AlinaNaumova / Фотобанк Фотодженика
Капитальный ремонт образовательных учреждений производится во исполнение государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 ), реализация которой рассчитана с 2022 по 2026 год.
По заявлению Минпросвещения России, программа не ограничивается только ремонтными работами, а подразумевает масштабное развитие школ, которое включает, в том числе, закупку оборудования1 .
В рамках программы капитальный ремонт планируется провести в более, чем 7300 зданиях школ, не менее 1450 объектов в 79 регионах должны быть отремонтированы уже в 2022 году – такую статистику озвучил министр просвещения Сергей Кравцов на прошедшей на прошлой неделе конференции. Актуальные данные Минпросвещения России о ходе работ по осуществлению капитального ремонта школ и анализ основных проблем, возникающих при капитальном ремонте школ – в нашем материале.
Что подлежит ремонту в школах К работам по капитальному ремонту зданий общеобразовательных учреждений относятся работы по замене и восстановлению строительных конструкций. В ходе их происходит ремонт:
фундамента, цоколя и отмостки; кровли; потолков, межэтажных перекрытий и полов; окон, дверей (входных и внутренних) и ворот учебных зданий; входных групп, лестниц и крылец, фасадов. Также проводятся электромонтажные работы, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы.
Перечислены только некоторые примеры работ по капитальному ремонту школ – более подробный перечень регламентирован Минстроем России (Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 октября 2021 г. № 47594-ИФ/13 ).
22 июля 2022 года был запущен интерактивный проект онлайн-портала, на котором размещена карта всех школ, участвующих в программе капитального ремонта ( http://novayashkola.tilda.ws/). На данный момент на сайте проекта можно ознакомиться с новостями о ходе ремонта школ, фотографиями и видео из образовательных учреждений, участвующих в проекте. Оставлять свои комментарии могут родители, ученики и общественники, контролирующие ход капремонта и участвующие в приемке объектов. В рамках проекта будут публиковаться не только новости о программе, но и мнения экспертов. Также каждый желающий может оставить свое мнение через форму обратной связи на сайте.
Состояние капитального ремонта на сегодняшний день Около 70% школ первой волны капитального ремонта уже к 1 сентябрю 2022 года будут открыты – такие данные привела председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности ОП РФ Наталья Кравченко .
На данный момент образовательные организации также информируют общественность о ходе капитального ремонта. Директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Надежда Статура приводит следующую статистику: 51% образовательных организаций разместили актуальную информацию о ходе ремонта в своих интернет-ресурсах, а 38% школ организовали горячую линию.
Проблемы капитального ремонта школ Эксперты выделили следующие основные проблемы, возникающие при капитальном ремонте образовательных организаций:
затягивание сроков производства ремонта; затруднение общественного и родительного контроля за ходом осуществления ремонта; поставка некачественного оборудования для образовательных учреждений либо затягивание сроков его поставки; организация учебного процесса и размещения учащихся, чья школа закрыта на ремонт. Срыв срока окончания ремонта
Статистика невыполнения программ в срок на текущий момент составляет только 3% от общего числа образовательных организаций – такие данные привела Надежда Статура. Причины возникновения данных проблем могут быть связаны с недобросовестностью подрядчика, который производит капитальный ремонт. Помимо начала ремонта с опозданием, известны случаи отказа от ремонта и перенос его на 2023 год, отметил директор Института развития образования ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления" Игорь Барсуков . Однако эксперт подчеркнул, что таких случаев немного.
Как объяснил заместитель начальника Центра комплексного модерирования инфраструктуры образовательных организаций Московской области Дмитрий Шувалов , над подрядчиками зачастую не устанавливается должный контроль со стороны заказчиков. В случае нарушения сроков по вине подрядчика, с ним ведется слабая претензионная работа, которая обусловлена в том числе отсутствием специальных знаний у заказчика при работе с подрядчиком, считает эксперт.
Решение проблемы Дмитрий Шувалов видит в качественном формировании проектно-сметной и конкурсной документации, привлечение сторонних специалистов к контролю выполнения работ, отслеживание выполнения этапов капитального ремонта в соответствии с графиком выполнения работ. Родительский контроль
Другая важная проблема, выявленная в ходе реализации программы капитального ремонта школ, – затруднение осуществления контроля за сроком исполнения, в частности, со стороны родителей. Так, например, общественные наблюдатели поделились случаями возникновения конфликтных ситуаций между родителями и администрацией школы, когда наблюдательная комиссия не могла попасть на строительную площадку с целью проконтролировать исполнения работ. Более того, родители, не согласные с некоторыми аспектами выполнения капитального ремонта в школах, зачастую не могут внести свои предложения – ведь делать это можно только на стадии формирования технического задания для капитального ремонта школы.
МНЕНИЕ
Александр Заремба, член Президиума Союза отцов, член Общественной палаты Нижнего Новгорода :
"Готовые проекты капитального строительства представляют собой объекты, которые прошли конкурсный этап. Когда на конкурсном этапе происходит отбор подрядной организации, все объекты капитального строительства, конечно же, проходят экспертизу – как проектную, так и сметную. После того, как строительные объекты капитального строительства общеобразовательных учреждений прошли обе экспертизы, уже невозможно внести какие-либо изменения. Если родители захотят внести новые изменения – они снова должны по кругу проходить необходимую строительную экспертизу".
