Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Экономические проблемы России, пути их решения. Федеральная контрактная система. Децентрализация власти

Экономические проблемы России, пути их решения. Федеральная контрактная система. Децентрализация власти

17 февраля 2012 года в конференц-зале ООО "Гарант-Инфо" состоялось интернет-интервью с членом Совета Федерации Васильевым Валерием Николаевичем на тему: "Экономические проблемы России, пути их решения. Федеральная контрактная система. Децентрализация власти".

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости. Разрешите представить участника нашей интернет-конференции члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Васильева Валерия Николаевича. Мы начинаем нашу интернет-конференцию, тема которой "Экономические проблемы России, пути их решения. Федеральная контрактная система. Децентрализация власти".

В чем заключаются функции Совета Федерации РФ и Ваши как сенатора?

Васильев В.Н.: Вы знаете,что у нас двухпалатная система парламента: нижняя палата - это Государственная Дума, а верхняя палата парламента - это Совет Федерации. Все законодательные инициативы на первом этапе проходят проработку в Государственной Думе, потом поступают в Совет Федерации. Мы их рассматриваем и после одобрения эти документы поступают на подпись к нашему президенту. В то же время сенаторы и сами обладают законодательной инициативой и разрабатывают проекты законов.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации, это довольно широкий спектр, но основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий.

Ведущая: Совсем недавно в Совете Федерации обсуждали возможность создания в России Федеральной контрактной системы. Почему возникла необходимость этой реформы?

Васильев В.Н.: Дело в том, что 94-ФЗ, который широко обсуждался, наверное, действительно себя изжил. Хотя справедливости ради надо сказать, что на определенном этапе он сыграл огромную положительную роль. Но ничто не стоит на месте, время идет и сегодня все уже понимают, что в большинстве своем 94-ФЗ себя исчерпал.

На сегодняшний день на повестке стоит новый закон - федеральная контрактная система, которая тоже вызывает очень много дискуссий. Около двух недель назад у нас были проведены парламентские слушания, которые вела Валентина Ивановна Матвиенко. Было очень много присутствующих, все заинтересованные стороны - Минэконом развития, налоговая служба. Очень интересно выступал руководитель антимонопольной службы Артемьев. Надо сказать, что у него абсолютно отдельный взгляд на эту проблематику и наверное в какой-то степени он прав. Его точка зрения заключается в том, что нет смысла сегодня уходить от 94-ФЗ, поскольку в течение нескольких лет он претерпел значительные изменения и, в принципе, не нужно, как он считает, уходить к ФКС, поскольку эта некая революция, все-таки нужно идти более эволюционным путем. Если чем-то сегодня 94-ФЗ не удовлетворяет, можно внести законодательные инициативы. Но тем не менее решение было принято и президентом и руководителем Правительства, была поставлена задача - к 1 июля проект закона по Федеральной контрактной системе должен отработать.

Надо честно сказать, что он сегодня вызывает массу вопросов, на парламентских слушаниях была создана рабочая группа, куда входят депутаты государственной думы, сенаторы, представители всех заинтересованных ведомств. Эта группа в течение полутора месяцев должна все шероховатости, все замечания, которые были высказаны отработать и представить этот законопроект уже в завершенном виде в Государственную Думу.

Ведущая: Каким должен быть новый законопроект?

Васильев В.Н.: Во-первых, новый законопроект должен учесть все замечания и все нарекания, которые вызывал 94-ФЗ. Это понятно, иначе возникает вопрос, а что собственно говоря мы меняем, зачем мы это все делаем? В новом законе есть три, можно сказать, кита, на которых он основывается. Это планирование, само размещение заказа и, что самое главное, аудит.

Когда выступала Набиулина на парламентских слушаниях, она совершенно конкретно ставила задачу, которую они отрабатывали в рамках федеральной контрактной системы, чтобы федеральная контрактная система рассматривала дальние горизонты планирования, чтобы бизнес четко понимал, какая экономическая политика в государстве и куда в этом смысле нужно идти. Среднесрочное планирование - на три года, чтобы опять же бизнесу четко было понятно, какие будут сделаны закупки, какие материалы и ресурсы нужно будет для тех или иных видов закупок на это потратить и минимальные годичные закупки, которые есть.

Какие еще новеллы ФКС? Очень много мы слышали нареканий, особенно от муниципальных образований, что те 100 тысяч, планка, выше которой нельзя уходить, она, скажем так, недостаточна. В новом законопроекте эту планку решено поднять до 200 тысяч. 94-ФЗ не накладывался на все системы закупок. Понятно, если мы закупаем допустим для Министерства обороны какие-то единицы техники или что-то еще, хотя и здесь есть вопросы, но очень много закупок в сфере науки, в сфере образования и т.д. В рамках 94-ФЗ очень сложно было работать, теперь в рамках ФКС, что касается закупок для научно-производственных объединений или культуры, в первую очередь обсуждается список компаний, которые в целом смогут это исполнить, а потом уже вторым этапом подходят к цене и всем остальным проблемам. Это тоже очень важно.

Ведущая: Какие изменения в системе госзакупок Вы назвали бы самыми перспективными?

Васильев В.Н.: Я как раз считаю, что для муниципалитетов это будет важная составляющая, потому что мой опыт поездок в районы показывает, что очень часто как раз этот вопрос и задают, говорят о том, что невозможно работать, закупая карандаши, бумаги, скрепки, приходится выходить на конкурсы. Поверьте, это действительно очень неудобно.

Второе, что я хотел бы отметить и что считаю очень положительным, это то, что система госзакупок будет намного гибче. Сегодня зачастую люди, осуществляющие закупки, загнаны в некие рамки. Даже если чиновник видит, что по каким-то основаниям конкурс выиграла недобросовестная компания, это будет целая история, чтобы расторгнуть этот контракт - обращение в суды, несколько месяцев, а может быть и года. Мы знаем очень много вопросов, которые нужно решать очень быстро - закупки в детские сады, школы, строительство тех же детских садов, школ. Знаем, что это очень важно и нужно решать не в течение года, а в течение месяца. Представляете, если в детские сады начали поставлять некачественные продукты и приходится решать все эти проблемы через суд, это очень длинная история. Все эти вещи в Федеральной контрактной системе будут предусмотрены.

Естественно, и депутатам, и сенаторам очень хочется, чтобы этот закон был максимально антикоррупционным, но еще раз повторю, что споров очень много вокруг этого. Будем надеяться, что рабочая группа, которая сейчас действует, сделает максимум для того, чтобы этот закон был в том виде, которого мы все от него ждем, что он будет максимально антикоррупционным, что он будет удобен. и будут учтены все те нюансы, все те шероховатости, которые были в 94-ФЗ.

Ведущая: Почему в законопроекте не прописан механизм наказания недобросовестных заказчиков?

Васильев В.Н.: Да действительно, на парламентских слушаниях тоже звучал этот вопрос, но я думаю, что сейчас рабочая группа все эти нюансы доработает. Я абсолютно с вами согласен, этот механизм должен быть, потому что зачастую недобросовестные заказчики не несут никакой ответственности, это неправильно, ведь в большинстве своем они для тех отраслей, которые осуществляют закупки несут огромный и непоправимый вред и, конечно, за это нужно нести наказание.

Ведущая: Кто по новому закону будет заниматься госзакупками? Снова чиновники?

Васильев В.Н.: Безусловно, это будут чиновники. Будут созданы федеральные контрактные службы. Наверное, нужно будет проходить процесс обучения. Я так понимаю, что это будет абсолютно новый механизм, действительно новая служба, которая будет заниматься закупками. На самом деле, это очень большая составляющая нашей экономики. Достаточно сказать, что в год государство тратит на закупки порядка 7 триллионов рублей. Это довольно-таки большая сумма, которой нужно управлять эффективно, чтобы эти деньги формировали рынок и чтобы закупки носили инновационный характер. В общем, здесь есть над чем работать, огромное поле деятельности.

Ведущая: Когда заработает новый закон?

Васильев В.Н.: Как я уже отмечал, задача стоит сделать это до 1 июля. Я очень надеюсь на то, что несмотря на все сложности, нам удастся в поставленные высшим руководством страны сроки этот закон доработать и принять уже в окончательном варианте.

Ведущая: Как вы относитесь к Предложению Президента РФ о децентрализации власти и распределению полномочий между субъектами Федерации?

