ВЕСТИ
ГАРАНТА
8
«ГАРАНТ» РЕКОМЕНДУЕТ
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕД
Современная
российская
правовая
система,
на-
чав формироваться в 90-е
годы, продолжает видоиз-
меняться. Для того чтобы
выявить закономерности в
развитии законодательства
Российской
Федерации,
было проведено исследо-
вание с использованием
статистических методов.
Хотя в каждом конкретном
году число принимаемых
законов может быть боль-
ше или меньше, чем в пре-
дыдущем и последующем,
статистический анализ де-
монстрирует общую тен-
денцию увеличения числа
новых законов. Во второй
половине 2000-х годов еже-
годно принимается боль-
ше законов, чем в 90-х, а в
2010-х – больше, чем в 2000-х.
При этом наблюдается кор-
реляция максимумов и ми-
нимумов количества при-
нимаемых в течение года
федеральных
законов
с
датами проведения феде-
ральных выборов (коэффи-
циент корреляции – 0,41).
Выборы
Государственной
Думы Федерального Собра-
ния Российской Федерации
влияют на рост количества
федеральных законов, при-
нимаемых в последний год
работы Госдумы очередно-
го созыва (коэффициент
корреляции – 0,24). Выбо-
ры президента влияют на
уменьшение количества за-
конов, принятых в год вы-
боров федеральных (коэф-
фициент корреляции – 0,33).
Устойчивый тренд на уве-
личение ежегодно прини-
маемых актов характерен
для всех рассмотренных
отраслей права. Исключе-
нием является только от-
расль «Международные от-
ношения», где наблюдается
незначительный тренд на
уменьшение ежегодно при-
нимаемых актов.
Динамика принятия зако-
нов, содержащих нормы
той или иной отрасли пра-
ва, как правило, индиви-
дуальна. Она подчиняется
своим собственным зако-
номерностям и не совпада-
ет с кривой, отражающей
общую динамику принятия
новых законов. Исключе-
ние составляют следующие
отрасли, динамика появле-
ния новых норм в которых
повторяет общую динамику
принятия новых законов:
«Основы
государственно-
правового
устройства»,
«Законодательство о нало-
гах и сборах», «Оборона,
воинская обязанность и
военная служба. Оружие»,
«Регулирование отдельных
видов хозяйственной де-
ятельности»,
«Уголовное,
уголовно-процессуальное,
уголовно-исполнительное
законодательство».
На отрезке от начала пе-
риода исследования до
2002–2004 гг. в большинстве
рассмотренных
отраслей
федерального
законода-
тельства преобладала зако-
нодательная политика при-
нятия новых актов. Начиная
с 2002–2004 гг. в большин-
стве рассмотренных отрас-
лей законодательства пре-
обладает законодательная
политика внесения измене-
ний в ранее принятые акты.
Исключениями из общего
правила являются следую-
щие четыре отрасли: «Меж-
дународные
отношения»,
«Налоги и сборы», «Тамо-
женное законодательство,
внешнеэкономическая дея-
тельность», «Уголовное за-
конодательство, уголовный
процесс,
уголовно-испол-
нительное
законодатель-
ство». В сфере междуна-
родных отношений на всем
протяжении
охваченного
исследованием
периода
преобладающей законода-
тельной политикой было
и остается принятие новых
актов – законов о ратифи-
кации либо присоедине-
нии, которые являются ос-
новной формой выражения
воли законодателя на вклю-
чение в правовую систе-
му Российской Федерации
международно-правовых
положений. В регулирова-
нии налогов и сборов на-
чиная с 2003 г. преобладает
законодательная политика
изменений. Однако невоз-
можно говорить о преоб-
ладании какой-либо зако-
нодательной политики в
1994–2002 гг. В таможенном
законодательстве
устой-
чивые
законодательные
политики наблюдаются в
1994–2003 гг., когда доми-
нировала политика приня-
тия новых актов, а также
на отрезках 2004–2007 гг.
и 2013–2016 гг., когда в от-
расли преобладала поли-
тика изменений. При этом
в 2008–2012 гг. устойчивой
законодательной политики
не выявлено. В уголовном,
уголовно-процессуальном и
уголовно-исполнительном
праве начиная с 2003 г. пре-
обладала законодательная
политика изменений, одна-
ко невозможно говорить о
преобладании какой-либо
законодательной политики
в 1994–2002 гг.
Внутри каждой конкретной
отрасли законодательства
смена преобладающей за-
конодательной
политики
происходит, как правило,
спустя некоторое время по-
сле принятия основного от-
раслевого закона (кодекса).
Однако срок, который про-
ходит между принятием
основного отраслевого за-
кона и установлением поли-
тики изменений, в разных
отраслях может существен-
но различаться.
Следует отметить, что в
подавляющее
большин-
ство действующих базо-
вых федеральных законов
внесены правки. Однако
для оценки стабильности
правового регулирования
значим не только факт вне-
сения поправок, но и их
общее количество и время
внесения. В ходе исследова-
ния для каждого из отрасле-
вых кодексов был вычислен
средний срок стабильно-
сти – длительность условно-
го периода, в течение кото-
рого в кодекс не вносятся
изменения.
Полученные
результаты показывают, что
большинство действующих
кодексов Российской Феде-
рации меняются чаще одно-
го раза в год.
Более того, за последние
шесть лет интенсивность
внесения поправок увели-
Наталья Ткаченко,
компания «Гарант»
АВТОР СТАТЬИ:
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализу была подвергнута генеральная совокупность «законодательные акты, при-
нятые Федеральным Собранием Российской Федерации и подписанные Президентом
РоссийскойФедерации». Исследование охватывало период с 01.01.1994 по 31.07.2016.
В качестве инструмента исследования использовалась справочная правовая система
ГАРАНТ, которая содержит все обнародованные федеральные законы, классифициро-
ванные с точностью до статьи, пункта и подпункта по общеправовому классификато-
ру отраслей законодательства. Для решения исследовательских задач использовались
аналитические функции системы ГАРАНТ, а также стандартный пакет статистических
функций, предлагаемый табличными редакторами Excel, LibreOffice Calc.
Статистические методы, позволяя зафиксировать эту динамику, не описывают ее эф-
фектов и не дают объяснения ее причинам. Чтобы восполнить этот пробел, Центр стра-
тегических разработок совместно с компанией «Гарант» собрал экспертов для обсужде-
ния выводов исследования. Результаты обсуждения также приведены в данной статье.