вести
гаранта
5
Соцвзносы
Запрет на возврат излиш-
не уплаченных страховых
взносов, разнесенных по
лицевым счетам, некон-
ституционен
Конституционный Суд РФ
по запросу ВС РФ признал
неконституционными нор-
мы (в частности, п. 6.1 ст. 78
НК РФ), которые не позво-
ляют страхователю вернуть
излишне уплаченные стра-
ховые взносы по ОПС лишь
потому, что они разнесены
по индивидуальным лице-
вым счетам граждан.
Чрезмерное ограничение
права на возврат ошибочно
уплаченных сумм нарушает
конституционные гарантии
права собственности пла-
тельщика, которые распро-
страняются и на страховые
взносы. Переплата – это
имущество страхователя, но
он лишен права им распо-
рядиться.
В законе нет положений,
которые позволяли бы за-
страхованным
гражданам
рассчитывать на назначение
будущей пенсии за счет пере-
платы, то есть по существу
за счет чужого имущества.
Следовательно, изъятие этих
денег не нарушает их прав
до тех пор, пока им не уста-
новили пенсию с учетом этой
переплаты, то есть пока не
наступил страховой случай.
Оспариваемые нормы это
не учитывают. В законода-
тельство должны быть вне-
сены соответствующие по-
правки.
Впредь до внесения в пра-
вовое регулирование из-
менений
при
решении
вопроса о возврате сумм
излишне уплаченных стра-
ховых взносов на ОПС сле-
дует исходить из недопусти-
мости ограничения такого
возврата
применительно
к страховым взносам, упла-
ченным по солидарной ча-
сти тарифа, а в отношении
конкретного застрахован-
ного лица, у которого не
наступил страховой случай
и которому страховое обе-
спечение не было установ-
лено, – также применитель-
но к страховым взносам,
уплаченным по индивиду-
альной части тарифа.
При этом данные выводы
КС РФ подлежат примене-
нию в отношении возврата
сумм излишне уплаченных
страховых взносов на ОПС,
относящихся к периодам
как до 1 января 2017 года,
так и после указанной
даты.
См. постановление Кон-
ституционного Суда РФ
от
31 октября 2019 г. № 32-П
«По делу о проверке кон-
ституционности
положе-
ний пункта 5 статьи 18,
статей 20 и 21 Федераль-
ного закона «О внесении
изменений в отдельные
законодательные акты Рос-
сийской Федерации и при-
знании утратившими силу
отдельных законодатель-
ных актов (положений за-
конодательных актов) Рос-
сийской Федерации в связи
с принятием Федерального
закона «О внесении из-
менений в части первую и
вторую Налогового кодек-
са Российской Федерации
в связи с передачей налого-
вым органам полномочий
по
администрированию
страховых взносов на обя-
зательное пенсионное, со-
циальное и медицинское
страхование», части 22
статьи 26 Федерального за-
кона «О страховых взносах
в Пенсионный фонд Рос-
сийской Федерации, Фонд
социального страхования
Российской
Федерации,
Федеральный фонд обя-
зательного медицинского
страхования» и пункта 6.1
статьи 78 Налогового ко-
декса Российской Федера-
ции в связи с запросом Вер-
ховного Суда Российской
Федерации».
НАЛОГИ И БУХУЧЕТ
Shutter_M
/depositphotos.comНалог на
имущество
Налог на имущество: кон-
кретизирован
перечень
объектов, облагаемых по
кадастровой
стоимости
с 2020 года
С 1 января 2020 года
подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ
будет действовать в новой
редакции. С нового года
по кадастровой стоимо-
сти могут облагаться жи-
лые помещения, гаражи,
машино-места,
объекты
незавершенного
строи-
тельства, а также жилые
строения, садовые дома,
хозяйственные строения
или сооружения, распо-
ложенные на земельных
участках,
предоставлен-
ных для ведения лично-
го подсобного хозяйства,
огородничества, садовод-
ства или индивидуального
жилищного строительства.
Напомним, до 31 декабря
2019 года на основании
этого подпункта по када-
стровой стоимости облага-
ются жилые дома и жилые
помещения, не учитыва-
емые на балансе в каче-
стве объектов основных
средств в порядке, уста-
новленном для ведения
бухгалтерского учета.
См.
Федеральный закон
от 28 ноября 2019 г. № 379-
ФЗ «О внесении измене-
ний в статьи 333.33 и 378.2
части второй Налогового
кодекса Российской Феде-
рации».
Разработаны
контроль-
ные соотношения к новой
декларации по налогу на
имущество
Для обновленной формы
декларации по налогу на
имущество организаций,
которая применяется с 1
января 2020 года при пред-
ставлении декларации за
2019 год, ФНС разработа-
ла контрольные соотноше-
ния ее показателей.
Контрольные
соотноше-
ния используются налого-
выми органами при про-
верках, а также служат
налогоплательщикам для
самоконтроля.
См.
письмо Федераль-
ной налоговой службы
от
15 ноября 2019 г. № БС-4-
21/23253@«Онаправлении
контрольных
соотноше-
ний показателей формы
налоговой декларации по
налогу на имущество орга-
низаций».
Какой код объекта указы-
вать в декларации по на-
логу на имущество?
За 2019 год декларация по
налогу на имущество ор-
ганизаций заполняется по
новой форме (приказ ФНС
России от 14.08.2019 № СА-
7-21/405@).
Согласно пункту 6.2 По-
рядка заполнения декла-
рации,
применяемого
начиная с представления
налоговой декларации за
2019 год (но не ранее 1 ян-
варя 2020 года), по строке
с кодом 010 указывается
код номера объекта, в от-
ношении которого запол-
няется Раздел 2.1 деклара-
ции. При этом по строке с
кодом 010 указывается:
– при наличии у объекта
недвижимого имущества
кадастрового номера, ука-
занного в ЕГРН, – код «1»;
– в случае отсутствия у объ-
екта кадастрового номера
и наличия условного но-
мера, указанного в ЕГРН, –
код «2»;
– в случае отсутствия у объ-
екта кадастрового номера
и условного номера, ука-
занных в ЕГРН, и наличия
инвентарного номера, а
также присвоенного этому
объекту адреса на терри-
тории РФ с указанием му-
ниципального образова-
ния, – код «3»;
– если у объекта нет када-
стрового и условного но-
мера, указанных в ЕГРН,
но в наличии инвентар-
ный номер без адреса, –
код «4»;
– в случае заполнения
раздела 2.1 по водному
транспортному средству –
код «5»;
– в случае заполнения раз-
дела 2.1 по воздушному
транспортному средству –
код «6».
См.
письмо Федераль-
ной налоговой службы
от
29 октября 2019 г. № БС-4-
21/22147 «О рассмотрении
обращения».