Разъяснен порядок применения федерального стандарта бухучета для госорганизаций "Резервы"
Минфин России опубликовал на своем сайте очередные методические рекомендации по применению федерального стандарта бухучета для организаций госсектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах". Применяются они при ведении бюджетного и бухгалтерского учета бюджетных организаций, а также при раскрытии информации о резервах, условных обязательствах и активах.
В стандарте устанавливается порядок признания резервов, их оценки и раскрытия информации. Вместе с тем, положения документа регулируют не все формируемые резервы. Так, например, резерв под снижение стоимости материальных запасов регулируется нормами федерального стандарта "Запасы", а резерв по сомнительным долгам – федеральным стандартом "Доходы". В методических рекомендациях установлено, что применяется стандарт "Резервы" в отношении следующих резервов по:
- претензиям, искам;
- реструктуризации;
- гарантийному ремонту
- убыточным договорным обязательствам;
- демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.
Также в документе прописываются и возможные причины создания резервов. Так, например, если на отчетную дату учреждение является стороной судебного разбирательства, и по экспертной оценке велика вероятность, что решение будет принято не в его пользу, то тогда создается резерв по претензиям и искам.
Резерв же по реструктуризации деятельности возникает при наличии у субъекта программы реструктуризации, а также намерения провести ее в обозримом будущем.
Что касается резерва на демонтаж и вывод основных средств, то он создается в случае наличия в договоре положений об обязательном демонтаже и восстановлении участка, на котором располагался объект.
Методическими рекомендациями также устанавливаются обязательные критерии признания резервов:
- у субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
- для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;
- размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
- момент предъявления требования об исполнении обязательств и его размер не зависят от действий субъекта.
При невыполнении хотя бы одного критерии резерв не создается. Те суммы, которые невозможно обоснованно оценить и подтвердить, должны учитываться в качестве условных обязательств, а не резервов.