Previous Page  14 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

14

ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ

Если сумму имущественно-

го вычета по НДФЛ нужно

вернуть: мнение КС РФ

Среди поводов, побуждаю-

щих граждан задеклариро-

вать свои доходы, особое

место занимает намерение

получить

имущественный

вычет по НДФЛ. Соответ-

ствующие льготы, по данным

официального сайта ФНС

России

( nalog.ru )

, становят-

ся все более востребован-

ными: так, в позапрошлом

году им были посвящены

2,9 млн из 8 млн деклараций

по данному налогу, а общая

сумма заявленных вычетов,

в частности в связи с приоб-

ретением объектов недви-

жимости, возросла на 25,2%

по сравнению с предшеству-

ющим периодом, достигнув

отметки в 950 млрд рублей.

Однако в свете массовости

предоставления вычетов в

связи с покупкой жилья, как

указал КС РФ в постановле-

нии от 24.03.2017 № 9-П, не-

обходима определенность в

вопросе о порядке и сроках

их возможного истребо-

вания через суд – у тех, кто

получил такую льготу без за-

конных на то оснований.

В ситуации, рассмотренной

КС РФ, в числе последних

оказались заявители, купив-

шие жилье за счет не соб-

ственных средств, а бюджет-

ных, полученных в рамках

программ

соцподдержки.

Граждане воспользовались

своим правом на вычет, хотя

поводов к этому в данном

случае с точки зрения закона

не было.

В судах образовавшуюся

«переплату» из бюджета

ФНС России взыскивала в

качестве неосновательного

обогащения, но, как ука-

зывали заявители в жало-

бе, – без всяких попыток до-

судебного урегулирования

спора и за пределами уста-

новленных НК РФ сроков

обращения в суд. Проблема

заключалась в том, что На-

логовым кодексом порядок

взыскания средств, получен-

ных налогоплательщиком в

результате неправомерного

(ошибочного) предоставле-

ния имущественного вычета,

не определен. А соответству-

ет ли тогда Основному за-

кону тот порядок (исходя из

ст. 1102 ГК РФ), что был при-

менен в спорах с получате-

лями льготы?

За отсутствием лучшего –

да, заключили судьи КС РФ.

Истребование средств вы-

чета у заявившего его лица

проблематично связать с

процедурами

налогового

контроля, сопоставив его,

например, с взысканием

недоимки: ведь платеж со-

вершается из бюджета, на

основании решения ниже-

стоящего налогового органа

о предоставлении льготы, а

«вернуть» ее означает пре-

жде всего пересмотр или

отмену такого решения вы-

шестоящим, сообразно вы-

явленным в каждом случае

причинам его вынесения.

Тем не менее требования о

возврате должны предъяв-

ляться в конкретные сроки,

в зависимости от истоков

нарушения, и в соразмер-

ном объеме. В общем случае

такой срок составляет три

года, но если вычет предо-

ставлен по ошибке налого-

вого органа, исчислять его

должно с момента принятия

неверного решения, а если

из-за противоправных дей-

ствий

налогоплательщика

(например, подделавшего

документы) – с той даты, ког-

да ФНС России об этом узна-

ла или должна была узнать.

В последнем случае одним

только возвратом суммы вы-

чета виновный может не от-

делаться.

Теперь слово за законодате-

лем.

О нормах ненормирован-

ного дня

Устранить представление о

режиме ненормированно-

го рабочего дня как о ре-

гулярных неоплачиваемых

переработках

неопреде-

ленной продолжительности

намерены

разработчики

законопроекта № 134447-7

«О внесении изменений в

статьи 101 и 119 Трудового

кодекса Российской Феде-

рации в части ограничения

использования ненормиро-

ванного рабочего дня», вне-

сенного в Госдуму. Именно

такое понимание данного

режима труда, по мнению

авторов, в настоящее время

наиболее распространено,

несмотря на наличие ого-

ворок в действующем за-

конодательстве о том, что

работающий на таких усло-

виях может быть оставлен

у станка по окончании дня

только «при необходимо-

сти» и «эпизодически» по

команде работодателя.

Застраховаться от злоупо-

треблений в такой ситуа-

ции поправками предлага-

ется за счет установления

норм пресловутой ненор-

мированности – обозна-

чив допустимый в течение

года лимит пребывания

на рабочем месте сверх

установленной продолжи-

тельности рабочего дня.

Составлять он будет 120

часов, а 121-й и все после-

дующие часы должны бу-

дут расцениваться и опла-

чиваться как сверхурочная

работа. При этом, соглас-

но положениям законо-

проекта (ст. 101 ТК РФ), на

работодателя возлагается

обязанность

обеспечить

точный учет времени, что

переработает каждый ра-

ботник.

Эти данные, в свою оче-

редь, планируется исполь-

зовать при расчете поло-

женного по ст. 119 ТК РФ

дополнительного

опла-

чиваемого отпуска, про-

должительность которого

будет определяться в диа-

пазоне от 3 до 15 календар-

ных дней – путем деления

на 8 суммы часов в преде-

лах упомянутого выше ли-

мита. На минимальный

трехдневный отпуск, как

следует из поправок, смо-

жет претендовать даже ра-

ботник, «пересидевший»

за год всего один час.

Из предлагаемых правил

предусмотрены изъятия, в

частности, для руководи-

телей, их заместителей и

главных бухгалтеров – так,

поправками

допускается

определение для них иного

порядка расчета продол-

жительности положенно-

го оплачиваемого отдыха.

Кроме того, законопроект

содержит запрет на уста-

новление ненормирован-

ного рабочего дня лицам

младше 18 лет и будущим

матерям без их письменно-

го согласия, а также всем,

кому такой режим проти-

вопоказан по состоянию

здоровья.

Ожидается, что в случае

одобрения данной иници-

ативы работодатель станет

лучше чувствовать разницу

между ненормированным

рабочим днем и сверхуроч-

ной работой, но при этом

не следует упускать из вни-

мания и возможный под-

ход к тому другой стороны

трудовых отношений – на-

пример, в виде стремления

поскорее

израсходовать

отпущенный 120-часовой

лимит на подходящих ос-

нованиях любым спосо-

бом (и наоборот), при том

что установление режима

«продленного дня» неред-

ко бывает действительно

вынужденной мерой.

Впрочем, нельзя не согла-

ситься и с мнением авторов,

что у таких работодателей,

также вынужденно, появится

повод задуматься о повыше-

нии эффективности осущест-

вляемой деятельности.

ПРЕЦЕДЕНТ

ЗАКОНОПРОЕКТ

СОВЕТ:

Чтобы найти этот до-

кумент в системе ГАРАНТ,

введите в строку Базового

поиска:

постановление 9-П

.