вести
гаранта
10
Коммерческая
организа-
ция (общий режим налого-
обложения) построила на
своей территории здание
контрольно-пропускного
пункта (КПП). На счете 08
числится стоимость проект-
ных работ по КПП, данные
расходы
документально
подтверждены. Однако нет
никаких документов, под-
тверждающих
остальные
расходы, понесенные в свя-
зи со строительством. Объ-
ект планируется принять
к учету по стоимости, опре-
деленной
независимым
оценщиком. В каком поряд-
ке принимать этот объект
к бухгалтерскому учету?
Согласно п. 7.2 Концепции,
одобренной
Методоло-
гическим советом по бух-
галтерскому учету при Ми-
нистерстве финансов РФ,
Президентским
советом
Института профессиональ-
ных бухгалтеров 29.12.1997),
активы – это хозяйственные
средства, контроль над кото-
рыми организация получила
в результате свершившихся
фактов ее хозяйственной де-
ятельности и которые долж-
ны принести ей экономи-
ческие выгоды в будущем,
в том числе в виде использо-
вания их в производствен-
ном процессе.
Активы, находящиеся в соб-
ственности и распоряжении
организации, но не постав-
ленные на учет, приходуются
по результатам проведенной
инвентаризации (ч. 2 ст. 11
Федерального закона от
06.12.2011 № 402-ФЗ (далее –
Закон № 402-ФЗ), п.п. 1.4, 2.5,
3.3 Методических указаний
по инвентаризации имуще-
ства и финансовых обяза-
тельств, утв. приказом Мин-
фина России от 13.06.1995
№ 49). Отметим, что нормы
бухгалтерского учета не по-
зволяют обнаружить недоку-
ментированное имущество
на каком-либо другом осно-
вании, кроме данных инвен-
таризации.
Случаи, сроки и порядок
проведения
инвентариза-
ции, а также перечень объ-
ектов, подлежащих инвен-
таризации,
определяются
экономическим субъектом,
за исключением обязатель-
ного проведения инвента-
ризации (ч. 3 ст. 11 Закона
№ 402-ФЗ). Случаи, когда
инвентаризация проводится
обязательно, установлены
в п. 27 Положения, утв. при-
казом Минфина России от
29.07.1998 № 34н (далее –
Положение № 34н).
Таким образом, здание,
своевременно не постав-
ленное на учет, необходи-
мо оприходовать на осно-
вании итогов проведенной
инвентаризации,
в
том
числе внеплановой. О про-
ведении
инвентаризации
издается приказ руководи-
теля (можно использовать
форму ИНВ-22). Исходя из
условий рассматриваемой
ситуации, здание отвечает
требованиям, установлен-
ным п. 4 ПБУ 6/01, поэтому
его необходимо учитывать
как основное средство (ОС).
В общем случае результаты
инвентаризации ОС оформ-
ляются первичной учетной
документацией по формам
№ ИНВ-1, ИНВ-18, ИНВ-26.
Также вместо них органи-
зация может использовать
формы, разработанные са-
мостоятельно, при условии,
что в них будут присутство-
вать все реквизиты, поиме-
нованные в ч. 2 ст. 9 Закона
№ 402-ФЗ (ч. 4 ст. 9 Закона
№ 402-ФЗ).
Выявленное в результате ин-
вентаризации здание при-
ходуется по рыночной сто-
имости на дату проведения
инвентаризации, у коммер-
ческой организации соответ-
ствующая сумма зачисляет-
ся в состав прочих доходов
(ч. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ,
пп. «а» п. 28 Положения
№ 34н, п. 10 ПБУ 6/01, п. 36
Методических указаний, утв.
приказом Минфина России
от 13.10.2003 № 91н (далее –
Методические
указания
№91н), п.п. 8, 10.3 ПБУ 9/99).
В анализируемом случае
у организации имеется от-
чет оценщика о рыночной
стоимости здания. Поэтому
стоимость, определенная
оценщиком, и будет явля-
ется его первоначальной
стоимостью.
Из п. 32 Методических ука-
заний № 91н следует, что
положения данной нормы
не распространяются на
ОС, оприходованные по ре-
зультатам инвентаризации.
В связи с этим полагаем,
что расходы на оплату услуг
оценщика не увеличивают
первоначальную стоимость
здания, а учитываются в со-
ставе
прочих
расходов
(п.п. 4, 5, 12 ПБУ 10/99).
С учетом положений п. 8 ПБУ
6/01, п.п. 4.73, 4.89 Приложе-
ния № 8 Методики определе-
ния стоимости строительной
продукциина территорииРФ
(МДС 81-35.2004), утв. поста-
новлением Госстроя России
от 05.03.2004 № 15/1, затраты
на выполнение проектных
работ по строительству объ-
екта ОС включаются в его
первоначальную стоимость.
Однако в рассматриваемой
ситуации здание должно
быть учтено по стоимости,
определенной оценщиком.
По нашему мнению, в дан-
ном случае на стоимость
выполненных
проектных
работ, расходы на проведе-
ние которых организацией
правомерно учтены на счете
08, необходимо уменьшить
сумму полученного прочего
дохода, так как в указанной
части от рыночной стоимо-
сти здания организация не
получает
безвозмездного
дохода (увеличения эконо-
мических выгод) ввиду того,
что проектные работы опла-
чены в установленном по-
рядке и подтверждены пер-
вичными документами (п. 2
ПБУ 9/99).
В данном случае проводки
в учете могут быть следую-
щими:
Дебет 01 Кредит 08
– включены в первоначаль-
ную стоимость здания рас-
ходы на проектные работы;
Дебет 01 Кредит 91, субсчет
«Прочие доходы»
– учтен доход в виде разни-
цымежду рыночной стоимо-
стью здания и стоимостью
проектных работ;
Дебет 91, субсчет «Прочие
расходы» Кредит 60 (76)
– оприходованы услуги неза-
висимого оценщика;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– учтен НДС по стоимости ус-
луг оценщика;
Дебет 68, субсчет «Расчеты
по НДС» Кредит 19
– принят к вычету НДС.
Поскольку ПБУ 6/01 не содер-
жит специальных правил по
начислению
амортизации
в отношении объектов ОС,
выявленных в качестве из-
лишковприинвентаризации,
начисление
амортизации
по этим объектам осущест-
вляется в общеустановлен-
ном порядке в соответствии
с п.п. 17–25 ПБУ 6/01.
Наталья Вахромова,
эксперт службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ОТВЕТ ПОДГОТОВИЛА:
AndreyPopov
/depositphotos.comСЛУЖБА ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА
СЛУЖБА ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА