Новости и аналитика Интервью Создание федеральных университетов: законодательный аспект

Создание федеральных университетов: законодательный аспект

07 октября 2008 года в 11 часов в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью статс-секретаря – заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Сентюрина Юрия Петровича.

Тема интернет-интервью: "Создание федеральных университетов: законодательный аспект".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-интервью: Головатюк Ольга Сергеевна (Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя – Сентюрина Юрия Петровича, статс-секретаря – заместителя Министра образования и науки Российской Федерации.

Уважаемый Юрий Петрович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

7 мая 2008 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым подписан Указ N 716 "О федеральных университетах", предусматривающий создание сети федеральных университетов, которая будет включать в себя от 16 до 20 учреждений высшего профессионального образования в разных регионах страны.

"Федеральные университеты – это новая модель высшей школы, построенная на интеграции науки, производства и образования, – сказал Дмитрий Медведев. – Важнейшие вопросы, стоящие перед университетами, – несомненно, повышение качества образования и создание специальных фондов целевого капитала".

Опыт реализации модели федерального университета в рамках приоритетного национального проекта "Образование" по созданию Сибирского и Южного федеральных университетов показал, что без внесения изменений в действующем законодательстве в области образования затруднено решение многих вопросов в деятельности образовательных учреждений такого вида.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов", определяющий организационно-правовые формы федеральных университетов, особенности управления ими и формирования образовательных программ. Федеральные университеты получат дополнительные свободы и права. В частности, в соответствии с законопроектом федеральные университеты смогут реализовывать образовательные программы, разработанные на основе собственных стандартов и требований. Кроме того, им будет дано право подтверждать присвоение ученых степеней. Сейчас такое право имеет только Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки. Федеральные университеты будут создаваться в форме автономных учреждений. Они получат возможность учреждать ООО и ЗАО для реализации научных разработок университета. Решение о создании федерального университета будет приниматься Президентом РФ.

Процесс создания федеральных университетов предполагает внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения в системе российского образования наряду с университетами, академиями и институтами нового вида высших учебных заведений – "федеральный университет", Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части урегулирования вопросов сотрудничества и координации деятельности научных организаций с образовательными учреждениями высшего профессионального образования и другие законодательные акты.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить причины создания федеральных университетов, цели и задачи, которые стоят перед ними, а также необходимые для успешного и эффективного функционирования федеральных университетов изменения в современном законодательстве Российской Федерации об образовании.

На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответит статс-секретарь – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Сентюрин Юрий Петрович.

К моменту начала интернет-интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущая: Первый блок вопросов касается целей и задач создания федеральных университетов. Расскажите, пожалуйста, о целях создания в России федеральных университетов, их миссии, стратегических задачах. Каких значимых результатов удалось добиться с момента создания Южного и Сибирского федеральных университетов? Как Вы относитесь к идее их создания? Какие проблемы в настоящее время существуют в вузовской среде, и можно ли будет их решить благодаря созданию федеральных университетов?

Сентюрин Ю.П.: Большое спасибо. Я хотел бы поприветствовать всех участников нашей сегодняшней пресс-конференции. В Указе Президента РФ, изданном в день его инаугурации 7 мая 2008 года, необходимость создания сети федеральных университетов была продиктована потребностью, которая существует в кадровом обеспечении геополитического и инновационного развития страны, отдельных российских регионов и отдельных инвестиционных проектов. Необходимо внесение изменений в развитие высшего профессионального образования, включение нашего государства в интеграционные процессы, которые протекают в международно-образовательной среде, а также позиционирование российских образовательных услуг в качественном экспортном исполнении. Совокупность всех этих обстоятельств и потребностей привела к осознанию необходимости создания сети образовательных учреждений нового типа - федеральных университетов. Элемент новизны заключается в следующем. Федеральный университет - это образовательное учреждение, интегрирующее образование и науку, имеющее собственную программу развития. Кстати, программа развития является не внутренним делом коллектива, а документом, который вбирает в себя основные приоритеты в стратегии и тактике. И эти приоритеты должны быть рассмотрены и одобрены на уровне Правительства РФ. С появлением федерального университета в том или ином регионе многие практики и политики связывают возможности дополнительного развития этого региона. Здесь должна быть большая доля участия и влияния со стороны региональных законодательных и исполнительных властей отдельных субъектов РФ. В своих планах социально-экономического развития регионы могут и должны опираться на серьезное кадровое обеспечение. Совокупность всех вышеперечисленных указанных обстоятельств позволяет объединить в понятие "федеральный университет" усилия разных уровней власти, чего в стандартном университете не наблюдается; объединить стремления местных и федеральных властей к приоритетному развитию отдельных регионов РФ, а также объединить ресурсы на направлениях, которые могут дать в ближайшей перспективе очень мощную отдачу, через предоставление качественной образовательной услуги. Эти процессы сопровождаются не только набором моральных стимулов, но и, безусловно, материальной стимуляцией. Программы, которые будут предоставлять федеральные университеты, должны поддерживаться соответствующим финансовым обеспечением. И в этом смысле данное образовательное учреждение получит определенный приоритет. В совокупности это позволит добиться той цели, которая сегодня обозначена, как главная перед всей образовательной системой РФ – это качественное, доступное образование для наших граждан и иностранных абитуриентов, желающих поучиться в России. Это возможность сделать территорию страны соответствующей современным требованиям с точки зрения образовательной инфраструктуры. Это позволяет активно присутствовать в международном, глобальном образовательном процессе. В соответствии с Указом Президента РФ идея создания федеральных университетов оформлена в виде законопроекта. Он внесен в Государственную Думу РФ и в ближайшее время будет рассмотрен в первом чтении. Я думаю, что в процессе прохождения законопроекта будет высказано много суждений. Следует отметить, что невозможно ждать от системы образования немедленной отдачи после принятия решения. Система образования по своей сути консервативна и процесс создания федеральных университетов растянут по времени. Сегодня еще рано давать окончательные оценки того, что дали Сибирский и Южный федеральные университеты, созданные в Красноярске и в Ростове соответственно, но можно выделить следующие параметры: концентрация усилий и средств именно на базе этих двух университетов, объединение образовательных учреждений в рамках данных университетов, сокращение административно-технических издержек их функционирования, создание новых комплексов, материальное насыщение материально-учебной базы, появление новых программ, новых проектов, привлечение внимания со стороны работодателя. Это все уже стало фактом нашей жизни.

Ведущая: Какие преимущества имеют федеральные университеты перед обычными государственными? В каких субъектах РФ планируется создание федеральных университетов в ближайшее время?

Сентюрин Ю.П.: Ни в Указе Президента РФ, ни в федеральном законодательстве не указываются регионы, где будут создаваться федеральные университеты. Любой российский регион имеет возможность образовать на своей территории федеральный университет, как образовательное учреждение нового типа, новой разновидности. Федеральные университеты будут создаваться с учетом предложений, которые готовятся, разрабатываются местными властями: законодательными и исполнительными, включены в программы социально-экономического развития региона, занимая в ней существенное место. Аккумулируются эти предложения в Правительстве РФ, которое обрабатывает их, представляет Президенту РФ. Он принимает окончательное решение, а сам университет создается уже актом Правительства РФ. Такая схема заложена сейчас в предложенный Федеральному Собранию РФ законопроект. Имеются различные варианты, по которым может пойти создание федеральных университетов. Первый вариант – сугубо геополитический, когда появление университета в том или ином регионе РФ дает ему мощный импульс, позволяет выйти на новый уровень в его развитии. Второй вариант – связан с тем, что такие университеты будут создаваться на основе объединения образовательных и научных учреждений. Следующий вариант – объединение образовательных учреждений, существующих в регионе, с дополнением, внесением в это объединение научной составляющей там, где ее нет. Вот те варианты возможностей, которые сегодня вытекают из законопроекта, из Указа Президента РФ и, уверен, будут реализованы. Ни Указ Президента РФ, ни законопроект не предписывает количество федеральных университетов. Цифра, которую чаще всего сегодня называют эксперты, составляет 16-20 федеральных университетов. По факту их может быть меньше или, наоборот, больше. Количество создаваемых федеральных университетов может зависеть от ряда обстоятельств. К примеру, программы, которые будут предлагаться местными властями, должны соответствовать потребности в развертывании такого образовательного центра, а для этого необходимы ресурсы. Это достаточно капиталоемкая вещь, и речь идет о миллиардах рублей.

Ведущая: По заявлению министра образования и науки РФ Фурсенко в России должно остаться не более 150-200 конкурентоспособных университетов, а все прочие должны быть преобразованы в филиалы. Оправданно ли сокращение ВУЗов? И если да, то каков, на Ваш взгляд, оптимальный путь для реализации этих планов?

Сентюрин Ю.П.: Могу сказать, что наш министр, в своих комментариях на этот счет, не употреблял такой формы модальности, как "должно остаться". Процессы, которые проходят в нашей образовательной среде, аналогичны процессам, идущим в других экономически развитых странах. Во всем мире, и в том числе, в сфере образования, существует конкуренция. Мы присутствуем на этом рынке и, естественно, заинтересованы сделать нашу долю большей, включаясь в интеграционные глобальные процессы, происходящие в образовательной сфере. А раз есть конкуренция, значит, как ни крути, будут проигравшие, а также те, кто будет в этой связи преуспевать. Мы все знаем, что образовательная услуга, реализуемая в разных образовательных учреждениях, по качеству значительно отличается. И это вызывает нарекания со стороны общественности. Над этим работает сегодня Министерство образования и науки РФ, и, безусловно, министр уделяет этому первостепенное внимание. На обеспечение качественного и доступного образования нацелены все преобразования в нашей сфере: уровни высшего профессионального образования; изменение структуры и понятия государственного образовательного стандарта; создание сети федеральных, а также национальных исследовательских университетов. Цель – качественное образование. На пути к этой цели, какие-то коллективы не смогут справиться со своими обязанностями. И поэтому министр, размышляя на этот счет, дает оценку Минобрнауки - в перспективе около двухсот, ста пятидесяти высших профессиональных образовательных учреждений сохранят свои позиции. Хочу подчеркнуть, это не означает, что будет проводиться политика по закрытию образовательных учреждений. Это будет означать, что за обучение в том или ином вузе, будет голосовать сам молодой человек и его родители. И соответственно, человек будет стремиться учиться там, где с его точки зрения и с точки зрения работодателя, его перспективной траектории в последующем после выпуска из ВУЗа он сможет эффективно воспользоваться своими знаниями и полученным образованием. Политика, которая сегодня проводится нами, нацелена на то, чтобы все вузы располагали современной инфраструктурой, включая общежития. Система единого государственного экзамена позволяет сегодня человеку из любого региона России, в случае если он набирает соответствующий проходной балл, аккредитоваться на учебу в ВУЗе по выбору. Все эти процессы и должны привести к перестройке образовательной среды, в частности, высшего профессионального образования.

Ведущая: Какое влияние окажет принятие закона о федеральных университетах на достижение такой амбициозной цели, как интеграция России в международное образовательное пространство и позиционирование качественного российского высшего профессионального образования на мировом рынке образовательных услуг? Тверская область.

Сентюрин Ю.П.: Я думаю, что самое непосредственное. Когда такой законопроект начнет существовать в форме закона, то это позволит нам говорить о более дифференцированной линейке образовательных учреждений в России. У нас будет тогда по закону институт, академия, университет, федеральный университет, национальный исследовательский университет и образовательные учреждения, которые входят в перечень утвержденный Указом Президента РФ. Это не игра в слова, за каждым из этих терминов, стоят конкретные масштабы финансовых, материальных ресурсов, их накапливание на этих направлениях. Эти ресурсы будут идти на программы развития, сформированные этими образовательными учреждениями. И здесь есть поле для творчества, для инновационных методов обучения, в общем, для всего того, что позволяет сделать образование качественным и соответствующим запросам общества и работодателей. Поэтому этот закон позволяет раскрыть этот потенциал, снять барьеры, активно позиционироваться на глобальном рынке образовательных услуг. Традиционно мы сами всегда в нашей стране были убеждены, что образование у нас одно из лучших в мире, к нам тянулись иностранцы. Сегодня, кстати говоря, принято Постановление Правительства РФ, согласно которому количество иностранных граждан, обучающихся в России за государственный счет, установлено в размере 10 тысяч человек ежегодно. Это очень большая цифра. Для сравнения, Япония – страна, которая сегодня по капиталам гораздо состоятельнее России точно такую же цифру устанавливает для иностранных граждан, принимаемых этой страной за счет средств правительства. И в России также. Мы должны стать привлекательными для иностранного гражданина. Знания, полученные в России должны конвертироваться за рубежом в успешную карьеру. И когда мы говорим о наших новых стандартах, возможностях, о соответствии высоким требованиям к образовательным учреждениям, которые установлены во всем мире, то наша привлекательность для таких абитуриентов возрастет. Это будет означать распространение не только образовательной услуги, но и дополнительные возможности влияния в мире. Эти возможности для поддержки и продвижения нашей культуры, наших ценностей, нашего менталитета, всего того, по поводу чего в современном мире идет серьезная борьба.

Ведущая: Переходим к следующему блоку вопросов, который касается организации деятельности федеральных университетов. Наталья Алексеевна из Орла выражает свое волнение, ее беспокоит идея объединения уже существующих ВУЗов большого региона в единый федеральный университет. По ее мнению, достаточно много критики этого вопроса. Она спрашивает: зачем и каким образом объединять под единым руководством технические и гуманитарные институты? При объединении родственных кафедр разных вузов полностью исчезает конкурентный момент их взаимодействия, что может нанести серьезный ущерб научной деятельности преподавателей – все же разные кафедры родственных направлений работают в разных научных областях, их сотрудники придерживаются различных взглядов, принадлежат к конкурирующим научным школам. Юрий, Петрович, каково Ваше мнение по данному вопросу?

Сентюрин Ю.П.: Хочу сказать, что объединение – это лишь одна из форм создания федеральных университетов такой новой разновидности образовательных учреждений, о которой мы говорим сегодня. Не следует рассматривать ее единственную. Второе обстоятельство: несколько обоснованны риски гуманитарных и технических профилей в рамках одного образовательного учреждения. Исторически университеты в Российском государстве были многопрофильны. И технический профиль, и гуманитарный профиль присутствовали, и в этом никто не видел никакой угрозы или риска. Третье обстоятельство, о котором мне хотелось бы сказать: ни для кого не секрет, что сегодня многие технические вузы ведут подготовку специалистов по сугубо гуманитарным профилям. Я говорю об уважаемой редакции, уважаемой организации "Гарант", где очень много юристов работает. Возможно, среди тех юристов, которые работают в "Гаранте", есть выпускники не только гуманитарных вузов, но и вузов технического профиля, которые закончили соответствующий факультет или соответствующее отделение. И никто не говорит о том, что это делать не возможно. В конечном итоге, все ведь проверяется и просматривается государством через систему лицензирования и аккредитации. Образовательное учреждение вправе доказать свое право или свои претензии на возможность ведения соответствующего профиля подготовки, будучи обеспеченным соответствующими преподавательскими кадрами, материально-технической базой. Возникает ли здесь риск для утраты конкуренции между кафедрами родственной направленности? Ведь конкурируют не разные знания, а конкурируют преподаватели, которые работают в одной и той же области. Что касается методик преподавания, то они построены, напомню, на базе федеральных государственных образовательных стандартов. Каждый преподаватель свою тактику образовательного процесса формирует творчески, но опирается при этом на безусловно стандартные вещи. Южный и Сибирский федеральные университеты показывают, что объединением мы достигаем большего, нежели чем, идя по пути появления все новых образовательных учреждений. В России сейчас – 1090 высших образовательных учреждений, а с филиалами практически 3800 учреждений, которые выдают людям свидетельства о высшем профессиональном образовании. У нас 7 миллионов 300 тысяч студентов. Цифры очень велики. Откровенно говоря, мы должны заботиться о том, как в этом огромном поле нам продолжать обеспечивать и наращивать качество образовательной услуги. В этом контексте интеграционные процессы обоснованны. Причем, эта линия не уникально российская. Такие процессы происходят во всем мире.

