Новости и аналитика Новости Проект закона о банкротстве физических лиц могут изменить

Проект закона о банкротстве физических лиц могут изменить

Проект закона о банкротстве физических лиц могут изменить

В Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный обсуждению законопроекта № 105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"1 .

Первое чтение законопроекта состоялось больше года назад. С тех пор сроки представления поправок в ответственный комитет и его дальнейшего рассмотрения неоднократно переносились. Согласно "Примерной программе законопроектной работы Госдумы Федерального Собрания РФ в период осенней сессии 2013 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению" рассмотрение данного законопроекта было назначено на текущий декабрь. Однако есть мнения, что Госдума приступит к рассмотрению документа лишь весной 2014 года.

Несомненно, такая ситуация связана с особой значимостью законопроекта. Несколько дней назад в Совете Федерации прошел круглый стол, на котором состоялось очередное обсуждение проекта закона, направленного на урегулирование реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника. Организатором мероприятия выступил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. В работе круглого стола приняли участие директор Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Юлия Чижова, замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, финансовый омбудсмен Павел Медведев и другие эксперты. 

На круглом столе в Совете Федерации был предложен целый ряд изменений для внесения в законопроект перед рассмотрением его во втором чтении. Основные из них: 

Цитата

Цитата

Павел Медведев, финансовый омбудсмен

"У меня несколько просьб. Первая просьба – поскорее принять этот закон. Чем скорее это будет сделано, тем меньше граждан успеет впасть в отчаяние".

Фото: svpressa.ru

  1. Сделать институт финансового управляющего не факультативным, а обязательным. Данная норма позволит избежать злоупотребления, которые могут допускать должники при ведении реструктуризации долга. Помимо этого, уровень финансовой грамотности должников может быть недостаточным для того, чтобы самостоятельно надлежащим образом провести процедуру и не спровоцировать серьезные недопонимания со стороны кредиторов.
  2. Пересмотреть размер вознаграждения финансовому управляющему. "Были опасения, что высокие вознаграждения управляющему не позволят пользоваться его услугами гражданам", – сказал заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по вопросам собственности Дмитрий Плисецкий. В настоящее время проект закона определяет минимальный размер фиксированной суммы вознаграждения финансового управляющего в 10 тыс. руб. в месяц плюс проценты в случае непредставления гражданином плана реструктуризации долгов, принятия арбитражным судом решения об отказе в утверждении плана или его отмены. Дмитрий Плисецкий предлагает установить вознаграждение в размере 10 тыс. руб. единовременно плюс процент от суммы тех требований, которые будут удовлетворены, а также от стоимости реализации имущества должника. О необходимости установления фиксированного вознаграждения управляющему заявил также и Гарегин Тосунян.
  3. Увеличить сумму задолженности, которая позволит приступить к процедуре банкротства. Почти все присутствующие на круглом столе поддержали эту новеллу. "Мы в настоящее время выступаем за то, чтобы сумма задолженности для начала процедуры банкротства была увеличена с предлагаемых законопроектом 50 тыс. руб. до 300 тыс. руб.", – заявил Дмитрий Плисецкий. За сумму в 300 тыс. руб. выступил и Павел Медведев. Член Совета Федерации Олег Казаковцев предложил определить 300 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 150 тыс. руб. для физических лиц. В любом случае, увеличение суммы задолженности, которая позволит приступить к процедуре банкротства, ограничит суды от вала исковых заявлений со стороны кредиторов. По подсчетам Дмитрия Плисецкого, без внесения соответствующих изменений количество исковых заявлений данной категории в настоящий момент может превысить 1 млн.
  4. Предусмотреть порядок раскрытия информации о процедуре банкротства для заинтересованных лиц. Юлия Чижова предложила внести информацию о должнике (в том числе его паспортные данные) в единый электронный реестр. Данное нововведение облегчит поиск лица для кредитора.
  5. Установить возможность обращения взыскания на единственное жилье, если оно является избыточным. Так, если жилье явно превышает по своим характеристикам (площади, конструктивным особенностям, рыночной стоимости и т. д.) указанный уровень, то оно подлежит реализации с последующим приобретением для должника иного пригодного для проживания помещения. Данное предложение внес Павел Медведев и в дальнейшем оно было горячо поддержано всеми присутствующими. Данная новелла позволит привести законопроект о банкротстве физических лиц в соответствие с Постановлением КС РФ от 14 мая 2012 г. № 11-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова" (далее – Постановление).  

КС РФ в своем Постановлении согласился с доводами заявителей в том, что запрет на взыскание по исполнительным документам на единственное жилье применяется независимо от характеристик такого жилья. Данный запрет действует, даже когда после обращения взыскания на часть помещения доля, остающаяся в собственности должника, по площади не ниже санитарных норм. Как обосновал свою позицию КС РФ, защите подлежат не только имущественные права самого должника, но и членов его семьи, которые могут быть несовершеннолетними, престарелыми, инвалидами и т. д. В свою очередь для кредитора данное положение не может рассматриваться как чрезмерное ограничение права. Одновременно суд рекомендовал законодателю уточнить нормы и ввести критерии, которые позволяли бы определить жилье как явно превышающее по своим характеристикам указанный уровень, а также установить порядок обращения взыскания и конкретизировать перечень лиц, которые подпадают под понятие "совместно проживающие с гражданином-должником члены его семьи".

 

Ведущий круглого стола Николай Журавлев пообещал, что на первом заседании Совета Федерации в 2014 году подведет итоги обсуждения законопроекта о банкротстве физических лиц, которые наряду с материалами и предложениями, полученными в письменном виде, будут учтены и отражены в изданных рекомендациях.

 

Документы по теме:

 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Новости по теме:

Материалы по теме:

Актуальные вопросы совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) в части введения реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника