Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На правах рекламы
![]() |
| sdecoret / Depositphotos.com |
Legal Design, или юридический дизайн, – это методология перехода юристов и юридического дела к цифровой трансформации (или к осваиванию Legal Tech отрасли). Как истинно практическая, методология Legal Design содержит набор приемов и методов, с помощью которых современному юристу возможно достичь желаемого. А именно разобраться, где и что из продуктов Legal Tech ему необходимо применить для решения актуальных задач, и ответить на вопрос, насколько эффективно применение тех или иных инструментов Legal Tech.
Представим такую ситуацию. Современный юрист понимает, в каком случае ему необходимо на практике применить чат-бот, собрать базу знаний, специальным образом ее разметить, заняться машинным обучением и после внедрения поддерживать возможности чат-бота на актуальном уровне.
Разумными будут сомнения. Юрист участвует в современной гонке технологий? Будет ли услугами бота удовлетворен потребитель юридических услуг? Что необходимо предпринять еще на стадии построения гипотезы, чтобы сделать продукт максимально удобным в использовании, а значит, и востребованным? Какие знания необходимы потребителю как стороне, задающей вопросы, и юристу как стороне, отвечающей на них? И наконец, достаточно ли у юриста квалификации для выполнения таких кейсов? Ему еще предстоит чему-то научиться?
Возможно, современный российский юрист уже взвешенно подходит к цифровизации. Однако эксперименты по быстрым решениям юридических проблем с применением Legal Tech часто заканчиваются колоссальными временными и денежными затратами на так и невостребованные решения. Потому что скорость, как говорится, нужна при ловле блох.
Мы говорим о том, что юридический дизайн – это подход, который позволяет, пройдя стадию применения пользовательского или дизайн-мышления, не совершать глобальных ошибок. А это в свою очередь дает выполнение юридических задач по предотвращению рисков и бизнес-задач по экономической эффективности юридического дела. Об экономической эффективности говорят и результаты работ современных дизайнеров от промышленности и производства. Недавнее исследование McKinsey о ценности дизайна для компаний, его применяющих, выявило беспрецедентные показатели прибыли, которые буквально поражают, – это практически 120% прироста.
Во-первых, уйдем от самых распространенных заблуждений, Legal Design – это не визуализация. Это, скорее, рассказывание историй и проектирование бизнес-процессов, упрощение и доступность юридических документов и выстраивание коммуникаций. И только затем, возможно, визуализация.
В основе методологии юридического дизайна лежит метод дизайн-мышления или пользовательского мышления. Кроме того, в Legal Design обязательна юридическая экспертиза, а также возможно применение нескольких дизайн-дисциплин на выбор: программное проектирование, KM-системы (knowledge management), web-дизайн, UX- дизайн, usability, графический design, коммуникации в междисциплинарных группах по разработке решения Legal Design.
Применение дисциплин Legal Design варьируется в зависимости от ипостасей юридической деятельности. Ниже приводятся реальные примеры работы гипотетического агентства Legal Design (намеренно не называем его имени, чтобы избежать рекламного толкования).
Потребителями их услуг являются собственники бизнеса, а также подразделения этого бизнеса.
Клиент обратился к агентству Legal Design в связи с постоянно растущей потребностью заключения все новых и новых договоров по приобретению аудиовизуального контента. Традиционно работа по заключению договора с учетом переговоров длилась до шести месяцев. В результате агентству Legal Design удалось сократить типовой договор от двадцати шести страниц до одностраничного текста. Клиент для сделок стал использовать одностраничный документ –Руководство по ведению переговоров.
С левой стороны документа разместились ключевые финансовые условия переговоров по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, в центре – ключевые коммерческие условия, с правой стороны – стандартные постоянные условия, которые не подлежат обсуждению. Использование прозрачного и ориентированного на пользователя подхода теперь помогает клиенту вступать в партнерские отношения в течение нескольких недель, а не месяцев, как это было ранее. Созданный агентством Legal Design документ позволяет сторонам в их только зарождающихся отношениях опираться на доверие, ответственность и открытость.
Потребителями услуг консалтинговых фирм являются юридические и физические лица. Специализации услуг распространяются от сопровождения сделок по слиянию и поглощению корпораций до бракоразводных процессов физических лиц.
Агентство Legal Design оказывает помощь клиентам в разработке новых интерактивных способов общения с потребителем в сети Интернет, в онлайн-сервисах. В первую очередь для потребителя это связано с конфиденциальностью его персональных данных.
