Компания и партнеры Cотрудничество С органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) образовательных учреждений. Особенности реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года №83-ФЗ в Калужской области

Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) образовательных учреждений. Особенности реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года №83-ФЗ в Калужской области

18 августа 2010 года в 11-00 состоялось интернет-интервью с министром образования и науки Калужской области Аникеевым Александром Сергеевичем.

 

Тема: "Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) образовательных учреждений. Особенности реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года №83-ФЗ в Калужской области".

 

Организаторы:

  • Министерство образования и науки Калужской области,
  • ООО "Компания ТЕКТОН", ИА "ГАРАНТ".

Ведущая – Марина Майор (ООО "Компания ТЕКТОН").

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория!
Федеральный закон от 8 мая 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010-2012 годах".
Суть вносимых изменений сводиться к переходу от сметного финансирования существующих бюджетных учреждений, не способствующего повышению качества и объема предоставляемых услуг, к финансированию установленного государственного (муниципального) задания посредством предоставления субсидий.
Принятие Закона вызвало бурные обсуждения. Станет ли платным школьное образование? Как изменится статус бюджетных организаций? Будет ли разрешено школам вести коммерческую деятельность? На эти и другие вопросы отвечает министр образования и науки Калужской области Александр Сергеевич Аникеев.
Александр Сергеевич, на решение каких проблем в сфере образования и науки ориентирован закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"?

Аникеев А.С: Суть Закона № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года применительно к системе образования состоит в предоставлении большей финансовой самостоятельности образовательным учреждениям, возможности более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами.
Закон направлен на повышение качества образования, он даёт достаточно большую автономию учреждениям в части распоряжения финансовыми средствам.
Положения Закона фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007-2009 годах в 31 субъекте Российской Федерации. Среди регионов-участников комплексных проектов модернизации образования в 2008-2009 годах была Калужская область. В области уже в 2007 году начала работать по новым финансово-управленческим принципам.
С 2007 года финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в Калужской области осуществляется посредством субвенции местным бюджетам. Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося. Величина нормативов установлена Законом Калужской области от 27.12.2006 № 272-ОЗ (в ред. от 09.03.2010).
Применение нормативов бюджетного финансирования создало возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. Общеобразовательные учреждения при распределении бюджетных средств ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.
Нормативы подушевого финансирования корректируются ежегодно и определяются с учетом типов и видов основных общеобразовательных программ, ступеней обучения. Принимается во внимание место расположения общеобразовательных учреждений – городское и сельское поселение.
С 1 сентября 2008 года во всех школах Калужской области была введена новая система оплаты труда педагогов. С введением новой системы оплаты труда школам была дана большая самостоятельность в распоряжении финансовыми средствами, предусмотренными на заработную плату работников.
Фонд оплаты труда учреждения стал формироваться в зависимости от норматива финансирования, количества учеников и поправочного коэффициента, устанавливаемого органами местного самоуправления самостоятельно в зависимости от объема оказываемых образовательных услуг.
В целом можно отметить, что новая система оплаты труда педагогических работников решает важные задачи, как по обеспечению качественного образовательного процесса, так и по повышению уровня справедливости в оплате труда учителей, привлечению общественности к управлению образованием, созданию объективной и прозрачной для всех субъектов школьной жизни систематической диагностики результатов деятельности педагогов и школы в целом. 

Ведущая: Как с принятием нового закона, изменится характер финансирования бюджетных образовательных и научных учреждений области?

Аникеев А.С: Государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объёме в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.
Принятие закона позволяет образовательным учреждениям более эффективно организовать расходование средств. Теперь они смогут открыть счёт в банке и получать все необходимые платежи именно на него.
Для образовательных учреждений государственное (муниципальное) задание формируется с учётом количества учеников, которые в нём учатся, и образовательной программы общеобразовательного учреждения. Закон предусматривает персональную ответственность руководителей за качество работы, за порядок и эффективность использования финансовых средств.

Ведущая: Создан ли в Калужской области реестр образовательных и научных учреждений, форма которых будет изменена?

Аникеев А.С: Закон вступает в силу 1 января 2011 года, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период. Так что в запасе есть примерно полтора года, для того чтобы подготовиться и адаптироваться к новым условиям.
Решающее слово в том, какой статус обрести, остается за учредителями, такова норма Закона. В Статье 9.1. в пункте 2 указано, что "типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные".
В настоящее время в Калужской области ведется подготовка к введению Закона, создана комиссия по совершенствованию правового положения государственных учреждений Калужской области.
Вопросы, связанные с реализацией Закона на территории Калужской области, будут детально проанализированы, и только тогда будет формироваться список учреждений, типология которых обоснована Законом.

Ведущая: В настоящее время среди родителей и учеников распространяется мнение о том, что с принятием нового закона образование станет платным. Соответствует ли эта информация действительности?

Аникеев А.С: Гарантии бесплатного общего образования, начального профессионального, а на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования закреплены в Конституции России.
Количество предметов и часов, которые школами предоставляются бесплатно, закреплены в стандарте образования. И если вдруг какая-то школа перестаёт оказывать услуги по утверждённому госстандарту, у неё просто приостанавливается лицензия.
В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счёт бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.
Государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объёме.
Для образовательных учреждений государственное (муниципальное) задание формируется с учётом количества учеников, которые в нём учатся, и образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Ведущая: Александр Сергеевич, не кажется ли Вам, что новый закон направлен, в первую очередь, на защиту интересов чиновников (объединять бюджетные учреждения станет легче, т.е. "непопулярные" сельские школы, в которых мало учеников, присоединятся к успешным)? Конечно, головной боли у руководства станет меньше, но куда идти "неустроенным" учителям? Кто будет отвечать за их трудоустройство?

Аникеев А.С: Для сравнения хотелось бы предложить формулу, которая вполне уместна, чтобы полностью развеять миф о том, что малокомплектные школы будут в связи с принятием Закона закрыты.
Закон передает решение всех вопросов о региональной и муниципальной бюджетной сети субъектам РФ и муниципальным образованиям (п. 2 ст. 31 Закона 83-ФЗ).
Соответственно, малокомплектные школы без внебюджетных доходов возможно перевести по упрощенной процедуре в казенные учреждения, и для них ничего не изменится - они будут продолжать жить по смете, как живут сейчас.
Законодательством Калужской области с февраля 2007 года закреплен статус сельских малокомплектных школ, что позволяет финансировать их из фактической потребности.
В Федеральном законе прямо указано, что в связи с его принятием не требуется переназначение руководителей и работников казенных учреждений, созданных в соответствии с законом, и существующих бюджетных учреждений (п. 7 ст. 20 Закона № 83-ФЗ), соответственно, разговор о том, что принятие Закона повлечет за собой массовые увольнения, не имеет места быть.

Ведущая: Сможет ли Ваше министерство обеспечить индивидуальный государственный подход к тем бюджетным организациям, которые будут не способны решать вопросы о "самообеспечении"? Далеко не все директора школ способны проявить себя на поприще бизнеса.

Аникеев А.С: Субсидии под госзадание в отличие от нынешнего финансирования по смете дают руководителям учреждений больше свободы, но и требуют от руководителя определенных навыков.
Роль директора с введением в Калужской области Законов о нормативе подушевого финансирования на обеспечение гарантий общедоступного общего образования и новой системы оплаты труда стала другой. Теперь для оптимального руководства всей деятельностью школы, руководитель должен не только обеспечить организацию учебного процесса, но и владеть навыками менеджера, разбираться в законах и финансовых вопросах. Прежняя система не позволяла и не стимулировала руководителя более гибко распоряжаться трудовыми и финансовыми ресурсами, которые есть у него в учреждении. Сейчас учреждением определяется фонд оплаты труда в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, поправочным коэффициентом и количеством обучающихся, который не может быть уменьшен без наличия объективных причин. Соответственно, директор в пределах этого фонда должен таким оптимальным образом составить штатное расписание, чтобы получить максимальный эффект от труда своих работников. Заработная плата директора и его заместителей теперь напрямую зависит от заработной платы учителей школы, и руководство учреждения материально заинтересовано в увеличении доходов основных работников школ. Также результаты деятельности директоров оцениваются и поощряются учредителем – органами управления образованием муниципальных районов, которые в соответствии с установленными параметрами распределяют специальный централизованный фонд стимулирования руководителей учреждений.
В 2010 году 50 директоров школ получили документ о профессиональной переподготовке по специальности "Менеджмент в образовании". Данная работа будет продолжена.
До июля 2012 года предусмотрен переходный период для окончательного принятия решения по всем учреждениям. Индивидуальный подход будет обеспечен, ведь все проблемы планируется решить именно в эти сроки.
Решение же о присвоении статуса учреждения принимает учредитель в соответствии с Законом.

Ведущая: Александр Сергеевич, по Вашему мнению, нуждается ли недавно принятый закон в доработке?

Аникеев А.С: Думаю, что нет, но сейчас очень важно быстро и чётко принять нормативные акты введения 83-ФЗ на всех уровнях. В рамках декады образования в Калужской области мы планируем обсуждение этого Закона.

Ведущая: Могут ли закрыть районную школу, если сельский сход не поддержит это решение?

Аникеев А.С: В соответствии с Законом Российской Федерации от 3 октября 2003 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) общеобразовательное учреждение может быть закрыто только по решению схода жителей, обслуживаемых этим учреждением населенных пунктов.

Ведущая: Согласно статье шесть 83-ФЗ от 8 мая 2010 года, "бюджетные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано". Означает ли это, что школы могут сдавать свои площади в аренду?

Аникеев А.С: Бюджетное учреждение владеет (пользуется) имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и если иное не установлено законом распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ст. 120, 296 ГК РФ).
Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в рамках госзадания, если это прямо установлено в федеральном законе, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях").
Чтобы давать бюджетным учреждениям больше возможностей зарабатывать деньги, закон снимает и многие ограничения по сдаче их имущества в аренду. Согласно статье шесть 83-ФЗ от 8 мая 2010 года, "бюджетные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано". Государство не вкачивает средства в содержание больших полупустых помещений, а дает задание на предоставление определенной услуги определенному количеству потребителей. Однако этот вид деятельности не должен нарушать права детей.

Ведущая: Александр Сергеевич, не приведёт ли принятие нового закона к тому, что образовательные учреждения будут увеличивать объём платных услуг и сокращать услуги бесплатные?

Аникеев А.С: Государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. Весь этот объем будет бесплатным и полностью покрываться государственным заданием.
Если родители захотят, чтобы их ребенок сверх госзадания и базисного учебного плана, к примеру, в 7-м классе получал не 2 урока физики в неделю (в соответствии с Госстандартом и базисным учебным планом), а 3 или 4, такую возможность школа может предоставить им платно, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению госзадания.
Порядок определения платы за такие дополнительные услуги должен устанавливать учредитель (региональный или муниципальный орган управления образованием).
Госзадание для бюджетного учреждения должно содержать, в том числе:

  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен и тарифов (ст. 69.2 БК РФ)
  • бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в рамках госзадания, если это прямо установлено в федеральном законе, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях").

В случае выявления формальных нарушений норм Закона надо обращаться в прокуратуру, а в случаях, когда качество бесплатного образования, по мнению родителей, страдает от "платных" уроков, - в министерство образования и науки Калужской области.

Ведущая: С принятием нового закона формат сметного финансирования образовательных учреждений перестанет существовать. На его смену приходит вариант выполнения госзадания. По каким критериям будет формироваться объём работ и услуг в рамках госзадания для конкретной школы, вуза и т.д.?

Аникеев А.С: У образовательных учреждений в следующем году появится выбор: перейти в статус автономных, так называемых бюджетных учреждений нового типа либо казенных.
Для финансирования первых двух из бюджетов предусмотрены субсидии, которые выделяются под конкретные госзадания. Кроме того, у них есть право оказывать платные услуги.
Субсидии под госзадание в отличие от нынешнего финансирования по смете дают руководителям учреждений больше свободы.
Появляется возможность самим решать, сколько денег направить на оплату труда, на коммунальные расходы, на учебные расходы, а не следовать строго смете, даже если какие-то ее статьи оказались уже неактуальными.
Но при новом порядке учредители обязаны строго следить, чтобы госзадание неукоснительно выполнялось. В этом как раз залог того, что бесплатные услуги школ и вузов, не будут сокращаться. Именно они и составляют основу госзадания. Кроме того, бюджетные учреждения остаются в казначейской системе исполнения бюджета. И казначейство, несомненно, тоже будет осуществлять контроль за расходованием их средств. И, что особенно важно, ни бюджетные, ни автономные учреждения не могут быть признаны банкротами. Их имущество независимо от статуса остается в государственной или муниципальной собственности. Оно передается учреждениям на праве оперативного управления.
У автономных учреждений самостоятельности больше, чем у бюджетных учреждений. Они могут открывать счета в коммерческих банках. Но контроль предусмотрен и здесь. Для автономных учреждений формируются дополнительные коллегиальные органы общественно-государственного управления - наблюдательные советы. Ключевые функции наблюдательного совета - контрольные.
Финансовое обеспечение выполнение госзадания бюджетным учреждением осуществляется в форме субсидии на госзадание с учетом расходов на содержание имущества (п. 6 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях").
Главный распорядитель бюджетных средств может также предусмотреть субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции (ст. 78.1 и 79 БК РФ).
Первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением услуг физическим или юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных бюджетному учреждению в 2010 году (п. 8 ст.31 83-ФЗ). 
При сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится, изменится лишь способ доведения денег – не по смете, а через субсидию на госзадание.
Кроме того, уменьшение объема субсидии на госзадание в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении госзадания (п. 3 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях").
Финансовое обеспечение выполнения госзадания осуществляется путем предоставления субсидии на его выполнение. Госзадание устанавливает показатели эффективности, объема, категории получателей госуслуги и результаты от оказания услуг, таким образом устанавливается связь между финансовым обеспечением учреждения и качеством (результатом) его работы.
Не использованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения (п. 10 ст. 19 Закона № 83-ФЗ).
Что касается третьего типа бюджетных учреждений - казенных, работающих в сфере безопасности, обороны и правоохранительной деятельности, то для них все остается по-старому. Они будут финансироваться по смете. Это достаточно жесткая форма, полностью контролируемая учредителем.

Ведущая: Разработчики закона уверяют, что могут предложить регионам индивидуальные пакеты с пошаговым алгоритмом реализации закона. Предлагался ли такой пакет Правительству Калужской области?

Аникеев А.С: Законом предусмотрены шаги и конкретные сроки его реализации. Мы обязаны их выполнять. Будут разработаны методические рекомендации. Думаю, мы в состоянии самостоятельно решить вопросы, связанные с его реализацией.

Ведущая: Каким образом Министерство образования и науки Калужской области будет осуществлять контроль над исполнением нового закона в подведомственных учреждениях?

Аникеев А.С: При новом порядке финансирования бюджетных учреждений учредители обязаны строго следить, чтобы госзадание неукоснительно выполнялось. Будут проводиться постоянный мониторинг и выборочные проверки. Если объем оказываемых услуг не соответствует госзаданию по объему или по качеству, то финансирование может быть уменьшено или прекращено. Кроме того, бюджетные учреждения остаются в казначейской системе исполнения бюджета. И казначейство, несомненно, тоже будет осуществлять контроль за расходованием их средств.
Автономные учреждения могут открывать счета в коммерческих банках. Но контроль предусмотрен и здесь. Для автономных учреждений формируются дополнительные коллегиальные органы общественно-государственного управления - наблюдательные советы. Это очень компактный орган - от 5 до 11 человек. В него входят представители учредителя, комитетов по управлению имуществом, заинтересованной общественности, трудового коллектива (в новом законе может входить и руководитель учреждения, но с правом совещательного голоса). В отличие от попечительского совета здесь заданы четкие пропорции. Не менее трети состава - от власти, не более трети - от самого учреждения и остальные - от общественности. Ключевые функции наблюдательного совета - контрольные.

Ведущая: Проводится ли в нашей области мероприятия для сотрудников образовательных и научных учреждений, посвящённые разъяснению основных положений нового закона?

Аникеев А.С: В системе образования Калужской области работают очень профессиональные люди. Среди руководителей общеобразовательных учреждений области более 60% руководители с высшей профессиональной категорией, около 40% - с первой профессиональной категорией. Но чтобы не делать ошибок, хорошо подготовиться, уже сейчас мы предусмотрели для руководителей, специалистов финансово-хозяйственных, правовых подразделений бюджетных учреждений дополнительные программы повышения квалификации в виде семинаров, тренингов, обмена опытом. Ряд из них будет проведен в рамках "Декады образования".

Ведущая: Это последний вопрос интернет-интервью с министром образования и науки Калужской области. Александр Сергеевич, благодарим Вас за интересную и содержательную беседу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий ООО "Компания ТЕКТОН" и ИА "ГАРАНТ".

Читать ГАРАНТ.РУ в и