Previous Page  7 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

7

ПО СТРАНИЦАМ «АКТУАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРИИ»

Привлечение к ответствен-

ности за нарушение сро-

ков представления расчета

РСВ-1 осуществляется ор-

ганом контроля (в данном

случае – ПФР) по резуль-

татам проведенных им ка-

меральных или выездных

проверок.

Основанием для уплаты

штрафа организацией явля-

ется требование, направля-

емое на основании решения

о привлечении плательщика

к ответственности, вынесен-

ного в ходе проведения кон-

трольных мероприятий.

Вместе с тем частью 4 ст. 40

Федерального закона от

24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

(далее – Закон № 212-ФЗ)

прямо установлено, что при-

влечение организации к от-

ветственности за нарушение

законодательства о страхо-

вых взносах не освобожда-

ет ее должностных лиц (при

наличии соответствующих

оснований) от администра-

тивной (в соответствии с

Кодексом об администра-

тивных правонарушениях)

или иной ответственности,

предусмотренной законода-

тельством РФ.

В свою очередь, согласно

административному

за-

конодательству

наруше-

ние установленных сроков

представления расчета по

начисленным и уплачен-

ным страховым взносам в

органы контроля за уплатой

страховых взносов влечет

наложение административ-

ного штрафа на должност-

ных лиц в размере от 300

до 500 рублей (ч. 2 ст. 15.33

КоАП РФ).

Таким образом, одновре-

менное наложение штрафа

на организацию и адми-

нистративного штрафа на

должностное лицо – руково-

дителя организации в случае

просрочки представления

организацией расчета РСВ-1

является правомерным.

Стоит отметить, что за не-

представление в установ-

ленные сроки сведений,

необходимых для осущест-

вления

индивидуального

(персонифицированного)

учета в системе ОПС, также

установлена

ответствен-

ность в виде финансовых

санкций: взыскание пяти

процентов от суммы страхо-

вых взносов, начисленной к

уплате в ПФР за последние

три месяца отчетного пери-

ода, за который не представ-

лены в установленные сроки

сведения.

Однако с 1 января 2014 года

сведения индивидуального

(персонифицированного)

учета являются неотъемле-

мой частью расчета РСВ-1.

В связи с чем, по мнению

Минтруда России, за несво-

евременное представление

объединенной отчетности

в ПФР, начиная с I квартала

2014 года, к плательщикам

страховых взносов при-

меняются только санкции,

предусмотренные ст. 46 За-

кона № 212-ФЗ. А указанные

в статье 17 Федерального

закона от 01 апреля 1996

г. № 27-ФЗ (далее – Закон

№ 27-ФЗ) штрафные санк-

ции применяются за пред-

ставление с нарушением

установленных сроков све-

дений

индивидуального

(персонифицированного)

учета за прошлые отчетные

периоды, то есть за перио-

ды до 2014 года, когда такие

сведения являлись отдель-

ной отчетностью, представ-

ляемой в ПФР.

С II квартала 2016 года

страхователи помимо еже-

квартального расчета РСВ-1

должны ежемесячно отчи-

тываться в ПФР о каждом

работающем у них лице

(включая и тех, с кем заклю-

чены договоры гражданско-

правового характера, пред-

усматривающие начисление

страховых взносов) по фор-

ме СЗВ-М.

За непредставление в уста-

новленный срок либо пред-

ставление неполных и (или)

недостоверных сведений к

страхователю применяются

финансовые санкции в раз-

мере 500 рублей в отноше-

нии каждого застрахованно-

го лица.

Все сказанное выше в отно-

шении «двойного» штрафа

на организацию и на ее ру-

ководителя применимо и к

форме 4-ФСС в случае нару-

шения сроков ее представ-

ления (ч. 3, 4 ст. 40 Закона

№ 212-ФЗ; абзац одиннадца-

тый п. 1 ст. 19 Федерального

закона от 24.07.1998 № 125-

ФЗ (далее – Закон № 125-

ФЗ); ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

За непредставление в срок

расчета по страховым взно-

сам на обязательное со-

циальное страхование на

случай временной нетру-

доспособности и в связи с

материнством (и расходам

на выплату страхового обе-

спечения по этому виду со-

циального

страхования)

предусмотрено взыскание

штрафа в соответствии с За-

коном№ 212-ФЗ, как и в слу-

чае с расчетом в ПФР.

Однако действие Закона

№ 212-ФЗ, в том числе ка-

сающееся привлечения к

ответственности за непред-

ставление отчетности по

страховым взносам, не рас-

пространяется на правоот-

ношения, связанные с исчис-

лением и уплатой страховых

взносов от НС и ПЗ.

В свою очередь, непредстав-

ление отчетности по НС и ПЗ

в установленный срок также

влечет взыскание штрафа

в размере пяти процентов

суммы страховых взносов,

начисленной к уплате за

последние три месяца от-

четного (расчетного) пери-

ода, за каждый полный или

неполный месяц со дня,

установленного для ее пред-

ставления, но не более 30

процентов указанной суммы

и не менее 1000 рублей.

Причем с 1 января 2016

года привлечение к ответ-

ственности согласно Закону

№ 125-ФЗ осуществляется в

порядке, аналогичном уста-

новленному статьями 40–43

и 45 Закона № 212-ФЗ.

До указанной даты штраф

взыскивался в порядке, ана-

логичном установленному

Налоговым кодексом для

привлечения к ответствен-

ности за налоговые право-

нарушения.

Тем не менее сказанное

всего лишь означает, что в

целях взыскания штрафа в

2016 году ФСС России дол-

жен совершить ряд дей-

ствий, порядок которых

описан в Законе № 212-ФЗ

(ранее – в Налоговом кодек-

се). Размер же взыскивае-

мого штрафа определяется

отдельно по каждому виду

обязательного социального

страхования, что подтверж-

дено разъяснениями офи-

циальных органов (письма

Минздравсоцразвития Рос-

сии от 22.02.2011 № 507-19,

ФСС России от 22.03.2010

№ 02-03-10/08-2328).

О каком-либо задвоении

штрафа в таком случае го-

ворить не приходится. Ведь

размер штрафа определяет-

ся не от совокупной суммы

взносов, отраженных в рас-

чете 4-ФСС, а отдельно по

каждому виду обязательно-

го социального страхования,

которые

администрирует

ФСС России.

С 1 января 2017 года функ-

ции по администрирова-

нию страховых взносов на

обязательное пенсионное,

социальное и медицинское

страхования возложены на

ФНС России, с этого момента

также утрачивает силу За-

кон № 212-ФЗ. Однако ПФР

и ФСС России сохраняют

контроль за правильностью

исчисления, полнотой и

своевременностью уплаты

страховых взносов, подле-

жащих уплате за периоды,

истекшие до 1 января 2017

года, а также в прежнем по-

рядке будут принимать рас-

четы (уточненные расчеты)

по страховым взносам за

указанные периоды.

Ирина Лазарева,

эксперт службыПравового

консалтинга ГАРАНТ

АВТОР СТАТЬИ:

ДВОЙНОЙ ШТРАФ ЗА ПРОСРОЧКУ

СДАЧИ ОТЧЕТОВ В ФОНДЫ