Статистика принятия потребителями пользовательских соглашений и иных условий онлайн-сервисов такова. Известно, что время на ознакомление с условиями обслуживания Amazon составляет примерно 9 часов. У других сервисов, которые мы используем, примерно та же ситуация. Как правило, потребители принимают условия вслепую (не читая). "Слепое подписание" как общая тенденция было подтверждено в исследовании Deloitte в 2017 году, согласно которому 91% потребителей в США принимают, не читая, условия использования приложений, обновлений, онлайн-сервисов или потокового видео (97% потребителей в возрасте между 18 и 34).
Но если их никто не читает, почему они продолжают оставаться юридической основой Интернета? Люди принимают условия, не понимая, к чему они предоставляют доступ, а это использование персональных данных, а также возможность отслеживания ряда совершаемых ими действий.
Общеевропейское положение о защите данных GDPR содержит указание на то, что вся информация, касающаяся персональных данных, теперь должна передаваться потребителям в "краткой, прозрачной, понятной и легкодоступной форме, используя ясные и понятные формулировки" (статья 12 GDPR).
В целях предоставления максимально четкой и доступной информации, которая полностью удовлетворит требования GDPR, клиент выбирает помощь агентства Legal Design в подготовке пользовательского соглашения и политики конфиденциальности.
Агентство Legal Design создает базовый набор условий пользовательского соглашения и политики конфиденциальности, обозначает их значками, с помощью UX-дизайна выделяет потребности пользователей в обращении с такими документами, процессы обработки данных и сохранения конфиденциальности описывает простым и доступным языком. Цель достигнута – все содержащиеся в документах данные полезны и предельно ясны пользователю.
Потребителями услуг адвокатов так же, как и у консалтеров, являются юридические и физические лица.
В адвокатское бюро обратился клиент, представляющий известный бренд модной одежды, с просьбой о помощи в сопровождении проекта коллаборации. Сегодня бренды сотрудничают с влиятельными лицами не только для усиления своего голоса в социальных сетях, но и для совместного создания продуктов. Влиятельные лица в своем большинстве – цифровые аборигены, для которых даже электронная почта это уже адская кухня. Клиент попросил агентство Legal Design закрыть этот коммуникационный пробел.
Агентством Legal Design была создана специальная веб-страница, на которой размещено соглашение о коллаборации как естественном способе ведения бизнеса для влиятельных лиц и способе повышения привлекательности бренда в социальных сетях. В соглашении стороны осуществляли обмен обычным и видеоконтентом на своих ресурсах в сети Интернет, прежде всего на различных видеоканалах, а также в плане использования контента разрешали публикацию на принадлежащих им интернет-ресурсах.
Интерактивная веб-страница полностью отражала культуру бренда и привлекла внимание к ключевой контрактной информации. Соглашение стало доступным для ознакомления в Интернете. Страница была сделана с помощью типового IT-решения. Страница с соглашением также стала доступной в мобильном приложении, а во время модных показов за кулисами могла использоваться и бумажная версия документа.
Legal Design, несомненно, может быть полезен для государственных структур, работающих с потребителями, юридическими и физическими лицами, оказывающим услуги в том числе правового содержания.
Арбитраж является одной из наиболее уважаемых и традиционных форм разрешения экономических споров. В то же время эта судебная структура воспринимается многими как достаточно сложное для понимания учреждение. Генеральный секретарь Арбитражного института Финляндии решила эту задачу с помощью агентства Legal Design.
Арбитражный институт Финляндии и Агентство Legal Design поставили целью разработать инновационное решение, которое стало бы привлекательным и доступным потенциальным пользователям с точки зрения понимания арбитражного суда и процесса.
На создание новой модели с помощью методологии Legal Design ушло четыре месяца.
Процесс начался с семинаров и интервью, в ходе которых представители агентства брали интервью у лидеров бизнеса, юристов и студентов, чтобы понять, какая информация важна для каждого из этих пользователей, а также выявить узкие места и болевые точки в арбитражном процессе.
После этого Агентство Legal Design создало ряд прототипов решений, в которых каждый фрагмент информации служил определенной цели. Прототипы были протестированы пользователями.
Конечным решением стала "Карта арбитражного процесса" – онлайн-инструмент, предоставляющий всю важную информацию, касающуюся арбитража: сроки, цены, шаги и соответствующие требования закона. Инструмент интерактивный, централизованный, привлекательный и удобный для бизнеса.
"Карта арбитражного процесса" была оптимизирована для мобильных устройств, что позволило юристам, бизнес-лидерам и инхаус-юристам легко на ходу использовать приложение. Арбитраж за этот инструмент получил широкое признание и массу положительных отзывов в отрасли.
Работая с несколькими ассоциациями по защите прав женщин, агентство Legal Design смогло помочь женщинам овладеть своими правами и реализовать их в повседневной жизни. Это была Pro-Bono Work. Целью стало создание инструмента, который поможет женщинам защищать свои права в повседневных ситуациях с наипростейшим доступом к информации и максимальным вызовом доверия. Агентство Legal Design использовало дизайн для решения названных задач. Проекты Pro-Bono – это прекрасная возможность работать со многими интересными и творческими партнерами. К этому проекту агентство Legal Design привлекло независимого дизайнера. Результатом стал прототип – "Колода карт", в которой были карты для хранения с указанием прав женщин, карты для обмена – с вдохновляющим контентом и женскими фигурами – и карты для противостояния в случае возникновения проблемы.
Этот инструмент позволяет женщинам осознать свои права и осуществлять их незамедлительно. Продвижение и реализация прав женщин также необходимы и для знания их мужчинами. Конечно, с юмором и без обострения разногласий и напряженности.
Использование юридического дизайна для решения юридической проблемы требует от компаний активного взаимодействия с пользователями (будь то клиенты или сотрудники). Необходимо задавать вопросы, узнавать их потребности, желания, цели из первых уст.
Например, агентство Legal Design, работая с одним из крупнейших пенсионных страховщиков севера Европы, разработало и провело серию семинаров, которые помогли определить ключевую информацию, важную для клиентов-пенсионеров.
Эта информация была затем использована в качестве основы для разработки привлекательного, понятного и юридически обоснованного письма в адрес пенсионеров с решением о назначении пенсии в самой наглядной и доступной форме. Польза для потребителя была очевидной, для страховщика же выпуск такого документа стал бесспорным укреплением авторитета.
Если кратко, то сферами применения Legal Design нам видятся:
Казалось бы, Legal Tech появился для упрощения деятельности и ускорения процесса оказания услуг. Однако при освоении этой новой отрасли юристу все-таки придется попотеть. Действительно, сами по себе продукты IT-разработок направлены на эффективность и совершенствование качества работы юристов, но только сами по себе, пока дело не дошло до "примерки на деле" и внедрения.
Применение IT-разработок на деле для конкретного бизнеса, внедрение на неподготовленной почве или, скажем, в условиях сопротивления персонала – еще более тяжелая задача. Это скорее история про терпение или как "терпение и труд все перетрут" (русская народная поговорка).
Преодолевать юристам придется многое. Например, приобретенную с годами веру в карго-культ. Имеется в виду, крикни Legal Tech, и случится цифровая трансформация! Или повальное заболевание синдромом Даннинга – Крюгера. Это синдром всеобщей компетенции.
Ведь редкий российский управляющий партнер в консалтинговой фирме не разбирается в продажах и маркетинге, в продвижении в Интернете, в том, как должен выглядеть сайт или интерфейс сервиса, при этом не прочитав ни одной книжки на заданную тему. Как правило, от такого управляющего партнера трудно добиться элементарного ответа на вопросы: какие услуги приносят вам деньги или почему клиенты заинтересованы именно в ваших услугах? Как бы вы лично продавали ваши услуги в коротком разговоре с потенциальным клиентом? Или как бы вы продавали ваши услуги в презентации перед клиентским советом директоров?
Отличным примером таким юристам могут стать главы и создатели компаний – разработчиков ПО. Современная IT-отрасль постоянно проверяет себя и свой бизнес на реальность. Чего про юристов, к сожалению, пока не скажешь. Очевидно, что IT-услуги не менее сложны и интеллектуально наполнены, чем юридические. Руководители в IT-сфере не гнушаются обдумыванием и составлением материала о своих продуктах, который ляжет в основу набора продающих материалов. Впоследствии на основании этих материалов начнут работать менеджеры по продажам.
Все, что касается самой услуги и ее востребованности потребителем, знает только человек, в свое время решивший ее продавать и по сей день считающий ее востребованной. Как давно вы лично проверяли востребованность того, что вы делаете на рынке юридических услуг?
Мы считаем, что современным юристам необходимо открыться переменам, стремиться к приобретению необходимых знаний и навыков, к проявлению эмпатии, к коммуникациям самого командного порядка с профессионалами из других отраслей. Помощниками юристам в этом станут методология Legal Design и знакомство с целым рядом специалистов отрасли дизайна и IT! Это возможно в ходе Legal Design Day.
Автор: Березецкая Иоанна Ионо, генеральный директор ООО "Смарт Лигал Бизнес".