Previous Page  10 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 16 Next Page
Page Background

вести

гаранта

10

сЛУЖБА ПрАвОвОГО кОНсАЛТИНГА

Контрактный

управляю­

щий и контрактная служба

в учреждении отсутствуют,

создана только единая ко­

миссия по осуществлению

закупок. Можно ли в рам­

ках Федерального закона

от 05.04.2013 г. № 44Фз

возложить на сотрудни­

ка, но не на руководителя

функции заказчика?

Из ч. 1, 2 ст. 38Федерального

закона от 05.04.2013 г. № 44-

ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ)

следует, что для управления

закупками заказчиком в

любом случае обязатель-

но или назначается одно

конкретное

должностное

лицо, ответственное за осу-

ществление закупки или

нескольких закупок, вклю-

чая исполнение каждого

контракта

(контрактный

управляющий), или соз-

дается контрактная служ-

ба. Создание контрактной

службы обязательно, если

совокупный годовой объ-

ем закупок (далее – СГОЗ)

заказчика превышает 100

миллионов рублей, в ином

случае создание контракт-

ной службы или назначение

контрактного управляюще-

го осуществляется по выбо-

ру заказчика. В отсутствие

указаний закона об ином

СГОЗ определяется по пра-

вилам, установленным п. 16

ст. 3 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, в приве-

денной ситуации заказчик

обязан

назначить

кон-

трактного

управляющего

или, если СГОЗ заказчика

превышает 100 миллионов

рублей, создать контракт-

ную службу.

Отдельно

отметим,

что

из норм Закона № 44-

ФЗ и п. 6, 8 Типового по-

ложения (регламента) о

контрактной службе, ут-

вержденного

приказом

Минэкономразвития Рос-

сии от 29.10.2013 № 631 (да-

лее – Типовое положение),

следует, что контрактная

служба и комиссия по осу-

ществлению закупок явля-

ются разными органами.

Вместе с тем закон не запре-

щает совмещение работни-

ками заказчика участия в

обоих этих органах (письмо

Минэкономразвития

Рос-

сии от 23.08.2013 № Д28и-

974), и фактически они мо-

гут состоять из одних и тех

же лиц.

Контрактная служба может

создаваться одним из следу-

ющих способов:

– путем создания отдель-

ного

структурного

под-

разделения, которое воз-

главляет

руководитель

структурного

подразде-

ления, назначаемый на

должность приказом руко-

водителя заказчика либо

уполномоченного

лица,

исполняющего его обязан-

ности; при этом заказчик

может наделить функциями

контрактной службы уже

существующее структурное

подразделение

(письмо

Минэкономразвития Рос-

сии от 04.06.2015 № Д28и-

1514);

– путем утверждения за-

казчиком постоянного со-

става работников заказчи-

ка, выполняющих функции

контрактной службы без

образования

отдельного

структурного подразделе-

ния. В этом случае контракт-

ную службу возглавляет ру-

ководитель заказчика или

один из заместителей руко-

водителя заказчика (п. 6, 9

Типового положения).

Работниками

контракт-

ной службы, контрактным

управляющим могут быть

лица только из числа со-

трудников заказчика (смо-

трите также письмо Мин-

экономразвития

России

от 31.01.2014 №ОГ-Д28-834).

Структура и численность

контрактной службы опре-

деляются и утверждаются

заказчиком, но не может

составлять менее двух че-

ловек (п. 7 Типового поло-

жения). Отметим, что, по

мнению

Минэкономраз-

вития России, высказан-

ному в ответе на вопрос

2 в приложении к письму

от 30.09.2014 № Д28И-1889,

в случае необходимости за-

казчик также имеет право

(при соблюдении вышеука-

занных требований к СГОЗ)

назначить нескольких кон-

трактных управляющих с

возложением на каждого

из них определенных функ-

ций и полномочий. Однако,

заметим, это можно квали-

фицировать и как фактиче-

ское создание контрактной

службы, в связи с чем мо-

жет возникнуть вопрос о ее

соответствии требованиям,

установленным

Типовым

положением, в частности о

ее руководителе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Зако-

на № 44-ФЗ работники

контрактной службы, кон-

трактный

управляющий

(далее также – контракт-

ные управляющие) должны

иметь высшее образова-

ние или дополнительное

профессиональное обра-

зование в сфере закупок

(исключение на переход-

ный период (с 1 января

2014 года по 31 декабря

2016 года) было предусмо-

трено ч. 23 ст. 112 Закона

№ 44-ФЗ).

Функции и полномочия

контрактных управляющих

описаны в ч. 4 ст. 38 Закона

№ 44-ФЗ, однако приведен-

ный в этой норме перечень

не является исчерпываю-

щим: в силу п. 7 ч. 4 ст. 38

Закона № 44-ФЗ контракт-

ные управляющие также

«осуществляют иные полно-

мочия,

предусмотренные

Законом № 44-ФЗ». Безус-

ловно, речь не идет о том,

что контрактные управляю-

щие должны непосредствен-

но выполнять все функции

и полномочия, возложен-

ные на заказчика Законом

№ 44-ФЗ, что следует и из

уточнения указанных функ-

ций и полномочий в разде-

ле II Типового положения:

в частности, в эти функции

включено «организацион-

но-техническое

обеспече-

ние деятельности комиссий

по осуществлению закупок».

Схожие уточнения даны и в

отношении других функций

и полномочий контракт-

ных управляющих, что по-

зволяет сделать вывод, что

в целом речь следует вести

об ответственности кон-

трактных управляющих за

организацию выполнения

функций заказчика в рам-

ках закупки. Вместе с тем

контрактные управляющие

могут и непосредственно

совершать в рамках закуп-

ки юридически значимые

действия от имени заказчи-

ка – например, подписание

контракта, если наделены

заказчиком такими полно-

мочиями (путем включения

этихфункций в должностные

обязанности, выдачи дове-

ренности). Отметим, что по-

мимо контрактных управля-

ющих совершать в рамках

закупки юридически значи-

мые действия от имени за-

казчика могут и иные работ-

ники, действуя на основании

доверенности.

сЛУЖБА прАВОВОГО КОНсАЛТИНГА

Алексей Александров,

эксперт службы Правового

консалтинга ГАРАНТ

ОТВЕТ пОДГОТОВИЛИ:

Надежда Верхова,

эксперт службы Правового

консалтинга ГАРАНТ

alebloshka

/depositphotos.com