Previous Page  10 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 16 Next Page
Page Background

вести

гаранта

10

Коммерческая

организа-

ция (общий режим налого-

обложения) построила на

своей территории здание

контрольно-пропускного

пункта (КПП). На счете 08

числится стоимость проект-

ных работ по КПП, данные

расходы

документально

подтверждены. Однако нет

никаких документов, под-

тверждающих

остальные

расходы, понесенные в свя-

зи со строительством. Объ-

ект планируется принять

к учету по стоимости, опре-

деленной

независимым

оценщиком. В каком поряд-

ке принимать этот объект

к бухгалтерскому учету?

Согласно п. 7.2 Концепции,

одобренной

Методоло-

гическим советом по бух-

галтерскому учету при Ми-

нистерстве финансов РФ,

Президентским

советом

Института профессиональ-

ных бухгалтеров 29.12.1997),

активы – это хозяйственные

средства, контроль над кото-

рыми организация получила

в результате свершившихся

фактов ее хозяйственной де-

ятельности и которые долж-

ны принести ей экономи-

ческие выгоды в будущем,

в том числе в виде использо-

вания их в производствен-

ном процессе.

Активы, находящиеся в соб-

ственности и распоряжении

организации, но не постав-

ленные на учет, приходуются

по результатам проведенной

инвентаризации (ч. 2 ст. 11

Федерального закона от

06.12.2011 № 402-ФЗ (далее –

Закон № 402-ФЗ), п.п. 1.4, 2.5,

3.3 Методических указаний

по инвентаризации имуще-

ства и финансовых обяза-

тельств, утв. приказом Мин-

фина России от 13.06.1995

№ 49). Отметим, что нормы

бухгалтерского учета не по-

зволяют обнаружить недоку-

ментированное имущество

на каком-либо другом осно-

вании, кроме данных инвен-

таризации.

Случаи, сроки и порядок

проведения

инвентариза-

ции, а также перечень объ-

ектов, подлежащих инвен-

таризации,

определяются

экономическим субъектом,

за исключением обязатель-

ного проведения инвента-

ризации (ч. 3 ст. 11 Закона

№ 402-ФЗ). Случаи, когда

инвентаризация проводится

обязательно, установлены

в п. 27 Положения, утв. при-

казом Минфина России от

29.07.1998 № 34н (далее –

Положение № 34н).

Таким образом, здание,

своевременно не постав-

ленное на учет, необходи-

мо оприходовать на осно-

вании итогов проведенной

инвентаризации,

в

том

числе внеплановой. О про-

ведении

инвентаризации

издается приказ руководи-

теля (можно использовать

форму ИНВ-22). Исходя из

условий рассматриваемой

ситуации, здание отвечает

требованиям, установлен-

ным п. 4 ПБУ 6/01, поэтому

его необходимо учитывать

как основное средство (ОС).

В общем случае результаты

инвентаризации ОС оформ-

ляются первичной учетной

документацией по формам

№ ИНВ-1, ИНВ-18, ИНВ-26.

Также вместо них органи-

зация может использовать

формы, разработанные са-

мостоятельно, при условии,

что в них будут присутство-

вать все реквизиты, поиме-

нованные в ч. 2 ст. 9 Закона

№ 402-ФЗ (ч. 4 ст. 9 Закона

№ 402-ФЗ).

Выявленное в результате ин-

вентаризации здание при-

ходуется по рыночной сто-

имости на дату проведения

инвентаризации, у коммер-

ческой организации соответ-

ствующая сумма зачисляет-

ся в состав прочих доходов

(ч. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ,

пп. «а» п. 28 Положения

№ 34н, п. 10 ПБУ 6/01, п. 36

Методических указаний, утв.

приказом Минфина России

от 13.10.2003 № 91н (далее –

Методические

указания

№91н), п.п. 8, 10.3 ПБУ 9/99).

В анализируемом случае

у организации имеется от-

чет оценщика о рыночной

стоимости здания. Поэтому

стоимость, определенная

оценщиком, и будет явля-

ется его первоначальной

стоимостью.

Из п. 32 Методических ука-

заний № 91н следует, что

положения данной нормы

не распространяются на

ОС, оприходованные по ре-

зультатам инвентаризации.

В связи с этим полагаем,

что расходы на оплату услуг

оценщика не увеличивают

первоначальную стоимость

здания, а учитываются в со-

ставе

прочих

расходов

(п.п. 4, 5, 12 ПБУ 10/99).

С учетом положений п. 8 ПБУ

6/01, п.п. 4.73, 4.89 Приложе-

ния № 8 Методики определе-

ния стоимости строительной

продукциина территорииРФ

(МДС 81-35.2004), утв. поста-

новлением Госстроя России

от 05.03.2004 № 15/1, затраты

на выполнение проектных

работ по строительству объ-

екта ОС включаются в его

первоначальную стоимость.

Однако в рассматриваемой

ситуации здание должно

быть учтено по стоимости,

определенной оценщиком.

По нашему мнению, в дан-

ном случае на стоимость

выполненных

проектных

работ, расходы на проведе-

ние которых организацией

правомерно учтены на счете

08, необходимо уменьшить

сумму полученного прочего

дохода, так как в указанной

части от рыночной стоимо-

сти здания организация не

получает

безвозмездного

дохода (увеличения эконо-

мических выгод) ввиду того,

что проектные работы опла-

чены в установленном по-

рядке и подтверждены пер-

вичными документами (п. 2

ПБУ 9/99).

В данном случае проводки

в учете могут быть следую-

щими:

Дебет 01 Кредит 08

– включены в первоначаль-

ную стоимость здания рас-

ходы на проектные работы;

Дебет 01 Кредит 91, субсчет

«Прочие доходы»

– учтен доход в виде разни-

цымежду рыночной стоимо-

стью здания и стоимостью

проектных работ;

Дебет 91, субсчет «Прочие

расходы» Кредит 60 (76)

– оприходованы услуги неза-

висимого оценщика;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– учтен НДС по стоимости ус-

луг оценщика;

Дебет 68, субсчет «Расчеты

по НДС» Кредит 19

– принят к вычету НДС.

Поскольку ПБУ 6/01 не содер-

жит специальных правил по

начислению

амортизации

в отношении объектов ОС,

выявленных в качестве из-

лишковприинвентаризации,

начисление

амортизации

по этим объектам осущест-

вляется в общеустановлен-

ном порядке в соответствии

с п.п. 17–25 ПБУ 6/01.

Наталья Вахромова,

эксперт службы Правового

консалтинга ГАРАНТ

ОТВЕТ ПОДГОТОВИЛА:

AndreyPopov

/depositphotos.com

СЛУЖБА ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА

СЛУЖБА ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА