Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

9

«ГАРАНТ» РЕКОМЕНДУЕТ

РАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

чилась. Если по состоянию

на 31.12.2010 период ста-

бильности составлял менее

месяца только для Нало-

гового кодекса и Кодекса

Российской Федерации об

административных право-

нарушениях, то по состо-

янию на 31.07.2016 менее

месяца сделались периоды

стабильности для Земель-

ного, Лесного и Уголовно-

процессуального кодексов.

Также следует отметить, что

период стабильности умень-

шился для всех кодексов,

действующих на 31.07.2016.

Своего рода исключением

на общем фоне является Та-

моженный кодекс Таможен-

ного союза. На 31.07.2016

период стабильности дан-

ного кодекса составляет 730

дней. По-видимому, это вы-

звано сложностью процеду-

ры изменения международ-

ного документа.

Эти результаты были пред-

ставлены на обсуждение

экспертов. Дискуссия со-

стоялась 25 января 2017 г.

в Центре стратегических

разработок. В ней приняли

участие правоведы и прак-

тикующие юристы, а также

представители бизнес-ассо-

циаций.

Участники дискуссии со-

шлись на том, что растущая

нестабильность законода-

тельства – явление негатив-

ное. Во-первых, когда пра-

вилаигрыменяются каждый

день, люди не в состоянии

отследить, насколько они

выполняют установленные

законом требования. Из-за

этого падает готовность их

соблюдать. Во-вторых, по-

стоянные изменения суще-

ственно ограничивают воз-

можности

планирования

для бизнес-структур. Осо-

бенно сложно, когда новые

правила принимаются в

самом конце календарного

года, что требует спешного

пересмотра уже принятых

бизнес-планов и бюджетов

на следующий год. Анало-

гичные трудности возника-

ют, когда новые требова-

ния к отчетности вводятся

незадолго до установленно-

го периода сдачи отчетов:

после внесения поправок в

закон госорганам требуется

время на разработку новых

форм отчетности, в некото-

рых случаях они появляются

буквально за две недели до

момента подачи отчетов.

Эксперты обратили внима-

ние на связь нестабильно-

сти правового регулирова-

ния с качеством законов и

скоростью рассмотрения за-

конопроектов. По мнению

специалистов, в настоящее

время качество принима-

емых законов в целом не-

высокое. Некачественные

законы не могут адекватно

применяться и исполняться,

что вызывает потребность

в корректирующих поправ-

ках практически сразу по-

сле принятия новых норм.

Это, в свою очередь, усили-

вает общую нестабильность

регулирования.

Причина низкого качества

законов кроется в быстроте

их разработки и принятия.

Ведомства в спешке гото-

вят законопроекты, чтобы

отчитаться о выполнении

поручений

президента.

Процедуры оценки регули-

рующего воздействия не ра-

ботают, потому что экспер-

там дают очень маленький

срок для оценки законопро-

ектов: нередко заключение

предлагается подготовить

буквально за один день,

даже если речь идет о весь-

ма объемном проекте. В ре-

зультате в Думу вносятся не-

достаточно проработанные

законопроекты,

которые

становятся законами очень

быстро: зачастую они при-

нимаются в первом чтении

за один день, а на внесение

поправок отводится от од-

ного до семи дней. Факти-

чески стадия обсуждения,

на которой можно было

бы выявить и устранить не-

достатки законопроектов,

пропускается.

Бороться с нестабильно-

стью регулирования можно

с помощью моратория или

частичного ограничения на

изменение законов. Основ-

ной риск этого подхода – со-

хранение некачественных,

ошибочных норм, нанося-

щих ущерб бизнесу и граж-

данам. По мнению части

экспертов, этот риск выше,

чем риски, связанные с не-

стабильностью регулирова-

ния.

Другая

часть

экспертов

считает, что дефекты уже

принятых

норм

можно

скорректировать судебной

практикой. Поэтому вне-

сение поправок в законы

можно ограничивать.

Еще один путь связан с раз-

витием механизмов, кото-

рые могли бы отфильтро-

вывать

некачественные

законопроекты. В качестве

примера эксперты приве-

ли процедуру внесения из-

менений Гражданского ко-

декса, которая включают в

себя обязательную экспер-

тизу Совета при Президенте

Российской Федерации по

кодификации и совершен-

ствованию

гражданского

законодательства, а также

порядок

корректировки

Уголовного кодекса, для

внесения поправок в ко-

торый требуется согласие

Верховного суда. Такого

рода экспертные фильтры

можно было бы установить

для поправок в каждый ба-

зовый кодекс.

По мнению ряда экспер-

тов, наиболее действенный

способ повысить качество

принимаемых законов и

тем самым внести вклад

в повышение стабильно-

сти правового регулиро-

вания – это развитие пар-

ламентской дискуссии. В

свою очередь, чтобы она

развивалась, в парламен-

те должна быть конкурен-

ция партий и фракций. Без

конкуренции стимулы к

тщательному обсуждению

законопроектов не появят-

ся. Если же парламентская

конкуренция невозможна,

следует ввести запрет на

ускоренное рассмотрение

законопроектов вне ре-

гламента, а также придать

большой вес заключениям

Правового управления Го-

сударственной Думы, где

собраны грамотные спе-

циалисты. Некоторые экс-

перты предложили ввести

запрет на принятие зако-

нов о внесении изменений

в законы о внесении из-

менений, поскольку такая

форма законотворчества

делает невозможной оцен-

ку содержания изменений.

Помимо этого, имеет смысл

принимать меры, которые

смягчают негативные эф-

фекты, связанные с измене-

нием законов. Во-первых,

подобные эффекты могут

быть скорректированы пе-

реходными положениями к

принимаемым поправкам.

Например, такие положе-

ния могут оговаривать, что

новые правила игры не

распространяются на кон-

тракты и иные отношения,

возникшие до изменения

закона, для которых по-

прежнему будут действо-

вать старые нормы. Во-

вторых, можно изменить

правила введения в силу за-

конодательных изменений.

Сейчас срок обычно состав-

ляет десять дней. Более раз-

умное правило установлено

Налоговым кодексом, пред-

полагающим вступление в

силу новых требований с

налогового периода, следу-

ющего за периодом их при-

нятия. Похожие правила

можно распространить и на

другие отрасли права. На-

пример, ввести правило о

том, что законы, принятые

в весеннюю сессию рабо-

ты Государственной Думы,

вступают в силу не ранее 1

января следующего года, а в

осеннюю – не ранее 1 июля

следующего года. В таком

случае после принятия по-

правок и изменений у госу-

дарственных органов будет

достаточно времени на раз-

работку подзаконных актов

и адаптацию электронных

сервисов и систем, а у ком-

мерческих структур – на

корректировку бюджетов и

бизнес-планов.

Полную версию исследования

«Статистический анализ федерального законодательства»

читайте в системе ГАРАНТ.

Чтобы найти этот документ, введите в строку Базового поиска

статистический анализ законодательства