Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На этой неделе заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Русских внес в Госдуму проект федерального закона "О государственной электронной почте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Документ посвящен установлению правовых и организационных основ государственной электронной почты (далее – ГЭП).
Речь идет о подсистеме Единого портала государственных и муниципальных услуг, предназначенной для чтения, копирования и распечатывания, а также направления и получения электронных сообщений (электронного обмена корреспонденцией) между пользователем и органами власти с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Интернет. Такой инструмент призван обеспечить обмен юридически значимыми электронными сообщениями между физлицами, юрлицами, общественными объединениями и международными организациями, с одной стороны, и органами власти всех уровней (федеральными, региональными и муниципальными), с другой стороны.
Кто и в каком объеме сможет пользоваться почтой?
В качестве пользователей ГЭП в законопроекте указаны:
Данные о пользователях ГЭП планируется заносить в единый реестр. В документе конкретизирован перечень сведений, отражаемых в нем. Для физлиц – это Ф. И. О., дата и место рождения, реквизиты паспорта, ИНН, СНИЛС, сведения о месте жительства или месте пребывания, почтовый адрес, сведения о законном представителе, опекуне и попечителе, а в случае введения в отношении физлица процедуры банкротства – сведения о финансовом управляющем. В отношении ИП – Ф. И. О., реквизиты паспорта, ИНН, СНИЛС, дата госрегистрации в качестве ИП, основной государственный регистрационный номер ИП, сведения о месте жительства в РФ, а в случае введения в отношении ИП банкротства – сведения о финансовом управляющем. В отношении юрлиц – полное и сокращенное наименование, дата регистрации записи о создании юрлица, государственный регистрационный номер записи о госрегистрации, место нахождения юрлица, ИНН, Ф. И. О. и СНИЛС лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа или руководителя коллегиального исполнительного органа юрлица, а в случае введения в отношении юрлица процедуры банкротства – сведения о временном, административном, внешнем или конкурсном управляющем.
Оговорено, что пользователи-физлица смогут сами инициировать внесение сведений о них в реестр, подав соответствующее заявление и согласие на обработку персональных данных. В свою очередь, данные в отношении юрлиц и ИП предполагается включать в единый реестр пользователей ГЭП с момента их госрегистрации, а в отношении нотариусов, адвокатов и арбитражных управляющих – с момента получения соответственно лицензии на право нотариальной деятельности, приобретения статуса адвоката, арбитражного управляющего.
Также определен перечень случаев блокировки доступа к ГЭП (то есть запрета на использование пользователем всех возможностей почты). Она возможна, в частности, по заявлению пользователя при обнаружении им несанкционированного доступа к ГЭП от его имени, нарушения конфиденциальности данных, а также в случае утраты физлицом российского гражданства, а равно с момента прекращения членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, с момента приостановления или прекращения статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса.
Согласно законопроекту с моментом внесения данных о пользователе в единый реестр будет связано предоставление ему доступа к самой ГЭП для реализации возможностей получения и отправления электронных сообщений, чтения, копирования и распечатывания полученных или отправленных электронных сообщений. В определенных случаях доступ к ГЭП смогут ограничивать возможностью чтения, копирования и распечатывания электронных сообщений без права их отправления или с ограничениями такого права.
В законопроекте прописаны особенности блокирования и предоставления ограниченного доступа к ГЭП юрлицам, особенности использования ГЭП адвокатами, арбитражными управляющими, нотариусами, специальными субъектами и лицами без гражданства, иностранцами и иностранными организациями.
Как будет организован обмен корреспонденцией?
По замыслу автора инициативы, через ГЭП будут направляться электронные сообщения. Под таковыми предлагается понимать информацию в электронной форме (предложение, заявление, жалобу, запрос или информационное сообщение), направляемую органом госвласти или органом местного самоуправления пользователю либо пользователем органу госвласти, органу местного самоуправления, иному пользователю посредством ГЭП, включая прикрепленные к сообщению файлы (при их наличии). Требованием к электронным сообщениям станет их подписание электронной подписью: усиленной квалифицированной – если сообщение направляет орган власти, обычной электронной подписью – если сообщение посылают иные пользователи. При соответствии этому требованию сообщения признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанными собственноручной подписью. В ином случае сообщения не повлекут правовых последствий.
Законопроектом урегулирован порядок обмена корреспонденцией между органом госвласти, органом местного самоуправления и пользователем. В частности, предусмотрены:
Также регламентированы правила получения и удаления электронных сообщений. Пользователям запрещено редактировать и удалять отправленные или полученные электронные сообщения. Удаление допускается только по решению суда по иску пользователя или органа власти в случае установления факта несанкционированного отправления сообщения. Оговорены сроки хранения сообщений. Например: 25 лет – для электронных сообщений о направлении судебных актов, исходящих от принявших их органов судебной власти; 10 лет – для сообщений органов госвласти и органов местного самоуправления о направлении пользователю документов, если нормативными актами не установлен более длительный срок их хранения; 15 лет – для электронных сообщений пользователей – адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов и специальных субъектов; 5 лет – для иных электронных сообщений.
***
Внедрить новый способ общения с органами власти планируется уже с 1 июля 2020 года. В случае одобрения законопроекта в течение полугода со дня вступления документа в силу официальную корреспонденцию можно будет направлять как в обычном порядке (в виде бумажных документов), так и через ГЭП. А по истечении этого периода предписано использовать только ГЭП для общения органов власти с юрлицами, ИП, адвокатами, арбитражными управляющими, нотариусами и иными пользователями.
Корреспондирующие поправки предполагается внести в Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 893620-7 "О государственной электронной почте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Документы по теме:
Читайте также:
Повышение требований к удостоверяющим центрам и другие поправки в закон об электронной подписи
Расширен функционал единого портала госуслуг