Previous Page  10 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 16 Next Page
Page Background

вести

гаранта

10

сЛУЖБА ПрАвОвОГО кОНсАЛТИНГА

сЛУжБА прАвОвОГО кОНсАЛТИНГА

Можно ли списать про­

сроченную (свыше трех

лет) кредиторскую за­

долженность перед реги­

ональным бюджетом по

сверхнормативной плате

за негативное воздействие

на окружающую среду?

Если да, начисляется ли на

сумму списания налог на

прибыль?

В бухгалтерском учете сум-

ма кредиторской задол-

женности, по которой срок

исковой давности истек,

списывается и относится

на финансовые результаты

у коммерческой организа-

ции (п. 78 Положения по ве-

дению бухгалтерского уче-

та, утв. приказом Минфина

РФ от 29.07.1998 № 34н).

Обоснованность суммы за-

долженности проверяется в

процессе инвентаризации

расчетов (ст. 11 Федераль-

ного закона от 06.12.2011

№ 402-ФЗ (далее – Закон

№ 402-ФЗ), п. 38 ПБУ 4/99,

п. 3.44, подп. «в» п. 3.48 Ме-

тодических указаний по ин-

вентаризации имущества и

финансовых обязательств,

утв. приказом Минфина РФ

от 13.06.1995 № 49).

Законодательство о бухгал-

терском учете предъявляет

определенные требования

к бухгалтерской отчетно-

сти, которая, в частности,

должна давать достовер-

ное представление о фи-

нансовом положении эко-

номического субъекта на

отчетную дату, финансовом

результате его деятельно-

сти (ч. 1 ст. 13 Закона № 402-

ФЗ, п. 6 ПБУ 4/99). Руковод-

ствуясь этим и принимая во

внимание п. 6.3.4, 6.5.3, 8.4

Концепции бухгалтерского

учета в рыночной экономи-

ке России, считаем, что при

истечении срока исковой

давности по требованиям

о взыскании рассматрива-

емой платы отраженные

в учете суммы могут быть

списаны.

В целях налогообложения в

общем случае (п. 18 ст. 250

НК РФ) внереализацион-

ным признается доход в

виде сумм кредиторской

задолженности (обязатель-

ства перед кредиторами),

списанной в связи с ис-

течением срока исковой

давности или по другим

основаниям.

Исключени-

ем (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК

РФ) являются, в частности,

суммы кредиторской за-

долженности

налогопла-

тельщика по уплате на-

логов и сборов, пеней и

штрафов перед бюджетами

разных уровней, по уплате

взносов, пеней и штрафов

перед бюджетами государ-

ственных

внебюджетных

фондов, списанных и (или)

уменьшенных иным обра-

зом в соответствии с зако-

нодательством РФ или по

решению

Правительства

РФ (см. также разъяснения

УФНС России по Краснодар-

скому краю от 10.06.2011

«Порядок списания креди-

торской задолженности»).

Плата за негативное воз-

действие на окружающую

среду (далее также – НВОС)

не является налогом, сбо-

ром или иным налого-

вым платежом (ст. 12–18.2

НК РФ); она относится к

обязательным

платежам

неналогового

характе-

ра (постановление ФАС

ЗСО от 09.02.2005 № Ф04-

350/2005(8251-А27-19)

и

подлежит зачислению в

бюджеты бюджетной си-

стемы РФ в соответствии с

бюджетным законодатель-

ством РФ (ст. 16 Федераль-

ного закона от 10.01.2002

№ 7-ФЗ).

Так, в п. 3 письма Феде-

ральной службы по эколо-

гическому,

технологиче-

скому и атомному надзору

от 28.12.2005 № СС-48/164

сообщалось, что в соот-

ветствии со ст. 2 НК РФ за-

конодательство о налогах

и сборах регулирует власт-

ные отношения по установ-

лению, введению и взима-

нию налогов и сборов в РФ

и не распространяется на

правоотношения по взима-

нию платы. В соответствии

с определением КС РФ от

10.12.2002 № 284-О плата

носит индивидуально-воз-

мездный и компенсацион-

ный характер, является не-

налоговым платежом. Об

этом же сказано в поста-

новлении Третьего ААС от

21.03.2017 № 03АП-552/17

(см. также определение

ВС РФ от 20.10.2017 № 302-

КГ17-15447).

Основания для списания

кредиторской

задолжен-

ности НК РФ не регулиру-

ются (письмо Минфина

России от 21.02.2018 № 03-

02-07/1/11093).

На наш взгляд, в отсутствие

специальных

правил

и

официальных разъяснений

к списываемой кредитор-

ской задолженности могут

быть применены общие

правила: соответствующие

суммы могут быть включе-

ны в доход при списании

вследствие невозможности

взыскания (см. также по-

становление Семнадцатого

ААС от 18.01.2007 № 17АП-

3384/06).

В решении АС Свердлов-

ской области от 22.03.2012

№ А60-47478/2011 судьи

пришли к следующим вы-

водам. Согласно право-

вой позиции Президиума

ВАС РФ, изложенной в по-

становлении от 30.03.2010

№ 16772/09, взыскание за-

долженности по неналого-

вым фискальным платежам

производится в судебном

порядке с соблюдением

общего срока исковой дав-

ности в три года (ст. 196 ГК

РФ). Учитывая это, а также

отсутствие каких-либо пра-

вовых оснований для от-

несения рассматриваемой

платы к налоговым пла-

тежам,

соответствующая

кредиторская

задолжен-

ность предприятия долж-

на учитываться в составе

внереализационных дохо-

дов в порядке п. 18 ст. 250

НК РФ. Иное толкование

указанных норм повлекло

бы необоснованное осво-

бождение хозяйствующих

субъектов, не уплативших

своевременно платежи за

НВОС, от обязанности по

увеличению своих внере-

ализационных расходов в

соответствующие налого-

вые периоды.

Согласно ч. 2 ст. 160.1 БК

РФ администратор дохо-

дов бюджета принимает

решение о признании без-

надежной к взысканию за-

долженности по платежам

в бюджет, но в данном слу-

чае идет речь о допустимо-

сти отражения в учете пла-

тельщика причитающихся

к уплате сумм. Полагаем,

что в случае истечения сро-

ка исковой давности по

требованиям о взыскании

рассматриваемой

платы

отраженные в учете суммы

могут быть списаны (поста-

новление Третьего ААС от

31.05.2017 № 03АП-1947/17)

и включены во внереализа-

ционные доходы по прави-

лам главы 25 НК РФ.

Ольга волкова,

эксперт службы Правового

консалтинга ГАРАНТ

ОТвЕТ пОДГОТОвИЛИ:

Елена Мельникова,

эксперт службы Правового

консалтинга ГАРАНТ

londondeposit

/depositphotos.com