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими исполнение данной государственной функции, является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Курской области регулируемые и (или) контролируемые комитетом виды деятельности: правильности применения установленных цен (тарифов); в установленных законом случаях, обоснованности величины указанных цен (тарифов); стандартов раскрытия информации.

Организация и исполнение государственного контроля (надзора) комитетом осуществляется в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в форме плановых (документарных или выездных) или внеплановых (документарных или выездных) проверок.

Плановые контрольные мероприятия проводятся не чаще чем один раз в три года на основании утвержденного руководителем комитета и согласованного с прокуратурой Курской области ежегодного плана проведения плановых проверок, который доводится до сведения заинтересованных лиц, посредством его размещая на официальном сайте комитета в сети "Интернет".

Внеплановые проверки комитетом проводятся на основании обращения граждан, если нарушены права потребителей.

Ведущий: Какие проверки проводятся комитетом и с какими результатами?

Карнаушко А.В.: За 11 месяцев текущего года комитетом проведено 64 проверки, из них 59 плановых и 5 внеплановых. Нарушения установлены в 11 случаях, что составляет 17,2% от общего количества проведенных проверок.

По фактам выявленных нарушений к виновным лицам применена мера административного наказания в виде наложения административного штрафа на общую сумму 95 тыс. рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в сфере электроэнергетики была проведена плановая проверка в ЗАО "Курская подшипниковая компания – вспомогательное производство" по вопросам обоснованности величины тарифов и достоверности информации, представленной в комитет по тарифам и ценам Курской области в качестве расчетных материалов при установлении тарифов.

В ходе контрольных мероприятий нарушения порядка ценообразования не выявлены.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" в рамках реализации полномочий по осуществлению контроля за применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и проведению проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в текущем году проведены три плановые выездные проверки в отношении ОАО "Геомаш" г. Щигры, ОАО "Сыродел" г. Рыльск и ФГБУ "Санаторий "Марьино" Управления Делами Президента Российской Федерации. Нарушения в данных предприятиях не установлены.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии" комитетом были проведены две плановые документарные проверки по теплоснабжающим организациям ЗАО "Рыльский хлебозавод" и МУП "Большесолдатское ЖКХ" и одна внеплановая документарная в ООО "Универсалстройсервис" по вопросу соблюдения стандартов раскрытия информации.

По результатам проверок были выявлены нарушения, составлены три протокола об административных правонарушениях и вынесены 3 постановления о наложении административных штрафов на должностных лиц на общую сумму 15 тыс. рублей.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140 проведены проверки в организациях коммунального комплекса: две плановые выездные в МУП "Иванинское ЖКХ" п. Иванино Курчатовского района, МУП ВКХ администрации Шептуховского сельсовета Кореневского района и две плановые документарные в ООО "ЖКХ с. Сейм" Мантуровского района и МУП ЖКХ МО "Клюквинский сельсовет" Курского района по вопросу правильности применения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, установленных постановлениями комитета по тарифам и ценам Курской области, и соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса в сферах холодного водоснабжения и водоотведения.

По результатам проверок нарушения выявлены в двух случаях. К виновным лицам применена мера административного наказания в виде наложения штрафов на общую сумму 10 тыс. рублей.

Кроме того, на основании обращений граждан были проведены три внеплановые документарные проверки в отношении ООО "Вектор аква" "Рышковского сельсовета" Железногорского района, АНО "Водоснабжение д. Апухтина" Щигровского района, ИП Солгалова Юрия Васильевича.

По результатам проверок выявлены нарушения, составлены три протокола об административных правонарушениях и вынесены два постановления о наложении административных штрафов на должностных лиц на общую сумму 55 тыс. рублей и одно постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с объявлением устного замечания директору.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" проведены проверки в иных сферах государственного регулирования, подведомственных комитету.

Во исполнение Постановлений Губернатора Курской области от 18 февраля 2002 г. № 99 "О регулировании цен на продукты детского питания, реализуемые на территории Курской области", Администрации Курской области от 20 октября 2010 г. № 491-па "О мерах по стабилизации цен на хлеб" (с последующими редакциями) проверены плановые проверки в 34 хозяйствующих субъектах и одна внеплановая проверка. В магазинах ИП Асташина С.А., ООО "Магазин № 23" г. Курск, ИП Лучкина Е.А. г. Льгов были установлены факты завышения предельных торговых надбавок на продукты детского питания от 20,5% до 25,5% вместо 20,0%.

К виновным лицам применена мера административного наказания в виде наложения административного штрафа на сумму 15 тыс. рублей.

Во исполнение Постановления Губернатора Курской области от 17 декабря 2001 г. № 916 "О предельных размерах наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях" проверены проверки в одном хозяйствующем субъекте. Завышений предельных торговых надбавок, установленных вышеуказанным постановлением Губернатора Курской области, не выявлено.

Во исполнение Постановления Администрации Курской области от 27 августа 2010 г. № 377-па "Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемых на территории Курской области" проверено 14 хозяйствующих субъектов. Нарушений не установлено.

Анализ эффективности государственного контроля и статистические наблюдения показали, что плановые проверки, проводимые согласно ежегодному плану проверок субъектов предпринимательства низко результативные.

Это, прежде всего, связано с тем, что контролирующие органы лишены права проводить внезапные проверки. А они необходимы для того, чтобы реально оценить ситуацию на предприятии. Сейчас предприятия знают о проверке практически за год, кроме того, они уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Поэтому, с одной стороны, это хорошо, с другой стороны, данная норма позволяет недобросовестным предприятиям (особенно малого бизнеса) скрывать свои нарушения.

Как показала практика проведения контрольных мероприятий по проверке индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения, при осуществлении контрольных мероприятий совместно с органами прокуратуры выявляются нарушения значительно чаще, так как остается эффект внезапности, поскольку сотрудники этого ведомства проводят проверки без уведомления о начале проведении проверки.

Так, в текущем году принято участие в качестве экспертов в пяти проверках, проводимых органами прокуратуры, в отношении торговых организаций, осуществляющих реализацию продуктов питания, подлежащих государственному регулированию на территории Курской области. В ходе проведенных контрольных мероприятий установлены нарушения в трех случаях, что составляет 60% от количества проверенных.

За 11 месяцев текущего года выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок составило 97,4 % (из 63 предусмотренных планом проверок проведено 59 контрольных мероприятий. Не проведены проверки в четырех хозяйствующих субъектах в связи с прекращением деятельности).

Всего на 2012 год запланировано 67 проверок.

В целях предотвращения возникновения нарушений дисциплины цен, защиты интересов общества и каждого гражданина в отдельности комитетом по тарифам и ценам Курской области продолжается работа по проведению контрольных мероприятий в четком соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона.

Ведущий: Имеет ли право собственник жилья в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ, отказаться оплачивать вывоз и утилизацию мусора, мотивируя это тем, что он не проживает в квартире? Как рассчитывается плата за вывоз твердых бытовых отходов – с 1человека или с 1 кв. м общей площади? Как она взимается с квартиры, в которой никто не зарегистрирован и не проживает?

Карнаушко А.В.: В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Содержание общего имущества многоквартирного дома, согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ст. 158 ЖК РФ).

Таким образом, плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения.

Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Неиспользование собственниками помещений в многоквартирном доме не является основанием невнесения платы за жилое помещение.

Ведущий: Какие расходы несут собственники помещений в многоквартирном доме?

Карнаушко А.В.: Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, согласно ст. 154 ЖК РФ, включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Ведущий: Какой сейчас установленный размер платы за жилое помещение?

Карнаушко А.В.: Согласно ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Органами местного самоуправления размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Ведущий: Алексей Владимирович, в каких случаях тарифы на коммунальные услуги могут быть пересмотрены досрочно?

Карнаушко А.В.: В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, являются:

1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;

2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;

3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;

4) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, органу регулирования субъекта Российской Федерации;

5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;

6) вступившее в законную силу решение суда;

7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;

8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

9) изменение установленных или установление предельных индексов.

Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", под объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг) понимается изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения отдельных условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, устанавливают Правила определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. № 316 "Об утверждении Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций".

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанных Правил к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, помимо изменений, указанных в п. 19 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", относятся стихийные бедствия, катастрофы, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, военные действия, террористические акты, массовые беспорядки или изъятие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях у организации коммунального комплекса основных фондов, если любое из этих событий в отдельности или их совокупность повлекли за собой изменение более чем на 10 процентов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса, по сравнению с финансовыми потребностями этой организации, определенными на момент утверждения соответствующей программы.

События и их последствия, указанные в п. 2 Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций рассматриваются в качестве объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость товаров и услуг данной организации, в случае, если организация коммунального комплекса не могла предотвратить или повлиять на наступление таких последствий.

Ведущий: Каковы сроки действия тарифов и надбавок?

Карнаушко А.В.: В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра.

Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

Ведущий: Может ли потребитель коммунальных услуг требовать у предприятий, оказывающих коммунальные услуги, сведения о расходах на производство услуг, включенных в тариф?

Карнаушко А.В.: Состав и порядок раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии устанавливают стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии".

Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.

Информация раскрывается путем:

а) опубликования в печатных средствах массовой информации;

б) опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации;

в) предоставления информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.

Раскрытию подлежит информация:

а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);

б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);

в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;

г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации;

д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе холодного водоснабжения;

е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;

ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе холодного водоснабжения.

Таким образом, потребитель может ознакомиться с интересующей его информацией о расходах коммунальных предприятий на официальном сайте в сети Интернет организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления).

Читать ГАРАНТ.РУ в и