Previous Page  8 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

8

«ГАРАНТ» РЕКОМЕНДУЕТ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕД

Современная

российская

правовая

система,

на-

чав формироваться в 90-е

годы, продолжает видоиз-

меняться. Для того чтобы

выявить закономерности в

развитии законодательства

Российской

Федерации,

было проведено исследо-

вание с использованием

статистических методов.

Хотя в каждом конкретном

году число принимаемых

законов может быть боль-

ше или меньше, чем в пре-

дыдущем и последующем,

статистический анализ де-

монстрирует общую тен-

денцию увеличения числа

новых законов. Во второй

половине 2000-х годов еже-

годно принимается боль-

ше законов, чем в 90-х, а в

2010-х – больше, чем в 2000-х.

При этом наблюдается кор-

реляция максимумов и ми-

нимумов количества при-

нимаемых в течение года

федеральных

законов

с

датами проведения феде-

ральных выборов (коэффи-

циент корреляции – 0,41).

Выборы

Государственной

Думы Федерального Собра-

ния Российской Федерации

влияют на рост количества

федеральных законов, при-

нимаемых в последний год

работы Госдумы очередно-

го созыва (коэффициент

корреляции – 0,24). Выбо-

ры президента влияют на

уменьшение количества за-

конов, принятых в год вы-

боров федеральных (коэф-

фициент корреляции – 0,33).

Устойчивый тренд на уве-

личение ежегодно прини-

маемых актов характерен

для всех рассмотренных

отраслей права. Исключе-

нием является только от-

расль «Международные от-

ношения», где наблюдается

незначительный тренд на

уменьшение ежегодно при-

нимаемых актов.

Динамика принятия зако-

нов, содержащих нормы

той или иной отрасли пра-

ва, как правило, индиви-

дуальна. Она подчиняется

своим собственным зако-

номерностям и не совпада-

ет с кривой, отражающей

общую динамику принятия

новых законов. Исключе-

ние составляют следующие

отрасли, динамика появле-

ния новых норм в которых

повторяет общую динамику

принятия новых законов:

«Основы

государственно-

правового

устройства»,

«Законодательство о нало-

гах и сборах», «Оборона,

воинская обязанность и

военная служба. Оружие»,

«Регулирование отдельных

видов хозяйственной де-

ятельности»,

«Уголовное,

уголовно-процессуальное,

уголовно-исполнительное

законодательство».

На отрезке от начала пе-

риода исследования до

2002–2004 гг. в большинстве

рассмотренных

отраслей

федерального

законода-

тельства преобладала зако-

нодательная политика при-

нятия новых актов. Начиная

с 2002–2004 гг. в большин-

стве рассмотренных отрас-

лей законодательства пре-

обладает законодательная

политика внесения измене-

ний в ранее принятые акты.

Исключениями из общего

правила являются следую-

щие четыре отрасли: «Меж-

дународные

отношения»,

«Налоги и сборы», «Тамо-

женное законодательство,

внешнеэкономическая дея-

тельность», «Уголовное за-

конодательство, уголовный

процесс,

уголовно-испол-

нительное

законодатель-

ство». В сфере междуна-

родных отношений на всем

протяжении

охваченного

исследованием

периода

преобладающей законода-

тельной политикой было

и остается принятие новых

актов – законов о ратифи-

кации либо присоедине-

нии, которые являются ос-

новной формой выражения

воли законодателя на вклю-

чение в правовую систе-

му Российской Федерации

международно-правовых

положений. В регулирова-

нии налогов и сборов на-

чиная с 2003 г. преобладает

законодательная политика

изменений. Однако невоз-

можно говорить о преоб-

ладании какой-либо зако-

нодательной политики в

1994–2002 гг. В таможенном

законодательстве

устой-

чивые

законодательные

политики наблюдаются в

1994–2003 гг., когда доми-

нировала политика приня-

тия новых актов, а также

на отрезках 2004–2007 гг.

и 2013–2016 гг., когда в от-

расли преобладала поли-

тика изменений. При этом

в 2008–2012 гг. устойчивой

законодательной политики

не выявлено. В уголовном,

уголовно-процессуальном и

уголовно-исполнительном

праве начиная с 2003 г. пре-

обладала законодательная

политика изменений, одна-

ко невозможно говорить о

преобладании какой-либо

законодательной политики

в 1994–2002 гг.

Внутри каждой конкретной

отрасли законодательства

смена преобладающей за-

конодательной

политики

происходит, как правило,

спустя некоторое время по-

сле принятия основного от-

раслевого закона (кодекса).

Однако срок, который про-

ходит между принятием

основного отраслевого за-

кона и установлением поли-

тики изменений, в разных

отраслях может существен-

но различаться.

Следует отметить, что в

подавляющее

большин-

ство действующих базо-

вых федеральных законов

внесены правки. Однако

для оценки стабильности

правового регулирования

значим не только факт вне-

сения поправок, но и их

общее количество и время

внесения. В ходе исследова-

ния для каждого из отрасле-

вых кодексов был вычислен

средний срок стабильно-

сти – длительность условно-

го периода, в течение кото-

рого в кодекс не вносятся

изменения.

Полученные

результаты показывают, что

большинство действующих

кодексов Российской Феде-

рации меняются чаще одно-

го раза в год.

Более того, за последние

шесть лет интенсивность

внесения поправок увели-

Наталья Ткаченко,

компания «Гарант»

АВТОР СТАТЬИ:

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализу была подвергнута генеральная совокупность «законодательные акты, при-

нятые Федеральным Собранием Российской Федерации и подписанные Президентом

РоссийскойФедерации». Исследование охватывало период с 01.01.1994 по 31.07.2016.

В качестве инструмента исследования использовалась справочная правовая система

ГАРАНТ, которая содержит все обнародованные федеральные законы, классифициро-

ванные с точностью до статьи, пункта и подпункта по общеправовому классификато-

ру отраслей законодательства. Для решения исследовательских задач использовались

аналитические функции системы ГАРАНТ, а также стандартный пакет статистических

функций, предлагаемый табличными редакторами Excel, LibreOffice Calc.

Статистические методы, позволяя зафиксировать эту динамику, не описывают ее эф-

фектов и не дают объяснения ее причинам. Чтобы восполнить этот пробел, Центр стра-

тегических разработок совместно с компанией «Гарант» собрал экспертов для обсужде-

ния выводов исследования. Результаты обсуждения также приведены в данной статье.