Васильев В.Н.: Лично я отношусь к этому положительно. Дело в том, что эта проблематика довольно остро сегодня обсуждается. Полномочий у регионов много, но к сожалению не всегда хватает финансовых средств их исполнять и в этом смысле я абсолютно поддерживаю нашего президента, что вместе с полномочиями субъектам нужно выделять и финансовые средства. Кстати, есть ряд предложений, в частности которые были высказаны Александром Хлопониным, чтобы часть НДС оставлять на территории, часть налога на прибыль. Я думаю, что эти меры наверное были бы эффективны. В то же самое время, наверное, было бы неправильно отдавать в субъекты надзорные функции, они все-таки должны оставаться на федеральном уровне.

Ведущая: Будет ли Совет Федерации решать проблемы оборонно-промышленного комплекса?

Васильев В.Н.: Совет Федерации касается всех проблем, которые так или иначе возникают в Российской Федерации. Проблемы оборонно-промышленного комплекса на сегодня очень актуальны. Буквально вчера в Совете Федерации были парламентские слушания по этому поводу, по модернизации военно-промышленного комплекса, выступал Дмитрий Олегович Рогозин, выступал первый заместитель министра обороны Сухоруков Александр Петрович, очень много было выступающих от промышленности.

Проблем, к сожалению, накопилось очень много. Промышленность недовольна существующим положением дел. Можно свести вопросы к следующему, что недостаточно финансирование, что ценообразование оставляет желать лучшего, потому что в промышленности не остается денег ни на новации, ни на научные разработки. В то же само время Министерство обороны говорит, что денег выделяется достаточно много, что рентабельность многих предприятий зачастую завышена и что нужно вводить режим экономии. Вот две, так скажем, противоборствующие стороны вчера столкнулись. Я поддержу в этом смысле Дмитрия Олеговича, что сегодня мы находимся уже у такой черты, что, наверное, нам спорить уже достаточно, надо действительно объединяться, потому что по большому счету оборонно-промышленный комплекс сегодня находится не в лучшем состоянии. Понятно, что последние несколько лет на него обращают пристальное внимание, на гособоронзаказ выделяются очень серьезные суммы. Но с точки зрения науки безусловно многое оставляет желать лучшего.

Да, действительно, в рамках стратегических вооружений я думаю, что у нас все выглядит хорошо. Можно даже сказать, что по некоторым видам мы на 10-15 лет опережаем "партнеров" как на западе, так и на востоке. Но у нас есть ряд обычных вооружений, в которых мы очень серьезно отстаем и это отставание нам нужно наверстывать и то внимание, которое сегодня уделяется проблемам ВПК говорит о том, что нам все-таки удастся решить эти проблемы. Еще раз хочу сказать, что клубок проблем там очень большой и сегодня действует рабочая группа, которая готовит свои предложения по изменению программы ВПК до 2020 года, причем в самое ближайшее время этот документ уже будет готов и внесен в Правительство.

Ведущая: Как вы оцениваете предложение об ограничении сроков губернаторских полномочий?

Васильев В.Н.: На самом деле это очень дискуссионный вопрос. На сей счет есть масса мнений и они абсолютно разные. Что касается моей точки зрения, то я считаю, что два срока по пять - это оптимально. Кстати, надо вспомнить, что в Генеральной прокуратуре существует такой же срок, 10 лет прокурор может находиться на одной должности, после чего попадает в листок ротации и обязательно передвигается на другую должность по вертикали или по горизонтали. Наверное, 10 лет - это оптимальный срок, это то время, за которое губернатору может осуществить то, что он задумал в отношении экономической политики и так далее. Думаю, что эта модель должна быть федеральной и для всех субъектов она должны быть одинакова. Звучат мнения, что у нас Россия огромная, разная и в каждом субъекте это должно быть по-разному, я так не считаю. У нас должна быть одна модель.

Ведущая: Как вы оцениваете возможность рассмотрения общественных инициатив, обсуждаемых в интернете?

Васильев В.Н.: Положительно, я считаю, что это очень хороший пример, когда в интернете обсуждаются те или иные законодательные инициативы в смысле ЖКХ, образования и т.д. Это как раз помогает в первую очередь законодателям максимально сделать законопроект жизнеспособным. Хотя я вижу, что очень много вопросов, обсуждений, предложений, которые есть в интернете зачастую нежизнеспособны, не будем никого обижать, но иногда они даже не имеют ничего общего с обсуждаемой темой, но в то же время есть очень много полезных и нужных инициатив, на которые мы обращаем внимание, поэтому эту дискуссию я бы все-таки счел полезной.

Ведущая: Как вы относитесь к переносу части зимних каникул на весну?

Васильев В.Н.: Это тоже очень дискуссионный вопрос. Смотря по какой модели, потому что у нас ряд политиков уже высказались на эту тему. Насколько мне известно, первой ее озвучил Владимир Вольфович, сказав, что 31 мы встречаем Новый год, 1 января отдыхаем, а второго - на работу. Я думаю, что это не очень подходящий вариант. Хотя в то же время мы с коллегами в Совете Федерации обсуждали и решили, что, наверное, 10 или 11 дней, как сейчас получается, это все-таки многовато, надо эти каникулы сократить. Наверное, актуально перенести их часть на май, потому что в этом месяце все наше население стремится на дачи, вскопать грядки, позаниматься огородом. Я все-таки положительно отношусь к следующему варианту каникул: 5-6 дней после Нового года, остальное - на майские праздники. Думаю, что это было бы неплохо.

Ведущая: Как вы считаете, выборы Президента будут честными?

Васильев В.Н.: Абсолютно убежден, что выборы президента будут честными. Мне непонятны сомнения в этом и в том, что будут подтасовки. Сегодня ставятся вэб-камеры, делается все для контроля. Мне кажется, что на эту тему больше разговоров, нежели за этим что-то действительно стоит. Что касается моего мнения, то я абсолютно убежден, что выборы будут честными. Более того, я убежден, что мы выберем президента в первом туре.

Ведущая: Как вы относитесь к митингам на Болотной и Сахарова в Москве?

Васильев В.Н.: Я к этим митингам отношусь по-разному. Объясню, что я имею ввиду. Дело в том, что когда люди выходят со своей точкой зрения, когда пытаются донести до власти свое видение путем митинга, это неплохо. Во всей этой истории меня волнует, что есть определенная группа людей, которая все эти митинги пытается повернуть в определенную сторону, пытается на них нажить политический капитал. Посмотрите сегодня, кто рулит этими митингами, какие люди выходят на сцену - Немцов, Каспаров, Рыжков, Навальный. Есть вопрос: а кто этим людям мешал избраться в Государственную Думу? Сколько раз это делал господин Немцов. Последняя его попытка - избраться мэром Сочи. Чем она закончилась, всем известно. Ну не поддерживают его люди, не может он избраться. Видимо, все, что остается - выходить, пытаться людей завести на какие-то вещи и прочее. У Навального также по какой-то причине что-то не сложилось, уволился, какое-то время провел в США и сегодня вернулся с рецептом, как побороть коррупцию в Российской Федерации, то есть в Перми, в отдельно взятом регионе не получилось, но теперь он знает рецепт, как это сделать. Эти вещи очень серьезно пугают, эти псевдо-демократы, которые призывают к определенным вещам. Причем вы же сами видите, кто это, абсолютные националисты, лимоновцы и прочие. И их это не пугает, это людей, как они себя называют, демократической направленности, абсолютно не пугает. А где же демократия? Идите на выборы избирайтесь, решайте в Думе демократическим путем, вносите свои инициативы, отстаивайте. Вот это больше всего пугает, а не то, что люди выходят на митинги и пытаются до власти донести свое видения, свои чаяния. Это хорошо, и нужно отметить, что власть реагирует и многое, кстати, было отражено в послании президента РФ, поэтому в этом смысле я отношусь положительно. А то, что ряд людей пытается из этого нажить дешевые политические дивиденды, это меня не радует.

Ведущая: По каким вопросам и куда можно к вам обратиться?

Васильев В.Н.: Вся информация находится на сайте Совета Федерации. Там есть адрес моей электронной почты, все телефоны. Обратиться не сложно, нужно просто выйти на сайт Совета Федерации, найти "Васильев Валерий Николаевич", там все есть. Ко мне можно обращаться по любым вопросам, касающимся законотворчества.

Ведущая: Валерий Николаевич, спасибо огромное за исчерпывающие ответы. Желаем вам профессиональных успехов и дальнейших побед!

Читать ГАРАНТ.РУ в и