Эксперт предлагает, что именно по этой причине родительское сообщество должно принимать участие в работе по проектам ремонта школ уже на этапе формирования технического задания, когда именно родители могут высказывать пожелания с точки зрения функциональности объекта, цвета и иных дизайнерских решений, а также других конструктивных предложений. С коллегой согласен ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы ОП РФ Алексей Мельников – первоначальная деятельность общественного контроля должна реализовываться на этапе формирования технического задания. Эксперт рассчитывает, что в период всего действия программы такой подход станет всеобщей практикой.
При этом общественные наблюдатели за ходом выполнения капитального ремонта неоднократно обращали внимание на то, что в общественном и родительском совете необходимо присутствие экспертов в области строительства и ремонта. Соответствующую проблему предлагается решать созданием специального контрольного органа.
МНЕНИЕ
Инна Гориславцева, лидер общественно-политического движения "Объединение родителей" :
"Должный контроль за исполнением капитального ремонта в школах можно было бы реализовать путем создания комиссии, которая может существовать, например, при управляющем Совете школы. Если в его состав входят родители, которые обладают профессиональными знаниями в разных отраслях, то можно формировать специальную комиссию при управляющем совете. В состав целевой комиссии будут входить родители, обладающие специальными знаниями в сфере строительства.
Такое решение проблемы поможет избежать проблемы с доступом на строительную площадку. Для любого подрядчика приход большой группы людей тормозит проведение ремонтных работ, а также обостряет вопросы безопасности, соблюдение которых на строительной площадке обязательно. Такие визиты вызывает трудности в процессе согласования: на данный момент это вопрос доброй воли подрядчика, пустить или не пустить желающих. Поэтому в договорах с подрядчиками возможность такого общественного контроля должна быть предусмотрена отдельным пунктом, чтобы исключить ситуацию, когда нужно прилагать отдельные усилия для того, чтобы договориться. А любая попытка подавления этого сопротивления порождает конфликт, который возникает во взаимоотношениях у родителей со школой (в первую очередь, с директором). Поэтому я думаю, что в договорах с подрядными организациями должен появиться соответствующий пункт рекомендуемых к заключению, который должен предусматривать функцию дополнительной возможности периодического общественного контроля в составе представителей, включенных в комиссию, сформированную в школе".
Еще одна проблема общественного контроля за соблюдением исполнения ремонтных работ – отсутствие у всех заинтересованных лиц профессиональных знаний в области строительства, что мешает в отдельных случаях внести конструктивные предложения. По заявлению Игоря Барсукова, экспертное сообщество запросило сделать проект в виде чек-листа, который был бы понятен не только для профессионалов, но и для всех заинтересованных людей. Чек-лист по задумке должен осветить вопросы как для подрядчика, так и для администрации образовательной организации. Это даст уверенность в возможности контроля выполнения работ по капитального ремонта, уверен эксперт.
Но есть еще и другие интересные решения, которые предлагаются уже совместно региональным и общественным штабами, например, составление графика посещения строек родителями.
Поставка некачественного оборудования
Много проблем связано с поставкой некачественного оборудования, что напрямую влияет на срок выполнения капитального ремонта в школе. Основная проблема – изначально неправильный выбор образовательного оборудования, уверен Дмитрий Шувалов. По этой причине впоследствии заказчиком производится некорректное составление технического задания на требуемое оборудование, что эксперт связывает с отсутствием специальных знаний у самого заказчика.
Просвещение преподавательского и управленческого состава по вопросам современного оборудования эксперт считает лучшим решением соответствующей проблемы. По его мнению, для этого требуется создание площадки, на которой будет проходить их обучение, а также будет проводиться демонстрация современного образовательного оборудования. Функционирование такой площадки должно быть на основе общественного контроля и иных коммерческих организаций.
Другие проблемы
На время капитального ремонта школ их закрывают – в таком случае остро встает вопрос о том, где будут учиться учащиеся таких школ. Периодически такие проблемы создают неблагоприятные условия для учебы. В отдельных случаях дети обучались в другой школе, что вызывало много недовольства среди родителей обеих школ, и даже в здании детского сада, поделилась опытом председатель штаба родительского общественного контроля в Вологодской области Людмила Миронова .
Среди других проблем: неполное освоение бюджета, недостаточное финансирование, нехватка кадров на объекте, сложности с логистикой некоторых объектов, необходимых для проведения строительных работ, – об этом рассказала Надежда Статура. Недостаточное финансирование в некоторых случаях были обоснованы удорожанием материалов, отметил Игорь Барсуков.
По вопросам и предложениям по поводу капитального ремонта школ можно обращаться на "горячую" линию Общественной палаты РФ: kapremont@oprf.ru
_____________________________
1 Подробнее с информацией можно ознакомиться на официальном сайте Минпросвещения России. 2 Подробнее с информацией можно ознакомиться на сайте "Новая школа" (http://novayashkola.tilda.ws/).