Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На государственном уровне пристальное внимание обращено на условия создания, приобретения, использования и учета исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Пожалуй, самый заметный для учреждений этап проводимой в этом направлении работы – внедрение с 2021 года нового федерального стандарта "Нематериальные активы" и следующие за этим изменения в порядке учета НМА (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации".)
Теперь к нематериальным активам относятся все права пользования – и исключительные, и неисключительные. И все они должны учитываться на балансе. Права, полученные в пользование, которые до этого учитывались на забалансовом счете 01, нужно "поднять" на баланс. И балансовых счетов для учета НМА стало больше: в Инструкцию № 157н внесены изменения, которыми расширена аналитика счетов 102 00 "Нематериальные активы", 104 00 "Амортизация", 106 00 "Вложения в нефинансовые активы", 114 00 "Обесценение нефинансовых активов", веден новый субсчет 111 60 "Права пользования нематериальными активами". Соответственно, если исключительное право на НМА принадлежит учреждению, его следует по-прежнему отражать на счете 102 00, а неисключительные права пользования НМА теперь подлежат учету на счете 111 60.
Обратите внимание, что к объектам НМА, учтенным как на счете счете 102 00, так и на счете 111 60, относятся активы со сроком полезного использования более 12 месяцев. Для неисключительных прав определить этот срок по состоянию на 1 января 2021 года должна комиссия по поступлению и выбытию активов, проанализировав условия договоров, по которым учреждение получило соответствующее право пользования. И если оставшийся срок полезного использования определен комиссией как 12 месяцев и менее, "поднимать" такие неисключительные права на балансовый счет 0 111 60 нет оснований – их стоимость должна быть списана с "забаланса" и отнесена на финансовый результат по счету 401 20. Подробнее обо всем этом и пошаговая инструкция по переносу объектов НМА с "забаланса" на баланс, – в нашем специальном Обзоре.
Подчеркнем: основанием как для отнесения или переноса НМА на счет 102 00 или 111 60, так и для списания краткосрочных прав пользования может быть только акт профильной комиссии! К вопросу о том, как и когда комиссия должна заняться этим вопросом, мы еще вернемся...
Важные изменения произошли и в порядке амортизации нематериальных активов. Напомним, до 2020 года включительно для нематериальных активов, по которым невозможно надежно оценить срок полезного использования, то есть НМА с неопределенным сроком использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливался из расчета 10 лет. С 2021 года подход изменен: НМА с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются вообще.
Поэтому по тем НМА, по которым в 2020 она начислялась исходя из 10-летнего срока полезного использования, срок нужно пересмотреть, и если в 2021 году они будут классифицированы как объекты с неопределенным сроком полезного использования, то тогда начисление амортизации по ним следует прекратить. Но для этого нужно четко разобраться с условиями договоров и иных документов, на основании которых получены исключительные права.
А провести всю работу целесообразно в рамках IT-инвентаризации. Именно при инвентаризации нематериальных активов профильная комиссия сможет принять решения относительно классификации имеющихся НМА, порядка их учета и амортизации. И на федеральном уровне инвентаризация IT-ресурсов уже началась. Инициировало ее Правительство РФ своим распоряжением, в котором рекомендовало и органам власти субъектов РФ организовать и провести инвентаризацию IT-ресурсов в подведомственных учреждениях. Федеральные органы должны отчитаться о результатах IT-инвентаризации в срок до 5 марта текущего года, региональные – до 19 марта.
Такая масштабная инвентаризация всех IT-ресурсов позволит получить исчерпывающий объем сведений для проведения оценки затрат на IT-ресурсы, а также выявить существующие недостатки в их учете и станет отправной точкой для совершенствования учета информационных систем.
А недостатков в учете результатов интеллектуальной деятельности хватает, причем начиная с этапа заключения контракта на создание НМА. От грамотного составления контракта зависит, какими правами на созданный НМА будет обладать заказчик и насколько эффективным будет расходование бюджетных средств на оплату этого контракта. Рассмотрим на примере контракта на создание информационного ресурса, заключенного заказчиком – органом власти в 2021 году:
Условия контракта | Кому принадлежит исключительное право на созданный объект? | Кто сможет пользоваться неисключительными правами на объект? |
|---|---|---|
Принадлежность исключительного права не оговорена (по умолчанию) | Заказчику | Исполнитель |
Прямо прописано, что исключительное право на созданный НМА будет принадлежать заказчику | Заказчику | Исполнитель |
Прямо прописано, что исключительное право на созданный НМА будет принадлежать исполнителю | Исполнителю | Заказчик |
Исключительное право - в некотором роде аналог права собственности на вещи в отношении результатов интеллектуальной деятельности – заключается в возможности его обладателя по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам его использование, при этом может быть передано или продано.
Как видим, разработчик/ исполнитель может получить исключительные права только в том случае, если мы сами ему предоставляем ему такую возможность – условиями контракта. Принимая во внимание принципы, на которых основана бюджетная система, расходы бюджета на создание НМА должны быть обусловлены необходимостью выполнения участниками бюджетного процесса (в данном случае – органами власти) возложенных функций/ полномочий с использованием созданных НМА и направлены на получение активов в целях использования их полезного потенциала (письмо Минфина России от 16 декабря 2020 г. № 02-07-10/110365). Информационные ресурсы и прочие РИД необходимы органам власти для обеспечения функций – своих и подведомственных учреждений, а потому важно, чтобы направленные на создание НМА средства не были списаны "впустую". Однако на практике зачастую оказывается, что пренебрежительное отношение к составлению контракта приводит к тому, что потратив бюджетные деньги, орган/ учреждение имеет лишь исключительную или неисключительную лицензию, не позволяющую ему в полной мере распоряжаться полученным РИД.
Конечно, вовсе не значит, что орган власти всегда должен получать только исключительные права. Но поскольку с этого года будет уделяться особое внимание тому, насколько законно и эффективно расходуются средства, предоставленные на создание нематериальных активов, то получив неисключительную лицензию нужно быть готовым обосновать причины, по которым исключительное право на созданный актив не осталось за заказчиком - органом власти или учреждением.
Это ведет к тому, что в рамках внутреннего контроля должен быть проведен дополнительный анализ условий проектов контрактов, предполагающих получение результатов интеллектуальной деятельности, чтобы четко понимать, что и на каких условиях мы в итоге будем принимать к учету. В любом случае с 2021 года по контрактам, по которым предусмотрено получение РИД со сроком полезного использования более 12 месяцев, расходы должны привести к появлению на балансе соответствующего актива – в учете у органа власти/ учреждения должен появиться один из аналитических счетов счета 106 00:
Какие права на РИД получаем по условиям контракта? | Где учитываем расходы? | Где учитываем актив после формирования первоначальной стоимости? |
|---|---|---|
Исключительное право |
| Счет 102 00 "Нематериальные активы" |
Простая (неисключительная) лицензия на право пользования | Счет 106 60 "Вложения в права пользования нематериальными активами" | Счет 111 60 "Права пользования нематериальными активами" |
Еще раз подчеркнем: списание расходов, связанных с получением РИД со сроком полезного использования более 12 месяцев, на финансовый результат по счету 401 20 недопустимо - все указанные расходы должны "пройти" через счет 106 00 и сформировать стоимость актива!
Однако РИД появляются не всегда по заказу. В рамках государственного/ муниципального контракта, изначально не предполагающего получение РИД, могут быть получены, например, изобретение, промышленный образец или произведение и другие результаты, предусмотренные ст.1373 и ст. 1298 ГК РФ. Кто в 2021 году будет обладать исключительными правами на такой РИД?
Сейчас в ГК РФ закреплено, что исключительное право на созданные в ходе исполнения государственного/ муниципального контракта изобретение, полезную модель, промышленный образец, произведения науки, литературы и искусства принадлежит исполнителю контракта или автору. Но контрактом может быть оговорено и совместное владение исключительными правами – одновременно исполнителем и публично-правовым образованием (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием).
Обратите внимание: мы акцентируем здесь внимание на условиях 2021 года, поскольку с 1 января 2022 года начнет действовать новая специальная статья Гражданского кодекса, предусматривающая особый порядок закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного или муниципального контракта. Специальные правила предусмотрены для:
Причем во втором случае исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный за счет бюджетных средств, будет принадлежать только Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию, в частности, если:
Условия контракта | Кому принадлежит исключительное право на созданный объект? | Кто сможет пользоваться неисключительными правами на объект? | ||
|---|---|---|---|---|
в 2021 году | с 2022 года | в 2021 году | с 2022 года | |
Принадлежность исключительного права не оговорена (по умолчанию) | Исполнителю / автору | Публично-правововому образованию (казне) | Третьи лица с ведома исполнителя | Исполнитель/ автор |
Иные условия о закреплении исключительных прав с 2022 года будут противоречить ГК РФ.
Заметим, что в указанных поправках в ГК РФ речь идет о направленных на создание НМА бюджетных средствах. То есть формально это финансирование, выделяемое получателям бюджетных средств - органам власти и казенным учреждениям. Субсидии же с точки зрения Бюджетного кодекса не являются бюджетными средствами. Поэтому пока остается открытым вопрос о расходах на создание НМА, произведенных бюджетными и автономными учреждениями за счет средств соответствующих субсидий: насколько правомерным будет рассматривать их в качестве бюджетных средств в контексте новых норм ГК РФ. Это тем более принципиально в связи с вступлением в силу в конце 2020 года изменений в законодательство о науке и образовании. Согласно поправкам учреждения образования и науки смогут входить в уставный капитал хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении/внедрении результатов интеллектуальной деятельности.
Тем не менее, пока новые нормы ГК РФ не заработали в полную силу, для АУ и БУ наиболее безопасным, пожалуй, будет предусмотреть в контрактах на создание РИД закрепление исключительных прав за собой и, соответственно, принять к учету вложения в НМА на счете 106 0Х.
Еще один важный момент - регистрация результатов интеллектуальной деятельности и лицензионных договоров. ГК РФ предусмотрено, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии их государственной регистрации. Перечень охраняемых РИД закреплен в ст. 1225 ГК РФ, и к ним относятся в том числе программы для ЭВМ и базы данных. Обладатель исключительного права в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать ее в Роспатенте. И во избежание возможных претензий со стороны на исключительные права на такие активы, органу власти/ учреждению лучше все-таки это желание проявить и подать документы на регистрацию. А вот при заключении лицензионного договора о предоставлении права использования программного продукта, государственная регистрация не осуществляется.
В отношении иных объектов интеллектуальной собственности требования ГК РФ отличаются. Поэтому для решения вопроса о необходимости регистрации исключительных прав и прав по лицензионным договорам целесообразно привлечь специалистов юридической службы органа власти/ учреждения.
Документы по теме:
Читайте также:
Опубликованы методические рекомендации по применению стандарт по учету затрат по заимствованиям
Детализацию просроченной "дебиторки" по авансам в форме 0503191 планируют сократить
Уточнен порядок составления и представления годовой отчетности бюджетных учреждений за 2020 год
Казначейство России уточнило порядок отражения данных в Сведениях о заключенном контракте