Новости и аналитика Интервью Кризис в стране. Кризис в семье. Как помочь детям? Старт конкурса проектов и программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Кризис в стране. Кризис в семье. Как помочь детям? Старт конкурса проектов и программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

26 января 2009 года в 11-00 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Председателем правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Мариной Владимировной Гордеевой.

Тема интернет-интервью: "Кризис в стране. Кризис в семье. Как помочь детям? Старт конкурса проектов и программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей Петрович (Компания "Гарант").

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашу гостью - Марину Владимировну Гордееву - председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Уважаемая Марина Владимировна, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "Кризис в стране. Кризис в семье. Как помочь детям? Старт конкурса проектов и программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создан по инициативе Владимира Путина. Соответствующий Указ подписан 26 марта 2008 года. Учредителем Фонда выступило Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Основная цель деятельности Фонда - поддержка социальных программ и проектов, направленных на решение проблем детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Приоритетные направления деятельности Фонда (разрабатывались до начала кризиса, с его наступлением актуализировались):

  • профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
  • социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления, осужденных за совершенные преступления, в том числе условно осужденных, закончивших отбывать наказание), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивной.

Особенности Фонда:

  • содействие развитию межведомственной координации решения проблем детского неблагополучия как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, выработка успешных моделей построения такой работы на местном уровне;
  • выявление, распространение и поддержка лучших практик работы;
  • продвижение программно-целевого подхода в решении задач по улучшению положения детей;
  • целенаправленное содействие инфраструктурным изменениям, необходимым для сокращения распространенности детского неблагополучия;
  • поддержка профессиональных сообществ специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Основной принцип деятельности Фонда - софинансирование программ субъектов Российской Федерации, а также программ муниципальных образований и некоммерческих организаций по направлениям работы Фонда.
29 декабря 2008 года и 15 января 2009 года Фонд объявил первые конкурсы проектов и программ. Через проведение конкурсных процедур планируется выявлять и софинансировать исполнителей в регионах. Всего в 2008-2009 гг. Фонд объявит 10 конкурсов, в результате которых будут отобраны не менее 100 проектов и ориентировочно 180 программ. Деятельность Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, весьма важна и актуальна на сегодняшний день.
В ходе интернет-интервью планируется обсудить приоритетные направления деятельности Фонда, на предстоящие годы; а также особенности поведения конкурсного отбора программ и проектов.

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Владимировна Гордеева.

К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашей уважаемой гостье.

Ведущий: Марина Владимировна, какие основные направления деятельности, цели и задачи в настоящее время стоят перед Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?

Гордеева М.В.

Гордеева М.В.: Наш Фонд был создан недавно, в марте прошлого года, по инициативе Владимира Путина. Соответствующий Указ подписан 26 марта 2008 года. Учредителем Фонда выступило Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Основная задача Фонда - оказать реальное содействие в реализации семейной и демографической политики в стране, осуществить поддержку регионов в реализации программ по профилактике семейного неблагополучия и в профилактике социального сиротства, по социальной поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и реальной помощи и социальной интеграции детей в конфликте с законом.

Ведущий: Спасибо. В марте 2009 года будет год с момента образования Фонда. Расскажите о результатах и достижениях. Каковы итоги деятельности Фонда за 2008 год?

Гордеева М.В.: Если быть более точным, то в марте вышел Указ Президента РФ, которым было поручено Правительству РФ создать данный Фонд.

Ведущий: То есть Фонд еще был не создан?

Гордеева М.В.: Фонд, как таковой, еще не возник. Реальная работа Фонда началась в октябре 2008 года. Мы очень напряженно работали до настоящего времени. Полагаю, что нам удалось сделать главное. Во-первых, Попечительским советом были сформированы и утверждены приоритетные направления деятельности Фонда, разработаны программы и проекты Фонда, которые сегодня выносятся на конкурс; разработаны критерии конкурсного отбора программ и проектов. Мы провели несколько акций совместно с иными организациями. Так, с Советом Европы мы организовали акцию против физического наказания детей. С Фондом Розума провели благотворительную акцию по сбору средств в помощь детскому дому-интернату для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде. Хотя замечу, что благотворительная деятельность не является нашей основной задачей.

Ведущий: Как Вы полагаете, изменятся ли в период кризиса приоритетные направления Фонда? Не прекратится ли в связи с этим финансирование программ и проектов?

Гордеева М.В.: Нет оснований для таких опасений. Конечно же, в период кризиса приоритетные направления деятельности Фонда не изменятся, потому что по своей сути Фонд направлен на профилактику неблагополучия и на реальную поддержку семьям, которые оказались в кризисе, в трудной жизненной ситуации. В этой связи эти внешние условия, в которых оказался мир и наша страна, скорее всего, повысят значимость этих программ для субъектов в условиях сокращения финансирования ряда программ и сокращение бюджетов в целом. Федеральная поддержка здесь будет более чем актуальна. Тем более, речь идет не только о выделении финансовых средств. Скорее, это механизм - конкурсные процедуры, софинансирование. Но в рамках программ имеется возможность в субъектах развивать новые технологии и привлекать новые кадры. Указанные программы направлены на создание новых рабочих мест, не говоря уже об оказании социальной поддержки нуждающимся.

Ведущий: Эти программы предназначены в основном для регионов?

Гордеева М.В.: Да, программы предназначены для регионов. Есть еще проекты, которые предназначены различным юридическим лицам, муниципалитетам, государственным и негосударственным организациям, НКО, работающими непосредственно с населением. А что касается финансирования, полагаю, что все мы не единожды слышали заявление руководителей страны - Президента и премьер-министра, которые говорили, что ни при каких условиях сокращать затраты на социальную поддержку населения в ближайшее время не предполагается. И более того, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, которая является Председателем Попечительского совета нашего Фонда, недавно встречалась с Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым. И он среди прочих вопросов интересовался работой Фонда и еще раз подчеркнул значимость его деятельности.

Ведущий: Взаимодействует ли Ваш Фонд с другими российскими благотворительными организациями? Если да, то с какими и по каким вопросам?

Гордеева М.В.: Я хочу сразу же расставить акценты: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации НЕ является благотворительной организацией. Безусловно, Фонд взаимодействует и будет взаимодействовать с российскими благотворительными организациями. В стране много благотворительных фондов. И эта деятельность крайне важна. Благотворительные фонды, как правило, оказывают точечную поддержку конкретной семье, конкретному человеку в решении его проблемы. Однако, многие благотворительные фонды, работающие на поле социального детского неблагополучия: сиротства, помощи детям-инвалидам и т.д., на своей деятельности уже ощутили, что мало помочь в конкретной ситуации. В стране назрела необходимость по-новому системно выстроить подобную работу, усилить профилактическую деятельность. И именно наш Фонд призван решить эту задачу, содействовать структурным изменениям в работе с детским неблагополучием, с сиротством и с помощью семьям с детьми-инвалидами. Мы видим свою задачу в системном изменении ситуации с детским неблагополучием на государственном уровне - нужно не только сегодня помогать конкретному нуждающемуся ребенку или семье, но и заниматься профилактикой, чтобы завтра не появилось десять таких нуждающихся семей или детей. Я обычно использую следующую метафору: мы все время вытираем тряпкой воду, вместо того, чтобы закрыть кран, из которого капает вода. Все-таки государству выгоднее заниматься профилактикой.

Различные виды помощи оказываются и сейчас, но ситуация в целом такова, что она никого не устраивает. Количество детей-сирот сокращается в последние два года, но если мы посмотрим количество выявляемых сирот по численности в настоящее время и в 2000 году - не так уж давно, то сегодня выявляется больше детей-сирот. И это еще при том, что детское население страны из года в год сокращается. Рождаемость несколько поднялась в последние годы, но приблизительно миллион детей убывает в год за счет, скажем так, недорождений. Поэтому крайне необходимо выстроить работу в данном направлении системно, по иному, или же с иными акцентами. Основной упор надо делать на помощь кровной семье и максимально содействовать семейному устройству детей. Очевидно, интернатная система, какая бы она ни была хорошая, как бы хорошо не были оборудованы интернаты, как бы профессионально не работали в них преподаватели, не дает возможность ребенку социализироваться и входить во взрослую жизнь уверенным в собственных силах. Живя в большом коллективе, человек лишен чувства любви к себе, персональной любви. Любить таким, какой я есть, а не за то, что я что-то сделал. А вот в коллективе так не получается. И большинство детей-сирот, страдая от недолюбви, во взрослой жизни сами становятся не совсем успешными родителями. Это также является проблемой.

Ведущий: Расскажите о наиболее ярких программах Фонда, запланированных на предстоящие годы.

Гордеева М.В.: Прежде всего, мы нацелены на реализацию проектов и программ в субъектах по изложенным выше приоритетным направлениям деятельности. Так, например, в направлении профилактики сиротства сегодня на конкурс выдвинуто 4 программы. Первая из них - "Право ребенка на семью". Это программа, которая предполагает комплексную, системную, межотраслевую, межсекторальную работу в субъекте. Если субъект готов предоставить программу, включая все составляющие, в том числе профилактику детского благополучия, профилактику отказа матерей от детей в родильных домах, подбор замещающих семей, сопровождение замещающих семей, сопровождение детей-сирот, выходящих из детских домов-интернатов во взрослую жизнь, тогда эта программа может претендовать на самую существенную финансовую поддержку со стороны Фонда - до 50 миллионов рублей в год. Продолжительность такой программы предполагается до 4 лет. Но не все субъекты сегодня готовы осуществлять такую деятельность, тем более, что софинансирование Фондом таких программ предполагается не более 30%. Такое распределение долей финансирования связано с тем, что перед Фондом не стоит задача взять на себя выполнение полномочий регионального бюджета, которое определено за субъектом. Речь идет о том, чтобы дать финансовую поддержку, способствовать продвижению программы и гарантировать продолжение после завершения софинансирования со стороны Фонда.

Другие субъектовые программы, которые уже вынесены на конкурс, носят более точечную направленность. Прежде всего, это программа "Никому не отдам". Она посвящена профилактике отказов от новорожденных в родильных домах. Если посмотреть число таких отказов на один родильный дом, то окажется, что их от 5 до 10 в год. Необходимо выстроить работу так, чтобы помочь женщинам, которые оказались в этой драматичной ситуации. Основные случаи, когда женщины отказываются от детей - это малолетство матери, собственная семья которой не оказывает поддержку; это отсутствие средств к существованию или же жилья, или и то, и другое одновременно. И, конечно, здесь необходимо взаимодействие различных служб: медицинского учреждения, служб занятости, служб социальной защиты, иных заинтересованных лиц, которые могут в большинстве случаев помочь. В тех субъектах, где взялись за эту работу, например, в Костроме, результат сразу же заметен.

Следующая программа из этого же блока - это "Новая семья". В ней идет речь о том, чтобы выстраивалась системная работа межведомственных служб по подбору и сопровождению замещающих родителей. Многие приемные родители испытывают сложности в воспитании. Не всегда они четко определяют для себя мотивы приема ребенка, что в последствии может привести к напряжению в семье. Те люди, которые готовы усыновить чужого ребенка, нуждаются не только в юридической поддержке, но и в психологической и в педагогической. Надо иметь возможность проконсультироваться, встретиться с людьми, которые уже приняли решение и занимаются воспитанием усыновленного ребенка. Кроме того, полагаю, что люди, готовые принять детей в семью, должны быть почитаемыми гражданами в стране. И создание такого общественного мнения очень важная задача.

