Previous Page  10 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

10

ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗАКОНОВ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЗАКОНОВ

Государственная

Дума

РФ на излете 6-го созыва

достигла рекордной за-

конодательной

произво-

дительности. За все время

работы нынешнего соста-

ва парламента в ГД было

внесено 6012 проектов

законов; принято к рас-

смотрению – 5255 из них;

после рассмотрения в трех

чтениях одобрено 1817 за-

конопроектов. Общее чис-

ло принятых актов почти

на 13% превышает анало-

гичный результат работы

5-го созыва и почти на 60%

превосходит число доку-

ментов, принятых Государ-

ственной Думой с 2003 по

2007 год. За последние 15

лет ежегодное число при-

нимаемых законов увели-

чилось почти в три раза.

Общая тенденция очевид-

на – топография правово-

го пространства постоянно

расширяется и становится

более сложной, а для под-

держки

многоуровневых

связей между законами

требуются все новые и

новые документы. В ито-

ге между сегодня и вчера

могут лежать не только

24 часа, но и 150 законов,

подписанных Президентом

РФ, как это произошло 3

июля. Всего за один летний

месяц российское законо-

дательство

пополнилось

153

новыми

федераль-

ными актами. Из них 146

документов имеют уточня-

ющий характер и коррек-

тируют уже действующие

законы. Вероятно, к концу

года итоговое число при-

нятых федеральных актов

достигнет 500, как это было

уже в 2014 и 2015 годах. В

профессиональном и ака-

демическом сообществах

на протяжении последних

лет идет активная дискус-

сия о том, как можно «раз-

грузить» правовую систему,

сделав ее прозрачнее для

субъектов правопримене-

ния; какими должны быть

законы, в которые не нуж-

но регулярно вносить кор-

ректировки; и о том, нужно

ли нам, в конечном счете,

столько законов.

Подходя к последнему во-

просу с точки зрения чи-

стой статистики, проблема

кажется очевидной. В 2015

году конгресс США при-

нял 115 общегосударствен-

ных законов, немецкий

бундестаг – 249 законов,

Государственная Дума РФ

– 477. Конечно, прямое

сравнение числа принятых

документов не учитывает

различий в государствен-

ных и правовых системах

разных стран и не может

служить

объективным

критерием качества зако-

нотворческого процесса. В

этой логике наиболее со-

вершенным законодатель-

ством обладала бы Респу-

блика Бангладеш, где за

2015 год было принято все-

го 17 законов. Тем не менее,

говоря о том, зачем нам

500 новых законов каждый

год, когда другие правовые

системы обходятся куда

меньшим числом докумен-

тов, необходимо проана-

лизировать причины зако-

нодательной активности.

Одной из них, по мнению

экспертов, является то, что

суды недостаточно активно

участвуют в формировании

принципов трактовки и

применения законов. Ю.С.

Пилипенко, президент Фе-

деральной палаты адво-

катов, в своем выступле-

нии на круглом столе XVI

Апрельской конференции

следующим образом сфор-

мулировал эту проблему:

«При некачественном из-

начально тексте закона суд

стесняется как-то истолко-

вать норму права в сочета-

нии с общими нормами, с

другими законами. Отсюда

люди вынуждены идти к за-

конодателю, нанимать лоб-

бистов, которые пишут уже

такой закон... В этом и есть

одна из причин проблемы,

почему так много у нас за-

конов».

Еще одна причина – недо-

статочный спрос на право

среди обычных граждан.

Принято считать, что люди

в России обеспокоены сво-

им благополучием, право

как часть общественной

жизни их интересует толь-

ко, когда они с ним сталки-

ваются лично, а подобное

происходит нечасто. На са-

мом деле, если просумми-

ровать количество людей,

ежегодно в той или иной

роли выступающих в уго-

ловных, административных

и гражданских процессах,

окажется, что вопросы пра-

ва затрагивают не менее

половины взрослого на-

селения России. Однако,

несмотря на это, активно

защищать свои права и

гласно озвучивать претен-

зии к действующим меха-

низмам правоприменения

люди не готовы, уводя свои

проблемы в тень и нака-

пливая негативное отно-

шение к правовой системе

и государству в целом. Это

происходит в связи с боль-

шим комплексом причин,

главной из которых явля-

ется общее представление

об избыточной сложности

законодательства и отсут-

ствии возможности исполь-

зовать его в своих интере-

сах. Без ясных сигналов от

общества государство фак-

тически единолично фор-

мирует правовую повестку,

получая очень скудную ин-

формацию о том, как ра-

ботают принятые законы.

Таким образом, процесс

доработки

нормативных

актов становится постоян-

ным, а интенсивность за-

конодательной работы все

время возрастает.

Эта ситуация не предпо-

лагает простого выхода. В

отсутствие общественной

экспертизы даже самые ре-

шительные реформы пра-

вовой системы не сделают

ее эффективнее, а законо-

дательный процесс – менее

напряженным. Справедли-

вое и разумное регулиро-

вание может возникнуть

только как результат высо-

кого спроса на право, если

правовые механизмы будут

активно

использоваться

гражданами,

коммерче-

скими структурами, всем

обществом в целом. Как

уже было сказано, этому

препятствуют избыточная

сложность и объем законо-

дательства, но как раз дан-

ную проблему призвано

решить информационное

правовое обеспечение, в

том числе система, которую

разрабатывает компания

«Гарант». Наша первооче-

редная задача не просто

собрать все документы в

единый информационный

банк, но и разложить за-

коны по полочкам, сделать

так, чтобы пользоваться

ими было удобно, а общая

правовая картина не со-

держала противоречий.

Несмотря на то что год от

года документов становит-

ся все больше и выходят

они с еще большей скоро-

стью, мы работаем в од-

ном темпе с законодатель-

ством, хотя это и бывает

непросто. Как, например,

со 153 июльскими закона-

ми. Их не только в крат-

чайший срок подключили

в систему, но и проанали-

зировали и распределили

по тематикам в специаль-

ном обзоре. Независимо

от динамики изменений

в законодательстве наши

пользователи всегда могут

рассчитывать на грамот-

ную, своевременную и пол-

ную правовую поддержку.

А мы, в свою очередь, на-

деемся, что, опираясь на

наши материалы, вы будете

свободнее ориентировать-

ся в законодательстве, ак-

тивнее использовать пра-

вовые механизмы в своих

интересах, что в конечном

итоге поможет правовой

системе работать эффек-

тивнее. И, возможно, в сле-

дующем году законов будет

меньше.

Дмитрий Николаевич,

Управление маркетинга

компании «Гарант»

АВТОР СТАТЬИ:

НОВОСТИ ГАРАНТА