Ведущая: Следующий вопрос от Евгения Ивановича из Белгородской области, бюджетное финансирование федеральных университетов будет значительно выше, чем у других государственных ВУЗов. Многие ректоры утверждают, что тем самым их ВУЗы ставятся на грань закрытия. Как вы полагаете, оправданы ли их опасения и как, по Вашему мнению, данное обстоятельство может отразиться на качестве обучения уже существующих государственных ВУЗов и их дальнейшем функционировании?

Сентюрин Ю.П.: Действительно, есть такой момент, как бюджетное финансирование или финансовое обеспечение федеральных университетов. Наличие финансовых ресурсов – это, безусловно, двигатель многих процессов. И вузовская образовательная среда в этом плане исключением, не является. Но хочу сказать, что федеральные университеты, о которых мы ведем речь, согласно законопроекту должны создаваться только в форме автономных учреждений. Это означает, что средства на свое развитие они будут получать из разных источников. В силу автономности администрация этих университетов может привлекать финансовые ресурсы, в том числе и из бюджетной системы. Это может быть бюджетная система регионального уровня, муниципального уровня, также могут быть финансовые ресурсы работодателей, частных лиц, пожертвования – смысл в диверсификации источников этих средств для университетов. Эта ситуация позволяет нарастить возможности для этих федеральных университетов, а следовательно создать дополнительные стимулы для их развития. Что берет на себя бюджет? Бюджет берет на себя две вещи. Во-первых – это поддержка программ развития. Но, нужно доказать, что твоя программа развития лучше, что она действительно принесет результаты. И, во-вторых, – это госзаказ. Существуют контрольные цифры приема, в соответствии с которыми образовательные учреждения выполняют по существу заказ государства на подготовку определенного количества специалистов. И средства, которые рассчитываются и получаются, в последующем образовательным учреждением, они поступают туда по нормативу. В этом смысле, хочу дополнить, что средства, которые пойдут на создание федеральных университетов – это не средства, которые будут перераспределены за счет других вузов. Речь идет о дополнительных ресурсах, которые на эти цели будут нацелены. Хочу сказать, что в Указе Президента РФ, цитируемого сегодня предписывается в заключительных разделах Правительству РФ предусмотреть в бюджетах следующих годов, соответствующие объемы финансирования.

Ведущая: В прошлом году В.В. Путин распорядился преобразовать Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты в "федеральные", предоставив им максимальную коммерческую и образовательную свободу, увеличив финансирование, и поручил Правительству РФ подготовить проект такого преобразования ВУЗов. Скажите, пожалуйста, на каком этапе он находится?

Сентюрин Ю.П.: Спасибо за вопрос. И Санкт-Петербургский, и Московский университеты по факту являются федеральными вузами. Образовательные учреждения бывают как государственные, так и не государственные, но прошедшие государственную аккредитацию. Их часто называют коммерческие образовательные учреждения. И когда мы говорим о государственных вузах, то это означает, что их учредителем выступает федеральная власть. Отсюда термин федеральный вуз. И Московский, и Санкт-Петербургский университеты являются федеральными. На этапе принятия решения Владимиром Владимировичем, все образовательное сообщество единодушно относило эти вузы к числу ведущих в стране. Это лидерство по праву дает возможность задавать стандарты. И поэтому в законодательстве еще в прошлом году появилось положение, в соответствии с которым ряд образовательных учреждений могли быть внесены в перечень, утверждаемый Указом Президента РФ. И будучи занесенными в этот перечень, эти образовательные учреждения получали возможность реализовывать собственные образовательные программы, построенные на стандартах и требованиях, которые такие образовательные учреждения могут формировать. Указ Президента РФ был принят в конце августа текущего года. В нем упомянуты два образовательных учреждения, о которых мы ведем сегодня речь: МГУ и Санкт-Петербургский Госуниверситет. С выходом этого Указа Президента РФ названные вузы обрели возможность работать по собственным стандартам. Сегодня выпускнику вуза выдается диплом государственного образца. И в силу этого обстоятельства государство берет ответственность перед работодателем за выпускника. Если у выпускника оказался диплом государственного образца, кто отвечает за качество образовательной услуги? А здесь уже сами эти университеты, опираясь на накопленный ими опыт, на возможности, которые у них есть, которые подтверждены практикой, жизнью, обретают право такого авторизованного свидетельства, которое означает, что выпускник МГУ, или Санкт-Петербургского вуза – это носитель не просто знаний, построенных на базе федерального государственного образовательного стандарта, это федеральный государственный стандарт плюс те возможности, которые дает университет. Это означает новое качество и ответственность. Новая ответственность – это важно понимать. Таким образом, замысел Владимира Владимировича Путина, реализован в законодательстве.

Ведущая: Как на практике будет происходить слияние факультетов и кафедр в рамках "федерального университета"? Значит ли это, что предстоит сокращение бюджетных мест, ставок и преподавателей? Ожидаются ли в перспективе сокращения и увольнения?

Сентюрин Ю.П.: Еще раз хочу подчеркнуть, нельзя в этом процессе видеть, что основной формулой формирования нового ВУЗа является только слияние сходных по профилю кафедр, объединение факультетов. Процесс гораздо сложнее и многограннее. Будет ли происходить сокращение ставок? Вы знаете, для федеральных университетов характерно то, что соотношение студентов и профессорско-преподавательского состава будет несколько иным, чем в иных образовательных учреждениях. То есть количество преподавателей будет больше на тоже самое количество студентов, чем в других вузах. В конечном итоге, будет осуществляться отбор преподавателей, потому что стандарты, которые закладываются во все это дело, достаточно высоки. И этим стандартам нужно соответствовать. Программа, которая будет принята администрацией вуза - это руководство к действию, серьезный манифест, серьезная заявка на успех в этом деле. И, конечно, она должна быть подкреплена соответствующего качества профессорско-преподавательским составом. Я думаю, что будет вестись отбор, будет конкуренция. И в этой конкуренции я вижу, безусловно, положительные аспекты. Хочу отметить, что наши профессора, преподаватели и педагоги всегда отличались творческим подходом к делу и высокой планкой, высокими внутренними стандартами. Поэтому процедуру создания федеральных университетов будет сопровождать очень творческий процесс. Надеюсь, что в этом процессе у нас будет больше победителей.

Ведущая: Какова прогнозируемая Вами отдача от вложений в социальном и экономическом плане от реализации проекта по федеральным университетам?

Сентюрин Ю.П.: Ожидаем многого. Повторю еще раз фразу, которую говорил, что предпосылками для всей этой работы стала необходимость кадрового подкрепления инновационного развития страны в целом, отдельных экономических регионов и субъектах РФ. Поэтому фраза, которую мы часто говорим, общаясь между собой: "кадры решают все", на мой взгляд, более чем уместна, когда идет речь о федеральных университетах. От них мы ждем появления на рынке труда очень эффективно работающих, знающих и толковых ребят, которые будут с удовольствием приглашаться работодателями. По существу формируется новая гетерация государственной элиты. Я думаю, в этом и состоит эффект. Университеты – это не производство, не место, где производят материальную продукцию, или материальные товары. Тем не менее, если руководствоваться строгой логикой в данном случае эффект заключается в кадровом обеспечении приоритетных направлений развития государства в целом и его отдельных регионов.

Ведущая: Согласно законопроекту решение Правительства Российской Федерации о создании федерального университета принимается с учетом предложений законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленных на основании региональных программ социально-экономического развития. Мы знаем, что в абсолютном большинстве региональные программы уже приняты и регионы действуют на их основе. Как будет строиться работа по их изменению? Кто будет ответственным за подготовку предложений региональных властей и что они будут из себя представлять?

Сентюрин Ю.П.: Не соглашусь с утверждением автора вопроса. Региональные программы социально-экономического развития не являются чем-то застывшим раз и навсегда. Процесс обновления программ не заканчивается. Программы формируются на несколько лет с ежегодным уточнением планов, содержащихся в них. К примеру, Нижегородская область сформировала мощную программу, рассчитанную до 2020 года. Ответственными за разработку таких документов являются областные правительства и органы законодательной власти, которые их рассматривают и утверждают. В законопроекте так и говорится, что решение о создании федеральных университетов принимается с учетом предложений, которые исходят от законодательных и исполнительных властей российских регионов.

Ведущая: Следующий блок касается законодательного обеспечения деятельности федеральных университетов. Но Вы настолько полно рассказали о нем, что мы перейдем к следующему блоку вопросов, который касается различных вопросов федеральных университетов. Расскажите, пожалуйста, осуществляют ли уже существующие в России федеральные университеты сотрудничество с зарубежными учебными заведениями. Если да, то в каких формах оно осуществляется и какие наиболее интересные совместные образовательные проекты у нас действуют?

Сентюрин Ю.П.: Сегодня существует автономное право у образовательных учреждений высшего профессионального образования – по прямой схеме, минуя Министерство образования и науки, Российское агентство по образованию, устанавливать партнерские отношения с образовательными учреждениями в других государствах. Обмен студентами, преподавателями, прямые соглашения между вузами приветствуются во всем мире. И наши вузы в этом смысле исключением не являются. Я сегодня упоминал Японию. Еще один пример из общения с этой страной, на сегодняшний день, к примеру, с японскими вузами, отечественные образовательные учреждения установили около 250-ти прямых контактов, которые оформлены в виде соответствующих договоров. На мой взгляд, это серьезная цифра. Что дают такие прямые контакты? Расширяются сферы общения, расширяется кругозор, происходит обмен опытом, знаниями. Я это воспринимаю, как абсолютный позитив. Еще раз перечислю возможные формы сотрудничества: обмены, во-первых, студентами разных годов обучения, старшекурсниками в режиме стажировок краткосрочных и долгосрочных, во-вторых, преподавателями, в - третьих, открытие филиалов вузов на территориях других государств и т. д. В этом смысле, и сибиряки, и южане задают хороший пример и демонстрируют новые интересные возможности. В совокупности, еще раз повторю, это дает необходимый эффект, о котором мы говорили сегодня, кадровое обеспечение наших проектов.

Ведущая: Соответствует ли действительности информация, содержащаяся в СМИ о том, что на федеральные университеты планируется распространить налоговые льготы, полностью или частично освободив их от уплаты налогов на имущество и прибыль. Расскажите об этом поподробней, пожалуйста. Чем можно оправдать явное неравенство в правах с остальными ВУЗами?

Сентюрин Ю.П.: Можно ответить одной фразой -это не так. Во-первых: у человека, который задал вопрос, может быть некорректная информация. Они не производят никаких материальных ценностей. И поэтому, когда мы говорим о прибыли образовательных учреждений, так это несколько из другой области. Конечно, существует определенный доход, который формируется из бюджета, люди учатся в рамках контрольных цифр, есть студенты, которые платят по договорам за свое обучение и т.д. Что касается федеральных университетов, то налоговый режим в отношении этих учреждений пересматриваться не будет. И, следовательно, условия будут равными.

Вопрос из зала: Марина Алексеевна Лемуткина, обозреватель "Московского комсомольца". Скажите, пожалуйста, намечены ли какие-нибудь конкретные шаги по созданию новых федеральных университетов, например, есть информация о Дальневосточном федеральном университете и создании Федерального университета в нашем анклаве в Европе?

Сентюрин Ю.П: Что касается Дальневосточного университета, он напрямую упомянут в Указе Президента РФ от 7 мая 2008 года, который сегодня назывался.
О Калининградской области часто говорят в связи с важным геополитическим фактором Конечно, наличие там такого университетского форпоста, в целом укрепит остов этой российской территории.
Но я хотел бы напомнить о том, что для того, чтобы проект заработал необходимо учитывать предложения региональных властей, их программы социально-экономического развития, должны быть программы развития образовательных учреждений. Я думаю, что многие вузы, которые имеют серьезную базу и регионы, в которых они располагаются, уже сейчас формируют свои заявки и направляют их в Москву.
Учитываются также соображения геополитического и геоэкономического характера, которые формируются на уровне высшего политического и экономического руководства страны. Исходя из этих соображений, с опорой на предложенные возможности и формируется взгляд на целесообразность создания федерального университета в том или ином регионе.
Безусловно, в этом контексте могут звучать различные географические пункты, но что касается юридической части этой работы, то никаких географических названий, названий субъектов или образовательных учреждений не присутствует.

Вопрос из зала: Тогда, если позволите, второй вопрос в развитие этой темы. Вы упоминали о категориях, о типах вузов - от института до национального исследовательского университета. Как вам кажется, где должна учиться большая часть студентов?

Сентюрин Ю.П.: Я, действительно, очень осторожно употреблял эти слова: тип, вид, категория. И, возможно, кто внимательно прислушивался или глубоко знает законодательство в этой сфере, обратил внимание, что я чаще всего использую слово "разновидность". Это не случайно, потому что тип, вид, категория образовательного учреждения – это юридически разные вещи, которые прописаны в законодательстве. И поэтому, мы долго думали, когда формулировали предложение по изменению закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", о том, каким образом представить это новое явление: через вид, через тип или через категорию образовательного учреждения? Потому что за каждым из этих слов стоят совершенно разные процессы, связанные с проблемой аккредитации, лицензирования, бюджетирования и тому подобное.
Теперь, что касается того, где ребятам учиться. Дифференциация образовательной линейки позволяет сделать выбор. Закон, если он будет принят в том виде, в котором он предлагается сейчас Правительством, будет содержать следующие разновидности образовательных учреждений: институт, академия, университет, образовательное учреждение высшего профессионального образования, включенное в перечень, утвержденный Указом Президента РФ (я упоминал сегодня – это МГУ и СПГУ), а затем федеральный университет, национальный исследовательский университет.
Куда пойти молодому человеку? Я думаю, это будет определяться тем, что молодой человек сформировал в виде своеобразного личного капитала к моменту окончания средней школы. Это его итоговая аттестация в виде единого государственного экзамена, полученный им балл, это его участие в олимпиадном движении – то, что мы называем портфолио выпускника. Все это в совокупности определяет уровень его претензий: куда пойти учиться.
С учетом того, что я упоминал эти возможности, больше в привязке к Московскому государственному университету и Санкт-Петербургскому государственному университету, хочу сказать, что и федеральные университеты, о которых мы говорили сегодня, и национальные исследовательские университеты будут располагать возможностями реализовывать образовательные программы по собственным стандартам и требованиям к ним.

Вопрос из зала: Еще один вопрос об уровне финансирования. Вы очень четко обрисовали ситуацию, я имею в виду то, что дополнительное финансирование университетов высшей категории не будет проводиться за счет обычных вузов. Но, все-таки они будут финансироваться по разным нормативам. Расскажите об этом поподробней.

Сентюрин Ю.П.: Норматив – один.
У нас существует такое понятие: контрольная цифра приема. Это означает, что государство в конце каждого года утверждает количество мест по различным специальностям, по которым будут готовиться люди за счет государства в следующем учебном году.
Соответственно, под эти контрольные цифры государство формирует определенные средства, рассчитанные по нормативу: одно бюджетное место – определенное количество рублей. Кстати, этот норматив постоянно растет. Я хочу сказать, что по состоянию на сегодняшний день, он приближается к 80 тысячам рублей, против 20-21 тысяче рублей, что было еще 4 года назад. Это означает, более, чем трехкратное увеличение средств, выделяемых государством на содержание одного нашего учащегося гражданина. Я хочу это обстоятельство подчеркнуть. Кроме того, количество бюджетных мест у нас не уменьшается, а увеличивается с учетом демографических процессов, имеющих место в обществе. Государство, формируя контрольные цифры, имеет возможность повлиять на структуру подготовки специалистов. Некоторые вузы технического профиля готовят гуманитариев. Это, наверное, неправильно. Это снижает качество образования, поэтому государство учитывает это обстоятельство и производит перераспределение, делая ставку на подготовку специалистов технического профиля. Федеральные университеты, национальные исследовательские университеты будут получать такой же объем средств на одного обучаемого в них. Что касается дополнительных возможностей? В законопроекте, мы напрямую прописываем, что программа развития, которая проходит такую сложную процедуру разработки и одобрения, должна быть финансово обеспечена государством, поддержана им. Вот это формирует дополнительные возможности.

Ведущая: Спасибо, Юрий Петрович! Разрешите вас поблагодарить за столь развернутые ответы на вопросы пользователей. Спасибо, что нашли время и пришли к нам!

Читать ГАРАНТ.РУ в и