Еще одна программа - "Лига помощи", касается проблемы лишения родительских прав. В Семейном кодексе лишение родительских прав предусмотрено как исключительная мера воздействия на родителей. В нашей же повседневной жизни лишение родительских прав стало естественной ступенью в разрешении ситуации семейного неблагополучия. Конечно, это решение суда, как правило, связано с тем, что родное окружение физически становится опасным для ребенка. Но подобная ситуация возникает не за один час, или день, или месяц. Семья приходит к этому на протяжении определенного отрезка времени. И наиболее раннее вмешательство, оказание поддержки ребенку и семье, позволяет изменить эту ситуацию. На мой взгляд, тема лишения родительских прав напрямую связана и с такой горячо обсуждаемой и спорной темой в нашей стране, как международное усыновление. Оно происходит именно потому, что в ряде европейских стран и в США практически нет лишения родительских прав. Это значит, что нет юридического статуса сироты. Если нет статуса, усыновить ребенка нельзя. В этих странах тоже есть семейное неблагополучие, но они лишь ограничивают в правах родителей, иногда вплоть до совершеннолетия ребенка. Ребенка помещают в иную среду, в фостерную семью, и ребенок растет, не теряя юридических связей с родной семьей. И, собственно говоря, там в обязательном порядке предусматривается, что приемные родители должны обеспечить право ребенка встречаться, контактировать с биологическими родителями. Ребенок, как написано в конвенции о правах ребенка, имеет право знать свою историю, свое происхождение. В нашей стране пока и тайна усыновления, и массовое лишение родительских прав - это норма жизни, которая зачастую лишает ребенка не только биологических родителей, но и родственного окружения - бабушек, дедушек, братьев и сестер. Уход в усыновляющу семью полностью прекращает возможность контактов с родственниками. Это тоже неправильно. Решению этих проблем и посвящена данная программа.

В конце января будет объявлен конкурс программ поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Программа "Путь к успеху" - это помощь родителям детей-инвалидов в обучении и трудоустройстве, потому что тема зависимости родителей, воспитывающих детей-инвалидов от пособий и выплат настолько высока, что требует каких-то существенных шагов. Речь идет не только о создании рабочих мест, и переобучении людей, но и создание условий для них, позволяющих отсутствовать дома в дневное время, то есть в это время ребенок должен получать воспитание и развитие в каких-то центрах, особых группах. Программа "Раннее вмешательство" - это технология раннего выявления отклонений в развитии младенца. Зачастую слишком поздно ставится диагноз и теряется самое важное для развития ребенка время: от рождения до года, когда организм обладает высокими компенсаторными возможностями. Следующая программа - "В кругу друзей". Это помощь семье с детьми-инвалидами в интеграции в общество.

Третий блок программ касается детей, преступивших закон. На конкурс в феврале будут вынесены две программы. Программа "Не оступись", направлена на профилактику преступности среди несовершеннолетних и реабилитацию правонарушителей. Речь идет о том, что когда ребенок взят на учет в комнату милиции, или же получил уже условное наказание, то должна проводиться социально-реабилитационная последовательность действий, потому что если этого не происходит, то не проходит немного времени, и ребенок все больше втягивается в эту преступную среду. Это же относится и к выходящим из мест лишения свободы. Если их не встречают люди, программы, общества, готовые помочь, то быстро находятся иные заинтересованные в этом молодом человеке из преступной уже группы, которые с удовольствием занимаются их воспитанием и приобщением к собственной общественно-опасной деятельности. И другая программа - "Дружественное детям правосудие". Здесь речь идет о развитии ювенальных судов. Таким образом, все программы направлены на наиболее острые, обсуждаемые и востребованные сегодня темы. Продолжительность этих программ - от 2 до 3 лет. Под эти более узко направленные субъектовые программы, которые я уже перечислила, предусмотрено софинансирование Фондом до 10 миллионов рублей в год. При этом предполагается, что деньги не могут тратиться на капитальное строительство, они могут расходоваться на развитие кадровой, материально-технической базы, разработку новых технологий, на оказание конкретной помощи и т.д.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, подробнее о начале конкурсного отбора проектов.

Гордеева М.В.: Наряду с региональными программами, существует конкурс проектов, это так называемые лучшие практики. Это конкурс для муниципалитетов, учреждений и организаций. Направления те же - профилактика социального сиротства, поддержка семей с детьми-инвалидами и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом. Отличие от программ - масштаб проектов меньше, продолжительность финансирования - 18 месяцев и размер финансирования - до двух миллионов. Конкурс проектов был объявлен нами в конце декабря прошлого года. Конкурсная документация размещена на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ. На первой страничке можно найти ссылку на наш Фонд, и информацию о конкурсной документации. Уже действует наш временный сайт: http://www.fond-detyam.ru, и на нем в разделе "Конкурсы" можно найти конкурсную документацию. Она достаточно развернута, там полностью описываются и требования, и процедуры, и какие документы необходимо представить, перечислены телефоны сотрудников, которые могут в рабочем порядке ответить на вопросы и провести консультации для заявителей. Я бы рекомендовала сначала посмотреть конкурсную документацию, а потом, может быть, уже задавать какие-то более конкретные вопросы по ней.

Ведущий: Регионы готовят свои конкурсные заявки. А кто может стать исполнителем? Есть ли какие-нибудь ограничения?

Гордеева М.В.: Ограничений здесь нет. В соисполнителях могут быть любые учреждения и организации. И, более того, если кто посмотрит на приоритетные направления нашей деятельности, то приветствуется межведомственное, межсекторальное взаимодействия. Это абсолютный приоритет, потому что здесь мы усматриваем недоиспользованный ресурс. Речь не идет о том, чтобы создать новое ведомство или новую сеть учреждений, или же вводить какую-то дорогостоящую методику. Речь идет о том, что есть разные сферы деятельности: образование, здравоохранение, социальная защита, культура, образование и т.д. Во всех этих системах есть специалисты, работающие с детьми. Есть проблема: вот всех этих "многих" необходимо собрать вместе и организовать дружную работу, чтобы милиция и соцзащита, и работники здравоохранения, сотрудники родильных домов понимали общую задачу, понимали, что это от них зависит, а не то, что это кто-то должен делать, какой-то орган опеки отвечает за все. Да нет, все участники здесь известны, и каждый должен по мере своих сил и возможностей использовать профессиональные, финансовые, организационные ресурсы для налаживания работы. Общественные объединения - более чем активные игроки на этой площадке, поэтому никак нельзя сбрасывать их со счетов.

Ведущий: Какова должна быть доля средств заявителя в бюджете проекта?

Гордеева М.В.: Я говорила о субъектовой доле, т.е. по программам. А что касается доли заявителя по проектам, то жестко норма не прописана, все зависит от вида работы и от уровня финансовой самостоятельности заявителя. Например, общественные учреждения, о которых мы упоминали, не имеют постоянных источников финансирования - и это особая тема. Если это государственные учреждения - это другая тема, поэтому все заявки будут рассматриваться индивидуально.

Ведущий: Планируется ли создание региональных отделений Фонда?

Гордеева М.В.: В Уставе предусмотрена возможность создания региональных отделений, однако на данном этапе Фонд еще не готов к этому. В настоящее время мы ищем партнеров, фонды, которые работают в субъектах. И пытаемся определить наиболее оптимальные пути взаимодействия. Один из региональных фондов, с которым мы сотрудничаем, действует в Республики Саха (Якутия). Он называется "Фонд поддержки будущих поколений". Мы планируем в начале февраля провести презентацию деятельности Фонда в Москве, заключить соглашения с этим Фондом о сотрудничестве, и приглашаем иные организации, заинтересованные в совместной работе, к разговору.

Мы знакомимся с различными фондами, существующими в России. Например, на прошлой неделе прошла встреча с фондами "Дорога к дому" и "Виктория", которые обладают очень интересным опытом, и обсудили с ними дальнейшее взаимодействие.

Ведущий: Может ли регион подать несколько конкурсных заявок?

Гордеева М.В.: Может, но только по разным номинациям. В одной номинации может быть только одна заявка региона.

Ведущий: Департамент соцразвития Кировской области спрашивает: наш регион дотационный, учитывается ли этот аспект при софинансировании программ и проектов?

Гордеева М.В.: Принципы деятельности Фонда в общем нами уже были обозначены. Здесь вопрос идет о готовности субъекта проводить ту или иную работу. Вопросы софинансирования решаются в зависимости от того, что предлагает регион. Я знаю, что в Кировской области, несмотря на дотационность, достаточно сильный потенциал в социальной защите, во всяком случае, и у них есть практики и в ювенальных технологиях. Там не суд, а именно сопровождение детей, выходящих из мест лишения свободы. Программа реализовывалась, и я думаю, что они ее обязательно должны продолжать. Вопрос софинансирования, исходя из бюджетной обеспеченности, относится не к нашей некоммерческой организации, хотя и финансируемой из федерального бюджета

Ведущий: Насколько зависит успешность проекта от размера и охвата целевой группы? Например, если проект апробируется на небольшом количестве участников - до 300 человек?

Гордеева М.В.: Эта тема звучала в наших обсуждениях с коллегами, которые работают в некоммерческих организациях, общественных организациях. Все они говорили о том, что крайне важно поддерживать лучшие практики, которые имеют перспективу быть ретранслированными, тиражированными, то есть применимыми другими. Имеется, конечно, интерес к уникальным ситуациям. Наверное, это тоже важно, но, вообще-то, в нашем случае, мы делаем основной акцент на той работе, которая может продвигаться дальше. И, отбирая проекты, мы, безусловно, смотрим на это. И вторая тема: почему мы выбрали лучшие проекты и лучшие программы субъектов? Да потому что сегодня субъекты по тем темам, которые мы обсуждаем, должны задать новый алгоритм деятельности, выстроить инфраструктуру, которая может наполняться инициативами общественных некоммерческих организаций. Перед нами поставлена задача понудить, помочь, подвигнуть субъекты выстраивать системную деятельность в этом направлении. И здесь мы, говоря о субъектах, ведем речь не об одной практике. Мы говорим о том, чтобы возникала не только технология, но и проглядывался механизм управления процессом, и понимание, как это выглядит на подведомственной территории, чтобы работа велась системно и повсеместно, а не только в одном, выбранном, удачном месте. Именно поэтому, обращаясь к субъектам, мы не можем удовлетвориться предложением деятельности какого-то одного учреждения, в каком-то одном муниципалитете. Речь идет не только о технологии, еще раз повторяю, а о системе управления и целеполагания в этом субъекте и привлечении самых разнообразных ресурсов и различных служб. А что касается практик учреждений, то 300 человек - это не так уж и мало

Ведущий: Следующий вопрос пришел от Министерства образования Оренбургской области. Будет ли Фонд поддерживать проекты по созданию социальных гостиниц для несовершеннолетних и лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вернулись из мест лишения свободы или отслужили в армии?

Гордеева М.В.: Почему бы и нет? Наверное, неплохая идея, только надо посмотреть, чем она содержательно наполняется. Если будут заявки от регионов, то мы конечно же рассмотрим их.

Ведущий: Марина Владимировна, что следует понимать под определением "сложная жизненная ситуация", описано ли это где-либо?

Гордеева М.В.: В Законе об основных гарантиях прав ребенка определено, что ребенок в трудной жизненной ситуации - это ребенок-сирота, ребенок-инвалид, ребенок, воспитывающийся в семье, где родители - инвалиды, или беженцы, или безработные. Ребенок, преступивший закон, попавший в чрезвычайные ситуации, внешние природные катаклизмы. Данный список не закрыт и это правильно, т.к. все зависит от конкретного случая, каждой конкретной территории, или же в муниципального образования.

Ведущий: Выпускники детских домов сами часто оставляют детей и лишаются родительских прав. Какие меры могли бы предотвратить эту ситуацию?

Гордеева М.В.: Действительно, мало кому из выросших сирот удается создать крепкую семью, стать ответственными родителями и вообще успешно социально адаптироваться в обществе. В некоторых детских домах воспитываются уже внуки бывших воспитанников. Прежде всего это связано с тем, что у них нет опыта проживания в семье, нет опыта взаимоотношений. Они не видят, как мама и папа общаются между собой, как они общаются с детьми. Они, наконец, просто недолюбленные дети, которые выросли с ощущением, что они никому не нужны - мама оставила их в роддоме, или бросила на улице, или ее лишили родительских прав. Дети, которых не любили, не умеют любить сами. Нужно прервать эту цепочку.

Мы уже немного говорили по этой теме. Мера одна: человек должен знать, уметь и чувствовать, как жить в семье, а это можно постичь только воспитываясь или в кровной семье, или в замещающей семье, понимать, как решать конфликтные ситуации не силовым путем, понимать, как обустраивать жизнь в семье. В одной из публикаций в "Известиях" журналист обратил внимание, что в ряде случаев сегодня детские дома очень неплохо обеспечены бытовой техникой, детям делают подарки: одежда, телевизоры, иные индивидуальные технические средства. Когда это происходит в семье, ребенок видит, откуда все это берется. В детском доме этого не видно. Поэтому когда ребенок вырастает и выходит во взрослую жизнь, подарков в таком количестве ему уже не дарят и начинается иная проблема: я привык, где взять. Такая тема тоже сегодня обсуждается. На самом деле семейная жизнь вовсе не проще, чем интернатная, но она просто больше готовит человека к будущей взрослой жизни. Трудно в учении, легко в бою. Поэтому, на наш взгляд, перспектива удачной семьи для детей из детского дома - это все-таки наличие их собственного семейного опыта. Необходимо максимально поддерживать кровную семью, чтобы она не отказывалась от ребенка, их действия не повлекли за собой лишение родительских прав, и, конечно же, надлежит использовать любые возможности для семейного устройства.

Ведущий: Следующий вопрос. Прогнозируете ли Вы увеличение количества сирот и рост детской преступности в связи с экономическим кризисом?

Гордеева М.В.: Я думаю, что такая тема может звучать. Хотя, конечно, асоциальные группы населения, бросающие своих детей, лишенные родительских прав, имеются в любой экономической ситуации. Но кризис, безусловно, провоцирует семейные трагедии. Родители заняты проблемами выживания семьи, поиском работы, зарабатыванием денег. Меньше времени уделяется детям, воспитанию, общению. И коллеги, с которыми мы встречались на конференции в декабре 2008 года в Москве, отмечали, что уже сейчас они видят, насколько увеличилось число беспризорных и безнадзорных детей на улице, что также же ведет и к сиротству, и к росту детской преступности. Поэтому активные программы поддержки детей и семей сегодня более чем актуальны.

Ведущий: Вы немножко затронули вопрос о ювенальной юстиции. Расскажите, насколько развита ювенальная юстиция в нашей стране.

Гордеева М.В.: Тема эта достаточно новая. Разрабатывается в последние десять лет. Хотя, собственно специальное правосудие, учитывающее особенности личности ребенка в нашей стране существует. Это и специальные процедуры рассмотрения дел, специализация судей, специальные заведения отбывания наказаний и т.д. Сказать, что у нас нет ювенальных судов, или же судопроизводства, нельзя. Однако, в международной практике под ювенальной юстицией понимается связь судебных процедур с социозащитными мероприятиями. То есть нацеленность рассмотрения судебных дел с перспективой социальной интеграции или с учетом социального окружения ребенка. И в этой связи в нашей стране в последние годы происходили положительные перемены. Например, в ряде субъектов Российской Федерации, например, в Ростовской области, ведется пилотный проект по созданию специализированного суда, имея в виду не только наличие специализации судей, а само здание, атмосферу судопроизводства. Она отличается от взрослого суда. В Саратовской области заключен тройственный договор между судом, соцзащитой и органами юстиции по подключению социальных работников к деятельности суда. Социальные работники командируются социальной защитой в рамках этого договора или приписываются к суду и оказывают поддержку в рассмотрении обстоятельств дела и особенностей проживания ребенка. И эту практику надо, безусловно, продолжать. Восстановительное правосудие, оно перспективно, прежде всего, применительно к детям. И мы готовы содействовать этому процессу.

Ведущий: Большое спасибо.

Читать ГАРАНТ.РУ в и