Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Кредитные организации (в том числе банки) не несут ответственности за нарушения законодательства о коллекторской деятельности по ст. 14.57 КоАП РФ. На это указал Верховный Суд РФ, рассматривая жалобу банка, оштрафованного за злостные способы давления на заемщика, задерживающего выплаты по автокредиту (Постановление Верховного Суда РФ от 18 июня 2019 г. № 49-АД19-2).
Ранее сотрудники банка "локализовали" одну из должниц банка в популярной социальной сети. Вскоре вхождение в соцсеть стало приносить автоледи одни огорчения:
Дама нажаловалась в ФССП, и это ведомство нашло обидчика по IP адресу, с которого осуществлялись такие публикации: адрес был закреплен за банком, выдавшим кредит.
ФССП составила протокол по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ (совершение кредитором действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности), суды трех инстанций согласились с квалификацией Службы. Банк был оштрафован на 20 000 руб.
Однако Верховный Суд РФ обратил внимание на следующее:
Отметим, что ФССП ранее публично выступала против описанного вектора правоприменения, в том числе заявляла о том, что кассационные жалобы по прекращенным в отношении банков делам по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ находятся на рассмотрении в Верховном Суде РФ, а их рассмотрение должно привести судебную практику к единообразию (отметим, что указанной практики ВС РФ обнаружить не удалось).
В то же время сами банки – в лице Ассоциации российских банков,– а также ЦБ РФ полностью согласны с тем, что они не могут быть привлечены по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ за те методы работы с должниками, которые запрещены Законом о коллекторской деятельности.
В частности, президент АРБ отмечает, что ФССП России вправе надзирать за деятельностью по возврату просроченной задолженности тех юридических лиц, которые осуществляют таковую в качестве своего основного вида деятельности. А для банка же возврат задолженности – это лишь один из видов деятельности, но никак не основной. Следовательно, ФССП неправомочна даже контролировать соблюдение банками "коллекторских" требований.
Аргументы ФССП сводятся к тому, что ее полномочия по составлению протоколов по ст. 14.57 КоАП РФ предоставлены ей п. 104 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ не только в отношении, собственно, "коллекторов", но и иных лиц, нарушающих права граждан при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, а указ Президента РФ от 15.12.2016 № 670 наделяет Службу полномочиями по рассмотрению обращений граждан и применению мер административной юрисдикции.
Документы по теме: