Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Деятельность министерства по организации в регионе госзакупок, регулированию тарифов и развитию конкуренции на продовольственных рынках области

Деятельность министерства по организации в регионе госзакупок, регулированию тарифов и развитию конкуренции на продовольственных рынках области

19 мая в 14-00 в здании Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области состоялось интернет-интервью с министром конкурентной политики и тарифов Калужской области Владимировым Николаем Викторовичем.

Тема интернет-интервью: "Деятельность министерства по организации в регионе госзакупок, регулированию тарифов и развитию конкуренции на продовольственных рынках области".

Организаторы: Министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области, ООО "Компания "Тектон", ИА "Гарант".

Ведущая интернет-интервью – Майор Марина (ООО "Компания "Тектон").

Ведущая: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Наш гость – Владимиров Николай Викторович, министр конкурентной политики и тарифов Калужской области. Уважаемый Николай Викторович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время принять участие в нашем интернет-интервью.

Николай Викторович, расскажите про основные направления деятельности Министерства конкурентной политики и тарифов области.

Владимиров Н.В.: Работа коллектива министерства конкурентной политики и тарифов области направлена на создание конкурентной среды в сфере государственных и муниципальных закупок, в сфере государственного регулирования тарифов в теплоэнергетике, газоснабжении и коммунальном комплексе, развитие потребительского рынка, лицензирование отдельных видов деятельности и обеспечение эффективности, доступности и прозрачности этих процедур.

Ведущая: На сегодняшний день поддержка малого предпринимательства является одним из приоритетов государственной политики. Что конкретно делается министерством для поддержки субъектов малого бизнеса?

Владимиров Н.В.: Кризис заставил всех пересмотреть систему ценностей, и по иному взглянуть на малый и средний бизнес. Более мобильный и гибкий, он должен сыграть важную роль в процессе социально-экономического развития страны в целом и отдельного региона в частности. Малый бизнес рассматривается сегодня как площадка для создания рабочих мест, инструмент для обеспечения занятости населения.

Не остался в стороне и госзаказ. Для привлечения малого предпринимательства к государственным закупкам законодательством регламентирована обязанность государственного заказчика размещать от 10% до 20% общего годового объема поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с перечнем установленным Правительством Российской Федерации. В связи с этим нами формируется план-график размещения заказа государственного заказа у субъектов малого предпринимательства.

В 2009 году нами обеспечена практическая реализация принятых Правительством страны решений о преференциях для малого бизнеса при осуществлении государственных закупок. Среди субъектов малого предпринимательства размещено 10% государственного заказа области.

В 2010 году будут приняты все меры, чтобы целевая доля малого бизнеса в структуре госзаказа была увеличена до 20%. Для реализации этой задачи нами проводятся семинары для участников размещения заказа, разработано "Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках". Данное пособие адресовано тем, кто осваивает новый для себя рынок – рынок государственных (муниципальных) закупок. В пособии показывается алгоритм действий предпринимателей для принятия решений по участию в государственных (муниципальных) закупках, разъясняется порядок подготовки заявки на участие в торгах, а также способы и порядок обжалования неправомерных действий государственных (муниципальных) заказчиков, нарушающих законные права и интересы участников размещения заказа.

Размещенная в данном методическом пособии информация для участников размещения заказа предназначена для оказания помощи предпринимателям принимающим участие в государственных и муниципальных закупках, поможет наработать опыт выполнения сложных и социально значимых заказов, снизить накладные расходы, будет способствовать качеству их участия в торгах и иных способах закупок.

Сегодня участие предприятий малого бизнеса в государственных закупках весьма заметно, они принимают участие в торгах по поставке продуктов питания, печатной продукции, организации питания для учащихся, выполнению ремонтных работ. За последние годы субъекты малого предпринимательства в Калужской области стойко отвоевывают свои позиции в торгах при размещении заказов среди крупных производителей.

Ведущая: Как отразится переход строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию на государственном заказе?

Владимиров Н.В.: 31 декабря 2009 года закончился период перехода от лицензирования к саморегулированию для строительной отрасли. Формирование костяка системы саморегулирования в России уже состоялся, зарегистрировано 190 СРО в строительстве, проектировании и изысканиях. В том числе саморегулируемая организация некоммерческое партнерство "Объединение строителей Калужской области" зарегистрированная 18 января 2010 года, выдает допуски на осуществление строительных работ. Если организация не имеет свидетельства о допуске к необходимым видам работ, она не сможет принять участия в проводимых для государственных и муниципальных нужд торгах на проведение работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов недвижимости. При этом в торгах по текущему ремонту могут принимать участие хозяйствующие субъекты, не являющиеся членами СРО.

К сожалению, в соответствии с Законом о размещении заказов № 94-ФЗ, победитель торгов определяется по принципу "наименьшая цена".

Сегодня на рынке госзаказа существует огромное количество фирм-однодневок, занимающихся ценовым демпингом и не имеющих реальной возможности выполнять заказы, на получение которых они претендуют. При этом они занимают достаточно активную позицию на рынке: предлагают минимальные цены, как результат выигрывают торги, - а затем исчезают, либо выполняют работы с помощью сторонних организаций.

Президент России Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что "система государственных закупок должна исключать случаи заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями". Эта проблема важна и для нашего региона. Существующее законодательство не в полной мере защищает интересы заказчика.

Требования к поставщикам необходимо ужесточать. Надеемся, что законодатели, учитывая наши предложения, внесут поправки в Закон о размещении заказов, которые создадут механизм, позволяющий отсечь от участия в госзакупках компании, не имеющие соответствующего опыта и материально-технических возможностей для проведения строительных работ.

Ведущая: Ваше отношение к электронному процессу размещения заказов?

Владимиров Н.В.: Стремительное внедрение информационных технологий, привело к появлению электронной торговли, в том числе и активно развивающейся форме электронных закупок для государственных нужд. С сентября 2008 года размещение государственного заказа Калужской области осуществляется с использованием автоматизированной системы АИС "Госзакупки". С января 2009 года система введена в промышленную эксплуатацию и предусматривает размещение информации о каждом этапе закупок: планировании, подаче заявок заказчиками, размещении заказа, о ходе процедур, выборе победителя, условиях заключения и исполнения контракта, информации о недобросовестных поставщиках, о жалобах на действия заказчика, уполномоченного органа.

С помощью АИС "Госзакупки" стали проводиться аукционы в электронной форме, которые минимизируют человеческий фактор, сокращают сроки и расходы, повышают прозрачность закупки, минимизируют возможность сговора участников размещения заказа. Снижение стартовых цен достигает в среднем 14%. Но главное это равная доступность и полная анонимность процесса. Можно смело утверждать, что электронная форма размещения заказа в регионе не только прижилась, но и вызывает стабильный интерес со стороны всех участников процесса. В 2009 году проведено более 5 тысяч открытых аукционов в электронной форме, что составляет 86% от общего количества проведенных процедур.

В настоящее время мы проходим непростой путь реформирования системы государственного заказа.

С 1 января 2011 г. заказчики Калужской области будут обязаны размещать заказы путем проведения электронных аукционов по новым правилам, которые максимально усложняют документооборот электронного аукциона. Новая процедура электронного аукциона требует обязательного обеспечения регистрации участника и его заявки "живыми" деньгами.

Предусматривается несколько закрытых заседаний аукционной комиссии, что предоставляет возможность влияния человеческого фактора на итоги аукциона.

Безусловно, жаль, что многие ресурсы и наработки региона со временем перестанут быть востребованы в масштабах Российской Федерации, но они однозначно сыграли свою положительную роль для реализации законодательных нововведений, т.к. они сформировали базисные основы полномасштабного перехода к электронному процессу размещения заказа.
Без сомнения, государственные заказчики и участники размещения заказа Калужской области, получив знания и опыт при работе на региональной площадке, станут одними из наиболее уверенных и передовых пользователей федеральных торговых площадок.

Ведущая: Чем обусловлен высокий рост тарифов на воду и электроэнергию? Почему, при общих стандартных нормативах, оплата в регионах столь различна?

Владимиров Н.В.: Рост тарифов на электроэнергию в регионе обусловлен как внешними факторами (рост электроэнергии с оптового рынка, услуг оптового рынка, тарифов на услуги по передаче электроэнергии по сетям ОАО "Федеральная сетевая компания"), так и внутренними условиями (рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии по региональным распределительным сетям, рост сбытовой надбавки гарантирующего поставщика). Если рост внешних факторов для регионов одинаковый, то внутренние условия, как правило, имеют значительные отличия. Например: принятие в тарифах средств на реализацию инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, переход на метод регулирования доходности инвестированного капитала и т.д.

Ведущая: Предусмотрены ли льготы на пользование электроэнергией, газом, водой для субъектов малого и среднего бизнеса?

Владимиров Н.В.: Действующее законодательство о государственном регулировании тарифов не предусматривает установление "льготных" тарифов для субъектов малого и среднего бизнеса.

Ведущая: Уточните: расходы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и обслуживанию лифтового оборудования устанавливаются для собственников помещений в многоквартирном доме на 1 квадратный метр общей площади помещения или по решению общего собрания на количество проживающих?

Владимиров Н.В.: В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в структуру платы за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт жилого помещения. Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а согласно п. 28, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме регламентируется ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения. Кроме того, ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, т.е. на 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

По вопросу оплаты за лифт собственниками многоквартирного дома.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном участке. Аналогичное положение содержится и в пп. "а" п. 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491. Таким образом, лифт является элементом (частью) общего имущества многоквартирного дома.

Включение лифта в состав общего имущества многоквартирного дома влечет определенные правовые последствия для собственников помещений в доме. Так, они несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ст. 39 ЖК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество дома. Соразмерно своим долям в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственники помещений вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Таким образом, размер взимаемой платы зависит от площади квартиры. То же самое касается и нанимателей жилья. В соответствии с ч. 2 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользованием жилым помещением, за его содержание и ремонт для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

На размер платы за лифт влияет способ управления многоквартирным домом, который избрали собственники. Граждане, принимающие участие в общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, имеют реальную возможность скорректировать размер платы за лифт, которая будет отличаться от размера, установленного органом местного самоуправления, а также принять решение об освобождении платы за лифт жителей первых этажей своего ТСЖ, ЖСК, Управляющей организации.
Отдельно следует отметить позиции законодателя относительно оплаты за лифт жителями первых этажей.

Исходя из положений норм ЖК РФ и Правил N 491 все собственники помещений в многоквартирном доме, независимо от того на каком этаже находится принадлежащее им жилое или нежилое помещение, обязаны вносить плату за содержание и ремонт лифта, равно как и других элементов общего имущества многоквартирного дома.

Собственники и наниматели помещений на первых этажах многоквартирных домов считают несправедливым то, что на них возложена обязанность по оплате услуги, которой они фактически не пользуются. Вместе с тем, судебная практика не на стороне этих жителей. Так, Верховный суд РФ в своем Решением от 26.05.2005 N ГКПИ05-588 признал правомерным взимание платы за лифт с жителей первого этажа, а заявление гр. Щ. оставил без удовлетворения. В своем решении судьи пришли к таким выводу, что в нормах ЖК РФ усматривается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.

Установление размера платы за содержание и ремонт на общем собрании собственников помещений либо размера обязательных платежей и взносов на собрании членов ТСЖ, конечно, допускает освобождение жильцов первых этажей от платы за лифт. Но на практике это маловероятно, поскольку решение принимается большинством голосов.

Наименее конфликтным и наиболее лучшим вариантом было бы распределение платы за обслуживание лифта пропорционально площади помещения, так как решения принятые на общих собраниях об освобождении отдельных собственников от оплаты за лифт как части общего имущества лишают всякого смысла такой правовой институт жилищного законодательства, как общее имущество в многоквартирном доме. Вместе с тем, если норма, устанавливающая, что наниматели и собственники жилых помещений, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов, освобождаются от платы за услуги и работы по содержанию и ремонту лифтов и лифтовых шахт, которые относятся к общему имуществу многоквартирного дома, будет закреплена законодателем в Жилищном кодексе РФ, споры по оплате за лифт в этой части будут однозначно разрешены.

Ведущая: Какая плата на данный момент взимается с юридического лица за технологическое присоединение к водопроводным сетям в Калужской области за 1 куб.м.? Аналогично: какая плата на данный момент взимается с юридического лица за технологическое присоединение к канализационным сетям?

Владимиров Н.В.: В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2004г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований.

Тарифы на подключение к системе водоснабжения и системе водоотведения городского округа "Город Калуга" установлены постановлением Городского Головы от 22 мая 2008 № 92-п (водоснабжение- 28870 руб./куб.м./сутки с НДС, водоотведение – 21760 руб./куб.м./сутки с НДС).

Тарифы на подключение к системе водоснабжения и системе водоотведения муниципального района "Боровский район" установлены постановлением администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" от 06 февраля 2007 №70 (водоснабжение - 24300 руб./куб.м./сутки с НДС, водоотведение - 21800 руб./куб.м./сутки с НДС).

Тарифы на подключение к системе водоснабжения и системе водоотведения муниципального района "Медынский район" установлены постановлением администрации муниципального района "Медынский район" от 31 января 2008 № 44 (водоснабжение- 34320 руб./куб.м./сутки с НДС, водоотведение - 19190 руб./куб.м./сутки с НДС).

Ведущая: Имеет ли право организация, владеющая трансформаторной подстанцией, которая приобретает электроэнергию среднего напряжения на розничном рынке, перепродавать электроэнергию низкого напряжения другой организации? Если не имеет, то какими нормативными актами это запрещается?

Владимиров Н.В.: Организация, владеющая трансформаторной подстанцией, имеет право покупать и продавать электроэнергию на розничном рынке, при этом запрещается совмещение деятельности по продаже с деятельностью по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Таким образом, владелец трансформаторной подстанции либо покупает и продает электроэнергию, либо утверждает тариф на услуги по передаче. Запрет на совмещение деятельности предусмотрен статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".

Ведущая: Кто должен заниматься расчисткой подъездных путей к канализационным люкам - городское поселение или предприятие, производящее водоотведение? Или ТСЖ?

Владимиров Н.В.: Собственник.

Ведущая: Каким образом министерство развивает конкуренцию в сфере потребительского рынка Калужской области?

Владимиров Н.В.: Под развитием конкуренции мы понимаем создание благоприятных условий для появления новых участников на товарных рынках Калужской области и их успешного развития.
Особое внимание при этом мы уделяем созданию и укреплению прямых хозяйственных связей между предприятиями местной, прежде всего, пищевой промышленности и предприятиями розничной торговли для создания стабильных каналов сбыта произведенной продукции.

Насыщенность товарами и уровень спроса является основным фактором, оказывающим влияние на формирование цен на потребительском рынке. В значительной степени потребительский спрос удовлетворяется за счет крупных торговых организаций: сетевыми магазинами, супермаркетами, торговыми компаниями и торговыми центрами с широким ассортиментом товаров, гибкой ценовой политикой. Увеличение ассортимента продукции местных производителей в крупных магазинах области позволит сдержать рост цен на товары за счет увеличения объемов производства.

Товары Калужского производства должны преобладать над аналогичной продукцией на полках калужских магазинов и реализовываться по доступным для населения ценам. Мы и в дальнейшем будем проводить политику "социальных" цен, направленную на повышение доступности местных продовольственных товаров для населения. Для этого нами разработаны 2 целевые программы по развитию конкуренции в Калужской области и на продовольственных рынках Калужской области, которые будут реализовываться до 2012 года.

Ведущая: Какие мероприятия, помимо совещаний с участием производителей и предприятий торговли, проводятся для создания прямых хозяйственных связей?

Владимиров Н.В.: С целью максимального использования всех возможностей для увеличения доли реализации продукции местных производителей в ассортименте розничных торговых сетей мы широко используем выставки - дегустации продукции непосредственно в магазинах.

Для этого в рамках впервые проводимого в этом году областного смотра-конкурса "Покупаем Калужское" задействованы все крупные розничные торговые сети, в том числе продовольственная сеть "Магнит", которая насчитывает 50 магазинов практически во всех районах области, а также торговая сеть областной потребительской кооперации – свыше 500 магазинов, торгующих продовольствием.

Выставки дегустации проходят не только в Калуге, но и в районах области.

Ведущая: Каких результатов вы планируете достичь в рамках программы по поддержке региональных производителей продовольственных товаров?

Владимиров Н.В.: Определенные успехи уже достигнуты. Розничные торговые сети постепенно увеличивают долю реализации местной продукции и что немаловажно — по доступным ценам.

В соответствии с ведомственной целевой программой "Развитие конкуренции на продовольственных рынках Калужской области на 2009-2011 годы" мы ставим задачу ежегодного увеличения доли продаж продовольственных товаров местных производителей не менее чем на 10% по каждой группе товаров. К 2011 году не менее 60% реализуемых товаров, прежде всего по группам: "хлеб и хлебобулочные изделия", "молоко и молочная продукция", "мясо, колбасные изделия и мясные полуфабрикаты" должны быть калужского производства. Это наша стратегическая задача, для решения которой мы должны использовать все имеющиеся возможности.

Ведущая: Изменилась ли государственная пошлина за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции?

Владимиров Н.В.: Да, изменилась. В соответствии с внесенными изменениями в действующее законодательство государственная пошлина за предоставление, а также и продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции составляет 40 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.

Госпошлина за переоформление лицензии составляет 2 000 рублей, осталась на прежнем уровне.

Ведущая: Введены ли ограничения по времени продажи алкогольной продукции на территории Калужской области?

Владимиров Н.В.: Нет, еще не введены. Но работа в этом направлении ведется. В рамках реализации мероприятий по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции разрабатывается проект внесения изменений в Закон Калужской области "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области".

Кроме того, по поручению Правительства Российской Федерации подготовлены и направлены предложения в департамент государственного регулирования внутренней торговли министерства промышленности и торговли Российской Федерации для принятия мер на федеральном уровне по установлению дополнительных мер по ограничению розничной продажи алкогольной продукции.

Ведущая: Николай Викторович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы приняли участие в интернет-интервью ИА "Гарант". Позвольте пожелать вам успехов в вашей профессиональной деятельности.

Владимиров Н.В.: Благодарю.

Читать ГАРАНТ.РУ в и