вести
гаранта
9
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ
Под крышей цеха своего:
о налогообложении про-
изводственного оборудо-
вания
Полезные
разъяснения
для
налогоплательщиков
– производственных пред-
приятий минувшим летом
дал Верховный Суд РФ,
рассмотрев очередной на-
логовый спор, касавший-
ся обложения налогом на
имущество
организаций
производственного обору-
дования в случае его раз-
мещения в построенном
для него здании (определе-
ние СК по экономическим
спорам от 12 июля 2019 г.
№ 307-ЭС19-5241). По мне-
нию Коллегии, ни располо-
жение этого оборудования
в специально возведенном
для него производственном
помещении, ни то, что его
демонтаж повлечет прекра-
щение выпуска продукции,
для производства которой
оно приобреталось, само
по себе не дает оснований
признать его имуществом,
подлежащим налогообло-
жению.
Такими критериями руко-
водствовалась ФНС России,
доначислив
предприятию
налог на имущество, пени и
штраф из-за необоснован-
ного, с точки зрения инспек-
ции, применения им льготы
п. 25 ст. 381 НК РФ в отноше-
нии оборудования, отнесен-
ного налогоплательщиком
к движимому имуществу,
не облагаемому налогом
(транспортеры, автоматиче-
ская система пожаротуше-
ния и др.), находившегося в
здании цеха и участвовав-
шего в цикле производства
готового продукта. Сам цех,
предназначенный для одной
этой цели, полагали предста-
вители налогового органа,
следует считать одной слож-
нойнеделимойнедвижимой
вещью, ну а его содержимое,
включая учтенные предпри-
ятием как движимое иму-
щество приспособления и
машины, соответственно –
налогооблагаемой «недви-
жимостью», несмотря на то
что к учету они были приня-
ты в качестве отдельных объ-
ектов основных средств.
Позицию ФНС, подкреплен-
ную экспертными заклю-
чениями, поддержали суды
трех инстанций, исходя в
первую очередь из того, что
способ представления в уче-
те (одним или несколькими
инвентарными
объекта-
ми) никак не соотносится с
принадлежностью объекта
в целом к недвижимому
имуществу. Единый объект
недвижимости, считали су-
дьи, может быть составлен
из нескольких инвентарных
объектов, что имеет место
и в анализируемом случае:
ведь стоит изъять один из
них – и цех встанет.
Однако КЭС прислушалась к
предприятиюи велела пере-
смотреть дело, основываясь
не на функциональном на-
значении спорных объек-
тов, а на принципах их учета,
изложенных в ПБУ 6/01 «Учет
основных средств», а также
классификаторах
активов
ОК 013-2014 и ОК 013-94.
А из них, в частности, следо-
вало, что оборудование, бу-
дучи самостоятельной груп-
пой основных средств, не
может быть отнесено к зда-
ниям и сооружениям, кроме
случаев, когда является их
неотъемлемой частью и вхо-
дит в их состав (канализа-
ция, например). Если же оно
выполняет производствен-
ные функции, то учитыва-
ется отдельно от здания,
а обложение его налогом
зависит от того, в каком ка-
честве оно было принято к
учету. И то, что смонтиро-
вано оборудование было
в специально возведенном
для его работы здании, во-
все не говорит о том, что
его назначением становит-
ся обслуживание этого зда-
ния – пусть и располагается
оно под его крышей.
На пути к цифровому но-
тариату
Среди факторов, опреде-
ляющих облик российского
нотариата, приоритет дол-
жен быть отдан тенденци-
ям развития современной
цифровой среды. Именно
такое мнение отражено
во внесенном Правитель-
ством РФ в Госдуму летом,
незадолго до окончании
весенней сессии, законо-
проекте № 750699-7 «О
внесении
изменений
в
Основы законодательства
Российской Федерации о
нотариате (в части опти-
мизации
нотариальной
деятельности, повышения
востребованности нотари-
альной защиты прав граж-
дан и юридических лиц в
условиях развития циф-
рового общества)», в пер-
спективе означающем для
нотариусов и их клиентов
появление новых форм и
расширение возможностей
взаимодействия.
Взаимодействие с нотариу-
сом в случаях, когда в под-
тверждении волеизъявле-
ния лица при совершении
нотариального действия нет
необходимости, может быть
и дистанционным, то есть не
требующим от заявителя яв-
ляться в нотариальную кон-
тору лично, считают авторы.
Законопроектом
опреде-
ляется перечень таких дей-
ствий, включающий сви-
детельствование верности
перевода, принятие в депо-
зит денежных средств и цен-
ных бумаг, взыскание сумм
и истребование имущества
от должника по исполни-
тельной надписи, а также
ряд других, для совершения
которых удаленно заяви-
тель или его представитель
должны будут направлять
через ЕИС нотариата, в том
числе посредством Единого
портала госуслуг, соответ-
ствующие заявления, под-
писав их УКЭП, нотариусу.
После оплаты заказанной
таким образом услуги не
позднее чем через пять
дней заявитель получит
нотариальный
документ
либо постановление об от-
ложении
нотариального
действия или же об отказе
в его совершении. В послед-
нем случае сумма платежа в
течение десяти дней будет
возвращена.
Однако за счет ЕИС нотари-
ата, по мнению авторов за-
конопроекта, вполне может
быть обеспечена надеж-
ность электронных деловых
коммуникаций не только
между нотариусом и его
клиентом непосредственно.
Так, в законе о нотариате
предложено закрепить воз-
можность
нотариального
удостоверения сделки без
совместного
присутствия
ее сторон двумя и более но-
тариусами. Такой договор
будет считаться заключен-
ным в письменной форме
путем составления одного
документа, подписанного
сторонами, а удостоверяв-
шие его нотариусы в случае
признания этой сделки не-
действительной
отвечать
за причиненный по их вине
вред будут, по общему пра-
вилу, солидарно. Таким
образом, у контрагентов
по сделке, для которой не-
обходимо
нотариальное
удостоверение, находящих-
ся в разных концах страны,
будет выбор между путеше-
ствием к нотариусу далеко-
го партнера или посеще-
нием своего с одинаковым
результатом, но разными
объемами затрат времени
и средств. Ссылаясь на ев-
ропейский опыт, авторы
законопроекта
полагают,
что для российского бизне-
са более актуальным будет
второй вариант.
Тем не менее оценить но-
вые возможности элек-
тронного нотариата в слу-
чае принятия поправок
можно будет только год
спустя.