Статья "Успешные инвестиции в брэнд"

Статья опубликована в газете "Ведомости", 20 апреля 2006

 

В конце 2005 года состоялась церемония награждения лауреатов национального конкурса "Брэнд года/EFFIE". Брэнд ГАРАНТ получил награду в номинации "Товары и услуги для бизнеса". О том, как создать брэнд-победитель, рассказывает Дмитрий Першеев, основатель и директор компании "Гарант" - производителя системы ГАРАНТ.

Многие считают, что торговая марка и брэнд - синонимы. Однако, это далеко не так. Торговая марка, или, как говорят юристы, товарный знак, - это имя, знак, символ или их сочетание, по которому мы отличаем товар или услугу одного производителя от другого. Например, у нас это звучит просто - ГАРАНТ. Брэнд, в свою очередь, - это торговая марка, которая вызывает положительные эмоции у потребителей. Поэтому всегда очень сложно создать не просто торговую марку, а брэнд.

Прежде всего, необходимо создать качественный продукт или услугу. Если рассматривать это на примере нашей компании, то пользователи нашего продукта - юристы, специалисты по финансам, руководители, ежедневно пользуясь системой ГАРАНТ, решают достаточно ответственные задачи. И от того, насколько оперативно будет найден нужный документ, насколько он будет актуален, зависят миллионные сделки, безошибочность контрактов, отсутствие налоговых претензий или выигрыш судебного процесса. Поэтому наша система не должна подводить никогда. А как этого добиться? Важно правильно организовать производство, обеспечить постоянный контроль качества. Мы выдвигаем очень жесткие требования к самим себе и постоянно поднимаем планку. Наша компания имеет Сертификат соответствия ГОСТу ИСО 9001-2001, который означает, что наш производственный процесс соответствует международным стандартам качества. Наш продукт имеет Сертификат Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации. Компания "Майкрософт" подтвердила совместимость системы ГАРАНТ с операционной системой Windows XP. Можно сказать, что мы большое внимание уделяем качеству продукта.

Но не только ему. Чтобы стать брэндом, нужно в продукт, услугу вложить душу. Работа должна быть выполнена не просто четко, в соответствии со стандартом, а с любовью. Удивительно, но это всегда чувствуется. Я сам постоянно слежу за качеством системы, читаю комментарии, написанные нашими юристами, и вижу, как досконально изучены вопросы, проанализирована судебная практика. Все сделано так, чтобы максимально облегчить задачу пользователя.

Невозможно приказать людям любить свое дело. Моя задача - создать для сотрудников такие условия, чтобы каждый мог проявить свои таланты и вложить душу в свою работу. В "Гаранте", например, основной костяк - это люди, с которыми мы вместе начинали пятнадцать лет назад. Хотя сейчас нас намного больше, мы стараемся поддерживать сложившуюся с момента основания компании теплую, дружескую атмосферу. У нас существует добрая традиция - сотрудники и партнеры, с которыми мы проработали 10 лет, награждаются особыми золотыми значками с индивидуальным номером. Представьте, что недавно был вручен значок номер 102!

Вообще, самое ценное - это наши сотрудники и партнеры, человеческий капитал, который складывается из совокупных знаний, опыта, таланта. Именно люди представляют основную ценность, а не здания, компьютеры и программные средства. Кто-то ориентируется на технократический подход, минимизацию человеческого участия, пытается сделать так, чтобы документы автоматически классифицировались, автоматически расставлялись связи, а информация сама рассылалась по телекоммуникациям. Но в результате такой продукт очень сложно полюбить - чувствуется "машинная" сборка.

Однако это не значит, что технологичность и брэнд - понятия несовместимые.В основе брэнда должен лежать объект с уникальными качествами. Мы ежегодно тратим значительные суммы на НИОКР, внимательно изучаем мировые тенденции, анализируем пожелания наших пользователей. Это своеобразные инвестиции в брэнд, что позволяет не стоять на месте, а постоянно совершенствовать систему и выпускать новые продукты. Клиенты хотят, чтобы продукты не только были надежные, но и динамично развивались, удовлетворяли растущие потребности и запросы. Многие возможности современных информационных правовых продуктов, ставшие затем фактически стандартом отрасли, впервые появились именно в системе ГАРАНТ. Это и интеллектуальные средства поиска, и полная актуализация информационного банка, и единое информационное пространство, и построение взаимосвязей между документами. Наши пользователи высказывали идеи, которые еще недавно казались фантастическими. Им хотелось, чтобы весь массив документов мог перестраиваться на любую дату в прошлом и будущем, хотелось самостоятельно писать комментарии в текстах документах. И мы все это реализовали. При выпуске новой версии системы ГАРАНТ Платформа F1 были учтены сотни пожеланий клиентов. А в этом году Платформа F1 получила приставку Турбо: в нее добавился быстрый контекстный поиск, увеличивающий скорость работы в 200 раз!

В 2005 году мы выпустили на рынок революционный продукт "Прайм", который предлагает настроиться под конкретную организацию, сферу интересов, особенности налогообложения и получать индивидуальные новостные ленты, содержащие только нужную и актуальную правовую информацию. В 2006 году представим новые консультационные продукты для специалистов кадровых служб и банковских работников. Это уникальные по своему информационному наполнению продукты.

Имея в своем арсенале такие совершенные продукты, мы и решили принять участие в конкурсе "Брэнд года". А еще потому, что мы очень избирательно относимся к участию в различных конкурсах. Участвуем лишь в том случае, когда работа жюри и процедура выбора победителей максимально открыты и прозрачны. ГАРАНТ с 1998 года является общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. Такой статус закреплен за очень небольшим количеством российских товарных знаков. Нам не нужны "проплаченные" награды, не нужны победы в созданных "под заказ" номинациях. Это было бы проявлением неуважения и к нашим клиентам, и к самим себе. "Брэнд года" - победа, которой мы можем действительно гордиться.

Я вспоминаю, как много лет назад мы праздновали первую тысячу документов в системе - сейчас же только за одну неделю подключается несколько тысяч. 15 лет назад у истоков ГАРАНТа стояло четыре человека, теперь в нашей команде почти 8 тысяч специалистов. В далеком 1990 году у нас появился первый клиент, а сегодня любой юрист, финансист, руководитель знает, что такое ГАРАНТ. Я сравниваю ГАРАНТ с хорошим вином - с каждым годом он будет только лучше и ценнее. А ведь эти годы, сопровождавшиеся и банковскими кризисами, и политическими катаклизмами, не были простыми для зарождающегося российского бизнеса. Мы не только устояли, но и динамично развивались все эти годы, потому что наш продукт оказался востребованным. Сегодня брэнд ГАРАНТ знают и любят сотни тысяч специалистов во всей стране. Для нас же доверие клиентов - и высокая награда, и огромная ответственность. Постараемся оправдывать это доверие и впредь.