Previous Page  14 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

14

ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ

За забытый расчет по

страховым взносам могут

наказать по старым пра-

вилам

Спустя год после передачи

налоговым органам полно-

мочий по администриро-

ванию страховых взносов

в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС и

появления в НК РФ посвя-

щенного данным взносам

раздела (Федеральные за-

коны от 3.07.2016 № 250-

ФЗ, 243-ФЗ) среди актуаль-

ных оказались связанные с

привлечением их платель-

щиков к ответственности

вопросы, споры по кото-

рым относились, по сути,

к переходному периоду:

– когда за нарушение, со-

вершенное до вступления

в силу указанных попра-

вок, наказание назнача-

лось уже после реформы.

Один из них недавно стал

предметом

рассмотре-

ния КС РФ (постановле-

ние от 17 января 2018 г.

№ 3-П).

В данном случае речь шла о

привлечении к ответствен-

ности за непредставление

в положенный срок расче-

та по начисленным и упла-

ченным страховым взно-

сам в Пенсионный фонд РФ

за периоды, истекшие до

1.01.2017 г., а именно – о

том, какая санкция подле-

жит в этом случае примене-

нию: та, что была установ-

лена ранее действовавшим

законом (то есть ч. 1 ст. 46

Федерального закона от

24.07.2009 г. № 212-ФЗ),

или та, что закреплена в

НК РФ (п. 1 ст. 119). В спо-

собах исчисления штрафа

за данное нарушение, «по-

старому» и «по-новому»,

есть различия: размеры

штрафа и в том и в другом

случае – 5%, но по преж-

нему закону о страховых

взносах эти 5% взимаются

от суммы страховых взно-

сов, начисленной к уплате

за последние три месяца

отчетного (расчетного) пе-

риода, а согласно НК РФ

– от суммы взносов, под-

лежащей уплате (доплате)

на основании расчета и не

уплаченной в установлен-

ный срок. Чем в такой си-

туации, исходя из части 2

статьи 54 Конституции РФ,

руководствоваться?

Вопрос сводился к тому,

что наказание для платель-

щика за правонарушение,

которое было совершено

до введения новых пра-

вил, могло по факту их

применения оказаться бо-

лее суровым, чем преду-

сматривалось старыми, а

единственная альтернати-

ва в такой ситуации – при-

менение

недействующе-

го закона в обеспечение

возможности реализации

принципа неужесточения

ответственности. Именно

на эту альтернативу Кон-

ституционный Суд и указал:

если деяние продолжает

до и после их введения

оставаться

противоправ-

ным и наказуемым, право-

вая норма, закрепляющая

конкретный состав соот-

ветствующего правонару-

шения и после утраты силы

законом, ее содержавшим,

по-прежнему может при-

меняться к деяниям, совер-

шенным во время действия

этого закона. Однако, под-

черкнули судьи, исключи-

тельно в том случае, если

предусмотренная

ранее

действовавшей нормой от-

ветственность мягче или

равна

ответственности,

установленной

актуаль-

ным законоположением,

и только в пределах уста-

новленного законом срока

давности привлечения к

ответственности за соот-

ветствующее

правонару-

шение.

А какое из законоположе-

ний в данных обстоятель-

ствах применять, покажет

расчет штрафа по обеим –

прежней и новой – законо-

дательным «формулам».

Жилье освобождают от

«микродольщиков»

Госдума вновь вернулась к

рассмотрению вопроса об

обороте на рынке жилья

так называемых «микро-

долей» – незначительных

по величине долей в праве

собственности,

владение

которыми дает, тем не ме-

нее, не по размеру большие

возможности их облада-

телям. К последствиям не-

добросовестных операций

с микродолями относится

появление печально извест-

ных «резиновых квартир»,

якобы способных, вопреки

здравому смыслу и проект-

ной документации, вмещать

жильцов сотнями, квартир-

ное рейдерство и т. д. А на-

вести порядок в этой сфере,

как следует из последних

законопроектов, посвящен-

ных данной теме (№ 346930-

7 и№378966-7), планируется

разными способами.

Во-первых, можно исходить

из того, что доля в праве

собственности на жилье

должна обеспечивать воз-

можность вселения, а сле-

довательно, образование

такой доли целесообразно

допускать только в случа-

ях, когда ее размер будет

не меньше учетной нормы

площади жилья (ст. 50 ЖК

РФ). Такой позиции при-

держиваются авторы за-

конопроекта № 346930-7,

отмечая, что предлагаемое

правило не должно охва-

тывать случаи, когда обра-

зование доли относится к

результатам приватизации

или наследования жилья, а

также при возникновении

права общей долевой соб-

ственности в силу закона.

Для вселения и регистрации

родственников

владель-

ца размер долей значения

иметь, в случае принятия

законопроекта, не будет, а

другому лицу с долей менее

установленной по субъекту

РФ нормы для этого, если

иных законных оснований

для его проживания в по-

мещении нет, понадобится

судебное решение о при-

знании членом семьи.

В свою очередь, авторы

другого

законопроекта

(№ 378966-7) считают, что

для решения проблемы

микродолей требуется ис-

ключить саму возможность

возникновения

такого

права у лиц, не связанных

с собственником жилья се-

мейными узами. Общая

собственность на жилое

помещение, по их мне-

нию, должна быть только

совместной, а на само жи-

лье должны будут распро-

страняться правила ГК РФ

о неделимых вещах, вслед-

ствие чего следует устано-

вить в законе требования

об обязательном отчужде-

нии посторонними долей

в квартирах и комнатах в

пользу семьи владельца

помещения. При этом если

выкупить долю сразу семья

не сможет, ее выкупит госу-

дарство, а затем предоста-

вит по договору соцнайма

с возможностью выкупа

впоследствии, в том числе в

рассрочку.

Оба законопроекта, таким

образом, хотя и касаются

разных аспектов осущест-

вления прав владельцами

микродолей,

отражают

единый подход к пробле-

ме, где оптимальным путем

защиты от злоупотребле-

ний видится закрепление

приоритета

«семейной»

собственности, что, впро-

чем, не исключает и вопро-

сы, кому он должен быть

отдан, скажем, в случае об-

разования семей на сторо-

не «микродольщиков», в

том числе в отношениях с

одиноким собственником.

Однако следует признать,

что задача породниться с

владельцем для получения

каких-либо выгод от ми-

кродоли станет, несомнен-

но, серьезным вызовом для

каждой из сторон.

ПРЕЦЕДЕНТ

ЗАКОНОПРОЕКТ