Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Новости

Региональный ОУЗ должен издать регламент работы врачебной комиссии, которая проводит обязательные психосвидетельствования, и методику подсчета размера платы за них

Бизнес
Региональный ОУЗ должен издать регламент работы врачебной комиссии, которая проводит обязательные психосвидетельствования, и методику подсчета размера платы за них 
© IgorVetushko / Фотобанк Фотодженика

Областной минздрав не смог отменить решение ФАС России о нарушении Закона о защите конкуренции и предписание о его устранении. Нарушение выразилось в следующем:

  • областной минздрав возложил на некоторые подведомственные ему медорганизации (исключительно ГБУЗы) полномочия на создание врачебных комиссий для проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающими в условиях повышенной опасности;
  • таким образом, эти врачебные комиссии получили полномочие признавать граждан временно непригодными (пригодными) к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности,
  • кроме того, областной минздрав уполномочил упомянутые подведомственные медорганизации на оказание входящих в состав обязательного психиатрического освидетельствования услуг, необходимых и обязательных для принятия решения о временной пригодности/ непригодности;
  • однако при этом минздрав не разработал и не утвердил методику определения размера платы за оказание таких услуг и ее предельных размеров,
  • а это привело к тому, что упомянутые медорганизации начали взимать с граждан плату за предоставление таких услуг в непредусмотренном законодательством размере, под видом оказания платных медицинских услуг;
  • в связи с этим ФАС была вынуждена выдать предписание о принятии всех зависящих мер по регламентации госуслуги по принятию решения о признании гражданина временно непригодным (пригодным) к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в трехмесячный срок.

ОУЗ пытался признать предписание недействительным, но суды согласились с позицией антимонопольного ведомства:

  • решение врачебной комиссии, создаваемой медорганизацией (уполномоченной на это областным минздравом), о признании гражданина временно непригодным (пригодным) к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, по своей правовой природе является результатом осуществления публичного полномочия - предоставления государственной услуги;
  • значит, региональный ОУЗ был обязан принять регламент оказания данной услуги, а также разработать и утвердить методику определения размера платы за оказание входящих в состав обязательного психиатрического освидетельствования услуг, необходимых и обязательных для принятия указанного решения;
  • суд отклоняет довод минздрава, что обязательное психосвидетельствование отсутствует в Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых региональными органами и ОМСУ (утв. Распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. № 2113-р), а также в Перечне услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается госзадание (заказ) или муниципальное задание (заказ) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р). Поскольку это не может являться основанием для вывода о том, что принятие врачебными комиссиями рассматриваемых решений не является государственной услугой. Тем более что в Перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления госуслуг исполнительными органами госвласти области (утвержден Правительством области) входят такие услуги, как выдача медицинской организацией документов установленной формы, в том числе заключения о состоянии здоровья; выдача заключения врачебной комиссии;
  • суд отклоняет довод минздрава, что в соответствии с п. 46 ч.1 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности медицинская деятельность подлежит лицензированию, следовательно, региональный ОУЗ как орган госвласти, не имеющий лицензию, не имеет никаких оснований для признания гражданина временно непригодным в выполнению отдельных видов деятельности. Указанная норма по своему правовому смыслу не возлагает на минздрав полномочие по принятию решений о признании гражданина временно непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, и не требует от ОУЗ самому осуществлять медицинскую деятельность. Однако координирующая роль (в соответствии с положениями ст.14 Закона об основах охраны здоровья граждан) в части издания обязательных координирующих приказов, а также проведению лицензирования организаций, принадлежит ОУЗ;
  • приведенное ОУЗ научно-правовое заключение по вопросам толкования административного законодательства и законодательства в сфере охраны здоровья граждан (о том, что обязательное психиатрическое освидетельствование не может быть рассмотрено как госуслуга, необходимая и обязательная для предоставления государственных и муниципальных услуг) является лишь мнением указанных в нем лиц по вопросам толкования права;
  • поскольку минздравом области не приняты меры по регламентации госуслуги по принятию решения о признании гражданина временно непригодным (пригодным) к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в том числе по разработке и утверждению методики определения размера платы за оказание входящих в состав обязательного психиатрического освидетельствования услуг, необходимых и обязательных для принятия указанного решения и ее предельных размеров, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении министерством п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Верховный Суд РФ отказал региональному минздраву в пересмотре дела, поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, а новых доводов кассационная жалоба не содержит (Определение Верховного Суда РФ от 27 июня 2022 г. № 309-ЭС22-10448).

Читать ГАРАНТ.РУ в Новости и Дзен

Документы по теме:

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Читайте также:

С 1 сентября изменится количество наркотических и психотропных веществ для хранения в помещениях 4-й категории

С 1 сентября перевозка наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров будет выполняться по новым правилам

Медиков освободили от уголовной ответственности за неосторожную утерю наркопрепаратов

Электронные рецепты, реализация наркопрепаратов и ветдепрессантов: обновлены Правила отпуска лекарств

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное