ВЕСТИ
ГАРАНТА
9
«ГАРАНТ» РЕКОМЕНДУЕТ
РАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
чилась. Если по состоянию
на 31.12.2010 период ста-
бильности составлял менее
месяца только для Нало-
гового кодекса и Кодекса
Российской Федерации об
административных право-
нарушениях, то по состо-
янию на 31.07.2016 менее
месяца сделались периоды
стабильности для Земель-
ного, Лесного и Уголовно-
процессуального кодексов.
Также следует отметить, что
период стабильности умень-
шился для всех кодексов,
действующих на 31.07.2016.
Своего рода исключением
на общем фоне является Та-
моженный кодекс Таможен-
ного союза. На 31.07.2016
период стабильности дан-
ного кодекса составляет 730
дней. По-видимому, это вы-
звано сложностью процеду-
ры изменения международ-
ного документа.
Эти результаты были пред-
ставлены на обсуждение
экспертов. Дискуссия со-
стоялась 25 января 2017 г.
в Центре стратегических
разработок. В ней приняли
участие правоведы и прак-
тикующие юристы, а также
представители бизнес-ассо-
циаций.
Участники дискуссии со-
шлись на том, что растущая
нестабильность законода-
тельства – явление негатив-
ное. Во-первых, когда пра-
вилаигрыменяются каждый
день, люди не в состоянии
отследить, насколько они
выполняют установленные
законом требования. Из-за
этого падает готовность их
соблюдать. Во-вторых, по-
стоянные изменения суще-
ственно ограничивают воз-
можности
планирования
для бизнес-структур. Осо-
бенно сложно, когда новые
правила принимаются в
самом конце календарного
года, что требует спешного
пересмотра уже принятых
бизнес-планов и бюджетов
на следующий год. Анало-
гичные трудности возника-
ют, когда новые требова-
ния к отчетности вводятся
незадолго до установленно-
го периода сдачи отчетов:
после внесения поправок в
закон госорганам требуется
время на разработку новых
форм отчетности, в некото-
рых случаях они появляются
буквально за две недели до
момента подачи отчетов.
Эксперты обратили внима-
ние на связь нестабильно-
сти правового регулирова-
ния с качеством законов и
скоростью рассмотрения за-
конопроектов. По мнению
специалистов, в настоящее
время качество принима-
емых законов в целом не-
высокое. Некачественные
законы не могут адекватно
применяться и исполняться,
что вызывает потребность
в корректирующих поправ-
ках практически сразу по-
сле принятия новых норм.
Это, в свою очередь, усили-
вает общую нестабильность
регулирования.
Причина низкого качества
законов кроется в быстроте
их разработки и принятия.
Ведомства в спешке гото-
вят законопроекты, чтобы
отчитаться о выполнении
поручений
президента.
Процедуры оценки регули-
рующего воздействия не ра-
ботают, потому что экспер-
там дают очень маленький
срок для оценки законопро-
ектов: нередко заключение
предлагается подготовить
буквально за один день,
даже если речь идет о весь-
ма объемном проекте. В ре-
зультате в Думу вносятся не-
достаточно проработанные
законопроекты,
которые
становятся законами очень
быстро: зачастую они при-
нимаются в первом чтении
за один день, а на внесение
поправок отводится от од-
ного до семи дней. Факти-
чески стадия обсуждения,
на которой можно было
бы выявить и устранить не-
достатки законопроектов,
пропускается.
Бороться с нестабильно-
стью регулирования можно
с помощью моратория или
частичного ограничения на
изменение законов. Основ-
ной риск этого подхода – со-
хранение некачественных,
ошибочных норм, нанося-
щих ущерб бизнесу и граж-
данам. По мнению части
экспертов, этот риск выше,
чем риски, связанные с не-
стабильностью регулирова-
ния.
Другая
часть
экспертов
считает, что дефекты уже
принятых
норм
можно
скорректировать судебной
практикой. Поэтому вне-
сение поправок в законы
можно ограничивать.
Еще один путь связан с раз-
витием механизмов, кото-
рые могли бы отфильтро-
вывать
некачественные
законопроекты. В качестве
примера эксперты приве-
ли процедуру внесения из-
менений Гражданского ко-
декса, которая включают в
себя обязательную экспер-
тизу Совета при Президенте
Российской Федерации по
кодификации и совершен-
ствованию
гражданского
законодательства, а также
порядок
корректировки
Уголовного кодекса, для
внесения поправок в ко-
торый требуется согласие
Верховного суда. Такого
рода экспертные фильтры
можно было бы установить
для поправок в каждый ба-
зовый кодекс.
По мнению ряда экспер-
тов, наиболее действенный
способ повысить качество
принимаемых законов и
тем самым внести вклад
в повышение стабильно-
сти правового регулиро-
вания – это развитие пар-
ламентской дискуссии. В
свою очередь, чтобы она
развивалась, в парламен-
те должна быть конкурен-
ция партий и фракций. Без
конкуренции стимулы к
тщательному обсуждению
законопроектов не появят-
ся. Если же парламентская
конкуренция невозможна,
следует ввести запрет на
ускоренное рассмотрение
законопроектов вне ре-
гламента, а также придать
большой вес заключениям
Правового управления Го-
сударственной Думы, где
собраны грамотные спе-
циалисты. Некоторые экс-
перты предложили ввести
запрет на принятие зако-
нов о внесении изменений
в законы о внесении из-
менений, поскольку такая
форма законотворчества
делает невозможной оцен-
ку содержания изменений.
Помимо этого, имеет смысл
принимать меры, которые
смягчают негативные эф-
фекты, связанные с измене-
нием законов. Во-первых,
подобные эффекты могут
быть скорректированы пе-
реходными положениями к
принимаемым поправкам.
Например, такие положе-
ния могут оговаривать, что
новые правила игры не
распространяются на кон-
тракты и иные отношения,
возникшие до изменения
закона, для которых по-
прежнему будут действо-
вать старые нормы. Во-
вторых, можно изменить
правила введения в силу за-
конодательных изменений.
Сейчас срок обычно состав-
ляет десять дней. Более раз-
умное правило установлено
Налоговым кодексом, пред-
полагающим вступление в
силу новых требований с
налогового периода, следу-
ющего за периодом их при-
нятия. Похожие правила
можно распространить и на
другие отрасли права. На-
пример, ввести правило о
том, что законы, принятые
в весеннюю сессию рабо-
ты Государственной Думы,
вступают в силу не ранее 1
января следующего года, а в
осеннюю – не ранее 1 июля
следующего года. В таком
случае после принятия по-
правок и изменений у госу-
дарственных органов будет
достаточно времени на раз-
работку подзаконных актов
и адаптацию электронных
сервисов и систем, а у ком-
мерческих структур – на
корректировку бюджетов и
бизнес-планов.
Полную версию исследования
«Статистический анализ федерального законодательства»
читайте в системе ГАРАНТ.
Чтобы найти этот документ, введите в строку Базового поиска
статистический анализ законодательства