Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Работа системы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Работа системы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг

12 сентября 2012 года в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с руководителем Управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андреем Анатольевичем Стрельцовым на тему "Работа системы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг".

Организатор: компания "Плюс Гарантия", г. Тамбов.

Ведущая: Рита Багатурия.

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Для нашего очередного открытого общения мы выбрали одну из самых актуальных тем – предоставление государственных услуг в электронном виде гражданам в частности реализации на региональном уровне системы межведомственного электронного взаимодействия. На все интересующие вопросы ответит руководитель Управления информационных технологий, связи и документооборота Администрации Тамбовской области Андрей Анатольевич Стрельцов.

Ведущая: Андрей Анатольевич, изучая работу Вашего Управления нельзя было не отметить относительно новый, актуальный в наше время формат обратной связи и общения с тамбовчанами. Речь идет об открытых обсуждениях важных законопроектов и программ на сайте Управления информационных технологий, связи и документооборота. Расскажите об этом подробнее.

А.А. Стрельцов: Практически с весны мы начали применять такой формат общения с населением. На мой взгляд, это требование времени и реализация концепции "Открытое правительство". В частности, за последние полтора месяца проведено общественное обсуждение двух целевых региональных программ. Одна касается развития информационного общества на 2013-2015 годы, вторая – внедрения технологии ГЛОНАСС на территории области и результатов космической деятельности. У этой программы достаточно широкая тематика, это и, высокоточная навигация, и кадастровый учет. И конечно, повышение качества жизни в регионе, повышение инвестиционной привлекательности, предоставление достоверной информации для потенциальных инвесторов о земельных участках, об объектах недвижимости. Поэтому, возвращаясь к разговору о выбранной форме общения с населением, можно утверждать, что она действительно актуальна и у нее есть плюсы. Порой на сайте высказываются интересные точки зрения, мнения, которые мы, конечно, учитываем.

Ведущая: Что касается необходимых ресурсов для внедрения программы ГЛОННАС, все ли возможности есть у региона?

А.А. Стрельцов: Все источники финансирования, я имею в виду и региональные, и федеральные, и внебюджетные, рассчитаны на три года и составляют порядка 300 миллионов рублей.

Ведущая: Какой процент из этой суммы – региональные средства?

А.А. Стрельцов: Это порядка 20-25%. Остальное – это внебюджетные и федеральные источники. На сегодняшний день программа в завершающей стадии – на стадии согласования. Я надеюсь, что до конца месяца она будет утверждена. Мы вошли в число 32 регионов, которые находятся на транзитных маршрутах "Север-Юг-Восток-Запад" поэтому предполагается очень серьезное федеральное финансирование, до 100 миллионов рублей. По закону, с 1 января 2013 года все транспортные средства, которые перевозят пассажиров, и опасные грузы, должны быть в обязательном порядке оснащены специальным навигационным оборудованием. Данное требование вводится в целях обеспечения безопасности на дорогах. В ситуациях ДТП есть такое понятие, как "золотой час" – это первый час после аварии. Если спасатели и медики оперативно среагировали и успели приехать в течение этого часа на место происшествия, то вероятность спасения жизней значительно увеличивается. Сама технология подразумевает, что модуль в случае аварийной ситуации автоматически будет передавать сигнал о ДТП с координатами.

Ведущая: Кто станет первым получателем сигнала? МЧС?

А.А. Стрельцов: Это будут МЧС и Центр медицины и катастроф. Самое главное здесь, это то, что система будет автоматическая и человеческий фактор малозначителен.

Ведущая: То есть ключевая задача – это все-таки безопасность?

А.А. Стрельцов: Безусловно. Это уменьшение времени реакции с целью оперативного оказания помощи в течение первого часа, что в разы увеличивает шансы для пострадавших.

Ведущая: Если говорить о работе Управления по приоритетам, можно ли уверенно сказать, что на первом месте у Вас сейчас работа по переходу на межведомственное электронное взаимодействие?

А.А. Стрельцов: Конечно, на сегодняшний день, это одна из основных задач. С 1 июля 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В нем определен перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для получения услуги – так называемые "документы личного хранения", и определен порядок, по которому органы власти разных уровней не вправе требовать от заявителя предоставления документов, находящихся в распоряжении иных органов власти и не входящих в указанный выше Перечень. В соответствии с данным Законом органы власти посредством межведомственного взаимодействия должны самостоятельно запрашивать необходимые им документы. Пока процесс межведомственного взаимодействия действует в разных видах, в перспективе же он должен стать исключительно электронным. На данный момент сохраняется и взаимодействие органов власти между собой и другими способами, но без участия заявителя, в том числе с использованием курьеров, электронной почты. Главное при этом, чтобы в отношении заявителя, будь то частное лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, нормы закона были соблюдены. Надо сказать, что психология у людей достаточно инертная, многие привыкли предоставлять полный пакет документов. И таких на сегодняшний день более 70%. Но есть уже прецеденты, когда люди, зная свои права, предоставляют только то, что положено. Сроки предоставления услуг населению определены федеральным законодательством, и составляют порядка пяти дней. Есть отдельные ведомства, где нормативно прописан срок предоставления услуги до одного месяца. И это в силу объективных причин: так, например, из-за очень большого объема работы. К примеру, в Росреестре срок предоставления ответа за запрос о выписке из "Реестра права собственности" неделя. В целом же, надо отметить, что эта система уникальна. Она сложная, аналогов в мире ей нет.

Ведущая: Ведь, как правило, в народе принято считать, что везде в мире все услуги для населения давным-давно уже есть, а Россия все никак к этому не придет…

А.А. Стрельцов: Во всем мире, конечно, есть очень интересные подходы. Буквально в начале августа я был в Южной Корее на международном семинаре, мы изучали их опыт. Эта страна занимает первое место в мире по развитию информационного общества, открытого правительства.

Ведущая: Чем они Вас удивили?

А.А. Стрельцов: Удивили тем, что это государственная задача, и решают очень серьезные киты IT-индустрии. В частности, 90% – это Samsung и LG. В этих компаниях есть специальные подразделения, которые по госзаказу занимаются данным вопросом. Естественно на решение данных задач выделены государственные средства, определен единый подход, который тиражируется на всю страну. Процесс перехода на межведомственное взаимодействие и оказание услуг в электронном виде очень четко прослеживается и контролируется государственными структурами, что обеспечивает очень высокий уровень качества. В Южной Корее из всего объема информационных услуг, свыше 90% оказываются в электронном виде, как для граждан, так и для бизнеса, никуда не обращаясь, просто сидя за компьютером.

Ведущая: А какой объем документов входит у нас в перечень тех, которые заявитель предоставляет лично?

А.А. Стрельцов: Надо сказать, на сегодняшний день он достаточно большой. Это все документы, начиная с паспорта, свидетельства о рождении, диплома о высшем образовании и т.д. Законодатели думают на тему уменьшения объем этого пакета документов.

Ведущая: Был ли изначально определен период адаптации на первых порах этапа реализации закона?

А.А. Стрельцов: Законом было определено начать работу в соответствии с новыми требованиями уже с 1 июля. На федеральном уровне был определен срок до 1 сентября и до 1 октября для регионов перейти уже в полном объеме на такую систему взаимодействия. Конечно, остается еще очень много и организационных вопросов, и технических. В идеале должно быть так – заявитель пришел за услугой и она должна быть предоставлена в течение 15 минут. В майских поручениях Президента ставилась задача: к 2018 году выйти именно на такую цифру – 15 минут. Но в настоящее время в ситуациях, когда запрос отправили, а по регламенту срок предоставления ответа – несколько часов и в отдельных случаях несколько дней, человек же не может стоять в ожидании предоставления информации. То есть здесь встает вопрос глобальной информатизации Стоит отметить, что данный процесс начат и "набирает обороты" – развитие межведомственного взаимодействия создает условия, вернее даже вынуждает органы власти к реализации новых современных подходов к хранению и обработке информации, переводу бумажных архивов в электронные, развитию интерактивных форм общения с гражданами. Много не до конца проработанных технических вопросов, например, отсутствие единых классификаторов с нормативно-справочной информацией в рамках различных ведомств. Начиная с адресных справочников, и заканчивая специализированными. Нет единого словаря терминологии. Он нужен даже не в рамках региона, а в рамках всей страны. Сейчас на уровне Управления, которое создано при Президенте во главе с Игорем Олеговичем Щеголевым, работает экспертный совет, идет активное обсуждение.

Ведущая: Есть ли в этом вопросе сугубо региональные аспекты?

А.А. Стрельцов: Они, конечно, есть. В разных субъектах в разной степени проявляются, но есть. Несмотря на то, что во всех регионах уже давно есть сотовая связь, вопрос обеспечения коммуникацией существует. К примеру, у нас по области 98,5% территории покрыто сотовой связью. Тем не менее, в отдаленных сельских поселениях на сегодняшний день ни один из операторов связи не предоставляет свои услуги. Соответственно, в сельском совете отсутствует сотовая телефонная связь, а значит, нет возможности оперативно обмениваться информацией. Уровень компьютерной грамотности на селе тоже оставляет желать лучшего. Конечно, компьютеров в области уже очень много. По результатам прошлогоднего мониторинга до 10 000 компьютеров продавалось. В расчете на количество семей, проживающих в области, это достаточно много. Но, как и в ситуации с сотовыми телефонами: допустим, в одной семье они есть у каждого, а есть семьи, в которых – ни одного. С одной стороны, компьютер нужен дома, для учебы детям, к примеру, но без связи, без коммуникаций, без Интернета он теряет смысл. Система коммуникаций – основной двигатель информации. В 2011 году в нашем регионе операторы связи инвестировали в развитие своих сетей в общей сложности почти миллиард рублей. И это поле еще во многом остается непаханым.

Ведущая: Если говорить конкретно о районных администрациях, на каком уровне там налажена связь?

А.А. Стрельцов: У каждой районной администрации есть свои сайты. У нас в области, в одной из немногих в стране, со стопроцентным охватом создана сеть, которая объединяет все органы власти, все уровней. Подключены все районы, все сельские поселения, осталось менее 10 сельских советов, где действительно нет технической возможности, и необходимые затраты на реализацию составляют миллионы. Это, конечно, нерентабельно. То большинство, у которых все проведено и налажено, работают через защищенные каналы связи, а не через Интернет.

Ведущая: Улучшилась ли качественно работа МФЦ с введением межведомственного взаимодействия?

А.А. Стрельцов: После выхода Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797, МФЦ стало полноправным участником межведомственного взаимодействия. Мы рассчитываем, что в перспективе за счет этого качество госуслуг, оказываемых МФЦ, конечно улучшится. Это вопрос времени, необходимо, чтобы специалисты МФЦ адаптировались к новому порядку межведомственного взаимодействия и, конечно, граждане знали свои права в части получения государственных и муниципальных услуг.

Ведущая: Каким образом подключаются к сети межведомственного электронного взаимодействия территориальные органы Федеральных органов исполнительной власти?

А.А. Стрельцов: Как и во власти существует вертикаль, так и в системе межведомственного взаимодействия есть понятие вертикали. Допустим, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (Росреестр), это территориальная структура, но федерального органа. Непосредственно прямого взаимодействия на уровне субъекта у нас нет. Предоставление сведений исходит из федеральной структуры.

Ведущая: Очень важный момент всего этого процесса касается персональных данных…

А.А. Стрельцов: Буквально недавно на встрече Президента Владимира Владимировича Путина с Министром связи и массовых коммуникаций Игорем Олеговичем Щеголевым обсуждалась реализация Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и был затронут этот вопрос. Тема очень серьезная. Обращаясь за услугой, заявитель фактически соглашается на обработку его персональных данных. Очень серьезная ответственность возлагается на орган власти, в который он обращается и на всех участников этого процесса. Технически предпринят ряд важных шагов, которые на сегодняшний день надежно защищают систему межведомственного электронного взаимодействия. Она изолирована от сети Интернет, доступ к ней оттуда получить невозможно. Также она защищена сертифицированными средствами криптографической защиты. Подчеркну, специальными, разработанными по нашим российским стандартам. А это уже вопрос, скажем так, национальной безопасности. Что очень важно, четко разграничены права и полномочия на всех уровнях участников межведомственного взаимодействия. Для каждого отдельного сотрудника создавалась матрица доступа – определены какие сведения он может запрашивать и получать в рамках выполнения профессиональных обязанностей и полномочий. Каждая учетная запись в системе, каждый логин и пароль связан с конкретным человеком, с отдельным органом власти. Все это в совокупности, а также система, которая обеспечивает протоколирование фактов получения запросов, фактов получения ответа, технические моменты, связанные с прохождением информации – призвано к тому, чтобы обеспечить защиту персональных данных, обеспечить контроль за работой. Естественно, остается человеческий фактор. Конечно, невозможно гарантировать, что тот или иной сотрудник, получивший персональные данные на определенного человека, не использует их каким-то образом, не разместит где-то и так далее. Но здесь речь уже идет о добросовестности, о моральной чистоплотности и прочее. Тем не менее, как я уже сказал, система обеспечивает персонализацию. Всегда можно будет выяснить, какой сотрудник имел в определенный день доступ именно к этой информации, и иного источника, кроме как через него, не было.

Ведущая: Перечень документов, предназначенный именно для личного хранения – это достаточно большой объем?

А.А. Стрельцов: Он содержит 18 пунктов. Самое слабое звено в этом перечне в конце списка – "и иные документы". Он содержится в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Я хочу всем сказать, что начинать работу всегда нужно с портала госуслуг. Для каждой услуги там есть регламент, точный список документов, график работы органа власти, формы необходимых заявлений. Если вдруг вы пошли с документами в орган власти, а вам отказали в приеме или требуют еще дополнительные документы, вы имеете полное право, сославшись на эту информацию, написать жалобу и будут предприняты административные меры.

Ведущая: Мы затронули вопрос о региональном портале госуслуг. Надо признать, он у нас на достаточно высоком уровне разработан и постоянно актуализируется.

А.А. Стрельцов: Портал работает уже в достаточно большом объеме. Это официальный источник, на который можно всегда ссылаться. Мы задумываем сейчас очень интересное нововведение. У нас на сайтах органов власти размещается информация по услугам, которые они оказывают. Есть информационная система – реестр государственных муниципальных услуг. Органы власти обеспечивают наполнение достоверной информации в него. Это и есть то, что увидит заявитель. Для нас важно, чтобы данные, указанные на сайте органа власти, попадали туда из этой системы. Пока они могут отдельно заполнять эти источники. Мы намерены создать единое хранилище такой информации.

Ведущая: Андрей Анатольевич, предлагаю перейти к ответам на вопросы со стороны интернет-аудитории, которые поступили к нам.

 

Вопрос интернет-аудитории: Расскажите об основных направлениях программы "Информационное общество", главных задачах и конечных ожидаемых целях.

А.А. Стрельцов: Основными целями формируемой программы "Информационное общество (2013-2016 годы)" является повышение качества жизни жителей Тамбовской области за счет использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Программой предусмотрено формирование современной базовой инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей получение современных услуг гражданами, органами исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
В настоящее время существующая инфраструктура не позволяет получать качественные услуги связи (в 404 населенных пунктах работа сотовой связи можно охарактеризовать как "неустойчивая", а в 1073 сельских населенных пунктах отсутствует техническая возможность доступа в Интернете с использованием проводных технологий).
Следующими важными задачами станет перевод предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг: 230 региональных услуг и 911 муниципальных услуг и внедрение системы универсальной электронной карты на территории области как универсальное средство идентификации граждан в информационных системах органов исполнительной власти области.
В 2013-2015 годах мы планируем внедрить систему ГЛОНАСС на территории области, что позволит увеличить объемы налоговых сборов за счет получения точных и своевременных данных о земельных участках, повысит уровень безопасности при чрезвычайных ситуациях, в том числе на дорогах области, за счет внедрения системы мониторинга.
Одной из важных особенностью программы станет консолидация мероприятий, реализуемых на территории области, в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, что позволить повысить управляемость проектов в сфере ИКТ, а также повысить эффективность бюджетных расходов.

Общий объем программы 4 880 546 рублей.

Источники финансирования Объемы финансирования (тыс. рублей)
Всего В том числе по годам
2013 2014 2015 2016
Областной бюджет 788 846 384 641 228 931 91 792 83 482
Местный бюджет 11 450 5085 2235 2480 1650
Федеральный бюджет 236 970 97 070 128 200 11 700 0
Внебюджетные источники 3 854 730 867 825 934 780 987 325 1 064 800

 

Вопрос интернет-аудитории: Теперь по закону чиновники не имеют права запрашивать у граждан, обратившихся за госуслугами, документы и справки, которые они могут получить самостоятельно посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) из других ведомств. Как Вы считаете, большей части населения это известно? На каком уровне, по-вашему, проходит информирования тамбовчан о новых возможностях?

А.А. Стрельцов: Думаю, что неизвестно. Но считаю, что не стоит возлагать всю ответственность за неосведомленность населения о своих правах на чиновников. Разъяснительная работа ведется как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности строго выполняется утвержденный администрацией области "План информационного сопровождения мероприятий по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг, снижению административных барьеров в 2012 году", включающий в себя и ролики на телевидении, и публикации в СМИ, и размещение разъяснительной информации на информационных стендах органов власти. Возьмем даже платежные поручения ЖКХ – в их информационной части регулярно публикуются сведения о порядке оказания услуг.
К тому же, по-моему мнению, на сегодняшний день благодаря Интернету каждый имеет доступ к практически любой информации: сведения о порядке оказания услуг, предоставляемые документы, адреса органов власти находятся в открытом доступе. Для удобства населения созданы специализированные порталы госуслуг в каждом регионе и единый федеральный портал, где аккумулируется вся эта информация.

Вопрос интернет-аудитории: Эксперты подсчитали число запросов министерств и ведомств субъектов РФ к федеральным электронным сервисам, реализованным в рамках СМЭВ. Тамбовская область по общему числу обращений в период с 1 июля по 12 августа 2012 года заняла 11-е место среди 83 регионов страны. С учетом имеющихся проблем, как Вы думаете, сколько времени потребуется нашему региону, чтобы войти в пятерку "лучших"?

А.А. Стрельцов: К сожалению, делать такие прогнозы сложно. Сфера ИТ достаточно ресурсоемкая. Требуются большие финансовые затраты на инфраструктуру, на прикладное программное обеспечение. Как известно Тамбовская область является дотационной и не имеет возможности тратить большие средства на развитие ИТ. Можно сказать, что при текущем уровне финансирования 11-е место это очень хороший показатель. Так что обещать попадание в пятерку "лучших" не могу, но обещаю, что мы будем очень стараться.

Вопрос интернет-аудитории: Является ли обязательным требованием для Управлений региональных органов исполнительной власти размещать на своих сайтах информацию для потребителей, заинтересованных лиц о возможностях использования электронного ресурса для получения тех или иных услуг?

А.А. Стрельцов: Не совсем. Органы власти согласно Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" обязаны размещать на своих сайтах административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг, установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами. А для предоставления услуг в электронном виде существуют специализированные сайты – региональные порталы госуслуг, единый федеральный портал госуслуг.

Вопрос интернет-аудитории: Должен ли заявитель давать письменное (либо в электронной форме) согласие на обработку его персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"?

А.А. Стрельцов: Не понятен вопрос – в данном законе внесены изменения в ряд иных законодательных актов, в основном он касается досудебного (внесудебного) обжалования при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Если же Вас интересует необходимость давать письменное согласие на обработку персональных данных при получении государственных и муниципальных услуг, то оно не требуется. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", обращаясь за услугой в орган власти заявитель "автоматически" дает согласие на обработку своих персональных данных, но только в рамках предоставления ему услуги.

Вопрос интернет-аудитории: Какие документы входят в перечень документов личного хранения?

А.А. Стрельцов: В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" к документам предоставляемым заявителем лично относятся:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
2) документы воинского учета;
3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;
6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;
7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;
9) документы о соответствующем образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;
11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
13) учредительные документы юридического лица;
14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий;
18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;
19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Ведущая: Андрей Анатольевич, в завершение нашей встречи позвольте от имени компании "Плюс Гарантия" выразить благодарность Вам за содержательную беседу, за подробные ответы на вопросы. В знак уважения и на память об участии в интернет-интервью в рамках программы Сотрудничества с органами государственной власти Тамбовской области, которую мы успешно реализуем, вручаем Вам Благодарственное письмо. Спасибо Вам и успехов в работе!

Читать ГАРАНТ.РУ в и