Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Сергей Запольский,
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, сопредседатель экспертного совета по гражданскому законодательству при Государственной Думе РФ, член диссертационных советов при РАП и РАГС.
При принятии Конституции 1993 года роль прокуратуры по Конституции была несколько занижена, вплоть до того, что упоминания о прокуратуре находились в главе «Судебная власть». Это было связано с тем, что высшим судебным органом по проекту Конституции 1993 года, несколько измененного после 4 октября, было высшее судебное присутствие, в которое предполагалось ввести и генерального прокурора. Сейчас это положение исправлено, и система прокуратуры нашла свое должное отражение в Конституции.
Главным вопросом законопроекта является реформа системы судов Российской Федерации. Неправильно считать, что Высший Арбитражный суд упраздняется или вливается в Верховный суд. В действительности, создается совершенно новый судебный орган вместо ныне существующий Верховного суда и Высшего Арбитражного суда. Об этом, в частности свидетельствует, что новый Верховный суд будет создаваться путем назначения 170 судей в порядке, предусмотренном федеральным законом. Это означает, что Верховный суд также упраздняется и вместо него создается новый Верховный суд. При этом формирование Верховного суда во многом будет зависеть от специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должность судей Верховного суда и специальной экзаменационной комиссии. Порядок формирования этих органов будет определяться специальным федеральным законом.
Самое важное в законопроекте – это то, что Верховный суд Российской Федерации становится высшим судебным органом по рассмотрению гражданских дел, экономических споров по уголовным, административным и иным делам, подсудным судам Российской Федерации, а также будет осуществлять деятельность по судебному надзору за деятельностью всех судов и давать разъяснения по вопросу судебной практики. Речь не идет о сложении полномочий Верховного суда и Высшего Арбитражного суда. Фактически возникает новый судебный орган, призванный обеспечить единство судебной практики и правоприменения по всем вопросам судоговорения. С практической стороны это будет способствовать ускорению рассмотрения судебных дел, поскольку исключает параллельное рассмотрение одного и того же спора судами двух видов, а также возможность использования доказательств, результатов рассмотрения одних судебных дел при продолжении судебной тяжбы в другом суде или с другим субъектным составом участников процесса.
Полагаю, что возникновение нового судебного органа позволит с наибольшей эффективностью обеспечить единообразие судебной практики и вызовет ряд других позитивных результатов.
Вместе с тем нельзя забывать, что правосудие осуществляется, прежде всего, судами первой и апелляционной инстанций. Достаточно важна роль и кассационных арбитражных судов. Какова участь всех нижестоящих судов? Об этом законопроект, к сожалению, умалчивает, так же, как и о порядке решения многих организационных, хозяйственных, финансовых вопросов, связанных с деятельностью всей судебной системы. Поэтому следует сказать, что реформа только начата и будет продолжена в виде федеральных законов и решений Правительства и других органов власти…