ВЕСТИ
ГАРАНТА
9
Без посторонней помощи -
банкротство
Поддержание
платеже-
способности должника не
должно препятствовать воз-
можности его признания
банкротом, когда цель этой
поддержки заключается не
в том, чтобы полностью рас-
считаться с кредиторами.
На это обратила внимание
СК по экономическим спо-
рам ВС РФ (определение
от 15.08.2016 № 308-ЭС16-
4658), разъяснив, что ока-
зание финансовой помощи
балансирующему на грани
банкротства не обязательно
исключает
необходимость
введения в отношении него
соответствующих процедур,
пусть даже его положение по
закону формально не дает
оснований для такого исхода.
В этой истории кредитору,
потребовавшему признать
несостоятельным предпри-
ятие, после принятия судом
его заявления была выпла-
чена часть долга, но не са-
мим должником, а третьим
лицом. Закону, по мнению
судей, само по себе это
не противоречило (ст. 313
ГК РФ). Вместе с тем один из
нюансов заключался в том,
какова была сумма этой
оплаты.
Федеральным законом от
26.10.2002 № 127-ФЗ пред-
усмотрено, что решение
вопроса о введении в от-
ношении
юридического
лица процедуры банкрот-
ства зависит, в частности,
от размера предъявленных
к нему требований (п. 2
ст. 6, п. 2 ст. 33 Закона). А по-
сле частичного погашения
задолженности
предпри-
ятия оказалось, что до уста-
новленного законодателем
для этого «обязательного
минимума» в 300 тыс. ру-
блей кредитору чуть-чуть не
хватает.
Инициировать процедуру не-
состоятельности у истца, та-
ким образом, не получилось,
и не у него одного: судьи вы-
яснили, что предприятие в
разное время точно такимже
способом отражало натиск
разных кредиторов. Каждый
раз с посторонней помощью
оно отступало на один шаг
от черты, за которой следует
банкротство, оставаясь для
него с точки зрения закона
вне досягаемости.
Коллегия
по
экономиче-
ским спорам, тем не менее,
сочла такое положение дел
более чем сомнительным.
Очевидно, что, несмотря на
все усилия «покровителей»
предприятия, раз за разом
вытаскивающих его из долго-
вой ямы, само предприятие
явно испытывает проблемы
с платежеспособностью и
ни с одним из кредиторов
до конца не рассчиталось,
подчеркнул Верховный Суд.
Кроме того, при таких обсто-
ятельствах судам следовало
рассматривать все их требо-
вания совместно.
Поскольку причиной произ-
веденных выплат, отметил
ВС РФ, отправляя дело на
новое рассмотрение, едва
ли следует называть намере-
ние должника расплатиться
с кредиторами, ей вполне
может оказаться стремление
лишить истца статуса заяви-
теля по делу о банкротстве –
и тот, в частности, не сможет
предложить
кандидатуру
временного
управляюще-
го. Действия предприятия,
таким образом, имеют при-
знаки злоупотребления пра-
вом.
Поэтому если в подобных
случаях должнику система-
тически приходят на вы-
ручку, это дает повод за-
думаться не столько о его
надежности, сколько о до-
бросовестности его и его
помощников.
ФАС России рекомендует
самоконтроль
Чтобы сократить коли-
чество нарушений анти-
монопольного
законо-
дательства,
совсем
не
обязательно реагировать
на них только ужесточе-
нием наказания, следует
из законопроекта «О вне-
сении изменений в Феде-
ральный закон «О защите
конкуренции» и Кодекс
Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях»,
опу-
бликованного Службой на
портале
regulation.gov.ru.Важную роль в этом деле
может и должна сыграть
их профилактика, чем, со-
гласно разработанным по-
правкам, и предлагается
заняться потенциальным
нарушителям.
В документе речь идет об
антимонопольном
ком-
плаенсе, или системе вну-
тренних мер обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного зако-
нодательства. По замыслу
авторов, в нее будут вклю-
чаться требования к по-
рядку проведения оценки
соответствующих рисков,
описание мер по сниже-
нию последних и по кон-
тролю за их соблюдением.
Все это хозяйствующим
субъектам советуют закре-
пить во внутренних актах,
разместив
информацию
об их применении на сво-
ем интернет-сайте и озна-
комив с ними работников.
Для организаций главное
преимущество от внедре-
ния
антимонопольного
комплаенса
заключает-
ся в том, что его наличие,
в случае привлечения к
ответственности за на-
рушение в сфере защиты
конкуренции, предлагает-
ся расценивать как смяг-
чающее
обстоятельство,
что на фоне, например,
применяемых в таких си-
туациях согласно КоАП РФ
т. н. «оборотных» штра-
фов (от 100 тыс. рублей
и выше) бесполезным не
будет. Но вопросов остает-
ся немало. Во-первых, до-
казывать в том же случае
соответствие
введенной
системы мер требовани-
ям антимонопольного за-
конодательства будет на-
рушитель, а перспективы
такого доказывания, ис-
ходя из указанных в зако-
нопроекте требований к
содержанию, подчеркнем,
корпоративных докумен-
тов, оценить невозможно.
Рассматривая зарубежную
практику комплаенса, ав-
торы в сводном отчете,
по сути, обозначают два
теоретически возможных
ориентира для внесения
определенности в этот во-
прос (сертификация кор-
поративных программ в
антимонопольных ведом-
ствах; следование про-
фильным
методическим
рекомендациям о внедре-
нии комплаенса, разрабо-
танным
международной
ассоциацией), вот только
необходимость их придер-
живаться законопроектом
не обуславливается.
При этом для госкомпаний,
ГУП, МУП, автономных уч-
реждений, обществ с до-
лей участия РФ более 50%
и ряда других организаций
внедрение антимонополь-
ного комплаенса предпо-
лагается не доброволь-
ным, а обязательным. И с
этим, в случае одобрения и
принятия законопроекта,
им предстоит справиться
уже к Новому году (а вновь
создаваемым – за шесть
месяцев) под угрозой но-
вых штрафов, предусмо-
тренных поправками.
Однако и тем, кто вправе
не спешить с введением
антимонопольного «само-
контроля», имеет смысл
подумать, стоит ли считать
его излишеством или фор-
мальностью.
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ
СОВЕТ:
Чтобы найти этот до-
кумент в системе ГАРАНТ,
введите в строку Базового
поиска:
308-ЭС16-4658
.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