вести
гаранта
10
сЛУЖБА ПрАвОвОГО кОНсАЛТИНГА
Контрактный
управляю
щий и контрактная служба
в учреждении отсутствуют,
создана только единая ко
миссия по осуществлению
закупок. Можно ли в рам
ках Федерального закона
от 05.04.2013 г. № 44Фз
возложить на сотрудни
ка, но не на руководителя
функции заказчика?
Из ч. 1, 2 ст. 38Федерального
закона от 05.04.2013 г. № 44-
ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ)
следует, что для управления
закупками заказчиком в
любом случае обязатель-
но или назначается одно
конкретное
должностное
лицо, ответственное за осу-
ществление закупки или
нескольких закупок, вклю-
чая исполнение каждого
контракта
(контрактный
управляющий), или соз-
дается контрактная служ-
ба. Создание контрактной
службы обязательно, если
совокупный годовой объ-
ем закупок (далее – СГОЗ)
заказчика превышает 100
миллионов рублей, в ином
случае создание контракт-
ной службы или назначение
контрактного управляюще-
го осуществляется по выбо-
ру заказчика. В отсутствие
указаний закона об ином
СГОЗ определяется по пра-
вилам, установленным п. 16
ст. 3 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в приве-
денной ситуации заказчик
обязан
назначить
кон-
трактного
управляющего
или, если СГОЗ заказчика
превышает 100 миллионов
рублей, создать контракт-
ную службу.
Отдельно
отметим,
что
из норм Закона № 44-
ФЗ и п. 6, 8 Типового по-
ложения (регламента) о
контрактной службе, ут-
вержденного
приказом
Минэкономразвития Рос-
сии от 29.10.2013 № 631 (да-
лее – Типовое положение),
следует, что контрактная
служба и комиссия по осу-
ществлению закупок явля-
ются разными органами.
Вместе с тем закон не запре-
щает совмещение работни-
ками заказчика участия в
обоих этих органах (письмо
Минэкономразвития
Рос-
сии от 23.08.2013 № Д28и-
974), и фактически они мо-
гут состоять из одних и тех
же лиц.
Контрактная служба может
создаваться одним из следу-
ющих способов:
– путем создания отдель-
ного
структурного
под-
разделения, которое воз-
главляет
руководитель
структурного
подразде-
ления, назначаемый на
должность приказом руко-
водителя заказчика либо
уполномоченного
лица,
исполняющего его обязан-
ности; при этом заказчик
может наделить функциями
контрактной службы уже
существующее структурное
подразделение
(письмо
Минэкономразвития Рос-
сии от 04.06.2015 № Д28и-
1514);
– путем утверждения за-
казчиком постоянного со-
става работников заказчи-
ка, выполняющих функции
контрактной службы без
образования
отдельного
структурного подразделе-
ния. В этом случае контракт-
ную службу возглавляет ру-
ководитель заказчика или
один из заместителей руко-
водителя заказчика (п. 6, 9
Типового положения).
Работниками
контракт-
ной службы, контрактным
управляющим могут быть
лица только из числа со-
трудников заказчика (смо-
трите также письмо Мин-
экономразвития
России
от 31.01.2014 №ОГ-Д28-834).
Структура и численность
контрактной службы опре-
деляются и утверждаются
заказчиком, но не может
составлять менее двух че-
ловек (п. 7 Типового поло-
жения). Отметим, что, по
мнению
Минэкономраз-
вития России, высказан-
ному в ответе на вопрос
2 в приложении к письму
от 30.09.2014 № Д28И-1889,
в случае необходимости за-
казчик также имеет право
(при соблюдении вышеука-
занных требований к СГОЗ)
назначить нескольких кон-
трактных управляющих с
возложением на каждого
из них определенных функ-
ций и полномочий. Однако,
заметим, это можно квали-
фицировать и как фактиче-
ское создание контрактной
службы, в связи с чем мо-
жет возникнуть вопрос о ее
соответствии требованиям,
установленным
Типовым
положением, в частности о
ее руководителе.
Согласно ч. 6 ст. 38 Зако-
на № 44-ФЗ работники
контрактной службы, кон-
трактный
управляющий
(далее также – контракт-
ные управляющие) должны
иметь высшее образова-
ние или дополнительное
профессиональное обра-
зование в сфере закупок
(исключение на переход-
ный период (с 1 января
2014 года по 31 декабря
2016 года) было предусмо-
трено ч. 23 ст. 112 Закона
№ 44-ФЗ).
Функции и полномочия
контрактных управляющих
описаны в ч. 4 ст. 38 Закона
№ 44-ФЗ, однако приведен-
ный в этой норме перечень
не является исчерпываю-
щим: в силу п. 7 ч. 4 ст. 38
Закона № 44-ФЗ контракт-
ные управляющие также
«осуществляют иные полно-
мочия,
предусмотренные
Законом № 44-ФЗ». Безус-
ловно, речь не идет о том,
что контрактные управляю-
щие должны непосредствен-
но выполнять все функции
и полномочия, возложен-
ные на заказчика Законом
№ 44-ФЗ, что следует и из
уточнения указанных функ-
ций и полномочий в разде-
ле II Типового положения:
в частности, в эти функции
включено «организацион-
но-техническое
обеспече-
ние деятельности комиссий
по осуществлению закупок».
Схожие уточнения даны и в
отношении других функций
и полномочий контракт-
ных управляющих, что по-
зволяет сделать вывод, что
в целом речь следует вести
об ответственности кон-
трактных управляющих за
организацию выполнения
функций заказчика в рам-
ках закупки. Вместе с тем
контрактные управляющие
могут и непосредственно
совершать в рамках закуп-
ки юридически значимые
действия от имени заказчи-
ка – например, подписание
контракта, если наделены
заказчиком такими полно-
мочиями (путем включения
этихфункций в должностные
обязанности, выдачи дове-
ренности). Отметим, что по-
мимо контрактных управля-
ющих совершать в рамках
закупки юридически значи-
мые действия от имени за-
казчика могут и иные работ-
ники, действуя на основании
доверенности.
сЛУЖБА прАВОВОГО КОНсАЛТИНГА
Алексей Александров,
эксперт службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ОТВЕТ пОДГОТОВИЛИ:
Надежда Верхова,
эксперт службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
alebloshka
/depositphotos.com