ВЕСТИ
ГАРАНТА
14
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
Если сумму имущественно-
го вычета по НДФЛ нужно
вернуть: мнение КС РФ
Среди поводов, побуждаю-
щих граждан задеклариро-
вать свои доходы, особое
место занимает намерение
получить
имущественный
вычет по НДФЛ. Соответ-
ствующие льготы, по данным
официального сайта ФНС
России
( nalog.ru ), становят-
ся все более востребован-
ными: так, в позапрошлом
году им были посвящены
2,9 млн из 8 млн деклараций
по данному налогу, а общая
сумма заявленных вычетов,
в частности в связи с приоб-
ретением объектов недви-
жимости, возросла на 25,2%
по сравнению с предшеству-
ющим периодом, достигнув
отметки в 950 млрд рублей.
Однако в свете массовости
предоставления вычетов в
связи с покупкой жилья, как
указал КС РФ в постановле-
нии от 24.03.2017 № 9-П, не-
обходима определенность в
вопросе о порядке и сроках
их возможного истребо-
вания через суд – у тех, кто
получил такую льготу без за-
конных на то оснований.
В ситуации, рассмотренной
КС РФ, в числе последних
оказались заявители, купив-
шие жилье за счет не соб-
ственных средств, а бюджет-
ных, полученных в рамках
программ
соцподдержки.
Граждане воспользовались
своим правом на вычет, хотя
поводов к этому в данном
случае с точки зрения закона
не было.
В судах образовавшуюся
«переплату» из бюджета
ФНС России взыскивала в
качестве неосновательного
обогащения, но, как ука-
зывали заявители в жало-
бе, – без всяких попыток до-
судебного урегулирования
спора и за пределами уста-
новленных НК РФ сроков
обращения в суд. Проблема
заключалась в том, что На-
логовым кодексом порядок
взыскания средств, получен-
ных налогоплательщиком в
результате неправомерного
(ошибочного) предоставле-
ния имущественного вычета,
не определен. А соответству-
ет ли тогда Основному за-
кону тот порядок (исходя из
ст. 1102 ГК РФ), что был при-
менен в спорах с получате-
лями льготы?
За отсутствием лучшего –
да, заключили судьи КС РФ.
Истребование средств вы-
чета у заявившего его лица
проблематично связать с
процедурами
налогового
контроля, сопоставив его,
например, с взысканием
недоимки: ведь платеж со-
вершается из бюджета, на
основании решения ниже-
стоящего налогового органа
о предоставлении льготы, а
«вернуть» ее означает пре-
жде всего пересмотр или
отмену такого решения вы-
шестоящим, сообразно вы-
явленным в каждом случае
причинам его вынесения.
Тем не менее требования о
возврате должны предъяв-
ляться в конкретные сроки,
в зависимости от истоков
нарушения, и в соразмер-
ном объеме. В общем случае
такой срок составляет три
года, но если вычет предо-
ставлен по ошибке налого-
вого органа, исчислять его
должно с момента принятия
неверного решения, а если
из-за противоправных дей-
ствий
налогоплательщика
(например, подделавшего
документы) – с той даты, ког-
да ФНС России об этом узна-
ла или должна была узнать.
В последнем случае одним
только возвратом суммы вы-
чета виновный может не от-
делаться.
Теперь слово за законодате-
лем.
О нормах ненормирован-
ного дня
Устранить представление о
режиме ненормированно-
го рабочего дня как о ре-
гулярных неоплачиваемых
переработках
неопреде-
ленной продолжительности
намерены
разработчики
законопроекта № 134447-7
«О внесении изменений в
статьи 101 и 119 Трудового
кодекса Российской Феде-
рации в части ограничения
использования ненормиро-
ванного рабочего дня», вне-
сенного в Госдуму. Именно
такое понимание данного
режима труда, по мнению
авторов, в настоящее время
наиболее распространено,
несмотря на наличие ого-
ворок в действующем за-
конодательстве о том, что
работающий на таких усло-
виях может быть оставлен
у станка по окончании дня
только «при необходимо-
сти» и «эпизодически» по
команде работодателя.
Застраховаться от злоупо-
треблений в такой ситуа-
ции поправками предлага-
ется за счет установления
норм пресловутой ненор-
мированности – обозна-
чив допустимый в течение
года лимит пребывания
на рабочем месте сверх
установленной продолжи-
тельности рабочего дня.
Составлять он будет 120
часов, а 121-й и все после-
дующие часы должны бу-
дут расцениваться и опла-
чиваться как сверхурочная
работа. При этом, соглас-
но положениям законо-
проекта (ст. 101 ТК РФ), на
работодателя возлагается
обязанность
обеспечить
точный учет времени, что
переработает каждый ра-
ботник.
Эти данные, в свою оче-
редь, планируется исполь-
зовать при расчете поло-
женного по ст. 119 ТК РФ
дополнительного
опла-
чиваемого отпуска, про-
должительность которого
будет определяться в диа-
пазоне от 3 до 15 календар-
ных дней – путем деления
на 8 суммы часов в преде-
лах упомянутого выше ли-
мита. На минимальный
трехдневный отпуск, как
следует из поправок, смо-
жет претендовать даже ра-
ботник, «пересидевший»
за год всего один час.
Из предлагаемых правил
предусмотрены изъятия, в
частности, для руководи-
телей, их заместителей и
главных бухгалтеров – так,
поправками
допускается
определение для них иного
порядка расчета продол-
жительности положенно-
го оплачиваемого отдыха.
Кроме того, законопроект
содержит запрет на уста-
новление ненормирован-
ного рабочего дня лицам
младше 18 лет и будущим
матерям без их письменно-
го согласия, а также всем,
кому такой режим проти-
вопоказан по состоянию
здоровья.
Ожидается, что в случае
одобрения данной иници-
ативы работодатель станет
лучше чувствовать разницу
между ненормированным
рабочим днем и сверхуроч-
ной работой, но при этом
не следует упускать из вни-
мания и возможный под-
ход к тому другой стороны
трудовых отношений – на-
пример, в виде стремления
поскорее
израсходовать
отпущенный 120-часовой
лимит на подходящих ос-
нованиях любым спосо-
бом (и наоборот), при том
что установление режима
«продленного дня» неред-
ко бывает действительно
вынужденной мерой.
Впрочем, нельзя не согла-
ситься и с мнением авторов,
что у таких работодателей,
также вынужденно, появится
повод задуматься о повыше-
нии эффективности осущест-
вляемой деятельности.
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ
СОВЕТ:
Чтобы найти этот до-
кумент в системе ГАРАНТ,
введите в строку Базового
поиска:
постановление 9-П
.