ВЕСТИ
ГАРАНТА
14
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
Что не нужно писать в ад-
вокатском запросе
В свете необходимости со-
блюдения адвокатом мер
по
защите
полученной
от клиента информации
установление требований
к форме адвокатского за-
проса не должно ставить в
зависимость возможность
его применения от раскры-
тия персональных данных
подзащитного граждани-
на, равно как и допускать
неоднозначность оценки
его целесообразности, за-
ключил Верховный Суд РФ,
ознакомившись с некото-
рыми аспектами оформ-
ления таких запросов за-
щитниками (решение от
24.05.2017 № АКПИ17-103).
Требования к форме ад-
вокатского запроса были
утверждены
Минюстом
России спустя полгода по-
сле вступления в силу
Федерального
закона
от 02.06.2016 № 160-ФЗ,
благодаря которому в за-
конодательстве
были
закреплены
нормы
об
адвокатском запросе и
установлена администра-
тивная
ответственность
за уклонение его адресата
от предоставления ответа
на такой запрос. Порядок
его оформления, утверж-
денный соответствующим
приказом Минюста (от
14.12.2016 № 288), обязы-
вал адвоката приводить
в запросе, в частности,
реквизиты соглашения об
оказании юридической по-
мощи (либо ордера, либо
доверенности), фамилию,
имя и, если есть, отчество
клиента (либо наименова-
ние юридического лица, в
чьих интересах действует
адвокат) и при необходи-
мости – обоснование полу-
чения запрашиваемых све-
дений.
Однако последствия со-
блюдения этих положений,
по мнению истцов, обра-
тившихся в ВС РФ, могли по-
влечь прекращение статуса
адвоката – на основании
п. 2 ст. 17 Федерального за-
кона от 31.05.2002 № 63-ФЗ,
за разглашение адвокат-
ской тайны из-за указания
в запросе персональных
данных клиента. Если эти
требования не соблюдать,
в получении информации
может быть отказано. Если
их не соблюдать регуляр-
но – опять же изгнание из
адвокатского сообщества.
Получается,
«соблюдать
нельзя не соблюдать» – и
ставьте запятую где хотите.
И как оформлять адвокат-
ский запрос?
С тем, что указание в нем
фамилии, имени и отчества
гражданина, в чьих интере-
сах действует адвокат, явля-
ется нарушением адвокат-
ской тайны, суд согласился:
эта информация относится
к персональным данным и
без согласия субъекта ПД
их обработка не допуска-
ется. А вот наименование
юридического лица – нет,
как и реквизиты согла-
шений (доверенностей и
ордеров), упоминаемых в
оспариваемых положениях
нормативного правового
акта. В свою очередь, тре-
бование о том, что адвокат
обязан при необходимости
приводить
обоснование
получения запрашиваемых
сведений судьи признали
не подлежащим примене-
нию – ч. 5 ст. 8 Федераль-
ного закона от 27.07.2006
№ 149-ФЗ гласит, что для
получения доступа к сведе-
ниям госорганов и органов
местного самоуправления
этого не нужно, к тому же,
кто решает, есть необходи-
мость в таком обосновании
или нет – адвокат или адре-
сат запроса, – неясно.
А обращение с запросом
в интересах клиента не
должно предполагать ве-
роятности лишения статуса
адвоката по формальному
поводу.
Обязательным для бизне-
са платежам готовят все-
российскую перепись
Одним из знаковых собы-
тий прошедшего лета стал
подготовленный Минфи-
ном и Минэкономразви-
тия законопроект «О регу-
лировании обязательных
платежей
юридических
лиц и индивидуальных
предпринимателей», вы-
звавший широкий резо-
нанс почти с момента опу-
бликования на портале
regulation.gov.ru. Его те-
мой стали платежи, кото-
рые представители разных
сфер бизнеса уплачивают
помимо налогов, страхо-
вых взносов во внебюджет-
ные фонды, таможенных
платежей и ряда других.
Авторы предлагают ввести
общие правила их установ-
ления, определить права
и обязанности их платель-
щиков
и
начисляющих
их органов и утверждать
перечни таких платежей,
обязанности по уплате ко-
торых установлены на фе-
деральном, региональном
и муниципальном уровнях,
отдельным федеральным
законом, законами субъек-
тов РФ и муниципальными
правовыми актами соот-
ветственно.
По сути, это предвещает по-
явление единых реестров
неналоговых платежей, в
целях составления кото-
рых может потребоваться
ревизия всей «параллель-
ной налоговой системы».
В законопроекте опреде-
лены критерии отнесения
платежей к обязательным,
и в нынешней редакции
документа речь идет об
индивидуально-безвоз-
мездных платежах, вклю-
чая в том числе обуслов-
ленные осуществлением в
пределах территории, на
которой они введены, от-
дельных видов предприни-
мательской деятельности,
не определяемых в ходе
конкурсов, аукционов и не
уплачиваемых по догово-
ру, заключенному в связи с
вовлечением в хозяйствен-
ный оборот природных
ресурсов. Также упомина-
ются платежи, внесение
которых является условием
движения тяжеловесного
транспорта по автодорогам
общего пользования, в свя-
зи с чем в реестрах, вероят-
но, может оказаться плата,
предусмотренная
поста-
новлением Правительства
РФ от 14.06.2013 № 504 (для
взимания которой сейчас
действует система «Пла-
тон»). Однако сколько и
каких именно платежей в
итоге окажется в реестрах,
неясно – их количество, по
разным оценкам, исчисля-
ется десятками, а во мне-
ниях даже относительно их
правовой природы зача-
стую единства нет (как, на-
пример, о предусмотрен-
ных Федеральным законом
от 24.06.1998 № 89-ФЗ), то
есть законопроектом по-
ставлена поистине гранди-
озная задача.
В случае принятия законо-
проекта к 1 января 2019 г.
эти реестры появятся в
Интернете, еще через пол-
года привлечение к от-
ветственности за неуплату
обязательного
платежа
станет возможным лишь в
случае его указания в ре-
естрах. Хотя это не озна-
чает, что с их появлением
новые обязательные пла-
тежи вводиться не будут
(тем не менее, для их вве-
дения установят тайм-аут
минимум в полгода по-
сле утверждения), такая
панорама сама по себе
вполне может оказаться
мощным сдерживающим
фактором для подобных
инициатив – в зависи-
мости от того, каким в
совокупности
окажется
общий размер неналого-
вой и налоговой «ноши»
предпринимателя.
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