Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| AndreyPopov / Depositphotos.com |
Прокуратура назвала недопустимыми плановые проверки бизнеса (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 г. № 76/2-156-2018), если:
Правовое обоснование для таких выводов следующее.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) допускает, что Положением о виде федерального госконтроля/надзора может быть предусмотрена обязанность использования чек-листа должностным лицом контролирующего органа при плановой проверке. Чек-листы разрабатываются и утверждаются самим надзорным органом. Следовательно, если чек-листов еще нет (не утверждены), а обязанность их использования уже есть (предусмотрена положением о виде госконтроля/надзора), то в ходе осуществления такого надзора не допускается проведение плановых проверок.
Какие грубые нарушения проверяющими требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" могут стать основанием для отмены результатов проверки по формальным основаниям? Ответ — в "Энциклопедии решений" интернет-версии системы ГАРАНТ.Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме того, ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ обязывает применять риск-ориентированный подход при организации отдельных видов контроля (надзора), определенных Правительством РФ. В силу ч. 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при осуществлении этих видов надзора периодичность плановых проверок устанавливает Правительство РФ, и она уже установлена постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806, притом зависит исключительно от категории риска/класса опасности, к которым отнесена деятельность поднадзорных субъектов или используемые ими поднадзорные объекты. Более того, объекты низкой категории риска (6 класса опасности) вообще не подлежат плановым проверкам, а все поднадзорные объекты, которым не присвоены определенные категории риска/ классы опасности, автоматически считаются отнесенными к самым низким категориям риска/классам опасности. Следовательно, для видов надзора, которые осуществляются с применением РОП, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.
А значит, проведение таких проверок может рассматриваться как несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки – то есть грубое нарушение, влекущее признание результатов такой проверки недействительными и их отмену (подп. 1 п. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
Отметим, что в настоящее время распространено как отсутствие утвержденных чек-листов для проведения плановых проверок, так и отсутствие утвержденных критериев для определения категорий риска/ классов опасности в РОП-надзорах.
Например, такие критерии не утверждены для:
Для всех этих видов контроля и надзора, однако, применяется РОП.
Подобные правовые пробелы характерны и для видов надзора, в которых давно пора применять чек-листы. Например:
______________________________
1 С текстом постановления Правительства РФ "Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц, сельскохозяйственных товаропроизводителей к определенной категории риска для целей лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи)" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/05-17/00064604).
2 С текстом постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/05-17/00064672).
3 С текстом постановления Правительства РФ "О применении риск-ориентированного подхода при организации государственного жилищного надзора и государственного лицензионного контроля в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/12/04-17/00064568).
Документы по теме: